САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 16.11.2012 Доклад архиепископа Софрония на молодежном съезде в Сан-Пауло

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

16.11.2012 Доклад архиепископа Софрония на молодежном съезде в Сан-Пауло PDF Напечатать Е-мейл

 

                                      Православная семья в современном мiре.

На прошлом нашем заседании я высказал  мысль о том что в современном мире мы невольно подменили свою веру. Мы больше ожидаем пришествие антихриста, чем пришествие Христа. Если задуматься, то человек, который в своей жизни больше говорит об антихристе, чем о Христе, соответственно живет этим антихристовым духом, в антихристовом  мiре.  Недавно мне  один священник сказал: «Вы все строите в монастыре, скоро уже антихрист придет, а Вы все строите» Я ответил: « Странно как то получается, а я ожидаю пришествие Христа». И вот такой человек, который ждет пришествие антихриста и видит во всем лохматую руку диавола и продолжает далее рассказывать о том, что и жениться уже нельзя, и жить нам осталось немного, скоро придет конец света. На мой взгляд все зависит от того какую ведет человек жизнь, так он и поступает. Если видит антихриста, то конечно все его дела не имеют никакого смысла в вечности, (ибо антихрист вечностью не управляет),  и имеют свой бесславный конец при Втором пришествии Иисуса Христа.  Но если человек свою жизнь тесно связывает с Живым Богом, в своей повседневной жизни видит им руководящего Любящего Христа, живет в угождении Живому Богу, то все его дела имеют продолжения в вечности.  В евангелии говорится: « но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, -- так будет и пришествие Сына Человеческого; …Итак,  бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет».  По толкованию св. отцов этими словами нам дан не запрет есть, пить, женится, и выходить замуж, а для уверения в истине Своих слов Господь приводит события времени Ноя. Господь предсказывает, что около времени пришествия антихриста страсть к наслаждениям охватит людей, и они особенно охотно будут вступать в брак, предаваться роскоши. "Тогда", говорит, то есть когда все будут беспечны, отдадутся своим занятиям, один, праведник, будет взят в сретение Господа на воздух, а другой, именно грешник, оставляется. Иные будут молоть, то есть будут рабами: и из них одни, достойные, берутся, а другие, недостойные, оставляются. Таким образом и отсюда мы видим, что ни рабы и ни женщины не получат препятствия к Богоугождению. И далее блаженный Феофилакт рассказывает нам : «Господь заповедует бодрствовать и готовиться, то есть обогащаться добрыми делами, чтобы, когда придет Господь, мы могли представить Ему то, что Ему угодно. Обрати внимание: Спаситель не сказал "Я не знаю, в какой час придет вор", но сказал "вы не знаете". Под вором разумеется конец и смерть каждого из нас. Как незаметно, говорит, приходит вор, так неожиданно будет Мое пришествие: не будьте же беспечны, но бодрствуйте. Если бы мы знали, когда наступит наша кончина, то мы бы только в тот день постарались угождать Богу. А теперь, так как не знаем, то всегда бодрствуем для дел добродетели».  Именно в таком направлении мы и должны проводить свою жизнь. Теперь давайте рассмотрим как можно в современном мире и в свете вышесказанного, устроить свою семью так, чтобы, когда придет Господь, мы могли представить Ему то, что Ему угодно.  Молодой парень и девушка хотят создать семью. Откуда они имеют опыт в семейной жизни? Конечно, они черпают этот опыт из поведения своих родителей и на модели своих родителей пытаются построить свою семью. Как был воспитан юноша поведением своего отца, так невольно он будет себя вести  в создаваемой им семьи, и наоборот как девушка видела и слышала поведение своей матери, невольно перенимает этот опыт. Это одна из обязанностей родителей перед детьми, они должны привить им правильное понимание смысла семьи. Воспитание в семье совершается вокруг добродетельной жизни родителей, которые своим при¬мером учат детей. Поэтому апостол и гово¬рит:  «Чтобы так же и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию… Впрочем (женщина), спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.  (1 Тим. 2, 9-10).  Таким образом, "чадородие" является для жены средством спасения через воспитание своих детей в вере и благочестии. Без этого же условия, когда рож-дают детей  и воспитывают их так что они становятся атеистами, или пассивными христианами, мало принимающими участие в жизни ближнего, чадородие не спасет жену. Вся премудрость семейной жизни заключается в исполнении повелений Бога, в последовательном и ответственном осуществле¬нии каждым своего призвания. Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. (1 Кор. 7, 16-17).
   И так вернемся к нашим молодым людям которые хотят создать православную семью.  В книге Екклисиаст мы читаем: «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем». Из этих слов следует, что глубина и искренность супружеских взаимоотношений зависит от того, насколько супруги готовы трудиться, чтобы улучшить свои взаимоотношения. Настоящая любовь — это умение побеждать эгоистические чувства. В книге Бытие (2, 24) говорится: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть". Слово "прилепится" не подразумевает, что некто или нечто может потом отлепиться. Наоборот,  древнееврейское слово "прилепиться",  означает "прилипнуть",  "прильнуть",  "держаться вместе" или "приклеиться". Оно подразумевает продолжительный союз, другими словами, один брак на всю жизнь.  Когда Господь сотворил Адама, Он не сотворил несколько Ев и не сказал: "Выбирай, которая тебе подойдет". В современном мире принято выбирать и примерять под себя спутника жизни.  Парень как правило при выборе говорит себе: « мне надо девушку  с  такими-то критериями, чтобы не было в ней того то,  или других каких- то изъянов». Соответственно и девушка тоже имеет свои вопросы при выборе спутника жизни.  Он для себя на основании современных критериев и параметров создал  идеальный образ и старается подогнать к нему свою будущую избранницу. Все дело в том, что избранник смотрит на создаваемую им семью, не стой стороны. Он выбирает под себя и не смотрит  и не задумывается, а какой я сам? какую избранницу я заслуживаю? а могу ли я понести то ее достоинство?  Могу ли всегда с ней говорит на разные темы, когда умную и образованную ищу?  буду ли терпеть то, что на нее будут обращать внимание другие, когда я выбираю по внешний  красоте?  Зачастую тот, кто выбирает, не относится к самому себе самокритично, а эгоистично. Я же самый красивый, самый добрый, самый-самый. В этом, на мой взгляд, и начинается маленькая трещина в создаваемой молодой семье,  ибо эгоизм как я выше говорил признак не подлинной любви. Если человек выбирал по таким не правильным критериям, то со временем он начинает понимать что не может понести те достоинства своей избранницы и  тогда все ее достоинства становятся  недостатками для него, потому что не может  понести  он того,  что раньше казалось ему мелочью. И такие люди начинают разводится, со словами «не подошли друг другу». Да и подойти не могли, ибо выбирали с поврежденным представлением о семье. Современный мир говорит, что бы главное  было взаимопонимание в интимных отношения, а все остальное не так уж и существенно, в любой момент можно поменять партнера. Но Господь сотворил одну жену и благословил Адама и Еву на супружество. Если этот принцип нарушается, теряется Божие благословение. На фундаменте греха счастливую семью создать крайне сложно.   Когда в семье  случается измена, то одна сторона говорит: « Я только телом был с другой, а душой с моей женой». На мой взгляд,  как раз и подтверждается то,  что прелюбодеяние -это смертный грех, так как тело без души не может жить. В современном мире принято считать, что до замужества девственность должна соблюдать только девушка. Конечно же,  это не так и юноше тоже обязательно нужно хранить свою чистоту. Многие говорят,  что этим юноша приобретает опыт. Но когда грех мог служить ко спасению? На мой взгляд, если это греховное понимание, закладывается в фундаменте будущей семьи как основа,   то и является тем песком, на котором воздвигают здание семьи.  Обычай наших предков требовать невинности молодоженов  до венчания вовсе не был средневековым предрассудком. Это было проверено веками и закреплено жестким требованием церкви: «Не прелюбодействуй». Церковное требование гарантировало, генетическую совместимость мужа и жены. Даже не только по учению св. Церкви но и ученные,  генетики говорят: « что первый в жизни женщины сексуальный контакт оставляет в системе генетической наследственности след до конца ее жизни. Происходит сильное стрессовое воздействие на психику, а через нее — опять же на систему психической наследственности и иммунитета».  Но что, же наши молодые люди,  которые хотят создать православную семью? Они должны помнить, что не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью нужно вступать в супружество. А для этого уже в юности  надо воспитывать в себе благочестие, сохранять целомудрие, преданность к Богу, на Него одного  уповая,  (а не на себя,  что я сам все знаю, что к чему), молится, чтобы Господь послал другую половину, угодную Ему. Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстную близость, или корысть, или тщеславие. Я всегда говорю моим собеседникам,  вопрошающим на эту тему, постарайтесь во время дружбы до брака увидеть в Вашей спутнице ту внутреннюю красоту души, увидеть то, что Вас будет объединять в старости, когда все потехи молодости пройдут. И когда встретишь такого человека, прими, как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовью, столько же и с почтением к этому дару. Святитель Иоанн Златоуст говорит в своих поучениях на эту тему: «…Прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв дурную жену, переносить её злобу, или, не желая этого и отвергнув её, быть виновным в прелюбодеянии. Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нём два становятся одним»
        Я имею знакомство с такими молодыми людьми, которые правильно подошли к решению этого сложного вопроса. Их объединяет служение Господу, совместное самосовершенствование в добродетелях, угождение Богу  через своего избранника. Дай Господи таким людям под влиянием зла не сойти с этого спасительного пути.  А святитель  Феофан в то же время говорит мужу, что глава в доме должен внимать всем духовным делам. “Главное здесь – вера и благочестие. Семейство это малая церковь. Он — глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвословия  на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени. Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память об них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер: пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия ”.  В современных семьях это господство мужа над женою превратилось в господство страсти, господство самовластия над женою, тиранства над ней, господства раздражения, ярости, требовательности, притязаний к ней, бесконечной услужливости ему во всем. Прежде чем требовать от кого-то  повиновение,  нужно самому быть готовому  в любой момент оказать повиновение  другому. Быть тем идеалом, которому  хотелось бы подражать в своей христианской жизни. Самому быть исполнителем того чего требуешь от другого и своим личным примером, быть их проводником в жизни.  Зачастую бывает такая ситуация когда муж требует повиновение себе как главе семьи от жены, а сам свои священные обязанности не но что не исполняет, но  порой и не знает их.  Мужу надо стремится быть не на словах, а на деле главой семьи. Глава семьи входит и во все внешние отношения. Семья за ним — как за каменной стеной. В общество выходит он, но и общество спрашивает за дела семьи именно с него.  Однажды к святому Иоанну Лествичнику пришли миряне, мало заботившиеся о своем спасении, и хотели оправдать свою порочность и нерадение такими словами: “Каким образом можно вести жизнь подвижническую нам – при наших женах и заботах общественных, которые опутывают нас подобно сетям?”, святой Иоанн ответил: “Делайте те добрые дела, какие можете: никого не злословьте, не крадите, ни на кого не клевещите; ни пред кем не превозноситесь; не питайте ни к кому ненависти, не уклоняйтесь от церковных собраний; будьте сострадательны к бедным; не подавайте никому соблазна, к чужой жене не приближайтесь и храните супружескую верность. Если так будете поступать, то недалеки будете от Царства Небесного”. Только облекшись во всеоружие христианских добродете¬лей можно вести угодную Богу семейную жизнь. Ибо благословенна от Господа такая совместная жизнь людей. Если супруги пренебрегают обогащением добродетелями то в последствии они себе задают вопрос: « а за чем я создал семью»? И как правило не находят ответа я думаю потому,  что не правильно ставят вопрос. Не «за чем» а «для чего» . Такая постановка вопроса меняет сам подход к семье. Семью создают не зачем, а почему. Потому что в человеческом сердце возникает великое состояние любви. Не то чувство влюбленности или похоти, которым пытаются подменить в современном мире, а именно состояние любви, которая выражается, как я выше сказал во всех христианских добродетелях. Семью создают потому, что любят и хотят заботиться и нести ответственность за свою любовь.  Первые заповеди построены на любви, и именно такая любовь должна быть в основе семьи. Начиная жизнь, мы не знаем, к чему она предназначена,  но каждый юноша и девушка одарены  какими-нибудь способностями, и они должны развивать их всеми силами, чтобы быть готовыми  исполнить свое назначение, когда они будут нужны Господу. Одна молодая девушка молилась ежедневно, чтобы Господь готовил ее к тому, что ожидает ее в жизни. Очень часто наши способности пропадают без пользы для других и для нас самих, потому что мы по небрежности не развили их. Мы должны бы упражняться постоянно в своем даровании. И в свое время Господь ясно укажет нам применение наших сил.
2012 г. архиепископ Софроний, Сан-Пауло.