arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Заседание Архиерейского Синода РПЦЗ Одесса, 9-10 ноября 2011 года PDF Напечатать Е-мейл

Заседание Архиерейского Синода РПЦЗ


Одесса, 9-10 ноября 2011 года


 

Протокол №1.

 

ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА


РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.


 

Заседание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей проходило 27 октября/9 ноября 2011 года в Одессе, в Архангело-Михайловском епархиальном доме.

 

Присутствовали члены Синода: Высокопреосвященный Агафангел, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Софроний, Санкт-Петербургский и Северо-Русский; епископ Георгий, Болградский и Белгород-Днестровский, Секретарь Архиерейского Синода; епископ Афанасий, Вологодский и Великоустюжский.

По приглашению принимали участие в работе Синода Преосвященные: епископ Кирилл, Воронежский и Южно-Российский; епископ Дионисий, Новгородский и Тверской; епископ Никон Верхотурский, епископ Николай Потинский. В качестве представителя Преосвященного Иринея, епископа Лионского и Западно-Европейского, на заседании Синода присутствовал протодиакон Герман Иванов Тринадцатый.

 

Заседание Синода началось в 10.40 пением «Царю Небесный…»

 

Слушали Председателя о Повестке дня.

Постановили: Принять Повестку дня заседания Архиерейского Синода в следующем виде:

1.      Сообщение Председателя Синода о положении дел за истекший период.

2.      Сообщения Преосвященных о положении дел в епархиях.

3.      О приеме в состав РПЦЗ общин, придерживающихся нового календарного стиля в богослужении.

4.      О синодальном здании.

5.      О границах епархий.

6.      О единообразии литургической практики.

7.      О сергианстве.

8.      Об открытии монастыря в Болградской епархии.

9.      Об очередном Архиерейском Соборе.

10.  Финансовый отчет.

11.  Разное.

 

1.      Слушали сообщение Председателя.

Председатель сообщает, что в целом за период времени, истекший после последнего заседания Синода, жизнь в Церкви протекала спокойно. По милости Божией не было серьезных расколов и разделений. Говорит о необходимости блюсти единство и мир среди клира и паствы, в этих целях открыто обсуждать все возникающие проблемы, не доводя возникающих в обычном порядке церковной жизни противоречий до крайностей. Рассказывает о важных моментах во взаимоотношениях с братским Синодом Противостоящих Греции и о имевших место контактах с его архиереями, в частности с епископом Амвросием по переписке и архиепископом Хризостомом в ходе личной встречи в США. Информирует об телефонных переговорах с сербским епископом Артемием. Продолжался процесс обращения к Первоиерарху клириков и общин из других юрисдикций, что вызывает необходимость для Преосвященных точнее определить общие принципы принятия таковых в лоно Зарубежной Церкви.

Постановили: Сообщение принять к сведению.

 

2. Слушали: сообщения Преосвященных.

 

Архиеп. Софроний  сообщает, что в целом спокойная обстановка в его епархии иногда нарушалась претензиями и действиями со стороны государственных органов РФ и Московской Патриархии. В Ишимско-Сибирской епархии было проведено пастырское совещание в целях умиротворения церковной жизни, которая в целом протекает ровно. В Санкт-Петербурге по-прежнему для проведения богослужений необходимое помещение приходится снимать в аренду, в Богоявленском монастыре осуществление уставного круга служб соединяется с работами по созданию условий для функционирования Пастырских курсов. Рассказывает об обращениях духовенства из других юрисдикций, о своих поездках за истекший период в сибирский город Ишим и Аугсбург (Германия). В Аугсбурге к нашей Церкви присоединилась группа верующих, прекративших общение с РПЦЗ МП, есть возможность организовать из них приход. Далее сообщает о своем пятидневном визите в Грецию, братском общении и сослужении с иерархами Синода Противостоящих, передает от них нашим Преосвященным поклон и просьбу святых молитв. Более подробно останавливается на событиях, связанных с приходом и женским монастырем в с. Дудачкино, где на основании анонимных обращений госорганами РФ был произведен обыск и ныне проводится проверка на предмет соответствия законодательству деятельности наших религиозных общин. Докладывает Синоду, что в пределах его епархии преставился ко Господу известный в прошлом клирик РПЦЗ игумен Серафим (Кучинский). Перед кончиной он обратился к Владыке Софронию, принес покаяние, причастился и полностью примирился с Матерью-Зарубежной Церковью. Отпевание о. Серафима совершено в качестве игумена.

Преосвященные поют «Вечную память» игумену Серафиму.

Постановили: Сообщение архиеп. Софрония принять к сведению.

 

Еп. Афанасий рассказывает о жизни Вологодской епархии. Закончено строительство храма и начато отправление богослужений в Ферапонтово, наблюдается общее оживление церковной жизни в приходах, благополучно функционирует женский монастырь в Вологде. Отмечает временное затишье в гонениях на нашу Церковь со стороны чиновников и МП в пределах Вологодской епархии, однако предполагает, что такая ситуация временна и связана с ожиданием репрессивных изменений в законодательстве РФ. Говорит о необходимости объединить усилия членов нашей Церкви в преддверии возможных притеснений.

Постановили: Сообщение еп. Афанасия принять к сведению.

 

Еп. Георгий информирует о течении дел в Болградской епархии, о нападках духовенства МП и ангажированных госслужащих Молдовы на Свято-Воскресенскую монашескую общину в окрестностях Кишинева. Рассказывает о результатах трудов насельников общины и о некоторых нюансах в деле юридической защиты их прав. Полнокровная приходская жизнь осуществляется кроме Кишинева в Конгазе, Чадыр-Лунге и Волканештах.

Постановили: Сообщение еп. Георгия принять к сведению.

 

Еп. Кирилл сообщает о появлении нового прихода с храмом во имя Новомучеников и Исповедников Российских в г. Щебекино Белгородской области. Антиминс для служения выдан его организатору и настоятелю иеромонаху Ефрему (Мальцеву). Рассказывает о внутренних  проблемах жизни приходов в Воронеже, о попытках регистрации в госорганах и связанных с этим сложностях. Есть обращения клириков из других юрисдикций, общение с ними пока пребывает в стадии диалога. Просит совета и помощи других Преосвященных   в получении святых мощей для освящения антиминсов.

Преосвященные обсуждают положительные и отрицательные моменты государственной регистрации общин для церковной жизни, проблемы, связанные с отказом части верующих от получения новых паспортов и ИНН.

Председатель указывает на недопустимость позволять различным группам экстремистов под разными предлогами шантажировать священноначалие и манипулировать духовенством.

Постановили: Сообщение еп. Кирилла принять к сведению.

 

Еп. Дионисий сообщает об отсутствии особых изменений в жизни его епархии. В отношении численного состава прихожан указывает на сильную убыль в связи с кончиной многих пожилых верующих. На приходе протоиерея Тимофея в д. Любытино продолжает осуществлять свою деятельность детско-молодежный лагерь, в рамках которого проводятся занятия по Закону Божию, экскурсии, байдарочные походы. Ежегодно лагерь насчитывает до 15 детей. На примере московского прихода о. Митрофана делится опытом окормления прихожан – выходцев из РНЕ, которые смогли изжить все недостатки в прошлом этой организации. Призывает активнее прививать подобным верующим, склонным к общественной деятельности, идеи преемственности с Императорской Россией, Белым Движением.

Постановили: Сообщение еп. Дионисия принять к сведению.

 

13.30 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.10.

 

Еп. Николай докладывает о своей деятельности в Грузии и Москве, о священнической хиротонии для прихода в г. Поти, совершенной 18/31 июля 2011 года. Сообщает об имеющейся у него кандидатуре для хиротонии во диакона, предлагает вниманию Преосвященных свое ходатайство по делу чтеца А. Хитрова и о принятии в лоно РПЦЗ неканоничной группы во главе с «епископом» Исаакием (Квиткой).  

Постановили: Сообщение еп. Николая принять к сведению.

 

Еп. Никон  информирует  о положении дел в Ишиме. В целом жизнь в Ишиме протекала мирно, совершались уставные богослужения, велась благотворительная деятельность, которая выражается в помощи семьям многодетных прихожан и в поддержке приходов епархии. В целях привлечения средств для церковных нужд при приходе в Ишиме открыто малое предприятие (копи-центр), с помощью спонсоров приобретено оборудование и начато производство пенобетона для строительства.

Постановили: Сообщение еп. Никона принять к сведению.

 

Протодиакон Герман, в качестве представителя еп. Иринея и секретаря епархии,  информирует  о затруднительных обстоятельствах, не позволяющих его правящему архиерею выезжать за границы Германии. Благодарит Преосвященных за благословение присутствовать на заседании Синода и за решение сохранить Западно-Европейскую епархию. Выражает надежду на восстановление и развитие епархии в будущем. Делает краткий экскурс в славную историю, связанную с именами ее выдающихся иерархов, в том числе архиепископа Нафанаила (Львова), святителя Иоанна Шанхайского, который святительствовал в Европе 11 лет, и Владыки Антония (Барташевича), бывшего правящим архиереем на протяжении 37 лет. Характеризует налаженную приходскую жизнь в Лионе, Свято-Николаевском соборе. Собор хорошо обеспечен священно- и церковнослужителями, имеет прекрасный хор и приходской дом.

В Каннах собор в течение четырех лет захвачен Московской Патриархией, но, благодаря жертвенности прихожан, наша сторона ведет судебный процесс, шансы в котором, по мнению о. Германа, далеко не потеряны. 8 декабря нов. ст. ожидается очередное заседание суда, требуется молитвенная помощь. Имели место угрозы со стороны МП – мы понимаем, с кем имеем дело. В Каннах у нас 20-25 верующих, проходят собрания прихода, но нет священника – по большим праздникам их посещает еп. Ириней.

Далее рассказывает о ситуации в Страсбурге, о сохранении добрых взаимоотношений с Леснинским монастырем.  В Норвегии у нас есть священник Алексий Тархов, художник по мирской профессии. Пока приход там находится в стадии формирования.

Сообщает о письмах к нему бывшего священника РПЦЗ Сергия Турчика. После обсуждения вопроса о нем с Председателем, благословлено предложить о. Сергию создать в г. Бари (Италия) общину, с тем чтобы прихожане обратились с ходатайством о назначении его настоятелем к Священноначалию РПЦЗ.

Постановили: Сообщение протодиакона Германа принять к сведению.

 

3. Слушали: Председателя о базовых принципах, на основании которых могут быть приняты в состав РПЦЗ новостильные общины из других юрисдикций. Выражает мнение, что прием таких общин возможен с условием, что в течение 3-5 лет они должны постепенно вернуться к старому богослужебному стилю.

Еп. Дионисий призывает обратить внимание на могущие быть у таковых общин, кроме нового стиля, и другие модернистские новшества, в частности необходимо особо исследовать каноничность их духовенства, не имеет ли оно препятствий к священству.

Преосвященные подробно обсуждают проблематику вопроса о приеме бывших модернистов не только по отношению к новостильникам, но и по отношению к другим случаям (в частности, по отношению к общинам, осуществляющим богослужение на украинском и белорусском языках).

Постановили: В соответствии с практикой Русской Зарубежной Церкви допустимо принимать в ее состав новостильные общины при условии их постепенного, в течение 3-5 лет, перехода на старый богослужебный стиль и устранения ими других модернистских новшеств.

 

4. Слушали: Председателя о ситуации с помещением для Синода в Америке.

Председатель разъясняет причины, по которым использования для нужд Синода здания в Маунтин Вью, представляет неудобства. Информирует о результатах совещания по этому поводу с нашим духовенством и прихожанами в Америке. В результате был сделан вывод, что наиболее перспективным для нашей Церкви в современной экономической ситуации в Нью-Йорке, связанной с падением цен на недвижимость, является приобретение собственного здания. Некоторые начальные средства на это, благодаря жертвователям и накоплениям на счету Восточно-Американской епархии, уже имеются. Можно было бы объявить сбор средств по  всей Церкви, чтобы собрать хотя бы 20% стоимости. Это позволит взять ссуду в банке и приобрести  здание. В нем можно устроить домовый храм как молитвенное помещение для общины и часть площади отвести для нужд Синода.

После обсуждения Преосвященными путей решения вопроса

Постановили: Благословить начать сбор средств для приобретения Синодального здания. С этой целью обратиться ко всей полноте наших клира и паствы с призывом принять активное участие в этом необходимом деле.

 

5. Слушали: Председателя о ситуации в Сибири. Предлагает выделить Ишимско-Сибирскую епархию как самостоятельную и назначить еп. Никона ее правящим архиереем.

После детального обсуждения

Постановили: Освободить архиепископа Софрония от обязанностей временно управляющего Ишимско-Сибирской епархией. Назначить епископа Никона правящим архиереем Ишимско-Сибирской епархии с титулом «Ишимский и Сибирский».

 

Слушали: Председателя об обращении к нему группы сторонников иеромонаха Ермогена (Петрова) и диакона Михаила (Бурякова) с просьбой предоставить образовавшейся таким образом общине статус ставропигиального прихода.

Постановили: Предложить вышеозначенным клирикам и пастве войти в подчинение правящему архиерею Ишимско-Сибирской епархии.

 

В ходе обсуждения последнего вопроса Преосвященными была поднята проблема о так называемом «бродяжничестве» клириков, не относящихся ни к какой епархиальной структуре.

 Постановили: Руководствуясь 4-м и 10-м правилами IV Вселенского Собора и 4-м правилом Двукратного Константинопольского Собора, обязать ниже поименованных клириков, а именно: иеромонаха Савву (Богдана), иеромонаха Илию () и иеродиакона Иувеналия (Половинкина), в срок до 25.12.2011года/07.01.2012 года урегулировать свое каноническое положение через окончательное вхождение в состав одной из епархий РПЦЗ с представлением документального о том подтверждения Председателю Архиерейского Синода. В случае невыполнения данного Постановления в указанный срок считать их запрещенными в священнослужении и не принадлежащими к клиру Русской Зарубежной Церкви.

 

Слушали: еп. Георгия о положении и нуждах паствы на территории Республики Молдова.

Постановили: Учредить самостоятельную епархию в границах Республики Молдова. Назначить Преосвященного Георгия правящим архиереем с титулом «Кишиневский и Молдавский».

 

Слушали: еп. Георгия о положении и нуждах паствы в пределах Болградской епархии.

Постановили: Поручить Преосвященному Георгию окормление Болградской епархии на территории Украины.

 

Заседание 1-го дня работы Архиерейского Синода закончилось в 19.05 пением «Достойно есть…»

 ***

 

Протокол №2.

 

ВНЕОЧЕРЕДНОГО ЗАСЕДАНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ  ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Второй день заседаний, 28 октября/10 ноября 2011 года.

 

Заседание Синода началось в 11.20 пением «Царю Небесный…»

 

Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Синода, вносятся поправки.

 

6. Слушали Председателя по вопросу единообразия в богослужебной практике.

Постановили: Неизменно хранить богослужебную практику в том виде, как мы приняли ее от наших предшественников – Отцов-основателей и иерархов Русской Зарубежной Церкви. Отдельные особенности могут иметь место лишь в частном порядке по благословению правящего архиерея.

 

Архиеп. Софроний поднимает вопрос о чинности и правильности совершения архиерейского богослужения, в частности указывает на необходимость правильного исполнения благословения дикирием и трикирием.

Преосвященные обсуждают средства достижения благочиния и единообразия в литургической практике: выпуск специальных обучающих видеофильмов, брошюр и т. д.

Председатель замечает, что нормативным образцом для нас должен быть чин совершения богослужения в кафедральном Знаменском соборе в Нью-Йорке.

Еп. Дионисий сообщает, что у протодиакона Германа имеется брошюра издательства Зарубежной Церкви, посвященная архиерейскому богослужению.

Еп. Никон предлагает упорядочить издательскую деятельность членов РПЦЗ с тем, чтобы все издания осуществлялись только с благословения Архиерейского Синода.

Председатель информирует, что решением епархиального собрания в Нью-Йорке решено переиздать популярное в прошлом на приходах Зарубежной Церкви руководство для клиросов «Спутник псаломщика».

Еп. Афанасий напоминает, что до сих пор не выполнено решение Синода о подготовке проекта Служебника.

Председатель предлагает издать Служебник с пояснениями, выявляющими особенности литургической практики РПЦЗ.

Обсуждается вопрос о необходимости единообразия в использовании Календаря и Типикона в соответствии с прежними постановлениями Синода и Архиерейского Собора.

Постановили: Поручить Председателю к следующему Архиерейскому Собору подготовить проект Служебника с пояснениями. В богослужебной практике руководствоваться исключительно Календарем и Типиконом издания Архиерейского Синода.

 

7. Слушали Председателя по вопросу о сергианстве.

Председатель полагает, что пришло время для нас дать четкую оценку этому явлению. Необходимо предупредить современную паству и грядущие поколения о том, что недопустимо надеяться на антихристову власть как на охранительницу внешнего благополучия Церкви. Мы должны передать будущим членам Церкви наш опыт, ибо мы застали это время. Причем сделать это необходимо в принципе, даже безотносительно к митрополиту Сергию (Страгородскому) и Московской Патриархии.

Еп. Дионисий говорит о необходимости серьезного подхода к этой проблеме. В ней есть очень важный исторический аспект, в частности желательно установить в чем линия церковной политики Патриарха Тихона отличалась от митрополита Сергия. Ведь в разное время с разными ударениями различные церковные группы отходили и от одного и от другого. Необходимо учесть, что сейчас ситуация изменилась – мы имеем дело с нео-сергианством. С одной стороны мы должны держаться аполитичности, блюсти независимость от любой мирской власти, а с другой стороны не должны впадать в сектанство, отвергая государственную власть вообще. Для нашей современной паствы очень существенно оговорить, что, сохраняя независимость Церкви, мы не отвергаем семью, частную собственность и государство. Приводит пример жизни восточных Православных Церквей под игом султана, когда греческие патриархи вынуждены были идти на всякие компромиссы. Считает, что нельзя решить проблему осуждения сергианства митинговыми фразами.

Председатель замечает, что мы, однако, должны указать для паствы, что хорошо, а что плохо.

Еп. Дионисий: В двух словах не получается.

Еп. Афанасий: Необходимо сначала определиться, в какой форме мы хотим это сделать.

Председатель: Может быть, в виде анафемы, может, в виде Послания или Заявления Собора.

Перед перерывом Председатель предлагает вниманию Преосвященных проект анафемы на сергианство, выработанный в ходе обсуждения в его интернет-блоге. Происходит краткое обсуждение этого проекта.

 

14.15 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.30.

 

Еп. Никон видит сущность сергианства в том, что вместо Тела Христова Церковь превращается в земную организацию.

Председатель: Сергианство посягает на свободу Церкви, ставит ее в зависимость от мирской власти.

Еп. Дионисий: Это и предательство братий. Формальными заявлениями эту проблему не решить. На это можно ответить только реально другой церковной жизнью.

Председатель: Церковные определения и помогают устроить такую жизнь. Надо предупредить паству, как можно и как нельзя поступать в случае гонений. Сергиане учат, что надо идти на все компромиссы, а нам надо указать, что нет у них никакой «особой мудрости». Есть два пути – или предательство Церкви или исповедничество.

Еп. Георгий: Если выносить определение, необходимо сразу оговорить, к кому оно относится (к нашей пастве), чтобы не получилось, как с анафемой на экуменизм, когда многие злоупотребляли ею и под ее предлогом устраивали раскол в Церкви.

Еп. Дионисий говорит, что можно анафематствовать какие-то конкретные формулировки отступников, как это было на Вселенских Соборах. Показательно пытается вычленить такую формулировку в Декларации и делает вывод, что не очень получается.  Опять подчеркивает, что опровергать сергианство надо жизнью, падение Нью-Йоркского Синода произошло через привязанность к материальным благам. Приводит тому примеры и иллюстрации. Выражает опасение, что вынесение анафемы явится препятствием для притока прозревших духовенства и мирян из МП, ибо для них оно будет означать неприятие сана и таинств, над ними в МП совершенных.

Председатель отвечает, что анафематствованно будет только учение сергианства, порочный образ мыслей. Это не означает осуждения МП как религиозного сообщества или осуждения персонально митрополита Сергия. Если мы ограничимся очередным Заявлением, то оно просто уйдет в прошлое, анафема более весома. Надо провести необходимую подготовительную работу в этом отношении к Собору, определиться, будем мы что-либо делать в этом направлении или нет.

Архиеп. Софроний предлагает собрать по этому вопросу мнения всех Преосвященных и духовенства, в том числе, в какой форме это делать – анафемы или просто Заявления.

Еп. Георгий высказывает мнение, что сергианство явилось и расколом.

Председатель считает, что в данный момент нас должно интересовать не это, а то лжеучение, которым это было движимо. Не Сергия необходимо персонально осудить, а сергианский образ мыслей.

Еп. Дионисий: Это было не учение, а такая политика.

Председатель: Не совсем.

Еп. Дионисий: Надо определить разницу между линией Патриарха Тихона и Сергия – отходили ведь и от Тихона.

 Председатель: Патриарх Тихон не попирал соборность, не запрещал в нарушение канонов других архиереев, как Сергий митрополита Кирилла Казанского и прочих..

Еп. Никон говорит о повреждении духовной жизни в МП..

Председатель: Духовная жизнь в сергианстве начала раздваиваться между Христом и велиаром.

Еп. Дионисий: указывает на нравственный минимализм сергианства.

Еп. Георгий: В духовной жизни все связано: и догматы и нравственность. Не перешло ли все это уже в ересь.

Еп. Дионисий: Да, это влияет и на учительство в МП, и духовничество...

Председатель: Это и привнесение политики в церковную жизнь: политические канонизации, почитание Ивана Грозного в русле этих же тенденций и т. д.

Еп. Дионисий: Анафемой это не исправить, надо равняться на неповрежденную практику духовной жизни в Зарубежной Церкви..

Еп. Георгий: Людям нужна конкретность.

Еп. Дионисий: Людей надо отучать от магического упования на то, что анафема сергианству волшебным образом привлечет на их головы потоки благодати. Это явление историческое, многоплановое.

Еп. Никон: Надо разобраться, что это, и, если это – лжеучение, то анафематствовать.

Председатель: Прошло время открытых и явных ересей. Сейчас сергиане внешне декларируют верность святоотеческому учению, а на практике делают, что хотят: женатый епископат, двоебрачие духовенства и другие нарушения. Они говорят, что исповедуют веру православно, а все остальное – это личные грехи. И многие, ищущие правды в МП, об это спотыкаются. Как обойти эту ловушку, как разъяснить людям? Не переросло ли это у сергиан в учение на уровне исповедания: «Вот, ты говори так, а делай этак…»

Протодиакон Герман от имени Западно-Европейской епархии предлагает совершить прославление во святых собора четырех первоиерархов РПЦЗ. Выражает мнение, что это необходимо не ради их личной святости, но чтобы утвердить тот духовный фундамент, на котором мы стоим. Вынесение очередной анафемы – это как бы действие с отрицательным знаком, в то время как прославление – действие позитивное, которым мы внесем что-то новое и положительное.

Председатель: Трудность в том, что митрополит Антоний, например, -- это очень многогранная личность, в силу чего у него есть высказывания, богословские мнения, которые многие не понимают, могут быть протесты, недовольные. Приводит примеры коренных зарубежников, которые критически относятся к митрополиту Антонию. Говорит, что сам он лично не против прославления, если это не будет угрожать расколом.

После продолжительного обсуждения

Постановили: По вопросу осуждения сергианства поручить епископу Георгию собрать мнения Преосвященных, а также представителей духовенства и мирян нашей Церкви для представления на грядущий Архиерейский Собор.

 

8. Слушали еп. Георгия об открытии монастыря в Молдавской епархии.

Преосвященный Георгий излагает информацию о жизни Свято-Воскресенской мужской монашеской общины в окрестностях Кишинева, представляет фотографии.

Община существует больше года. На настоящий момент включает в себя игумена, двух иеромонахов и двух трудников. За прошедшее время построен братский корпус с домовым храмом в честь великомуч. Георгия Победоносца. Кроме этого строится отдельно стоящий храм, выведенный уже под крышу. Намечается строительство еще одного корпуса с келлиями для братии. Регулярно (обычно 4 раза в неделю) совершается служба, много прихожан (в приезд на праздник еп. Георгия было около 500). При общине имеется хорошее хозяйство, т. е. община в экономическом отношении самодостаточна. Приводит факты, свидетельствующие о поддержке общины со стороны окружающего населения. Считает, что можно и нужно придать общине статус монастыря. Рассказывает о жизненном пути игумена Анфима. Просит назначить игумена Анфима (Тудоса) его наместником.

Постановили: Придать Свято-Воскресенской мужской монашеской общине в с. Новый Сагайдак Чимишлинского района, Республика Молдова, статус монастыря в честь Воскресения Христова. Наместником обители назначить игумена Анфима (Тудоса).

 

9. Имели суждение о месте и сроках проведения очередного Архиерейского Собора.

Постановили: Провести очередной Архиерейский Собор РПЦЗ в мужском Богоявленском монастыре д. Навережье Санкт-Петербургской епархии с 9/22 по 12/25 мая 2012 года.

 

10. Слушали финансовый отчет. 

В ходе отчета Председатель предлагает перечислить часть средств на приобретение синодального здания.

Постановили: Финансовый отчет утвердить. Перечислить 2000 долларов США из синодальных средств в фонд для приобретения синодального дома.

 

11. Слушали: проект Заявления Архиерейского Синода по так называемому «гитлеризму».

После детального обсуждения,

Постановили: Принять и опубликовать текст Заявления с учетом внесенных поправок.

 

Еп. Николай вопрошает, что ему сказать священникам, которых он рукополагал в неканоничной юрисдикции, о действительности таинств (крещения, венчания и др.), которые они совершали в тот период.

Постановили: Поручить еп. Николаю разъяснить упомянутым священникам, что после присоединения к Русской Зарубежной Церкви через хиротонию все ранее ими совершенные священнодействия признаются действительными.

 

Архиеп. Софроний  напоминает, что необходимо разрешить вопрос, связанный с просьбой о принятии в РПЦЗ священнослужителя Исаакия (Квитки).

 

Еп. Николай временно покидает зал заседаний для приглашения священнослужителя Исаакия (Квитки).

 

Председатель информирует Преосвященных об обстоятельствах епископской хиротонии, совершенной иерархами РИПЦ на территории Сербии. Считает, что нам необходимо как-то отозваться на подобные неканонические действия, когда раскол, возникший в лоне РПЦЗ, переносится уже на территорию и другой Поместной Церкви. Предлагает сделать заявление о непризнании сей епископской хиротонии и всех последующих хиротоний РИПЦ.

Еп. Никон: А как РИПЦ к нам относится.

Председатель разъясняет, что в РИПЦ присутствует группа экстремистов, которые шантажируют архиепископа Тихона и не дают контактировать с нами. Подобная ситуация наблюдается в т. н. РПЦЗ (В) и у хризостомовцев.

Архиеп. Софроний выражает сомнение, что нам стоит реагировать на все неканоничные действия РИПЦ.

Еп. Дионисий: А что это нам даст?

Председатель: Возможность обозначить, что мы не имеем ничего общего с подобного рода деятельностью.

Еп. Дионисий: Как бы нам не отрезать путь для кающихся из РИПЦ к нам. Хотя они зашли, конечно, в тупик со своим политиканством.

Еп. Афанасий: Насколько правомочны в данном случае наши действия? Какое нам дело до нарушений РИПЦ?

Председатель: Они откололись именно от нас, а теперь перенесли свой раскол на территорию Сербской Церкви. Мы, получается, тоже косвенно как бы виноваты во всем этом. Надо от этого отмежеваться.

После дальнейшего обсуждения,

Постановили: Заявить, что Архиерейский Синод РПЦЗ не признает действительность епископской хиротонии иеромонаха Акакия, совершенной епископами РИПЦ для Сербской Церкви. В совокупности с другими каноническими нарушениями это деяние РИПЦ ставит под сомнение действительность и всех последующих их священнодействий.

 

18.50 – в зал заседаний приглашается прибывший священнослужитель Исаакий (Квитка).

 

Председатель информирует Преосвященных, что Исаакий (Квитка) в прошлом являлся монахом в его епархии, затем покинул ее ради перехода в неканоничные юрисдикции. В этих юрисдикциях он приобрел сан епископа и не так давно вместе с приходами и духовенством обратился опять к нам. Председатель разъяснил ему, что он может быть принят в том статусе, в котором ушел от нас, т. е. монаха. Далее он может провести беседу с общинами и духовенством, чтобы они обратились в нашу Церковь для принятия через хиротонию. После испытательного срока, о. Исаакий мог бы рассчитывать на должность благочинного этих приходов. Предлагает ему высказаться.

Священнослужитель Исаакий: Я общался с духовенством, их решение такое: чтобы меня приняли епископом, а они уже пойдут с приходами за мною, дабы уже я совершал над ними хиротонии.

Председатель говорит, что мы принимаем приходящих в РПЦЗ прежде всего ради спасения души, а если человек прежде всего требует епископства, то как это может быть для нас приемлемо.

Еп. Никон просит священнослужителя Исаакия рассказать о себе.

Священнослужитель Исаакий кратко излагает сведения о себе: 33 года, был пономарем и монахом в МП, перешел в РПЦЗ, ушел в УПЦ КП, где был рукоположен во диакона и священника, затем перешел в т. н. Украинскую Соборноправную Автокефальную Церковь, где в 2004 г. хиротонисан во епископа. Окормляет 7 приходов и 9 священников в Черкасской области.

Председатель спрашивает, почему будучи монахом, о. Исаакий ушел из РПЦЗ.

Священнослужитель Исаакий признает, что сделал ошибку.

Еп. Николай характеризует священнослужителя Исаакия как человека добросовестного, знающего церковные правила, говорит, что находится с ним в дружеских отношениях, бывал у него в Черкассах, знаком с некоторыми его священниками и прихожанами. Выражает желание, чтобы Исаакий был с нами.

Еп. Афанасий: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Принимать, конечно, надо, но вопрос, в каком статусе.

Председатель: Проблема в том, что человек хочет быть только епископом. Тогда должны решать все епископы, но не я. Я предлагал ему быть благочинным.

Священнослужитель Исаакий: Не могу оставить приходы без попечения на уровне архиерейском, есть вопросы, связанные с регистрацией и местными властями. Если примете – ваше решение, хочу быть с вами и буду благодарен.

Далее Преосвященные Никон, Георгий и Дионисий задают вопросы священнослужителю Исаакию о смирении в поиске воли Божией, о храмах в его епархии, не придерживается ли он националистических, экстремистских взглядов, не является ли духовником каких-либо политических организаций и др.

После дальнейшей беседы и обсуждения,

Постановили: Поручить архиеп. Софронию посетить приходы священнослужителя Исаакия в Черкассах, встретиться с его духовенством с последующим представлением информации об этом Архиерейскому Синоду.

 

19.20 -- Перерыв на ужин.

После перерыва заседание возобновляется в 20.30.

 

Имели суждение о приближающемся 90-летии со времени проведения I Всезарубежного Собора.

Постановили: В связи с 90-летием со времени проведения I Всезарубежного Собора призвать архиереев и настоятелей приходов совершить благодарственные молебны и довести до сведения паствы историю и главные его постановления. Поручить протодиакону Герману Иванову XIII-му подготовить подборку соответствующих материалов с комментариями.

Слушали открытое письмо в Архиерейский Синод РПЦЗ, подписанное И. Будариным, Д. Железняковым, А. Кутало, Т. Кунгуровой и  П. Салиенко с предложением «продолжить попытки наладить диалог» с РПЦЗ (В-В).
            Постановили: Ответить, что мы предлагали ранее иерархам РПЦЗ (В-В) начать диалог на равных без предварительных условий. Готовы мы к этому и сейчас.

 

Преосвященные переходят к обсуждению вопроса о наградах для духовенства.

Председатель от имени еп. Иринея представляет диакона Евгения Дорошина для награждения саном протодиакона.

Постановили: Наградить диакона Евгения Дорошина саном протодиакона.

 

Председатель представляет иеромонаха Андрея (Ерастова) для награждения саном игумена.

Постановили: Наградить иеромонаха Андрея (Ерастова) саном игумена.

 

Еп. Никон спрашивает, нельзя ли получить электронную версию Календаря с Типиконом для того, чтобы распечатать его на месте.

Председатель объясняет, что в таком случае уменьшится до минимума тираж и возрастет стоимость одного экземпляра, которая и без того не малая. В то же время не каждый будет удовлетворен электронной версией.

Преосвященные обсуждают проблему обеспечения приходов синодальными изданиями.

 

Заседание Архиерейского Синода заканчивается в 21.15 пением «Достойно есть…»

 

Председатель Архиерейского Синода:

+ Митрополит Агафангел

 

Члены Архиерейского Синода:

+ Архиепископ Софроний

+ Епископ Георгий

+ Епископ Афанасий

 

Преосвященные:

+ Епископ Кирилл

+ Епископ Дионисий

+ Епископ Никон

+ Епископ Николай

***

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Архиерейского Синода

Русской Православной Церкви Заграницей

 

В последнее время среди некоторых членов нашей Церкви в Российской Федерации выявилась тенденция к оправданию Третьего рейха, симпатии к его вождям и к идеологии германского нацизма. Эта тенденция возникла в связи с полемикой с национал-большевизмом, тем не менее, она не может быть оправдана. Идеология нацизма с ее элементами расизма, с заимствованиями антихристианских теорий Ницше и Дарвина противоречит догматическому учению Православной Церкви, ее антропологии и сотериологии. Языческий агрессивный характер Третьего рейха враждебен исторической России и идеалам Святой Руси. Реальное осуществление планов Третьего рейха по мировому господству должно было привести к истреблению и порабощению русского народа и уничтожению российского государства. Поэтому православно-мыслящие русские патриоты, боровшиеся в годы Второй мировой войны с советским режимом, ориентировались не на Гитлера и нацистскую партию, а на консервативные антинацистские силы Германии, находившиеся в оппозиции нацистскому режиму.

 

Кто хочет пребывать в русской традиции РПЦЗ должен более основательно ознакомиться с трудами ее основоположников и идеологов и понять, что белый русский путь качественно отличается от коричневого нацистского пути. Те, кто не хотят этого видеть, не желают принять идеологию РПЦЗ и при этом гласно выражают свое согласие с нацизмом под видом якобы церковного учения, не могут считаться членами нашей Церкви.

 

Одесса, 28 октября/10 ноября 2011 г.

 

+ Митрополит АГАФАНГЕЛ

Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

 

Члены Архиерейского Синода:

+ Архиепископ СОФРОНИЙ

+ Епископ ГЕОРГИЙ (Секретарь Синода)

+ Епископ АФАНАСИЙ

(с изложением частного мнения)

 

+ Епископ КИРИЛЛ

+ Епископ ДИОНИСИЙ

+ Епископ НИКОН

+ Епископ НИКОЛАЙ