Доклад Председателя ВВЦУ V Всезарубежному Собору РПЦЗ. 2008г.Досточтимые делегаты V Всезарубежного Собора, возлюбленные братья во Христе!
Благословен Бог, собравший нас в этот день в надежде и искреннем желании воспринять и творить Его Святую волю!
Мы все, здесь собравшиеся, — люди разные, придерживающиеся различных мнений. Но, при этом будучи христианами, мы определены иметь единый Дух не только друг со другом, но и с братьями и сестрами, бывшими прежде нас, сохранившими и соблюдшими веру православную. Мы должны пребывать во едином Духе со всей святой Кафолической Православной Церковью.
Мы имеем духовное наследие Русской Зарубежной Церкви, выраженное как в ее соборных постановлениях, так и в трудах и мыслях ее верных чад. Поскольку мы верим в то, что наша Церковь спасительна, — постольку все силы должны приложить к тому, чтобы не отпасть от этой Церкви. Каждый наш шаг мы должны тщательно сверять с деяниями наших Соборов, внимательно, самим сердцем, прислушиваться к словам и суждениям наиболее духоносных наших мужей. Мы обязаны быть хранителями врученного нам наследия, а не его расточителями или интерпретаторами. Иного пути нет.
Бурные события начала 20 века положили открытое противостояние Церкви, с одной стороны, и богоборческой политической системы, с другой. С первых же дней прихода к власти богоборцев, началась их "адово дело" по уничтожению Церкви. Мы знаем из истории, какие изощренные интриги и пытки придумывали люди, подобные Тучкову и его соработникам. Лично я уверен, что дело, начатое тогда, не прекращается и до ныне, принимая различные формы и направленность, в зависимости от обстоятельств, получая в разное время большую или меньшую активность.
Прошу простить за это напоминание, я его привел только потому, что вижу за событиями, происходящими ныне в Русской Церкви, основание, положенное в те, страшные для нашего отечества, годы.
Все мы были недавними свидетелями и живыми участниками скорбных дней, когда, уступая внешнему влиянию, вопреки соборной воле самой Церкви (выраженной в ее постановлениях в Наяке и на IV Всезарубежном Соборе), отделилась от тела Церкви часть и, фактически, причислилась к административно-политической системе Российской Федерации. В самой искусственности и подготовленности процесса "объединения", зримо проявилась одна из сторон "сергианства", которое, к сожалению, так до сих пор еще не получило своего окончательного определения и оценки. Да, я именно так считаю — вопрос теперь стоит даже не о Московской Патриархии, а о том, насколько руководство Российской Федерацией является проводником воли Божией, поскольку, до сих пор, МП не свободна вполне и не достаточно самостоятельна, будучи частью светской правительственной структуры и, фактически, принужденная ее обслуживать. Очевидно, что современное правительство (не только РФ, но и любое другое), весьма отличается по духу и букве от норм православной государственности, формировавшейся со времен Константина Великого. И если это так, то неясно, зачем Православная Церковь должна быть настолько тесно переплетена с нынешней властной гражданской структурой. Обычный ответ: чтобы положительно влиять на политическую власть — не подходит, поскольку на деле все выходит наоборот. Наши приходы, присоединившиеся к МП, к великому сожалению, стали (или постепенно становятся) неотъемлемой частью политической системы РФ – своеобразным "посольством России" (по выражению бывшего клирика РПЦЗ протоиерея Виктора Потапова). В этой, приобретенной политической составляющей, пожалуй, заключается первый характерный результат вхождения в состав МП части зарубежных приходов, за которым неизбежно должны последовать следующие изменения, все больше отдаляющие наших бывших братьев и сестер от Зарубежной Церкви времен первых ее митрополитов.
Также и вопрос экуменизма, после некоторых дискуссий и безуспешной попытки митрополита Иллариона поднять его на Соборе, решен в МП (и, значит, в приходах РПЦЗ, вошедших в ее состав), в пользу этой ереси, что подтверждается нарастающей экуменической активностью Патриархии. Зарубежная Церковь дважды анафематствовала экуменизм — при митрополите Филарете, и подтвердила эту анафему при митрополите Виталии. В силу этого у нас не может быть ни части, ни жребия с его приверженцами.
За прошедший период, к большому сожалению, не удалось найти взаимопонимание с теми, кто покинул Зарубежную Церковь до 17 мая 2007 года. Причина одна — образование ими новых "направлений" в Православии и нежелание большинства из них вернуться в РПЦЗ. Однако надежда на то, что с некоторыми из их представителей мы сможем наладить отношения, остается. Я встречался с епископом РИПЦ Дионисием, выражающим также мнение единомысленного с ним епископа Иринея, которые, совместно с духовенством и своими приходами готовы воссоединиться с нами, поскольку исповедуют РПЦЗ каноничной Церковью и не согласны с нынешним руководством РИПЦ и с созданием этим руководством новообразования под видом, якобы, Катакомбной Церкви, что окончательно оформилось на их "Освященном Соборе" в Одессе в октябре 2008 года. Вопрос сейчас только в том, примем ли мы их как братьев и не будем ли неоправданно строги с теми, кто разорвал отношения с Синодом митрополита Лавра прежде нас. Хочу, в связи с эти напомнить слова из Обращения Высшего Временного Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей от 6-8 декабря 2007 года: "Ввиду приближающегося V Всезарубежного Собора и нашего искреннего желания видеть Зарубежную Церковь в составе всех ее священнослужителей и паствы, много лет в ней подвизавшихся, и не принявших унии с Московской Патриархией, в братском единстве, мы заявляем, что не дерзаем осуждать тех, кто отделился по вероисповедным причинам от Архиерейского Синода РПЦЗ раньше 17 мая и призываем всех верных чад РПЦЗ приложить усилия для восстановления церковного единства".
Здесь, я думаю, будет уместно сказать о том, что дело разрушения и дробления Церкви, начатое богоборцами в начале 20-го века, в нынешние дни, многие из нас, называющих себя православными христианами, продолжают уже своими силами — с помощью духа непримиримости, ожесточения, чувством ложной исключительности и немилосердием к братьям во Христе. У нас не будет будущего, и мы обречены на дальнейшее дробление и вражду, если не научимся любить своих братьев, пусть даже, на наш взгляд, и заблуждающихся, но старающихся сохранять верность Христу. При этом, конечно, мы должны уметь отличать ересь от глупости и амбиции от исповедничества и делать соответствующие выводы — ошибающегося человека не обязательно считать еретиком, и не идти на поводу у властолюбцев. Главное же, что мы должны, по моему убеждению, — это ни в коем случае не допускать в церковную ограду механизмы внешнего влияния или давления на нас. Мы, соблюдая и чтя законы гражданские, не должны быть ни от кого зависимы, кроме Бога. Никакие политические, патриотические или материальные приоритеты не должны брать верх в Церкви и диктовать другим, а тем более, церковному руководству, те или иные поступки. Мы должны быть постоянно готовы расстаться со всем своим имуществом и даже кажущимся духовным богатством, если оно станет препятствием между нами и Христом. Так жили первые христиане, и это есть норма для всех нас, установленная Самим нашим Спасителем.
Милостию Божией, нам удалось остаться свободными и, одна из наших главных задач, я верю и убежден, — хранить эту свободу во Христе.
Промыслом Божиим, 10 июля 2007 года было собрано собрание в Астории (Нью-Йорк, США) и избрано Временное управление, первостепенной задачей которого являлась подготовка и созыв V Всезарубежного Собора, единственного, в сложившихся условиях, органа, полномочного восстановить наше Высшее Церковное Управление — Священный Синод и избрать Первоиерарха РПЦЗ. На этом Соборе мы сейчас присутствуем и, с избранием нами нового состава Синода, полномочия ВВЦУ оканчиваются и оно подлежит роспуску. Но, прежде этого я, как его Председатель, должен представить на суд нашего Собора все действия и решения нашего Временного Церковного Управления. В конце ноября начале декабря 2007 года в Греции, в старостильном монастыре в честь свщмч. Киприана и мчц. Иустины, я принял участие в работе Синода Противостоящих, на котором был подписан "Акт об основных принципах совместной работы греческих и русских анти-экуменистов". Подписанием этого Акта подтвердилось единство Русской Зарубежной Церкви и Старостильной Церкви Греции (а также единомысленных с нею Румынской и Болгарской Старостильных Церквей). По просьбе ВВЦУ Синод Греческой Старостильной Церкви принял решение оказать помощь нам в хиротонии соборно избранных в наших епархиях кандидатов. В декабре 2007 года в Одессе мною, совместно с епископами Мефонским Амвросием и Аланским Георгием были хиротонисаны в архиереи архимандрит Андроник и игумен Софроний. Я полагаю, что мы от имени нашего Собора, должны выразить благодарность иерархии братского Синода за эту помощь и поддержку нашей Церкви в трудный для нас период.
Позже, в мае 2008 года, в США, в храме в честь прп. Сергия Радонежского, мы совместно с Преосвященными Андроником и Софронием, рукоположили избранного от Одесской епархии игумена Георгия во епископа Болградского, викария Одесской епархии.
Кроме того, нами, на пяти прошедших заседаниях ВВЦУ, приняты следующие решения, нуждающиеся в соборном утверждении:
1). Первое заседание ВВЦУ, состоявшееся 07.07.11, в Астории, приняло следующие решения: Образовать Северо-Американский административный округ, куда временно включить Восточно-Американскую, Чикагско-Детройтскую, Западно-Американскую и Канадскую епархии. Администратором Северо-Американского административного округа избрать игумена Андроника /Котлярова/.
Администратором Южно-Американской епархии избрать протоиерея Георгия Петренко.
Образовать Центрально-Российский административный округ в составе Московской, Суздальской, Сибирской и Кубанской епархий. Включить в округ приходы в странах бывшего СССР (кроме Украины, Белоруссии и Молдавии). Администратором Центрально-Российского административного округа избрать протоиерея Валерия Кравца.
Администратором Санкт-Петербургской епархии избрать иеромонаха Софрония /Мусиенко/.
Администратором Австралийско-Новозеландской епархии избрать иеромонаха Иоанна /Шмельца/.
Приходы на территории Европы и Британии временно подчинить Председателю ВВЦУ.
Учредить Миссию РПЦЗ.
2). Второе заседание, проходившее в Одессе 07.12.06-08, приняло следующие решения:
Организовать Предсоборную Комиссию по подготовке и проведению V Всезарубежного Собора. Учредить в Предсоборной Комиссии следующие подкомиссии:
- Административно-организационную, ответственную за все организационные, административные и финансовые аспекты организации и проведения V Всезарубежного Собора;
- Богослужебно-каноническую, ответственную за подготовку определений и постановлений V Всезарубежного Собора в части оценки деятельности священноначалия РПЦЗ в период от начала 90-х годов ХХ-го столетия до 17 мая 2007 года, а также за порядок Богослужений во время проведения V Всезарубежного Собора;
- Секретариат, ответственный за подготовку Положения о проведении V Всезарубежного Собора, подготовку повестки дня, подготовку проектов определений и постановлений, информационное обеспечение подготовки и работы V Всезарубежного Собора, координация общих организационных вопросов предсоборного периода.
Согласиться с необходимостью и своевременностью всестороннего изучения вопроса о церковном прославлении третьего Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета и учредить Комиссию по канонизации.
3). Третье заседание ВВЦУ в Нью-Йорке, 13-15 мая 2008 года, рассматривало и утверждало предсоборные документы, а также приняло следующее Определение:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВВЦУ РПЦЗ Об отношении к Московской Патриархии и отделившимся от РПЦЗ до 17 мая 2007 года.
ВВЦУ РПЦЗ не признает «Акт о каноническом общении» соответствующим традиционному для РПЦЗ отношению к Московской Патриархии. Поэтому считает необходимым вынести окончательное суждение по нему на грядущем Всезарубежном Соборе. До появления соответствующего соборного определения по данному вопросу, в качестве нормы наших взаимоотношений, полагает считать Положение о приходах свободной Российской Православной Церкви, принятое Архиерейским Собором РПЦЗ 2/15 мая 1990 г.
В связи с тем, что истекший год не принес ожидаемое от отделившихся желание восстановить свою принадлежность Зарубежной Церкви, вынести по ним следующее определение:
Относительно РПЦЗ(В) – определить их как самочинное сборище, а хиротонии, совершенные ими, нуждающимися в восполнении.
Относительно ранее отколовшихся от РПЦЗ, ввиду их нежелания состоять в РПЦЗ и образования ими новых церковных организаций, руководствоваться в наших взаимоотношениях принятыми ранее соборными и синодальными постановлениями.
В отношении РПАЦ – резолюцией Архиерейского Собора РПЦЗ 1996 года о лишении священного сана епископа Валентина и непризнании его дальнейших т.н. священнодействий.
В отношении РИПЦ – Постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ от 3/16 мая 2003 года о запрещении в священнослужении архиепископа Лазаря и епископа Вениамина, в результате чего все их последующие т.н. священнодействия не могут являться действительными.
4). Четвертое заседание ВВЦУ в Одессе 2-4 сентября 2008 года приняло следующие решения:
Приняты основные документы, касающиеся регламента Собора.
По рассмотрении предоставленных документов и собеседовании, принять в лоно РПЦЗ архиеп. Иоанна Зайцева в сане епископа и еп. Афанасия Савицкого с их паствой, предварительно совершив над ними хиротесии, с титулами еп. Иоанн, Буинский и Волжский, определив границы управляемой им епархии: республики Татарстан, Марий Эл, Чувашия и Ульяновская область; еп. Афанасий, Вологодский и Великоустюжский, определив границы управляемой им епархии: Вологодская область.
Также решено возобновить работу Совещания Российских Преосвященных.
5) На пятом, и последнем, заседании ВВЦУ, которое прошло перед началом Собора 18 ноября, были окончательно утверждены предсоборные документы и приято решение пригласить присутствовать на Соборе епископа РИПЦ Стефана (Сабельника), согласно поступившей от него просьбе.
Я перечислил основные решения, которые были приняты на всех заседаниях нашего ВВЦУ, и которые нуждаются в утверждении Собора. Все, что мы приняли на своих заседаниях, обсуждалось и утверждалось с искренним желанием укрепить и утвердить Русскую Православную Церковь Заграницей как исторически и промыслительно образовавшуюся духовно свободную часть Поместной Российской Православной Церкви.
В настоящее время в нашей Церкви 6 архиереев, 70 священнослужителей в иерейском сане, 15 дьяконов, 102 прихода (не считая катакомбных), 2 монастыря (мужской и женский) и 2 небольшие женские обители. Действует Миссия и имеется заочная духовная семинария в Одессе. Это то, с чем наша Церковь пришла к своему V Всезарубежному Собору. Вопрос сейчас не в том – много нас или мало, а в том, насколько среди нас утвердятся евангельские принципы, насколько мы сможем воспринять в своих сердцах веру и духовный опыт предыдущих поколений верных чад Русской Православной Церкви Заграницей.
В заключение хочу сказать, что мне хотелось бы видеть основным итогом этого нашего Собора — прочно утвержденную соборность в нашей Церкви. Я лично жду от Собора открытого и честного обсуждения вопросов, которые должны лечь в основание нашей будущей жизни. И я также жду от всех нас приятия всех его решений, даже если мы в чем-то будем с этими решениями не согласны. Если кто-то из несогласных останется убежден в своей правоте — то на последующем Соборе пусть эту правоту докажет, чтобы принятое, возможно, без надлежащего обсуждения решение, было изменено на лучшее. Мы не должны бояться и пытаться прятать свои ошибки, но научиться их признавать и исправлять — Бог ведь в правде, а не в упрямстве. Без смирения и взаимопонимания всего этого достичь невозможно. Правда и мир, милость и истина — всегда соседствуют в Церкви Божией. Да утвердятся они посреди нас, чтобы мы жили словами Апостольскими: "Со всяким смиренномудрием и кротостию и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира" (Еф 4.2-3).
Да прибудет Господь наш Иисус Христос посреди нас, и ныне, и присно, и во веки веков!
Смиренный послушник Всезарубежного Собора
Преосвященнейший + Агафангел
Епископ Таврический и Одесский, Председатель ВВЦУ РПЦЗ
Нью-Йорк, 5/18 ноября 2008 года,
Мчч. Галактиона и Епистимы. |