arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Из неопубликованных писем митр. Филарета PDF Напечатать Е-мейл

Из неопубликованных писем бл. Митрополита Филарета
Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей



12-25 октября 1979 г.

Возлюбленный о Господе Батюшка, отец Вениамин!
Поздравляю Вас с милостью Божией – с получением дара пастырской благодати. Слава Богу о сем.
Порадовался я от души, узнав о Вашем рукоположении. Жаль, конечно, что теряем протодиакона с хорошим голосом и музыкального. Но прибыль больше убытка. Господь да поможет Вам в пастырском делании. В наше время священник является апостолом для своей паствы – люди духовно опустились и одичали. Только не подавайтесь унынию никогда, какие бы трудности ни встречались на пастырском пути. Будут неудачи в первое время – вспоминайте, как одобрял молодых пастырей мой покойный родитель, мудрый и духовно опытный архипастырь. Когда к нему прибегал кто-либо из молодых батюшек жалуясь на неудачу – он одобряюще говорил: «друг – не положивши плохого начала не положишь хорошего конца!...»
Не падайте духом ни при каких осложнениях. Бог нам – Прибежище и Сила. И самообещанный Помощник, как говорится в молитве церковной. 
Поздравьте от меня Вашу семью – матушку-попадью и милых дочурок (они теперь – «поповны»)...
Мир Вам и благословение Божие. Прошу молитв о моем убожестве.
С любовью, + Митрополит Филарет.

7-20 декабря 1981 г.
Возлюбленный о Господе о. Вениамин!
Пользуясь свободным временем во время плавания, хочу написать тебе несколько строк по поводу Послания Собора и связанных с ним твоих опасений.
Перечитав твое письмо-доклад (или как его еще назвать?) 
я вижу, что мой отзыв будет несколько напоминать отзыв о. Георгия Граббе.
Прежде всего: ты можешь быть абсолютно спокоен за наш епископат в вопросе о его отношении к Московской патриархии – к ея иерархии. Оно единодушное и отрицательное. И если мы говорим, что не осуждаем сов. иерархов, то речь идет об осуждении (или не осуждении лично моральном), т.к. в истории человечества не было еще такой лживой, богохульной, злобной и коварной власти, какова власть коммунистическая. Надо быть под ея прессом, чтобы судить о виновности личной, моральной этих иерархов! Но если мы не судим лично, то принципиально – абсолютно отвергаем их действование и позицию ине считаем их выразителями голоса Русской Церкви. 

Мне кажется, что о. Георгий прав, указывая на то, что ты недостаточно сопоставил послание Собора с его принципиальными определениями. Ты пишешь о Патриархии, как о лже-Церкви. А разве ты не обратил внимания на постановление Собора о выборе «патриарха» Пимена? Собор признал выборы недействительными; следовательно, Пимен – лже-патриарх. Это характеризует ведь не только его одного, но и всех выбиравших его, неправда ли?
Когда Собор одобрительно отозвался о высказываниях Б. В. Талантова, это вовсе не означало того, что члены Собора солидарны с ним на все 100%. Собор указал на то, какие новые мужественные голоса зазвучали теперь в Советской России – указали этим на несомненное духовное движение в народе в защиту веры.
Надо ведь учитывать и то, что русский народ теперь имеет психологию очень отличную от нашей. В то время как мы, свободные от пресса коммунистической власти, ясно видим уродство государственного строя и порочную неправильность той позиции, ... которую ведет сов. иерархия – живущие там, в несчастном СССР, привыкли видеть только одну государственную власть и одну церковную иерархию. Катакомбная Церковь ведь скрыта глубоко в своем потаенном существовании, о ней не знают верующие массы, и в этом есть милость Промысла Божия, ибо если бы о ней знали многие, то тайное неизбежно сделалось бы явным, и она была бы разгромлена. Подавляющее же большинство верующих знает только «легальную» иерархию. 

От этой иерархии верующие принимают таинства... 
Дадим себе отчет. Если вся Церковь, во всем составе ея, в СССР есть лже-Цековь (конечно за исключением катакомбной), то в ней нет ни таинств, ни благодати и никакой церковной жизни. Я лично никак не решусь сделать такое страшное утверждение. Неужели Господь оставил из-за Сергия, его компании и преемников, многомиллионный русский народ без таинств, без благодатных средств ко спасению?..
. Неужели искренно верующие, с глубокой верой подходящие к чаше Жизни, вместо Хлеба Небесного причащаются пищи демонов? (Так святые отцы определяют безблагодатную лже-евхаристию).
Кто дерзнет утверждать это?...
Блаженнейший Митрополит Антоний указывал, что благодать Божия может проходить и через недостойные сосуды, духовно опаляя их к погибели, но сообщаясь чрез них принимающим ее с верою. Измена иерархии Православию не есть еще измена самой Церкви. Хранитель правой веры и благочестия – сам верующий народ, как точно указано в послании Восточных Патриархов. Когда вся Церковь голосом Вселенского Собора осудила, как еретиков, Константинопольского Патриарха Нестория и его единомышленников, коих было немало, это осуждение не пало на всю Константинопольскую Церковь и паству. Делая свои еретические утверждения, Несторий и комп. не были выразителями мнения Константинополькой Церкви. Так же и советская иерархия в своем неправильном действовании не выражает истинного голоса Русской Церкви. Во времена Нестория – не было государственного пресса и гонений, поэтому Константинопольская Церковь на Соборе свободно выразила свое истинное мнение, помимо своего Патриарха и вопреки ему, осудив его вместе со всем Собором. В СССР это невозможно; но как Несторий в древности, так и Сергий, Алексий и Пимен теперь не выражают голоса истинного – Русской Церкви. Будь она свободна (как при Нестории) – она сказала бы свое слово. Когда-то давно, когда русский митрополит Исидор примкнул к Унии и стал поминать Папу, Великий Князь Василий всенародно назвал его еретиком и посадил в тюрьму, при полном одобрении паствы. Но теперь – властители другие, и Церковь безгласна, а ея иерархия лжет, выступая как ея представительница.
Как ты знаешь, Зарубежная Церковь принимает клириков Московской патриархии чрез покаяние и соответствующее заявление с их стороны. Но не перерукополагает их. Мыслимо ли было бы это, если бы они были лишены благодати, как посвященные в лже-Церкви?
Вообще же твое письмо написано искренне и во многих местах убедительно, и в духе чистой преданности духу Православия и церковности. Спаси Тебя Господь за твое живое, горячее отношение к тому, что есть «единое на потребу», и за защиту правды Церковной. Божие благословение да будет с Тобою!
От меня – благословение и поклон Твоей супруге и Твоим славным дочуркам.
С любовью, + Митрополит Филарет.

PS : Покойный Вл. Иоанн решительно разошелся с о. архимандритом Константином, который не признавал благодать в Моск. Церкви, а Вл. Иоанн против этого решительно возражал, как мне это говорил сам о. К.»