arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

патр. ТИХОН (Белавин) PDF Напечатать Е-мейл

патр. ТИХОН (Белавин)

 

Использованы материалы статьи  M.E. Голостенова в кн.: Политические деятели России 1917.  биографический словарь. Москва,  1993.
, по др. данным. Беллавин Василий Иванович) (19 янв. 1865, Торопецкий у. Псковской губ..- 7 апр. 1925, Москва). Род. в семье сел. священника. По окончании церковноприходской школы и Псковской семинарии (1883) как один из лучших учеников был послан в С.-Петерб. Духовную академию, к-рую окончил в 1888. [В семинарии его в шутку прозвали "архиереем", а в академии "патриархом" ("Совр. записки", 1925, т. 24, с. 251).] Преподавал в Псковской семинарии. В 1891 принял постриг и стал иеромонахом Тихоном. В 1898 епископ Люблинский, викарий Холмской епархии. С дек. 1898 епископ Алеутский в США (Сан-Франциско, с 1905-в Нью-Йорке). Имел репутацию человека большого ума и житейской мудрости чрезвычайно простого и приветливого в обращении со всеми. В 1905 возведён в сан архиепископа, в 1907 назначен архиепископом Ярославским. Был пред. Ярославского отделения "Союза русского народа", в своей деятельности конфликтовал с губернатором, который добился перевода Тихона. С дек. 1914 архиепископ Литовский. В ходе 1-й мир. войны, во 2-й пол. 1915, рус. войска оставили Вильно, и Тихон переехал в Москву. В 1916 участник совещания монархистов, выработавшего меры борьбы против Прогрессивного блока.

После Февральской революции 1917 и реорганизации обер-прокурором Врем. пр-ва в.н. Львовым Св. Синода старого ("распутинского") состава Тихон лишился членства в нём. В мае на выборах Петрогр. митрополита Тихон был среди осн. кандидатов. 19 июня съездом мирян и духовенства Моск. епархии избран архиепископом Московским и Коломенским. Подготовляемый с довоен. времени Св. Собор Правосл. Рос. Церкви должен был на заключительном этапе готовиться Тихон (Соборы на Руси не созывались с 1682). 13 авг. возведён в сан митрополита. Поместный Собор открылся в Москве 15 авг. На первом заседании Собора 18 авг. Тихон был избран пред. Собора (руководил Собором вплоть до его избрания в патриархи). 28 окт. Собор восстановил патриаршество в Рус. правосл. церкви, 31 окт. были избраны кандидаты: архиепископ Антоний, архиепископ Арсений, митрополит Тихон 5 ноября иеромонах Алексий (старец Зосимовой Пустыни) выбрал по жребию из трёх записок ту, на которой значилось имя Тихона 21 нояб. возведён на патриарший престол в Успенском соборе в Кремле. В своей речи Тихон призвал паству к стоянию за веру и к защите церкви, подчёркивал, что последняя должна быть вне политики и противостоять надвигающимся гонениям на религию "мечом веры", а не оружием.

В своём Рождественском послании Тихон говорил: "Зло нашего времени, что новое гос-во строится без Бога, что люди полагаются только на свои силы, прильнули к земле, хлебу и деньгам и упились вином свободы. Церковь осуждает такое строительство" ("Вестник рус. студенч. христ. движения", 1975. № 115, с. 76). Выступал против декрета СНК об отделении церкви от гос-ва и заключения Брестского мира. В послании 18 янв. 1918 писал: "Опомнитесь, безумцы, прекратите кровавые распри. ...Гонения жесточайшие воздвигнуты на святую Церковь Христа: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского), или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде), чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская лавры) захватываются безбожными властителями тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержащиеся на средства Церкви православной и подготавливающие пастырей церкви и учителей веры, признаются излишними и обращаются или в училища безверия или прямо в рассадники безнравствия" (там же, 1968, № 89-90, с. 15-16). В пос-ланиии от 19 янв. Тихон, обращаясь к Сов. власти, писал: "Властью, данной нам от Бога, .„анафемствуем вас"; призывал "верующих и верных чад церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой матери нашей... а если нужно будет, и пострадать за дело Христово зовём вас" ("Деяния Собора Рос. Правосл. Церкви. 1917-1918 гг.", КН. 6, в. 1, П. 1918, С. 4-5).

В мае 1918 Тихон приехал в Петроград (власти выделили ему одно место в почтовом вагоне, а железнодорожники предоставили отд. вагон). Провёл службы в Казанском и Исаакиевском соборах, в лавре, посетил, несмотря на угрозы моряков, Кронштадт, где его встречали тысячи верующих. Отслужил панихиду на могиле Иоанна Кронштадтского. На заседании Собора отслужил панихиду по царской семье. В 1918, опасаясь за жизнь Тихона, близкие к нему люди готовили его побег из России, но Тихон заявил: "Бегство патриарха было бы слишком на руку врагам церкви, они использовали бы это в своих видах. Пусть делают всё, что угодно": с дек. 1918 Тихон жил под домашним арестом на своём подворье, в нижнем этаже к-рого находились 3 красноармейца (см.: Протоиерей Рождественский, Святой Тихон, патриарх Московский и всея Руси. София, 1951, с. 19, 21).

В своём послании Совнаркому по поводу 1-й годовщины Сов. власти Тихон писал 25 окт. 1918: "...Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы. Народу, изнурённому кровопролитной войной, вы обещали дать мир без аннексий и контрибуций... Вместо "аннексий и контрибуций" великая наша Родина завоёвана, умалена, расчленена и в уплату наложенной на неё дани вы же вывозите в Германию не вами накопленное золото. Отечество вы подменили бездушным интернационализмом, хотя сами отлично знаете, что когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями... Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по тяжести братоубийство. Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братской кровью: прикрываясь различными названиями - контрибуцией, реквизицией и национализацией, вы толкаете его на самый открытый и беззастенчивый грабёж. В безнаказанном убийстве и грабеже заключается дарованная вами свобода... Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование... Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключённых, прекращением кровопролития, насилия, разорения, спасения веры; обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междоусобной брани" ("Вестник.-', 1968, № 89-90, С. 19-23).

В послании патриарха от 25 сент. (8 окт.) 1919 говорилось: "...мы, служители и глашатаи Христовой истины, попали под подозрение у носителей совр. власти в скрытой контррев-ции, направленной якобы к низвержению Сов. строя. Но мы решительно заявляем, что такие подозрения не оправданны... Церковь не связывает себя ни с каким определённым образом правления, ибо таковое имеет лишь относит. ист. значение... Никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто не спасёт Россию от нестроения и разрухи, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих" (там же, 1975, № 115, С. 74).

Патриарх отказался благословить Красную и Добровольческую армии, ибо у церкви нет места братоубийству, какими бы причинами оно не было вызвано. Провозгласил отказ церкви от политики, уход ей из гражд. войны (см- Совр. записки", т. 24, с. 251). Разрешил жертвовать на нужды голодающих ценные церк. предметы.

В его послании от 15 (28) февр. 1922 говорилось: "В августе 1921 был основан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и начался сбор денег, но подобная церковная организация была признана Советским правительством излишней. Однако в декабре 1921 правительство предложило нам делать сбор денег для оказания помощи голодающим мы разрешили жертвовать на нужды голодающим драгоценности, церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили православное население 6 (19) февраля особым воззванием, к-рое было разрешено пр-вом к напечатанию и распространению среди населения 13 (26) февр. ВЦИК постановил изъять из храмов все драгоценные церк. вещи, в т.ч. и священные сосуды и прочие богослужебные церк. предметы. С точки зрения церкви, подобный акт является актом святотатства" ("Вестник рус. студенч. христ. движения...", 1970, № 98, с. 63). 26 апр. 1922 начался суд. процесс над лицами, к-рые противодействовали изъятию церк. ценностей, Тихон привлекался в качестве гл. свидетеля. Процесс закончился 8 мая, а 9 мая патриарх был снова взят под домашний арест. 12 мая к нему явились 3 священника и заявили: если патриарх не передаст власть одному из находящихся на свободе иерархов и добровольно не удалится на покой, все осуждённые за сопротивление изъятию церк. ценностей будут расстреляны. Патриарх 3 июля временно передал управление церквью митрополиту Агафангелу, но последний не был допущен в Москву

Тихон (Беллавин) - икона.

Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович), исп., патриарх Московский и всея России (19.01.1865—25.03[7.04]. 1925), почетный председатель Ярославского отдела Союза Русского Народа (СРН).

Родился в Торопецком у. Псковской губ., в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин. Наречен при крещении в честь св.Василия Великого. В 1869 отца перевели в Преображенский храм г.Торопца. Закончил Торопецкое ДУ (1878), Псковскую ДС (1884) с отличием и С.-Петербургскую ДА (1888) со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношение к янсенизму»). По окончании Академии преподаватель основного, догматического и нравственного богословия и французского языка в Псковской ДС. 14 дек. 1891 пострижен в монашество с именем Тихон в честь свт. Тихона Задонского. 22 декабря рукоположен во иеромонаха. 17 марта 1892 назначен инспектором, а 15 июля ректором Холмской ДС с возведением в сан архимандрита. В Холме состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий.

19 окт. 1897 хиротонисан во еп. Люблинского, вик. Холмско-Варшавской епархии. 14 сент. 1898 назначен на самостоятельную кафедру — еп. Алеутским и Аляскинским (с 7 февр. 1900 еп. Североамериканский и Аляскинский). 5 мая 1905 возведен в сан архиепископа. Время его служения в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: учреждена ДС в Миннеаполисе (исчезла необходимость присылать священников из России); основан Свято-Тихоновский монастырь возле г. Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем; епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк; в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и др. мест. В правление свт. Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная раздоров из-за юрисдикционной принадлежности. За 8 лет его управления епархией число приходов увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.

25 янв. 1907 переведен на Ярославскую кафедру. С этого времени принимал активное участие в право-монархическом движении. Дал согласие на избрание себя почетным председателем Ярославского отдела СРН, ставшего одним из самых крупных и влиятельных отделов Союза. У владыки установились близкие отношения с руководителем отдела СРН глазным врачом И. Н. Кацауровым и его женой М. Д. Кацауровой, которая была секретарем отдела. За время его управления епархией в Ярославле прошли три монархических совещания, на одном из которых были приняты важные решения для всего монархического движения (см.: 3-е частное Совещание отделов Союза Русского Народа в Ярославле 8—10 марта 1909). Свт. Тихон пытался помочь монархистам преодолевать появившуюся рознь. Прислал приветствие и благословение в адрес Съезда Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909. Позднее при открытии Совещания монархистов 21—23 ноября 1915 в Петрограде служил молебен о здравии Государя Императора и о ниспослании победы доблестному русскому воинству соборне с митр. Петроградским и Ладожским Владимиром (Богоявленским) и митр. Московским и Коломенским Макарием (Парвицким-Невским),

22 дек. 1913 назначен архиеп. Виленским и Литовским. Проводы свт. Тихона в Ярославле были необычайно трогательны, ярославцы искренне его любили, городская дума избрала его почетным гражданином Ярославля. С началом 1-й Мировой войны ему пришлось покинуть пограничную Вильну, вывезши лишь святые мощи и часть церковной утвари. Он поселился в городе Дисне, но бывал на передовых позициях, под неприятельским обстрелом. В это время архиеп. Тихон был вызван для присутствия в Св. Синоде, поэтому часто бывал в Петрограде.

После революции обер-прокурором В. Н. Львовым был освобожден от присутствия в Св. Синоде. 7 июля 1917 возглавил Московскую кафедру (избран на съезде духовенства и мирян Московской епархии 19 июня), с 13 авг. митр. Московский и Коломенский. 15 авг. 1917 в Москве открылся Священный Собор Российской Православной Церкви, председателем которого был избран митр. Тихон. 5 ноября 1917 избран Патриархом Московским и всея России, посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским, из трех кандидатов, которых путем голосования определил Собор (митр. Харьковский Антоний (Храповицкий), митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) и митр. Московский Тихон). Интронизация проходила в Успенском соборе 21 ноября 1917 в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы при огромном стечении народа.

Патриарх мужественно анафематствовал творивших кровавые злодеяния большевиков. В своем Послании от 19 янв. 1918 он писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы <...> Это поистине дело сатанинское, за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские <...> Заклинаем всех верных чад Православной Церкви Христовой не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение». Однако он отказался благословить белое движение, ибо гражданская война только усугубляла рознь в народе. Вместо того свт. Тихон для поддержания в народе религиозного чувства благословлял крестные ходы, в которых неизменно сам участвовал. Когда он получил горькую весть об убийстве Царской Семьи, тотчас на заседании Собора отслужил панихиду, а затем служил заупокойную литургию, за которой сказал грозную обличительную речь. В ноябре 1918 Патриарх был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск, 6 янв. 1919 (под Рождество Христово) он был освобожден из-под стражи. В 1920 подвергался неоднократным домашним арестам. 6 мая 1922 арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей», заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. До июня 1924 томился во внутренней тюрьме ОГПУ, 21 марта 1924 следственное дело в отношении Патриарха Тихона было прекращено.

Истощенный, измученный и больной 12 янв. 1925 он попал в лечебницу Бакуниных на Остоженке. Рассказывают, что перед смертью Патриарх спросил: «Который час?», ему ответили: «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», — сказал Святейший, точно он только этого часа и ждал, и стал креститься: «Слава Тебе, Господи»... Погребен в Донском монастыре. На погребении присутствовало 59 епископов. Проститься со Святейшим пришло около одного миллиона чел. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 окт. 1989.

А. Степанов

Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.