Глубины сатанинскія. Митр. Виталій (Устиновъ)
Вамъ же и прочимъ, находящимся въ ?іатир?, которые не держатъ сего ученія и которые не знаютъ такъ называемыхъ глубинъ сатанинскихъ, сказываю, что не наложу на васъ иного бремени; только то, что им?ете, держите, пока приду (Откр. 11, 24-25).
Ко времени Рождества по плоти Спасителя нашего Іисуса Христа, Римъ достигъ вершины своей славы и сталъ воистину сердцемъ величайшей имперіи, пульсированіемъ котораго жили самыя отдаленныя завоеванныя имъ страны. По имперскимъ дорогамъ, этимъ ея кровеноснымъ сосудамъ, не только гонцы съ ея повел?ніями устремлялись во вс? концы просторовъ, легіоны шли на непокорныхъ, но вм?ст? съ хл?бомъ и золотомъ проникали въ міровую столицу прямыми и окольными путями философскія системы и религіи вс?хъ народовъ.
Подобное явленіе мы теперь тоже наблюдаемъ въ Лондон?, этомъ самомъ большомъ город? въ мір?: рядомъ съ христіанскими религіями прочно себ? свили гн?зда безчисленныя секты спиритовъ вс?хъ оттенковъ, посл?дователи буддизма, теософіи, антропософіи, или просто какихъ-то новыхъ безъ племени и роду основателей новыхъ изуверствъ. И какъ безконечно тоскливо на душ?, когда видишь, что въ т?ни величественнаго Вестминстерскаго аббатства и Парламента, дышащихъ строгой трезвостью, нашли себ? уб?жище столь фантастическія мышленія больныхъ издерганныхъ душъ. Невольно вспоминаются слова пророка Исаіи: И зв?ри пустыни будутъ встр?чаться съ дикими кошками, и л?шіе будутъ перекликаться одинъ съ другимъ: тамъ будетъ отдыхать ночное привид?ніе и находить себ? покой. Тамъ угн?здится летучій зм?й, будетъ класть яйца и выводить д?тей и собирать ихъ подъ т?нь свою; тамъ и коршуны будутъ собираться одинъ къ другому (Ис. 34, 14-15).
Н?тъ пред?ла удивленію, когда подумаешь, что въ нашъ в?къ такого расцв?та науки съ помощью которой мы вс? им?емъ возможность пользоваться опытомъ челов?чества за н?сколько сотъ в?ковъ, можно встр?тить, наприм?ръ, вполн? образованныхъ культурныхъ женщинъ, которыя, облачаясь въ б?лыя длинныя рубахи, подъ звуки музыки исполняютъ какія-то ритмическія движенія и поя «аллилуія» думаютъ, что он? служатъ Богу. А вотъ еще ц?лое собраніе представителей интеллигенціи въ б?лыхъ теннисныхъ костюмахъ сходитъ въ бассейнъ для какого-то крещенія; одни просиживаютъ ц?лыми ночами за крутящимися столами, перевернутами тарелками, до полнаго изнеможенія душевныхъ и физическихъ силъ; другіе развиваютъ въ себ? гипнотическія и магнетическія «способности», погружаясь въ мракъ оккультизма. Мы не хотимъ зд?сь разбираться подробно во вс?хъ этихъ явленіяхъ и наше горячее желаніе единственно отвратить отъ этого страшнаго яда православныя души. Тогда, если кто скажетъ вамъ — «вотъ зд?сь Христосъ», или «тамъ», — не в?рьте; ибо ибо возстанутъ лжехриты и лжепророки и дадутъ великія знаменія и чудеса... Итакъ, если скажутъ вамъ: «вотъ Онъ въ пустын?», не выходите; «вотъ Онъ въ потаенныхъ комнатахъ» — не в?рьте (Мат?. 24, 23. 26). Вотъ намъ прямое ясное указаніе, которое Самъ Господь намъ даетъ, какъ намъ вести себя во вс?хъ случаяхъ нашего общенія съ этого рода сектантами. Воистину блаженъ тотъ кто въ простот? своего сердца исполняетъ эту простую Божію запов?дь. Къ сожаленію, жизнь наша такъ разнообразна, подчасъ такъ сложна, что иногда почти невольно мы втягиваемся въ эту липкую и раздражающую наше любопытство оккультную стихію. Діаволъ тонко и хитро разставилъ свои безчисленныя с?ти. Если въ разговор? съ оккультистами мы будемъ просто отрицать вс? факты и не в?рить ничему тому, что они будутъ намъ разсказывать, то въ ихъ глазахъ мы покажемся жалкими темными людьми и не сможемъ больше оказать имъ пользы и вырвать ихъ изъ ц?пкихъ когтей оккультизма, потому что весь оккультизмъ основанъ на опыт? душевнаго характера. Если намъ, в?рующимъ и испов?дующимъ Бога Живаго, безбожники будутъ говорить, что Бога н?тъ, они в?дь тоже намъ покажутся достойными только нашего сожал?нія, потому что мы им?емъ не только в?ру въ Бога, но истинное знаніе, добытое опытомъ въ своемъ сердц? своей сов?стью. Вотъ почему даже Мережсковскій выразился про теософію такъ: «Эта полубогиня, полумошенница теософія...», и мы нам?ренно зд?сь не отд?ляемъ теософію отъ оккультизма, ибо и они себя другъ отъ друга не отд?ляютъ. Значитъ въ нашихъ преніяхъ съ оккультистами намъ подобаетъ соглашаться, что все, что они намъ говорятъ — д?йствительно, достойно в?ры, но тутъ, исполнившись ревности о спасеніи ихъ душъ, мы должны указать имъ, что сила съ которой они общаются, есть діавольская сила. По ученію Православной Церкви архангелъ Сатанаилъ, возгордившійся и пожелавшій стать превыше Бога, былъ низверженъ на землю. Какъ упалъ ты съ неба денница сынъ зари! разбился о землю, попиравшій народы. А говорилъ въ сердце своемъ: «взойду на небо, выше зв?здъ Божіихъ вознесу престолъ мой и сяду на гор? въ сонм? боговъ, на краю с?вера; взойду на высоты облачныя, буду подобенъ Всевышнему. Но ты низверженъ въ адъ, въ глубины преисподней» (Ис. 14, 12-15). Областью сатаны теперь сд?лалась земля, почему и Господь въ Евангеліи неоднократно называетъ діавола княземъ міра сего, почему и «земля и вся д?ла, яже на ней, сгорятъ», какъ оскверненныя и непригодныя для Царствія небеснаго. Н?кіимъ образомъ сатана и вся его темная сила находятся на земной плоскости, и преп. Антоній Великій передаетъ намъ вид?ніе, которое онъ им?лъ, какъ н?кій страшный великанъ, голова котораго терялась въ облакахъ, стоялъ ногами на земл? и вс? безчисленныя души умершихъ людей, которыя какъ птицы возносились ввысь, къ небу, этотъ великанъ ударами ладони повергалъ на землю и р?дко какая душа проходила сквозь эту страшную заставу. Это вид?ніе и множество другихъ свид?тельствъ великихъ пустынниковъ подтверждаетъ православное ученіе о томъ, что вся темная сила находится въ этой земной плоскости. То, о чемъ говорятъ оккультисты, изв?стно каждому подвижнику; ко святымъ б?сы являются со вс?ми своими кознями и коварствомъ для того, чтобы разстроить ихъ души, запугать, ввергнуть въ отчаяніе и уныніе, заставить святого прекратить молитву, т. е. непрестанную бес?ду съ Богомъ, тогда какъ оккультисты добровольно входятъ въ дружескія сношенія съ этой страшной б?совской силой заражаютъ свою душу, растл?ваютъ свое сердце и д?лаются неспособными ни на какое добро. Діаволъ очень коварно держитъ ихъ въ состояніи неослаб?вающаго любопытства, которое требуетъ большого напряженія вс?хъ душевныхъ и физическихъ силъ и въ конц? концовъ ни къ чему не приводитъ, ибо себя какъ сатану и діавола открыть онъ не можетъ; къ Богу привести не можетъ и не хочетъ, но въ чемъ онъ усп?ваетъ — это въ полномъ овлад?ніи душой оккультиста, для котораго сравнительно можно считать не плохимъ исходомъ, если онъ просто сходитъ съ ума. Зам?тьте, какъ вс? оккультисты бл?дны, чахлы, нежизненны, какъ будто-бы какой-то сказочный вампиръ или какая-то фантасмагорическая ларва всю ночь пила его кровь. Но соглашаясь, что то, что говорятъ оккультисты — фактъ, мы не должны склоняться на пос?щеніе ихъ собраній потому, что вс? мы въ этой суетной толче? жизни такъ мало ограждены подвигомъ молитвы и поста, и легко можемъ на этихъ собраніяхъ поддаться какой-нибудь душевной бол?зни, отъ которой намъ придется потомъ избавляться большими трудами, изливая потоки слезъ. Вс? эти, т. н. оккультныя науки, им?ютъ въ себ? липкій, навязчивый, назойливый сатанинскій духъ. Однажды, спросили покойнаго митрополита Антонія: «почему, владыко святый, для бол?е усп?шной борьбы съ этими науками, священниковъ не обучаютъ имъ въ семинаріи». Владыка митрополитъ очень мудро отв?тилъ: «Нельзя, ибо прельстятся». Да, воистину, есть вещи, которыхъ невозможно касаться не запачкавшись, ихъ нельзя слушать не осквернивъ своего слуха, нельзя вид?ть не помрачивъ своего взора.
Мы же, православные христіане, во святомъ крещеніи «отреклись отъ сатаны, отъ вс?хъ д?лъ его и вс?хъ ангеловъ его, и всего служенія его и всея гордыни его», выбрали Царство небесное, т. е. хотимъ безпрепятственно миновать страшнаго великана, и потому намъ ли копаться въ этихъ духовно-земныхъ, мрачныхъ сатанинскихъ лабиринтахъ оккультизма и подобныхъ ему наукъ. Церковь Православная именуетъ насъ «сынами Божіими», народомъ избраннымъ, святымъ Израилемъ и потому, исполнившись чувства величія нашей задачи, не будемъ себя унижать, погружаясь мыслію и чувствомъ въ міазмы ада, въ область изгненія вс?хъ силъ гордаго павшаго архангела Сатанаила, который ничего такъ не желаетъ, какъ отнять у насъ сыновство Божіе, котораго онъ лишился за гордость.
(«Православное обозр?ніе», № 12, 1948 г.)
Архим. Виталій Устиновъ. Глубины сатанинскія. // «Православная Русь». Церковно-общественный органъ Русской Православной Церкви Заграницей. — Jordanville: Свято-Троицкій монастырь, 1997. — №1 (1574). — С. 2-3, 15.
Источникъ: «Русскiй Порталъ»