САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1964-1985 гг. митр. Филарет arrow 5. митр. Филарет arrow 1918-1968. Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

1918-1968. Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века PDF Напечатать Е-мейл

Русская православная диаспора во второй половине XX века


Автор: Священник Владимир Голубцов
Глава III. Русская Православная Церковь в США, Канаде и Латинской Америке.
США
Канада
Аргентина
Бразилия
Парагвай
Венесуэла
Уругвай
Чили
Перу
Панама
Коста-Рика
Мексика
Куба
Гаити и Пуэрто-Рико
 
США
 
            Русские проживают на территории Североамериканских штатов практически везде. Но главными местами их локализации, главным образом, являются крупные города на восточном и западном побережье. На востоке это – Нью-Йорк и соседние штаты: Нью-Джерси и Пенсильвания. Центральная церковная власть всех русских юрисдикций находится на востоке – в штате Нью-Йорк.
            На западе главная концентрация русских православных людей – в городах Сан-Франциско и Лос-Анджелес.
            В настоящее время, по официальным данным, в Америке проживает около 2 млн. православных русских.[1] Немалая их часть переехала на Американский континент в последние десятилетия. Среди т.н. «русских» первой и второй волн эмиграции довольно много православных украинцев, карпатороссов, белорусов, которые причисляют себя к русским, т.е. в нашем понимании, они к великороссам не имеют никакого отношения, в связи с этим все приводимые здесь статистические данные можно назвать условными.
            В США очень много и тех, кто, несмотря на смешанные с американцами браки, продолжает осознавать себя русским, хотя уже не знает ни русского языка, ни других восточнославянских языков. Все же все они продолжают хранить веру отцов, проживая в стране, где большинство населения составляют протестанты и католики.[2]
            Русские православные Северной Америки особо почитают святых Русской земли, благодаря которым на Американском континенте появилось Святое Православие. Среди них: преподобный Герман Аляскинский, митрополит Московский, Апостол Америки – святитель Иннокентий (Вениаминов), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Беллавин).[3]
            Святитель Иннокентий и преподобный Герман были канонизированы в 1877году. Совсем недавно, в 1990 году, в лике святых был прославлен и святитель Тихон.[4]
            К сожалению, семена, посеянные русскими святыми в Америке, в дальнейшем не привели к сохранению единства всей полноты Русской Православной Церкви на этом континенте. Современное расслоение русской православной диаспоры в США и других странах Северной и Южной Америки на несколько юрисдикций в большой степени обязано Второй Мировой войне.
            Для американцев Советский Союз в годы Второй Мировой войны был «Великим союзником», помогавшим свободным странам победить ненавистный гитлеровский режим. Общие цели, к достижению которых стремились и США и СССР, привели их к обоюдному сотрудничеству во всех областях. Среди русских, проживающих в Североамериканских штатах, постепенно стали распространяться просоветские патриотические настроения. Заодно, с чисто политическим патриотизмом, повсюду среди русских эмигрантов стало шириться церковно-патриотическое движение. Многие представители не только Американской митрополии, но и Зарубежного Синода стали все более склоняться к мысли о необходимости объединиться с Матерью-Церковью, как тогда было принято называть Московский Патриархат.[5] Процесс объединения ряда приходов Американской Митрополии с Московским Патриархатом начался уже в конце 1944 года, а в 1947 году он достиг своего апогея. В юрисдикции Московского Патриархата оказалось более 50 приходов – максимум, когда-либо достигнутый ей в США. После 1948 года некоторые из этих общин снова вернулись в юрисдикцию Митрополии.
            Нужно заметить, что в Америке симпатии или антипатии русского населения по отношению к Московскому Патриархату зависели от конкретного этнического состава т.н. «русской» паствы. Дело в том, что подавляющее большинство их - выходцы из бывшей Австро-Венгрии, переехавшие в Америку еще до начала I мировой войны. К ним так же относятся и бывшие униаты, вернувшиеся в конце XIX – начала ХХ веков, в лоно Православной Церкви. Этому слою русской диаспоры были чужды великорусские проблемы и вообще проблемы тех русских, украинцев и белорусов, которые были выходцами из Российской Империи, т.е. белоэмигрантами. Естественно, что на стороне белоэмигрантов были и появившиеся после Второй Мировой войны «перемещенные лица», не пожелавшие возвращаться в Советский Союз. Такой разношерстный состав Русского Православия в Америке очень сильно сказался на процессе разделения американской паствы на различные юрисдикции.[6]
            С наступившей в годы войны волной советского патриотизма, в Американской Митрополии с 1943 года, наряду с Первоиерархом Зарубежного Синода - митрополитом Анастасием, за богослужением начинается молитвенное поминовение и Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского). В ноябре 1946 года, в Кливленде, был созван Всеамериканский Собор, на котором 2/3 делегатов проголосовали за присоединение к Московскому Патриархату. Свое несогласие с данным решением Собора высказала лишь карловацкая фракция, за что 28 марта 1947 года, по указу митрополита Феофила, была исключена из состава Американской Митрополии. Но уже наступали времена «холодной» войны. Когда в 1947 году митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) приехал в США для совершения присоединения Американской Митрополии к Московскому Патриархату, то уже в это время он почувствовал холодность в отношениях с американской иерархией. Митрополит Феофан отказался встретиться с митрополитом Григорием, вследствие чего 16 декабря этого же года были возобновлены прещения, наложенные Русской Православной Церковью на Американскую Митрополию еще в 1917 году. Фактически с этого момента начинается самостоятельное бытие Американской Православной Церкви, хотя до утверждения канонической Автокефалии оставалось ждать еще 23 года.[7]
            Во второй половине ХХ века усиливается движение за т.н. «натурализацию» Американской Православной Церкви. В приходских общинах в качестве богослужебного языка постепенно вводится английский язык. Американская Православная Церковь все меньше и меньше мыслит себя как часть Русской Церкви, а все стороны ее жизни американизируются. Безусловно, в этом проявлялось стремление сохранить Православие в особой среде американского общества и привлечь в ряды Православной Церкви как можно больше «конвертов», т.е. новообращенных из числа тех американцев, у которых корни не были православными.[8]
            Продолжают нести сильный отпечаток русской культуры коренные жители штата Аляски. Именно здесь, в 1795 году, на острове Кадьяк была построена первая Православная Церковь в Америке.[9] Алеуты и эскимосы Юго-Западной Аляски до сих пор сохраняют некоторые черты русского народного быта конца XVIII - первой половины XIX веков, русские имена и фамилии, а в местных языках имеется много русских по происхождению слов. Бережно сохраняются и реставрируются архитектурные памятники Русской Америки – церкви, часовни, крепости и т.д.[10]
            На территории Аляски существует Ситкинская и Аляскинская епархия. В настоящее время она состоит из 86 церквей и часовен, окормляется тридцатью священнослужителями и объединяет в своих рядах многие тысячи православных алеутов, эскимосов, тлинкитов, атабасков, русских и американцев. При владыке Григории (Афонском), возглавлявшем Аляскинскую кафедру, в 1973 году на Кадьяке была основана Свято-Германовская семинария.
            Недавно архиерейская кафедра на Аляске была перенесена из города Ситки (бывший Ново-Архангельск) в город Анкориндж - центр экономической и культурной жизни штата. Здесь к 200-летию Православия в Америке был построен кафедральный собор во имя святителя Иннокентия Иркутского с приделом во имя Всех Святых в земле Американской просиявших.[11]
            Предыдущий Предстоятель Американской Православной Церкви митрополит Феодосий в свое время возглавлял Аляскинскую епархию.[12]
            Американская Православная Церковь имеет свои приходы не только на территории США, но и в Канаде, Аргентине, Перу, Венесуэле.[13] Поэтому вполне обосновано она именуется Православной Церковью Америки.
            Другая ветвь русского Православия в Америке – Русская Православная Церковь Заграницей. В отличие от Американской Церкви она продолжает именоваться Русской и, более того, считает себя единственной законной Русской Православной Церковью на американском континенте.[14]
            После исключения Карловацкой фракции из Американской Митрополии пять епископов - Виталий, Иероним, Серафим, Тихон и Иосиф - собрались в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Эта встреча произошла в мае 1947 года. Она означала полный разрыв отношений между русской «белогвардейского» происхождения интеллигенцией и епископами и, с другой стороны, простым народом и частью приходского духовенства. Единая дотоле американская паства Русской Церкви распалась на две части: галицко-карпаторусское большинство, оставшееся или в лоне Американской митрополии, или перешедшее в юрисдикцию Московского Патриархата, и интеллигентское меньшинство – приверженцев Зарубежного Синода во главе с митрополитом Анастасием.[15]
            В дальнейшем Американская Митрополия предпринимала попытки неофициальных контактов с Русской Православной Церковью Заграницей. Особенно они происходили при митрополите Леонтии. Когда в 1960года состоялось первое заседание «Постоянной конференции Канонических Православных Епархий Америки», созванное по инициативе Греческого Экзархата в Америке, Русская Православная Церковь Заграницей во главе с митрополитом Анастасием условием своего участия в этой организации поставила неприсоединение к ней «советского» Экзархата - Экзархата Московского Патриархата в Америке. Архиепископ Иаков, возглавлявший тогда Греческую Архиепископию Константинопольского Патриархата в Америке, на это условие не согласился. В связи с этим, митрополит Анастасий на Конференцию не приехал. Но в 1965 году Зарубежная Церковь участвовала в другой организации –SCOBA.
            В 1970 году, по поводу дарования  Московским патриархатом Американской митрополии статуса автокефальной Церкви, Русская Православная Церковь Заграницей высказалась решительно против. [16] в отличие от предыдущего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, при митрополите Филарете (Вознесенском), в лоне «Церкви в изгнании» уже утвердилось мнение о безблагодатности Русской Православной Церкови Московского Патриархата.[17] Отсюда они задавали вопрос: как может даровать автокефалию безблагодатная Церковь? Более здравомыслящие члены Русской Православной Церкви Заграницей рассуждали по-иному. Они полагали, что «принцип поместности» не является единственным свидетельством об истине Православия, и что русский эмигрант должен до конца выполнять свою задачу, не растворяясь в другой культурной среде.[18]
            Все же вопрос об автокефалии Американской Церкви прошел, и Русской Зарубежной Церкви пришлось в одиночку нести все тяготы жизни на себе, ни с кем не общаясь и протестуя против всяких проявлений либерализма в церковной сфере, особенно же против экуменизма.
            В 1950 году США становится церковным центром Русской Православной Церкви Заграницей. Сюда из Мюнхена приезжает митрополит Анастасий и большая часть российской эмиграции. Сначала резиденцией Первоиерарха Зарубежной Церкви становится монастырь Новая Коренная пустынь, что в Магопаке, затем, с 1952 года, город Нью-Йорк. При митрополите Анастасии в США проходят пять Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви – в 1950, 1953, 1956, 1959 и в 1962 годах.[19] С 1965 по 1986 год Зарубежную Церковь возглавлял митрополит Филарет (Вознесенский), а с 1986 года  по  2001 г.ее Предстоятелем был митрополит Виталий (Устинов).Сейчас РПЦЗ возглавляет митрополит Лавр.
            В Нью-Йорке с 1952 года находится Синодальный собор Русской Зарубежной церкви во имя Знамения Божией Матери. Здесь расположены различные синодальные учреждения РПЦЗ.[20] В столице США – Вашингтоне действует собор во имя святого Иоанна Предтечи, обязанный своему возникновению архиепископу Иоанну (Максимовичу). Его посещают около 300 прихожан. Настоятель храма является автором и ведущим двух еженедельных 45-минутных программ «Религия в нашей жизни», транслируемых радиостанцией «Голос Америки».
            Приход святого Иоанна Предтечи представляет собой русский центр в сердце американской столицы. Все церковные дела ведутся по-русски, есть приходская школа на 50 детей. Два раза в месяц совершается вечерня и ранняя литургия на английском языке. К началу 90-х годов нынешнего века уже около 30-ти американцев приняли Православие и стали прихожанами Иоанно-Предтеченского Собора. По радиостанции «Голос Америки» каждое воскресение транслируют литургию, совершающуюся в этом храме.[21]
            Как было уже сказано выше, крупные очаги русской православной диаспоры сосредоточены на западе страны. Уже в 1951 году здесь было учреждено Лос-Анджелесское викариатство Западно-Европейской епархии, в 1962 году выделенное в самостоятельную епархию.
            Спасо-Преображенский собор Лос-Анджелеса был воздвигнут еще в 1930 году. В 1962 году на прилегающей к храму церковной земле было построено здание приходской школы.
            Как и церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе, возникшая после Второй Мировой войны, в 1952году, храм Воскресения Христова в Санта-Барбаре (штат Калифорния) также появляется во время наплыва в Америку «второй» волны русской эмиграции. Приход Воскресенского храма был основан русскими переселенцами из Европы в 1954году.
            Возникший в 1951 году в городе Хьюстон (штат Техас) Свято-Владимирский приход удовлетворяет нужды верующих не только этого штата, одного из самых больших в Северной Америке, но и многих православных, проживающих в соседнем с США государстве – Мексике. В прошлом настоятелем и миссионером юго-восточных штатов на протяжении многих лет был священник Алексий (Чернай),[22] побывавший и в Африке, о чем расскажем в следующей главе книги.
            В 50-х годах нашего столетия, в связи с наплывом новой волны эмиграции из Шанхая, в большинстве своем прихожан Зарубежной Церкви, значительно возросло влияние Свято-Троицкого собора Сан-Франциско (штат Калифорния). Всего в районе этого города оказалось около 60-ти тысяч русских эмигрантов. Получилось так, что новых эмигрантов оказалось больше, чем старых. Новоприбывшие переселенцы задумали в городе на бульваре Герри соорудить новый собор во имя иконы Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радость.[23] Но резкие разногласия раскололи единую русскую общину. В это время, по просьбе тысяч русских - выходцев из Китая, а ныне жителей благополучной Калифорнии, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей посылает в Сан-Франциско архиепископа Иоанна (Максимовича), которого все хорошо знали еще по Шанхаю. Он после своего прибытия сюда 4 декабря 1962 года сумел наладить мир в приходе, что ускорило завершение строительства собора, который стоит до сих пор.[24]
            Всего на территории США насчитывается 140 приходов Русской Православной Церкви Заграницей [25] и несколько монастырей. Некоторые из них были открыты совсем недавно, как например, приход в Лейквуде (штат Нью-Йорк). Новый храм в этом городе был освящен 18 октября 1997 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, что вполне отвечает духу и запросам Русской Зарубежной Церкви, стремящейся постоянно подчеркивать свою «русскость».[26]
            Русская Православная Церковь Московского Патриархата не обладает в США таким количеством приходов, как например, Американская Православная Церковь или Русская Православная Церковь Заграницей. Их всего 32.[27] В то же время они окормляются 34 священниками, часть из которых имеет русское происхождение. Так как прихожане по будням работают, богослужения в храмах Московского Патриархата совершаются только в субботу вечером и в воскресенье утром.[28]
            Экзархат Московского Патриархата в Америке был создан еще в 1932 году. До 1947 года он находился под управлением митрополита Вениамина (Федченкова).[29] Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 29 июля 1946 года на территории Экзархата были учреждены четыре архиерейские кафедры: Филадельфийская, во главе с архимандритом Адамом; Архангельская, во главе с епископом Феодором; Нью-Йоркская, во главе с архимандритом Макарием и Сан-Францисская, во главе с епископом Антонием.[30]
            Главным храмом патриарших приходов в США является Свято-Николаевский Собор в Нью-Йорке. Он был построен в 1902 году и освящен еще святителем Тихоном (Беллавиным), тогда еще епископом Алеутским и Североамериканским, будущим Патриархом Московским и всея Руси.[31] Но еще до этого с 1870 года в Нью-Йорке уже существовали православные общины, организованные священником Берингом, прибывшим сюда из Петербурга. В 1905 году святитель Тихон произнес свою последнюю проповедь в Сан-Франциско и переехал в Нью-Йорк, перенеся сюда и архиерейскую кафедру.[32]
            В 1925 году собором завладели обновленцы, но в 1945 году настоятель храма священник Иоанн Кедров принес покаяние и был принят в юрисдикцию Московского Патриархата.
            Митрополит Феофан, тогда представитель Американской Митрополии, возбудил против отца Иоанна, т.е. фактически против Московского Патриархата, судебный процесс. Но суд вынудил 15 октября 1947 года сторонников митрополита Феофана покинуть храм. Те повиновались, но решение суда опротестовали.[33] Суд хотя и принял апелляцию Американской Митрополии, но все же в феврале 1948 года передал новому Экзарху Московского Патриархата, митрополиту Макарию (Экзарх с 21 августа 1947 года), право владения Свято-Николаевским собором. Тяжба на право владения храмом продолжалась до 1960 года, до тех пор, когда Верховный суд США вынес окончательный вердикт, признав собор собственностью Патриаршего Экзархата.[34]
            С 1970 года, после дарования автокефалии Американской Православной Церкви, Свято-Николаевский собор года Нью-Йорка стал храмом представительства Патриарха Московского и всея Руси в США. При нем находится резиденция епископа, управляющего патриаршими приходами Америки. В 1973 году храм объявлен «лэнмарк» - памятником архитектуры Нью-Йорка. Собор представляет собой образец московского барокко и, в своем роде, является уникальным, неповторимым зданием этого крупного города США.[35]
            Приходы Московского Патриархата в США разбросаны по всем штатам. Их перечень неоднократно издавался в различных книгах.[36]
            В городе Филадельфия находится храм во имя святого апостола Андрея Первозванного. Интересно, что рядом с ним расположен музей русской боевой славы, посвященный погибшему в годы русско-японской войны крейсеру «Варяг». Прихожане Свято-Андреевского храма свято берегут память о далекой родине.[37]
            Еще в 1897 году была построена церковь святых апостолов Петра и Павла в Скрентоне (штат Пенсильвания). В Сан-Франциско тоже находится один храм Московского Патриархата – во имя святителя Николая Чудотворца.[38]
            К старым приходам относится община во имя Рождества Христова в Янгстауне (Огайо). Она создана в 1915 году. В 1952 году в храме общины была отслужена первая литургия на английском языке, который вскоре заменил здесь церковнославянский. 19 мая 1965 года была освящена новая церковь. Епископ Досифей (Шанченко), освящавший храм, привез сюда частицу мощей святой великомученицы Варвары.[39]
            23 ноября 1963 года состоялось освящение церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в Ридинге (штат Пенсильвания).
            В Ист-Лансинге (Мичиган) большую роль в жизни местного прихода сыграл о. Фотий Донахью. Именно он создал в этом городе приход во имя святого Андрея Первозванного, а в 1956 году им были созданы еще две общины Московского Патриархата – во имя святого Великомученика Димитрия Солунского в Джексоне (Мичиган) и во имя святого пророка Ильи в Батл Крике (тот же штат). В 1963 году в Ист-Лансинге был освящен новый храм во имя святого апостола Андрея.[40]
            Отец Фотий был редактором журнала Московского Патриархата «One Church».[41] Под его руководством была основана пан-православная студенческая организация, а в 1954 году организованна Восточно-Православная Катехизическая Ассоциация.[42] Скончался многолетний труженик в 1984 году.
            Продолжают открываться храмы Московского Патриархата в США и в последние десятилетия. Так, 6 октября 1973 года в городе Хакетстаун (Нью-Джерси) был освящен храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Храм окормляет православных верующих северо-западной части штата.[43]
            Для приходов Московского Патриархата в США характерны съезды духовенства и мирян, которые обсуждают самые разнообразные вопросы церковной жизни – административные, духовные и многие другие. На съезде, проходившем в 1963 году, обсуждалось завершение судебного процесса, связанного с передачей Московскому Патриархату Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке.[44] На другом съезде, проходившем в 1970 году в здании культурного центра Петропавловского прихода в города Пассейк, обсуждались вопросы литургического характера и издание журнала «One Church».[45]
            IV съезд духовенства и мирян патриарших приходов в США, проходивший в 1984 году в Дейроте, собрал 80 делегатов. На повестке дня обсуждались бюджет и другие финансовые вопросы, вопросы религиозного образования, воспитания и культурного характера.[46]
            Русские в Америке бережно хранят свое культурное достояние. Это касается не только тех исторических памятников, которые находятся на территории штата Аляски, но, например, такого архитектурного сооружения, как русская крепость Форт Росс в Калифорнии. Уже в 1903 году Форт Росс стал достоянием штата. В 50-ые годы были проведены очередные реставрационные работы, восстановлены стены и башни форта. В 1945 году был найден один из трех церковных колоколов, находившихся в часовне, когда в Форт Россе еще были русские. К несчастью, пожар, случившийся в 1970 году, уничтожил сооруженную в 1825 году уникальную часовню во имя Святой Троицы. Чтобы возместить огромный ущерб, нанесенный форту пожаром, был объявлен сбор средств на восстановление крепости. В 1974 году она была вновь открыта для посетителей . Ежегодно 30 мая духовенство собора Всех Скорбящих Радость города Сан-Франциско посещает Форт Росс и совершает здесь заупокойное богослужение. И поныне крепость остается свидетельством неразрывных связей русских и американцев.[47]
            Как и в Европе, православные люди в Америке имеют полную возможность получить богословское образование в стенах духовных школ.
            Первая духовная семинария была открыта еще в 1905 году в Миннеаполисе. Впоследствии, она была закрыта и лишь в 1938 году открыта вновь. В 1948 году Архиерейский Собор Американской Митрополии, в подчинении у которой находилась семинария, получившая название святого равноапостольного князя Владимира, присвоил своей высшей богословской школе название Богословской Академии.[48] И неспроста. Дело в том, что в семинарии после Второй Мировой войны оказались такие светила русской богословской науки, как Г.Р.Федотов, Н.С.Арсеньев, Е.В.Спекторский, Н.О.Лосский, П.П.Зубов и др.[49] Начало новой эры семинарии связано также с прибытием из Парижа о. Георгия Флоровского, преподавателя Свято-Сергиевского института. Он был назначен ректором этой первой православной школы Американского континента. С его именем связано развитие русского богословия в Америке.[50]
            Чуть ли не самого начала своего существования в Нью-Йорке Свято-Владимирская семинария стала многонациональной. В 1949 году в число студентов был принят первый грек, а через некоторое время, православный армянин и представитель Индийской Церкви. За короткий период, с 1948 по 1950 год число студентов увеличилось с 8 до 58.[51]
            6 октября 1962 года митрополит Леонтий освятил новый дом семинарии. В июне 1966 года Свято-Владимирская семинария была принята в Члены Американской Ассоциации Богословских школ.[52]
            Другое учебное заведение Американской Православной Церкви – Свято-Тихоновская семинария была основана в 1938 году в стенах монастыря во имя святителя Тихона Задонского в Саут-Канаане (штат Пенсильвания).[53] Жизнь в Свято-Тихоновской семинарии проходит согласно распорядку. Каждый день для семинаристов начинается и заканчивается молитвой, что очень важно для поддержания духовной жизни. Они поднимаются в 6.40 утра, совершают утренние молитвы. В среду, пятницу, субботу и воскресенье поют литургию в монастырском храме.[54]
            Другое учебное заведение, подобное Свято-Тихоновской семинарии, существует в штате Нью-Йорк. Это Свято-Троицкая семинария Русской Православной Церкви Заграницей, расположенная в монастыре Пресвятой Троицы в Джорданвилле. Она была основана в 1948 году. Само здание семинарии было построено в период с 1966 по 1971 год. В 1979 году оно было расширено зданием музея, архивами и библиотекой. День в семинарии начинается в 5.30 утра молитвой. Ежедневно все студенты должны присутствовать на литургии. С 8.00 до 11.30 продолжаются занятия. После обеда каждый семинарист несет послушание в типографии, офисе, библиотеке, на поле и т.д.[55]
            Семинария издает журнал «Русский Пастырь», в котором содержатся статьи на духовные темы и информационного характера, рассказывающие о жизни различных приходов и епархии Зарубежной Церкви.
            Помимо духовных семинарий в США функционирует и единственная в Русском Зарубежье русско-американская Свято-Сергиевская гимназия, основанная в Нью-Йорке в 1959 году. Преподавание в ней ведется на русском и английском языках. Ее учебные программы направлены на подготовку русской молодежи к высшей школе.
            26 июня 1959 года департамент просвещения штата Нью-Йорк выдал школе чартер, подтверждающий законность ее существования. Свято-Сергиевская гимназия учитывает особенности американских средних школ и придерживается программ, установленных правилами департамента просвещения штата. Кроме того, у нее есть свои специальные предметы, преподавание которых дает ей громадное преимущество перед всеми другими средними школами. Среди них: русский язык и литература, русская история и география, православная вера, русское искусство, русская музыка и многое другое русской культуры.[56]
            На удаленных от континентальной Америки Гавайских островах также проживает небольшая группа русских эмигрантов. Еще в 1915 году, получив информацию о большом количестве русских эмигрантов из Аляски, проживающих на Гавайях, сюда едет священник Корчинский, который учреждает в Гонолулу - административном центре будущего американского штата -  первый русский православный приход. Первое всенощное бдение и Божественная Литургия были отслужены в Гонолулу 28-29 ноября 1915 года в англиканской церкви.[57]
            В октябре 1947 года на парусник «Коралл» пришло несколько русских семей из ближайшего к Гонолулу селения.[58]
            В настоящее время в году Гонолулу находится приход Русской Православной Церкви Заграницей во имя иконы Божией Матери Иверской. Эта община входит в Западно-Американскую епархию Зарубежной Церкви.[59]
 
Канада
 
            В Канаде проживает 50 тысяч русских.[60] Они проживают практически во всех провинциях этого североамериканского государства. Согласно канадским статистическим данным за 1971 год, их здесь было несколько больше – 64475. Из них только 12585 разговаривало дома на русском языке. Больше всего русских, согласно этим данным, проживало в провинциях Британская Колумбия (22995), Онтарио (12580), Альберте (10235) и Саскачеване (10030). Значительно меньше русских было в Квебеке (4060) и Манитобе (4040).
            Крупные поселения русских эмигрантов сосредоточены в городах Канады: Ванкувер – 7310, Торонто – 5270, Монреаль – 3605, Калгари – 3010, Эдмонтон – 2295, Виннипег – 2100, Саскачеван – 1935. [61]
            Первое православное богослужение на канадской земле было совершено в 1897 году,[62] в день памяти святых апостолов Петра и Павла в селении Восток. В Канаде, где 46% населения составляют римо-католики, 45% - протестанты и 1,5% – православные и ориентальные христиане, первые русские православные церкви были открыты уже в начале ХХ века. В Торонто первая русская церковь была построена в 1915 году, в Виндзоре в 1916-м, в Сиднее в 1917-м. Впоследствии возникли церкви в Монреале, Квебеке, Гамильтоне, Оттаве, Виннипеге др.[63]
            Большой наплыв русских эмигрантов, беженцев из Европы, произошел в Канаде после Второй Мировой войны. Канада была одной из тех стран, в которую приехало немалое число перемещенных лиц, ищущих более счастливой судьбы за океаном.[64]
            В церковном отношении русская православная диаспора, как и в США, оказалась разделенной на три юрисдикции – Американскую Православную Церковь, Русскую Православную Церковь Заграницей и Московский Патриархат.
            Остановимся на рассмотрении только двух юрисдикций, существующих в Канаде – Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.
            Уже через два году после окончания Второй Мировой войны, согласно определению Архиерейского собора Зарубежной Церкви в Мюнхене, состоявшемуся в 1947 году, Канадская епархия была разделена на две самостоятельные епархии – Восточно-Канадскую и Западно-Канадскую. А в августе 1957 года решено было их вновь соединить в одну с кафедрой в Монреале и с титулом для правящего архиерея - епископ Монреальский и Канадский. Первым таким епископом был назначен епископом Виталий (Устинов) (бывший Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей).[65]
            В настоящее время Русская Зарубежная Церковь на территории Канады владеет 26 приходами.
            Кафедральный храм Канадской епархии Русской Православной Церкви Заграницей находится в Монреале.[66] Он освящен во имя святителя Николая. Именно здесь находится самая почитаемая икона Русского Зарубежья в Канаде – мироточивый образ Пресвятой Богородицы Иверской. Она находится в этом храме с 1982 года.[67]
            В этой же провинции Квебек, где находится Монреаль, расположен один из самых старых православных храмов Канады – церковь во имя святого великомученика Иоанна Сочавского, основанная в 1911 году.
            Приход в Лондоне (провинция Онтарио) появляется вместе со второй волной русской эмиграции в 1950 году. В 1962 году был освящен нынешний храм во имя Спаса Нерукотворного.
            Свято-Троицкий приход в Торонто (провинция Онтарио) был основан в 1949 году приехавшим из Европы протоиереем Матфеем (Андрющенко). 1 января 1950 года начались богослужения в наемном доме, а в 1953 году был построен первый храм. Более обширная церковь была сооружена в 1967 году. Приход Свято-Троицкого храма издает ежемесячный «Воскресный листок».
            В 1950 году был основан Свято-Воскресенский приход в Виннипеге. В 1953 году был приобретен собственный храм – бывшая украинская церковь. При храме существует Братство во имя святой великомученицы Варвары, школа и библиотека.
            Храм Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1959 году в дачном поселке Березки (в 50 километрах от Торонто).
            Приход Всех Святых в городе Калгари был организован еще до Второй Мировой войны, в 1930 году. Собственный храм был построен через четыре года. При нем существует сестричество, школа. Вокруг прихода сосредоточена вся культурная жизнь русских жителей города, так как здесь нет других русских организаций.
            В Ванкувере приход святителя Николая появляется в 1956 году, а через два года здесь возникает вторая община Русской Зарубежной Церкви во имя Пресвятой Троицы.
            В городе Эдмонтон (провинция Альберта) тоже есть два прихода Русской Зарубежной Церкви. Первый - Свято-Владимирский был основан в 1938 году. Одно время храм являлся кафедральным храмом Канадской епархии. Впоследствии при храме находилась резиденция викарного епископа. Сегодня это - обычный приход.
            Второй приход Зарубежной Церкви в Эдмонтоне во имя Пресвятой Троицы был основан русскими беженцами из Европы после Второй Мировой войны.[68]
            Так случилось, что Эдмонтон является кафедральным городом епископа другой русской православной юрисдикции – Московского Патриархата. Первым канадским архиереем Московского Патриархата в 1959 году стал перешедший из Русской Православной Церкви Заграницей епископ Пантелеимон (Рудык).
            Временем возникновения кафедрального собора во имя святой великомученицы Варвары Канадской епархии Московского Патриархата нужно считать прибытие в 1900 году в эту страну православного миссионера протоиерея Иакова Корчинского. Он купил в Эдмонтоне, на углу 96-й улицы, участок земли под строительства церкви. В 1908 году храм был построен и освящен. С увеличением прихода пришлось строить новый храм. Это удалось осуществить только в 1958 году, а в 1960 году Патриарший Экзарх Борис (Вик) и архиепископ Пантелеимон освятили Свято-Варваринский собор.[69] Новый храм имеет полуподвальный этаж, где устроен обширный зал, предназначенный для общеприходских трапез и служащий помещением для воскресной школы.[70] Сама церковь построена в русском стиле и имеет большой купол.[71]
            В 1979 году Свято-Варваринская община праздновала 75-летие со дня своего создания, с чем ее поздравил Святейший Патриарх Пимен.[72]
            Приходы Московского Патриархата в Канаде в основном сосредоточены в провинциях Альберте и Саскачеване.[73] Их перечень неоднократно публиковался.[74] Все 22 прихода делятся на три основных группы, окормляемых протоиреем Михаилом Китом, настоятелем храма во имя Святой великомученицы Варвары  в Эдмонтоне, протоиреем Михаилом Фуриком и священником Игорем Кисилем. Большинство приходов – это фермерские храмы. В Свято-Варваринском соборе в Эдмонтоне богослужения совершаются каждую субботу и воскресенье, в остальных храмах – от 2-3 раз в месяц до 2-3 раз в год, в зависимости от размеров храма, реальных потребностей и пожеланий прихожан.[75]
            В Канадской епархии Московского Патриархата регулярно созываются епархиальные съезды духовенства и мирян. Так, например, на VIII съезде, проходившем 17 декабря 1972 года после литургии в соборе святой великомученицы Варвары, обсуждались два главных вопроса – поднятие уровня церковного просвещения паствы и издание «Канадского православного вестника» на английском языке.
            Русские эмигранты в Канаде, стараясь поддержать свою культуру, свой язык, церковные традиции, стремятся объединяться вокруг различных национальных кружков. Уже в 1950 году группа русских эмигрантов, прибывшая из Европы, основала в городе Торонто Русский клуб под названием «Русское культурно-образовательное общество». В другом центре русской диаспоры в Канаде – Ванкувере был создан независимый от различных церковных юрисдикций Русский певческий центр.

Аргентина
 
            Аргентина является одной из тех стран мира, где европейская эмиграция сыграла немалую роль в экономическом становлении этого государства. До сих пор этнический состав населения Аргентины значительно отличается от других латиноамериканских стран, в значительной степени формировавшийся за счет коренного индейского населения.
            Среди выходцев из Европы в Аргентине есть и русские. Их около 50-ти тысяч человек.[76] К русским примыкают единоверные им украинцы, белорусы и другие славянские народы. Как и в Северной Америке, многие из них также именуются «русскими».
            1 января 1889 года в Южной Америке была отслужена первая православная литургия.[77] Она была совершена в храме, построенном еще по указу российского императора Александра III. Сейчас же в пределах Большого Буэнос-Айреса только русских православных храмов насчитывается двенадцать.[78]
            Первоначально русских как таковых среди эмигрантов из России было немного, и только после 1905 года их стало больше. В 1909 году русских в Аргентине уже было зарегистрировано 16 тысяч человек.[79]
            После революции эмигранты из бывшей Российской империи создали в Аргентине «Русскую православную общину», возглавляемую протоиреем К. Изразцовым.
            В 1922 году началось эмигрантское движение в Аргентину из западных областей Украины и Белоруссии, тогда еще входивших в состав Польши. Новые эмигранты не признали «Русскую Православную общину» как общину выходцев с территорий, входивших в состав Российской империи до октябрьского переворота, так как среди них процветали монархические настроения. Не имея своих храмов, переселенцы из Польши стали посещать храмы Антиохийского и Константинопольского Патриархата.[80] Это продолжалось до 1946 года, до тех пор, пока группа прихожан из числа новых эмигрантов не обратилась с ходатайством к Святейшему Патриарху Алексию I учредить в Аргентине епископскую кафедру Русской Православной Церкви Московского Патриархата.[81] В апреле 1947 года в страну приезжает епископ Федор (Текучев). Вначале ему пришлось совершать богослужение в антиохийском храме во имя святого великомученика Георгия. В конце июня 1947 года владыке Феодору удалось создать приход во имя Благовещения Пресвятой Богородицы,[82] насчитывавший 400 прихожан. Но у общины не было храма. Для этой цели был куплен один дом, который и переоборудовали под храм. 10 июля 1947 года новая церковь была освящена владыкой. В 1952 году последовало запрещение Московского Патриархата в Аргентине, и епископу Феодору пришлось уехать из этой страны. С марта по сентябрь 1952 года был закрыт Благовещенский собор в Буэнос-Айресе. И только лишь 28 сентября 1952 года община получила разрешение на возобновление своей деятельности. 6 мая 1953 года вместе с легализацией Московского Патриархата в Аргентине стало совершаться богослужение в Благовещенском соборе.[83] С течением времени оно все больше и больше приобретало торжественный характер. По свидетельствам очевидцев, на Пасху весь народ в храме пел пасхальный канон.[84]
            13 сентября 1959 года Благовещенский приход отмечал празднование перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. В этот день от имени прихожан храма было принято воззвание ко всем всех русским, проживающим в Аргентине объединиться с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.[85]
            Увеличение приходов в 60-ые годы нынешнего века вынудило общину Благовещенского храма позаботиться о создании новой церкви. По благословению архиепископа Аргентинского и Южноамериканского Никодима (Руснака) 15 мая 1968 года был заложен первый камень в основание нового кафедрального собора, а уже 10 ноября этого же года храм был освящен.[86]
            Помимо столицы Аргентины, где находится Благовещенский собор, существует еще 7 храмов Московского Патриархата, окормляющие русскую православную диаспору, разбросанную по различным провинциям этого латиноамериканского государства.[87]
            Совсем недавно, в 80-ые годы, близ Буэнос-Айреса, в городе Ланус был построен храм во имя Всех святых в Земле Российской просиявших.[88]
            Но больше всего приходов Московского Патриархата в Аргентине сосредоточено в небольшой провинции Мисьонес, примыкающей к границам Бразилии и Парагвая. Она получила свое название от христианских миссионеров, в XVIII веке проповедовавших среди здешних индейских племен. Еще в начале ХХ века эта территория была сплошным субтропическим лесом, обиталищем змей и всякого рода насекомых. Кое-где, близ водоемов, жили остатки индейских племен. В конце XIX - начале ХХ веков сюда ринулись сотни эмигрантов из Австро-Венгрии, западных регионов Российской Империи, постепенно осваивая дикую сельву.[89]
            Поселившиеся здесь вскоре карпаторосы и галичане были греко-католиками. В 1905 году в этой провинции их насчитывалось около 5 тысяч человек. Благодаря миссионерским трудам протоиерея К.Изразцова, в 1907 году в Православие удалось обратить около 350 униатов колонии Азара.[90] Впоследствии, подобные попытки обращения привели к тому, что большинство выходцев из Восточной Европы, проживающих в Мисьонес, стали православными. Некоторые из переселенцев уже изначально исповедывали Православие (имеются в виду переселенцы из Буковины и западных губерний России).
            В настоящее время каждый седьмой житель провинции Мисьонес имеет славянские корни.[91] В провинции сейчас находится 7 православных храмов двух юрисдикций: Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей.
            В конце 1948 года в лоно Московского Патриархата перешел Воскресенский приход в Жапежу (провинция Мисьонес). В 1955 году организован Успенский приход в колонии Бахо-Трончо,[92] а 18 июня 1985 года открыл свои двери здесь же построенный новый храм во имя Успения Божией Матери.[93] В городе Обера в юрисдикции Московского Патриархата находится Свято-Троицкий приход.[94] В 1970 году в колонии Амегино владыка Никодим (Руснак) освятил церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы ,[95] построенную для местной русской общины.[96]
            В Аргентине находится также 16 приходов Русской Православной Церкви Заграницей, окормляемые всего четырьмя священниками. Из них 11 находятся в Буэнос-Айресе и его окрестностях.[97]
            После Второй Мировой войны в Аргентине началась массовая компания, направленная на репатриацию русских эмигрантов в СССР. В стране в это время проживало где-то около 300 тысяч человек, покинувших пределы Восточной Европы еще до русской революции 1917 года. «Перемещенные лица», прибывшие из Европы, сами видевшие все ужасы депортации, остановили этот, казалось бы, неминуемый процесс. В Советский Союз уехало только 3 тысячи человек, остальные вовремя опомнились, отказавшись ехать на Родину.[98] Они-то и составили костяк паствы Зарубежной Церкви в Аргентине.
            В это время протоиерей К.Изразцов ушел в юрисдикцию Американской Митрополии, а вместе с ним и община Свято-Троицкого храма в Буэнос-Айресе, составляющая часть «Русской православной общины». В 1961 году Троицкий храм вновь перешел в подчинение Русской Православной Церкви Заграницей.
            Сам храм был воздвигнут и освящен еще в 1901 году. Сейчас он является одним из главных русских православных храмов Буэнос-Айреса. При нем действует братство преподобного Сергия Радонежского.
            Кафедральным собором Русской Православной Церковью Заграницей в Аргентине является храм во имя Воскресения Христова, построенный в 1957-1960 годах. Проект и чертежи собора были полностью выполнены инженером Н.В.Баумгартеном.
16 июля 1960 года Воскресенский собор был торжественно освящен. Вместе с ним были построены резиденция архиепископа, его личная и епархиальная канцелярия, помещение для епархиального совета и др.
            В одном из пригородов Буэнос-Айреса, Баллестере, находится русский православный храм. Он был основан в конце 1948 года и освящен во имя преподобного Сергия Радонежского. В первые месяцы богослужение совершалось в помещении протестантской общины, а затем в частном доме. Но так как этот дом был слишком мал для такого большого прихода, решено было построить новое здание храма. Его освящение состоялось в июле 1959 года.
            1 августа 1948 года была основана колония Диаманте. Десять русских «перемещенных лиц» в чистом поле, с разрешения местной полиции, на пустом месте из дерева и фиговых листьев построили первый дом колонии, которому суждено было стать церковным домом при храме во имя святого Иоанна Предтечи. В скором времени число колонистов достигло 300 человек, и они незамедлительно обратились к правящему архиерею Зарубежной Церкви с просьбой назначить им священника для совершения богослужения. Уже в 1949 году был заложен храм во имя святого Иоанна Крестителя, а на следующий год в нем уже стало совершаться богослужение.
            В 1948 году был создан приход во имя святителя Гермогена в Кильмесе. В том же году начинается история Покровского прихода в Темперлее, сначала размещавшегося в комнатах, вмещающих 20 человек. В 1953 году состоялась закладка приходского храма, освященного в 1959 году.
            При Свято-Гермогеновской церкви в 1957 году был организован Свято-Владимирский кружок молодежи. Один из его активных участников профессор Б.Н.Кампанейский четыре месяца подряд читал вызвавшие интерес у православной молодежи лекции о новой физике.[99]
            В 25 километрах от курорта Сан-Карлос-де-Барилоче, у границы с Чили, находится русский православный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира. Община при храме состоит из сорока семей. Церковь была построена после революции Константином Фадеевым, в прошлом служившим в Омском кадетском корпусе.
            В многонациональном Барилоче существует интересная традиция – каждая диаспора ежегодно отмечает свой национальный праздник. Для русских праздничным днем стал день памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси (15/28 июля).[100]
            Есть три прихода Русской Православной Церкви Заграницей и в провинции Мисьонес, о которой упоминалось выше.
            На месте старой церкви, построенной в 1904 году в небольшом поселке Трес-Капонес, недавно была воздвигнута новая каменная церковь Покрова Божией Матери. Достопримечательностью этого храма является колокол – дар императора Николая II.
            В 1987 году в Обера (Мисьонес) было зарегистрировано Русское Общество. Оно предполагает создать в скором времени в городском парке небольшой музей русской эмиграции в Аргентине. Сейчас Общество участвует в фольклорном фестивале «День эмигранта», который ежегодно проводится в Обера и недавно получил статус национального.[101]

Бразилия
 
            В Бразилии насчитывается около 600 тысяч русских.[102] Первый православный приход в этой стране возник в 1925 году в Сан-Паулу. В 1930 году по инициативе протоиерея К.Изразцова был основан приход в Рио-де-Жанейро.
            В 1934 году в Бразилии была создана русская православная епархия после обращения русских Бразилии в Сремские Карловцы с данной просьбой. Первым русским епископом в Бразилии стал епископ Феодосий.
            К середине 50-х годов Бразильская епархия Русской Православной Церкви Заграницей включала в себя уже свыше десяти православных приходов.[103] Сейчас их только семь. Они окормляются тремя священниками.[104]
            Расцветом церковной жизни в Бразилии можно считать 50-60 годы нашего столетия, когда сюда прибыла волна русской эмиграции из Китая. «Русские китайцы» были в большинстве своем людьми церковными, понимающими и любящими храм Божий и красоту церковных служб. Они же организовали строительство большинства храмов. В это время в русских храмах были созданы постоянные хоры, состоящие из профессиональных певцов.[105]
            Центром русской эмиграции в Бразилии стал году Сан-Паулу – ныне гигантский мегаполис с населением около 20 млн. человек. Здесь проживает, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч русских. Они сыграли немаловажную роль в жизни этого города. Их именами названы многие улицы и площади Сан-Паулу: Александра Бородина, Александра Невского, Ивана Павлова, Николая Романова, Игоря Стравинского. В крупнейшем университете страны работают профессора и ученые – бразильцы Аксаков, Ерзин, Попов, Давыдов.[106]
            Кафедральный собор Русской Православной Церкви Заграницей во имя святителя Николая Чудотворца находится неподалеку от центра Сан-Паулу. Он был построен и освящен в 1939 году. Проект собора в старопсковском стиле был составлен археологом Константином Трофимовым.
            В предместье Сан-Паулу – Вилла-Альпина - стоит другой храм, построенный также в древнерусском стиле. Это церковь во имя Святой Троицы. Она довольно обширна, рассчитана на 400-450 человек. Сам Свято-Троицкий храм стоит на возвышенности, поэтому купол храма виден издалека. Его история начинается с 1932 года.
            В городе Нитерой, находящемся близ Рио-де-Жанейро, в 1950 году была основана Покровская община. Покровский храм был построен в 1960 году.
            В административном центре штата Риу-Гранди-ду-Сул, Риу-Гранди, расположенном на крайнем юге Бразилии, с 1938 года существует Свято-Сергиевский приход. После войны часть прихожан, состоящая из «перемещенных лиц», перешла в Американскую Митрополию.[107] Они же и заняли до сих пор стоящий в этом городе добротный каменный храм.
            В том же штате находится небольшой городок Кампинья-де-Мисьонеш, что в переводе с португальского означает «миссионерское поле». Этот город недаром в Бразилии называется русским городом. Дело в том, что более трети его жителей, около 5 тысяч человек, прямые потомки выходцев из России, Белоруссии, Украины и Молдавии. Местная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова построена недавно, но так как нет священника, то служба в ней совершается крайне редко.[108] Община храма принадлежит к юрисдикции Московского Патриархата.[109]
            В начале 1999 года в лоно Русской Православной Церкви Московского Патриархата был принят еще один русский православный храм в Бразилии, на этот раз в ее бывшей столице – Рио-де-Жанейро. До этого он находился в юрисдикции Американской Православной Церкви.[110] Он освящен во имя святой мученицы Зинаиды. Как и Свято-Николаевский собор в Сан-Паулу, храм построен в старинном псковском стиле по проекту архитектора К.Д.Трофимова. В настоящее время он признан объектом художественной ценности.[111]
            К сожалению, все больше и больше происходит ассимиляция русского населения в Бразилии, независимо от церковных юрисдикций, а богослужение совершается на португальском языке.[112]
 
Парагвай
 
            Начало Русского Православия в этой стране связано с прибытием сюда первых русских эмигрантов в 20-е годы ХХ века. Их возглавил генерал российской императорской армии И.Т.Беляев, приехавший сюда с целью помочь регулярной армии в военной подготовке. Он же участвовал в войне Парагвая против Боливии.[113]
            С этого же времени в столице Парагвая начала действовать русская православная община во имя Покрова Божией Матери. В храме с голубыми куполами, построенном в древнерусском стиле, находятся шесть небольших плит, на которых выбиты имена шестерых русских офицеров, погибших на парагвайско-боливийской войне.
            Вторая русская община в Парагвае, с храмом во имя святителя Николая, находится в городе Энкарнасьон, на юге страны. Оба этих прихода входят в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей.
            В конце 40-х годов была попытка учредить приход Московского Патриархата в Парагвае. Но местные власти выслали священника Федора Русина за пределы страны.[114]

Венесуэла
 
            До 1947 года в Венесуэле не было ни одного православного храма, не совершалось православное богослужение, не было и православного священника. Но в 1947 году в Венесуэлу прибыло очень много «перемещенных лиц», среди которых были и русские. Они-то и сделали запрос в Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей о необходимости создания прихода, для чего нужен был священник. Их мечты удалось осуществить в следующем году, когда из Европы прибыл протоиерей Иоанн Бауманис, бывший ключарь Рижского кафедрального собора. Благодаря ему, были открыты приходы в городах: Валенсии, Каракасе, Баркисимето, Маракайе, Барселоне.[115]
            В 1950 году в Каракасе – столице Венесуэлы - был построен первый каменный православный храм. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. При нем появились воскресная школа для детей, драматический кружок. [116] В дальнейшем, в Каракасе возникли еще два храма – святителя Николая, ставший кафедральным, и Успенский.[117]
            В 1947 году русские эмигранты появились в Маракайе. Первая церковь была домовой и находилась в квартире инженера Ю.Ф.Фоменко. Но уже в 1953-1954 годах был построен храм, освященный во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.
            В это же время возникли еще два храма – Знамения иконы Божией Матери в Валенсии и Свято-Николаевский в Баркисименто. В последнем богослужение началось в 1955 году, но сама церковь была воздвигнута только через два года.[118]
            Из-за массового отъезда эмигрантов в Северную Америку в стране значительно сократилось количество русских. Сейчас на приходах Русской Православной Церкви Заграницей этой карибской страны находится всего два священника.[119]

Уругвай
 
            В Уругвае проживает около 10 тысячи русских.[120] В столице страны – Монтевидео - находится храм во имя Воскресения Христова, входящий в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. Он приписан к кафедральному собору Буэнос-Айреса, духовенство которого окормляет его.[121]
 
Чили
 
            Когда-то в Чили, этой заоблачной стране, как ее называют, было довольно много русских эмигрантов. Они появились здесь после Второй Мировой войны. Впоследствии их подавляющее большинство уехало в США и Австралию. В настоящее время по всей стране насчитывается лишь около 100 русских семей, в том числе 60 человек в столице страны – Сантьяго.
            Фактически на территории Чили находится всего один русский православный храм в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Это кафедральный Свято-Троицкий собор в Сантьяго. В городе Консепсьон раньше тоже находился русский православный храм, но 1960 году он был разрушен землетрясением.
            В стране существует и женский монастырь – единственный русский монастырь в Южной Америке.[122]
            В провинции Сантьяго расположено русское кладбище, которое зарегистрировано как религиозное благотворительное общество.[123]
            В 1969 году архиепископ Никодим (Руснак) ездил в Чили, встречался с соотечественниками в городе Винья-дель-Мар.[124] В последующем, подобные связи с русской православной диаспорой в Чили привели к созданию в ее столице церковной общины Московского Патриархата во имя святого апостола Иоанна Богослова.[125]
 
 
 
Перу
 
            В Перу существует маленькая русская диаспора. Большинство русских эмигрантов, прибывших сюда после окончания Второй Мировой войны, покинули Перу уже в 50-х – 60-х годах. В Лиме – столице этого государства - в 1957 году был построен храм во имя Святой Троицы. Его освящение произошло в 1963 году. Рядом с храмом находится небольшой домик, в котором в 60-х годах жили русские монахини, помогавшие совершать богослужение. Он часто переходил из рук в руки: то находился в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, то переходил в лоно Американской Православной Церкви, то снова возвращался в Зарубежную Церковь.[126]
            Сейчас приходская жизнь русской церкви в Перу находится на грани вымирания: нет постоянного священника, и почти не осталось местных прихожан.[127]
 

Панама
 
            Первый русский православный приход в Панаме появился недавно - в 90-х годах. В 1998 году постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви Московского Патриархата панамский приход Покрова Пресвятой Богородицы был принят в юрисдикцию Московского Патриархата[128]
 
Коста-Рика
 
            В самой спокойной и благополучной стране Центральной Америки – Коста-Рике, в городке Кото-Брус, находится приход Русской Зарубежной Церкви. Он окормляется духовенством из Майами (штат Флорида, США). Старостой общины является Николай Захаров.[129]
Мексика
            В небольшом городке Тлал-Непантла, в 80 километрах к юго-востоку от Мехико, находится приход Московского Патриархата в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Небольшой Покровский храм расположен в 30 километрах от вершин двух действующих вулканов.[130]
            Основателем благочиния Московского Патриархата в Мехико был архимандрит Иоанн Брэссингем, скончавшийся в 1970 году в Сан-Франциско. Его преемником стал священник Хулио Гарсиа,[131] окормлявший православные общины в Мехико, Непантле, Карнаваке, Кордобе. В 1977 году состоялась закладка нового Покровского храма в Тлал-Непантле.[132]
            Впоследствии, связи Русской Православной Церкви Московского Патриархата со своей мексиканской паствой были несколько нарушены. В 90-х годах ХХ века они вновь стали восстанавливаться. В 1998 году Московский Патриархат направил игумена Товию (Глазырина) в Латинскую Америку для окормления русскоязычной паствы в Мексике, Колумбии и Перу.[133]
 
Куба
 
            В 1950 году был открыт приход во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Гаване. Но в течение 13 лет он оставался без пастыря. В 1971 году архиепископ Никодим (Руснак) рукоположил во священника Хулио Домингеса. К этому времени община насчитывала уже несколько сот человек.[134] В 1975 году храм был закрыт, и в нем разместилась театральная студия.
            В настоящее время на Кубе проживает около 14 тысяч русских. В основном, это выходцы из бывшего СССР, осевшие на острове в результате смешанных браков, а также сотрудники российских дипломатических представительств. Неформальная община православных русских уже существует. Члены общины собираются вместе для молитвы по большим праздникам, занимаются благотворительностью, помогают больным и престарелым.[135]
 
Гаити и Пуэрто-Рико
 
            В одном из самых бедных государств мира – Гаити - находится православная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, к которой приписаны общины некоторых районов этой небольшой страны. В Пуэрто-Рико, острове «свободно присоединившемся к США», в селении Трухиджьо-Алто, расположена православная миссия святого Спиридона Тримифунского. Возглавляет миссию о. Андрей Вухисич.[136]
 
*        *        *
 
            В последние десятилетия мы замечаем значительное ослабление позиций Русского Православия в Латинской Америке. Как уже было сказано выше, это связано с отъездом представителей русской диаспоры в Северную Америку. В первую очередь, это объясняется экономическими причинами. В настоящее время количество приходов различных русских православных юрисдикций в США и Канаде в несколько раз превышает их общее количество во всей Латинской Америке вместе взятой, а количество прихожан в десятки раз.
            Дальнейшее существование русской православной диаспоры в Америке, ее противодействие этнической и религиозной ассимиляции зависит от тех процессов движения народонаселения, которые происходят в самой России.
 
[1] Петров В. Русское Православие в Америке (XVIII –ХХ вв.).//ЭО. 1994. №2. Сс.74-76.
[2] Иоанн Сан-Францисский, архиеп. Книга свидетельств: Т.2 Собрание избранных трудов архиепископа Иоанна (Шаховского). Нью-Йорк, 1965. С.251
[3] А Соmmemorative list of the departed Servants of Orthodoxy in North America: «Diptychs». N.Y, 1992. P.3.
[4] Манн В. Два столетия Православия на Аляске.//Россияне. 1994. №10-11. Сс.145-148.
[5] Бенигсен Г., прот. На путях к автокефалии Американской митрополии.//Вестник РСХД. 1970г. №95/96. С.59.
[6] Поспеловский Д.В. Из истории русского церковного Зарубежья.//Церковь и время. 1991. №2. С.53.
[7] Серафим (Сурренси), архим. История Православной Церкви в Северной Америке в ХХ в. Нью-Йорк, 1971. Сс.72-136.
[8] Leonty. Theologicnl education in America. St Vladimir s Seminary Quart. vol 9. 1965. №2. P.60.
[9] Белоглазова С.Б. К истории православия в Русской Америке.//Россия и АТР. 1997. №4. С.43.
[10] Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев./Отв. ред. А.Д. Дридзо, Р.В. КинжалоВ. М.: Мысль, 1994. С.24.
[11] Широков С., свящ. 200 лет Православия в Америке: Валаамский монастырь и Американская Православная Миссия. М.: Храм Святой Троицы у Покровских ворот, 1996. С.14.
[12] Манн В. Цит. соч. С.148.
[13] Bogolepov A. Toward аn American Orthodox Church. N.Y: Morehouse-Borlow. 1963. Р.72-136.
[14] Серафим (Сурренси), архим. Цит. соч. Сс.72-136.
[15] Поспеловский Д.В. Цит. соч. С.56.
[16] Серафим (Сурренси), архим. Цит. соч. Сс.72-136.
[17] Поспеловский Д.В. Цит. соч. С.66.
[18] Киселев А., прот. По поводу «автокефалии» Американской Церкви./Ответ. Н.А. Струве.//Вестник РСХД. 1970. №97. Сс.165-167.
[19] Анастасий, архим. Беседы с собственным сердцем: заметки и размышления. Джорданвилль, 1997. Сс.14-15.
[20] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998.
[21] Двойное пастырское служение о. Виктора [настоят. Свято-Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне].//Америка. 1991. №3. Сс.29-31.
[22] Русская Православная Церковь Заграницей (1918-1968)./Под. ред. гр. Соллогуб: Т.2. Иерусалим, 1968.74 Лл.760-775.
[23] Петров В. Цит. соч. С.75.
[24] Блаженный Иоанн Чудотворец: предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). М.: Правило веры, Русский паломник, 1993. Сс.36-44.
[25] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998.
[26] Русский пастырь. 1997. №28-29.С.100
[27] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 года.//ОВЦС.-1998
[28] Бережков А. Америка золотоглавая.//Эхо Планеты. 1996. №5(январь-февраль). С.14.
[29] Вениамин (Федченков), митроп. На рубеже двух эпох: Отчий дом, 1994. Сс.32-35.
[30] Скурат К. Цит. соч. С.23.
[31] Тыщук А., прот. Празднование 75-летия Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке.//ЖМП. 1978. №7.С.18.
[32] Окунцов И. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. Буэнос-Айрес: Сеятель, 1967. С.129.
[33] Крашенинников А. (Ведерников А.) признание прав Русской Православной Церкви: Передача Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке Экзархату Московского Патриархату в Америке.//ЖМП. 1950. №2. Сс.61-62.
[34] Скурат К. Цит. соч. С.23.
[35] Тыщук А., прот. Цит. соч. С.18.
[36] Handbook of American Orthodoxy: Background and introductory material, Orth. сalendar, a glossary … S L: S n, 1972. Pp.123-127.
[37] Бабич С. О «Варяге» в Андреевском храме.//Эхо Планеты. 1992. №21(май). Сс.36-38.
[38] Парийской Л. Из дневника пребывания митрополита Григория (Чукова) в США.//ЖМП. 1948. №2. Сс.17-30.
[39] Nativity of Christ Church. Golden Jubilee 1915-1965. Youngstown Ohio, 1965. Pp.51-55.
[40] St. Nicolas Orthodox Greek Catholic Russian Church. Reading, USA, 1963
[41] Ковальчук Ф., прот. Протоирей Фотий Донахью (Некролог).//ЖМП. 1984. №12. Сс.41-42.
[42] St. Nicolas Orthodox Greek Catholic Russiаn Church. Reading, USA, 1963
[43] ЖМП. 1974. №5. Сс.17-19.
[44] Казем-Бек А. Третий съезд духовенства и мирян патриаршего Экзархата Русской Православной Церкви в Америке.//ЖМП. 1963. №4. Сс.12.
[45] Стаднюк М., прот. Съезд духовенства и мирян патриарших приходов в США.//ЖМП. 1971. №1. Сс.12-13.
[46] На IV съезде патриарших приходов США.//ЖМП. 1984. №4. Сс.9-10.
[47] Августин (Никитин), архим. Русские миссионеры в Калифорнии: Форт-Росс.//Миссионерское обозрение. 1999. №11. Сс.22-23.
[48] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. 1980-1981. №4. Р.11.
[49] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. 1971. №4. Р.12.
[50] Thirtiеth anniversary St. Vladimir’s Orthodox Theology, 1968.
[51] Fortieth anniversary of  St. Vladimir’s Orthodox Theology Seminary. Grescwood. 1978. №4.
[52] St. Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. 1980-1981. №4. Р.11.
[53] Tikhonaire. St. Tikhon’s Orthodox Theology Seminary. South Canaan. Pennsylvania, 1997.
[54] Tikhonaire. Schedule of services 79th annual pilgrimage monastery of St. Tikhon of Zadonsk South Canaan, Pennsylvania/Publ. by St. Tirhon’s Theol. Seminary. South Canaan, 1983. P.23.
[55] Holy Trinity monastery. Jordanville. [Jordanville], cop. 1996.
[56] Кадесников Н.З. Краткий очерк русской истории ХХ в. Нью-Йорк, 1967. Сс.142-145.
[57] Orthodox America 1794-1976 Development of the Orthodox Church in America. N.Y., 1975. Р.168.
[58] Августин (Никитин), архим. Русские миссионеры на Гавайских островах.//Миссионерское обозрение. 1997. №5. С.23.
[59] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4
[60] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 566.
[61] Russians Canadians: their Past ant and Present Borealis Press. Ottawa, Canada, 1983. Рр.209-211.
[62] Политыло В., прот. 80-летие Русской Православной Церкви на канадской земле.//ЖМП. 1978. №7. Сс.16-17.
[63] Russians Canadians: their Past ant and Present Borealis Press. Ottawa, Canada, 1983. Рр.130-140.
[64] Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Джорданвилль, 1996. С.320
[65] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А.Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.807-809.
[66] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[67] Празднество в Канаде.//Православный вестник Нью-йоркской и Канадской епархии. Нью-Йорк, Монреаль. 1993. №60-61. Сс.22-23.
[68] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.20-849.
[69] Экзарх Украины в канадских приходах.//ЖМП. 1969. №3. Сс.8-17.
[70] Обзор жизни Экзархата Московского Патриархата в Америке за 1959 год.//ЖМП. 1960. №3. С.22.
[71] Соколовский П. Пять дней в Канаде.//ЖМП. 1959. №4. Сс.16-17.
[72] ЖМП. 1979. №8. С.9.
[73] Russians Canadians: their Past ant and Present Borealis Press. Ottawa, Canada, 1983. Р.134.
[74] Наndbook of American Orthodoxy: Background and introductory material, Orth. сalendar, a glossary… Pp.123-127.
[75] Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1998. №8. С.7.
[76] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская энциклопедия, 1988. С.565.
[77] Скурат К. Цит. соч. С.40.
[78] Героев Г., свящ.  Далекая Россия.//Московский журнал. – 1994. №6. С.34.
[79] Путятова Э. Православная Церковь в Южной Америке.//Мера. 1995. №3. С.107.
[80] Русская Православная Церковь в Аргентине.//ЖМП. 1966. №1. Сс.21-22.
[81] Римский-Корсаков В., прот. 25-летие Благовещенского собора в Буэнос-Айресе.//ЖМП. 1973. №3. Сс.13-17.
[82] Русская Православная Церковь в Аргентине.//ЖМП. 1966. №1. Сс.21-22.
[83] Римский-Корсаков В., прот. Цит. соч. Сс.13-17.
[84] Васько А. Праздник Святой Пасхи на далекой чужбине: Пасхальная ночь в Буэнос-Айресе.//ЖМП. 1957. №6. С.22.
[85] Васько А. Церковное торжество в Аргентине.//ЖМП. 1959. №10. С.10.
[86] Освящение нового кафедрального собора в Буэнос-Айресе.//ЖМП. 1969. №3. С.18.
[87] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 год.//ОВЦС. 1998.
[88] Поездка делегации Русской Православной Церкви в Аргентину.//ЖМП. 1985. №12. Сс.14-18.
[89] У паствы южных субтропиков.//ЖМП. 1969. №7. С.6.
[90] Путятова Э. Православная Церковь в Южной Америке.//Мера. 1995. №3. С.106.
[91] Нырков А. Земляки из Обера.//Эхо Планеты. 1972. №7 (февраль). С.35.
[92] Римский-Корсаков В., прот. Цит. соч. Сс.13-17.
[93] Поездка делегации… Сс.14-18.
[94] В Аргентинской епархии.//ЖМП. 1954. №9. С.8
[95] Гайготин П. Освящение новосооруженного храма в Аргентинской епархии.//ЖМП. 1970. №8. Сс.21-24.
[96] ЖМП. 1970. №4.-С.10
[97] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[98] Константинов Д., прот. Миссия российской эмиграции.//Культурное наследие российской эмиграции: кн.1. М., 1994. С.225.
[99] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим.: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.807-809.
[100] Трушин А. Православный крест на фоне Анд.//Эхо Планеты. 1996. №37. С.31.
[101] Нырков А. Цит. соч. Сс.36-37.
[102] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С.565.
[103] Мосейкина М. Русское Православие в Бразилии.//Культурно-просветительные работы. 1996. №11. Сс.29-30.
[104] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[105] Героев Г., свящ. Далекая Россия.//Московский журнал. 1994. №6. С.36.
[106] Кургузов А. Бразильские рисичи.//Россия. 1996. №3. Сс.29-30.
[107] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим.: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.807-809.
[108] Кургузов А. Цит. соч. Сс.29-30.
[109] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 год.//ОВЦС. 1998.
[110] Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1999. №2. С.22.
[111] Героев Г., свящ. Цит. соч. С.36.
[112] Кургузов А. Цит. соч. Сс.29-30.
[113] Героев Г., свящ. Цит. соч. Сс.36-37.
[114] Римский-Корсаков В., прот. Цит. соч. Сс.13-17.
[115] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим.: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1244-1267.
[116] Героев Г., свящ. Цит. соч. С.37.
[117] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[118] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим.: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1265-1267.
[119] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[120] Народы мира: Историко-этнографический сборник. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С.565.
[121] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[122] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1238-1245.
[123] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[124] Никодим (Руснак), архиеп. В заоблачной стране – Чили.//ЖМП. 1969. №5. Сс.18-21.
[125] Зарубежные церковные учреждения Московского Патриархата на январь 1998 год.//ОВЦС. 1998.
[126] Русская Православная Церковь за границей: 1918-1968./Под ред. гр. А.А. Соллогуб. Иерусалим.: Русская Духовная Миссия, 1968. Т.2. Лл.1238-1245.
[127] Героев Г., свящ. Цит. соч. С.37.
[128] Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1998. №4. С.5.
[129] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.
[130] Дьолог В., протодиак. Посещение паствы в Экзархате Центральной и Южной Америки.//ЖМП. 1974. №2. С.17.
[131] Гордеев С. Наш гость – благочинный патриарших приходов в Мексике.//ЖМП. 1976. №11. С.15.
[132] Гарсиа Х., прот. Встреча архипастыря с мексиканской паствой.//ЖМП. 1977. №10. Сс.17-18.
[133] Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1998. №7. С.2.
[134] Никодим (Руснак), архиеп. Путешествие в республику Куба.//ЖМП. 1972. №2. С.20.
[135] Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. 1998. №8-7. Сс.6-7.
[136] Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами на 1999 год. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1998. №4.