СВЯТИТЕЛЬ ТИХОНЪ (БЕЛЛАВИНЪ), ПАТРІАРХЪ МОСКОВСКІЙ († 1925): СЛОВО ВЪ ДЕНЬ ГОДОВЩИНЫ СВЯЩЕННАГО КОРОНОВАНІЯ И ПОМАЗАНІЯ НА ЦАРСТВО БЛАГОЧЕСТИВ?ЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА, ПРОИЗНЕСЕННОЕ ВЪ НЬЮ-IОРКСКОМЪ СОБОР? 14 МАЯ 1905 ГОДА.
Сегодня мы, возлюбленные соотечественники, воспоминаемъ священное коронованіе государя нашего (царя Николая II — ред. «ПР»), и въ сей день почитаю ум?стнымъ побес?довать съ вами о самодержавной власти, коя присуща русскимъ царямъ.
Намъ, живущимъ вдали отъ родины, въ земл? чуждей, среди людей, мало, а то и совс?мъ незнающихъ нашей страны и ея установленій, весьма часто приходится слышать нареканіе, осужденіе и осм?яніе родныхъ и дорогихъ намъ учрежденій. Такому нападенію особенно подвергается самодержавіе, одна изъ основъ русскаго государства. Многимъ оно зд?сь представляется какимъ-то «пугаломъ», восточнымъ деспотизмомъ, тираніею, азіатщиною, ему приписываются вс? неудачи, недочеты и нестроенія русской земли: Россія-де всегда будетъ колоссомъ на глиняныхъ ногахъ, пока не заведетъ у себя западной конституціи, правоваго порядка, учредительнаго собранія. Съ голоса такихъ порицателей и доморощенные политики стали посл?днее время кричать въ Россіи: «Долой самодержавіе».
Мы не можемъ разуб?дить вс?хъ т?хъ, которые желаютъ обольщаться, у которыхъ очи не видятъ и уши не слышатъ; но на насъ, живущихъ за границею и изъ этого далека любящихъ родную землю, лежитъ особый долгъ просв?тить, ознакомить зд?шнихъ честныхъ мыслителей съ т?мъ, что такое на самомъ д?л? самодержавіе въ Россіи. Кстати, знаменитому нашему пропов?днику преосвященному Амвросію Харьковскому былъ сд?ланъ упрекъ, что мы, духовные, сегодня хвалимъ самодержавіе, а при изм?нившемся сверху режим? такъ же будемъ славословить и конституціоннаго государя, какъ и самодержавнаго («В?ра и Разумъ» 1901 г., стр. 461). Неправда. Мы учимъ и будемъ учить о подчиненіи всякой власти (даже и республиканской, народной), ибо власть отъ Бога; но мы не обинуясь утверждаемъ, что самодержавіе наибол?е отв?чаетъ иде? верховной власти и строю русскаго государства, связанному съ духовными, бытовыми, племенными, географическими и другими условіями.
Власть самодержавная означаетъ то, что власть эта не зависитъ отъ другой челов?ческой власти, не почерпается отъ нея, не ограничивается ею, а въ себ? самой носитъ источникъ бытія и силы своей. Такою и должна быть царская власть. Ибо для чего существуетъ она? Евреи просили себ? у пророка Самуила царя для того, чтобы онъ судилъ и защищалъ ихъ (1 Цар. 8, 5. 20). И псалмоп?вецъ Давидъ молился о сын? своемъ Соломон?: Боже, судъ Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву судити людемъ Твоимъ въ правд?; судитъ нищимъ людскимъ и спасетъ сыны убогихъ и смиритъ клеветника; избави нища отъ сильна и убога, ему же не б? помощника (Псал. 71, 1-2. 4. 12 и дал?е). Значитъ, царская власть должна стоять на страж? права и справедливости, защищая отъ насилія подданныхъ и особенно сирыхъ и убогихъ, у которыхъ н?тъ другихъ помощниковъ и защиты. А для этого она и должна быть самодержавна, неограничена и независима ни отъ сильныхъ, ни отъ богатыхъ. Иначе она не могла бы выполнить своего назначенія, такъ какъ ей приходилось бы постоянно трепетать за свою участь и чтобы не быть неизвергнутою, угождать богатымъ, сильнымъ и вліятельнымъ, служить правд?, какъ понимаютъ ее эти посл?дніе, творить судъ челов?ческій, а не Божій.
Такая самодержавная-царская власть и есть въ нашемъ отечеств?, которое пришло къ ней путемъ долгихъ мученій отъ внутреннихъ междуусобицъ князей и отъ тяжкаго рабства подъ гнетомъ инов?рныхъ враговъ. Царь въ Россіи влад?етъ силой и свободой д?йствій въ такой м?р?, какая только возможна для челов?ка. Ничто и никто не ст?сняетъ его: ни притязанія партій, ни выгоды одного какого-нибудь сословія въ ущербъ другимъ. Онъ стоитъ неизм?римо выше вс?хъ партій, вс?хъ званій и состояній. Онъ безпристрастенъ, нелицепріятенъ, чуждъ искательства, угодничества и корыстныхъ побужденій, ни въ чемъ этомъ онъ не нуждается, ибо стоитъ на высот? недосягаемой и въ величіи его никто ничего не можетъ ни прибавить, ни убавить. «Не отъ рукъ подданныхъ своихъ угожденія пріемлетъ, и напротивъ самъ даетъ имъ дары»; не о своихъ интересахъ заботится, а о благ? народа, о томъ чтобы «вся устроити къ польз? врученныхъ ему людей и къ слав? Божіей». Ему одинаково дороги права и интересы вс?хъ подданныхъ, и каждый изъ нихъ им?етъ въ немъ защитника и покровителя. Царь есть «батюшка» для народа, какъ трогательно называетъ его самъ народъ. Самодержавіе и основано на чувств? отеческой любви къ народу, и любовь эта устраняетъ всякую т?нь деспотизма, порабощенія, своекорыстнаго обладанія, что теперь иные стараются набросить на русское самодержавіе. Да и какъ не стыдно говорить о деспотизм? царской власти, когда носители ея — возьмемъ ближайшихъ къ намъ государей — великаго царя освободителя Александра II, мудраго и праведнаго Александра III, и кроткаго и добраго Николая II, — составляютъ предметъ удивленія и восхищенія благомыслящихъ людей даже и вн? Россіи! Не странно ли говорить о тиранніи царской власти, когда «съ молокомъ матери» всасываетъ русскій челов?къ любовь къ царю своему, когда потомъ любовь эту онъ воспитываетъ въ себ? до восторженнаго благогов?нія, когда къ царю своему онъ проявляетъ полное повиновеніе и преданность, когда разные смутьяны даже обманываютъ его и подбиваютъ на бунты именемъ царя, когда за царя онъ всегда готовъ и умереть? Н?тъ, деспотовъ и тирановъ боятся и трепещутъ, но не любятъ.
Но говорятъ, и въ посл?днее время особенно часто, что царская власть въ Россіи только по иде? самодержавна, а на д?л? самодержавными являются органы ея — чиновники бюрократы, которые всемъ правятъ — и правятъ плохо, которые создаютъ средост?ніе между царемъ и народомъ, — голосъ и нужды народа не доходятъ до царя («До Бога высоко и до царя далеко»). Народъ больше знаетъ свои нужды, ч?мъ чиновники и царь, лучше понимаетъ свое благо и пользу и посему самому народу и надлежитъ в?дать все это и управлять, какъ и д?лается это въ другихъ государствахъ.
Конечно, у царской власти есть свои органы, и органы эти какъ челов?ческіе, не чужды недостатковъ, несовершенствъ и возбуждаютъ противъ себя подчасъ и справедливыя нареканія. Но спросимъ, гд? же этого не бываетъ? Пусть намъ укажутъ такую блаженную страну! Мы, вотъ, живемъ въ государств?, гд? народъ самъ управляетъ и самъ выбираетъ своихъ чиновниковъ. А всегда они на высот?? И разв? зд?сь не бываетъ крупныхъ злоупотребленій? Говорятъ, что при царской власти такихъ злоупотребленій больше, потому что при ней остается широкое поле для бюрократіи, которая захватила теперь въ свои руки вс? бразды правленія. На бюрократію теперь особенно нападаютъ, хотя горькій историческій опытъ показываетъ, что порицатели бюрократіи, какъ скоро получаютъ власть въ свои руки, превращаются въ т?хъ же бюрократовъ, иногда даже и горшихъ. Но в?дь бюрократія къ существу самодержавной власти не относится, и царь помимо ея входитъ «въ непосредственное» соприкосновеніе съ народомъ, выслушиваетъ голосъ народный «по вопросамъ государственнаго благоустройства», принимаетъ депутаціи даже отъ бастующихъ (что не всегда бываетъ и въ республикахъ), и въ неустанномъ попеченіи о благ? и улучшеніи государства «привлекаетъ достойн?йшихъ, дов?ріемъ народа облеченныхъ, избранныхъ отъ населеній людей къ участію въ предварительной разработк? и обсужденіи законодательныхъ предположеній».
А что касается любезнаго для иныхъ народоправительства, то это одно заблужденіе, будто самъ народъ правитъ государствомъ. Предполагается, что весь народъ въ народныхъ собраніяхъ вырабатываетъ законы и избираетъ должностныхъ лицъ, но это только такъ по теоріи, и возможно было бы въ самомъ маленькомъ государств?, состоящемъ изъ одного небольшого города. А на д?л? не такъ. Народныя массы, угнетаемыя заботами о средствахъ къ жизни и незнакомыя съ высшими ц?лями государственными, не пользуются своимъ «самодержавіемъ», а права свои передаютъ н?сколькимъ излюбленнымъ людямъ, выборнымъ. Какъ производятся выборы, какія средства практикуются, чтобы попасть въ число избранныхъ, н?тъ нужды говорить вамъ, сами видали зд?сь. Итакъ народъ не правитъ, а правятъ выбранные, и такъ какъ избраны они не всемъ народомъ, а частью его (большинствомъ?), партіею, то и управляя они выражаютъ не волю всего народа, а лишь своей партіи (а иногда даже чисто свою волю, т. к. забываютъ даже и объ об?щаніяхъ, которыя они расточали передъ своими выборами) и заботятся о благ? и интересахъ своей партіи, а къ противной относятся деспотически, всячески ее ут?сняя и оттирая отъ власти.
И вотъ такой несовершенный строй н?которые и желаютъ ввести и въ нашемъ государств? часто потому только, что онъ есть у другихъ народовъ бол?е насъ образованныхъ. Забываютъ однако, что каждый народъ им?етъ свои особенности и свою исторію, и что можетъ быть хорошо для одного, для другого оказывается непригоднымъ. Прочны и д?йственны только т? учрежденія, корни которыхъ глубоко утвердились въ прошедшемъ изв?стнаго народа и возникли изъ свойства его духа. Правовой порядокъ (конституція, парламентаризмъ) им?етъ такіе корни у н?которыхъ западныхъ народовъ, а у насъ въ Россіи изъ н?дръ народнаго духа возникло самодержавіе, и оно наибол?е сродно ему. Съ этимъ необходимо считаться всякому, и производить опыты по перем?н? государственнаго строя д?ло далеко не шуточное: оно можетъ поколебать самыя основы государства вм?сто того, чтобы помочь д?лу и исправить н?которые недочеты. Им?яй уши слышати, да слышитъ!
Мы же, братья, будемъ молить Господа, дабы Онъ и на дал?е сохранилъ для Россіи царя самодержавнаго и даровалъ ему разумъ и силу судить людей въ правд? и державу Россійскую въ тишин? и безъ печали сохранити.
(«Американскій православный в?стникъ», № 10, 1905 г.)
Источникъ: Слово въ день годовщины священнаго коронованія 14 мая 1905 года, произнесенное св. патріархомъ Тихономъ, въ бытность его архіепископомъ Алеутскимъ и С?веро-Американскимъ въ Нью-Іоркскомъ собор?. // «Православная жизнь». Ежем?сячное приложеніе къ журналу «Православная Русь». — Jordanville, 2001. — №7 (618). — С. 8-12.