САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 2000-2007 гг. митр. Лавр arrow 7. митр. Лавр arrow 15 марта 2001 г. ОБРАЩЕНИЕ ПАСТЫРСКОГО СОВЕЩАНИЯ ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

15 марта 2001 г. ОБРАЩЕНИЕ ПАСТЫРСКОГО СОВЕЩАНИЯ ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ PDF Напечатать Е-мейл

ОБРАЩЕНИЕ ПАСТЫРСКОГО СОВЕЩАНИЯ  
ЗАПАДНО-АМЕРИКАНСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ     

I.

Мы, священнослужители Западно-Американской епархии, собравшиеся в Богоспасаемом граде Сан-Франциско, с глубокой скорбью и переживанием воспринимаем высказывания и действия в среде нашей Русской Православной Церкви заграницей, вызванные недоверием и непониманием, а иногда и сознательным извращением Послания и резолюций последнего Архиерейского Собора нашей Церкви.

Наша совесть и наши сердца не могут быть спокойны по поводу антицерковных действий и грубых, а порою дерзких и необоснованных обвинений в адрес Высшей Церковной Власти в лице Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, а также отдельных архипастырей. Мы опечалены, что попираются самые основные понятия о законном и каноническом церковном управлении в духе истинной соборности, и, следовательно, сеются раздоры в церковной среде, ведущие к расколу, который, по учению святых отцов Церкви Христовой, пагубнее ереси. Мы молимся, особенно перед Одигитрией русского рассеяния, Коренно-Курской Чудотворной Иконой и у мощей нашего святителя Иоанна, Шанхайского и Сан- Францисского Чудотворца, чтобы мир, единство, доверие, смягчение сердец, любовь, спокойствие и трезвение восторжествовали во всех частях нашей Зарубежной Церкви – когда болеет одна часть нашего церковного тела, тогда болеет и вся Церковь. Мы эту боль остро ощущаем.

В числе восстающих на наших архипастырей, на Архиерейский Собор и их решения находятся не только миряне, но и священнослужители. Хочется верить, что все это делается не по их воле, а по причине неведения, а, может быть, это следствие и прикровенной провокации. Все это так чуждо тому духу доверия, любви и послушания в Церкви, к которым призывал свое духовенство наш многолетний архипастырь, великий молитвенник, Высокопреосвященный архиепископ Антоний, отошедший ко Господу в прошлом году. Мы не только стараемся помнить его любящее сердце, но желаем жить по его заветам.

В связи с вышеизложенным, мы, священнослужители Западно-Американской епархии, участники Пастырского совещания, единогласно выражаем нашу поддержку, единомыслие и верность Высокопреосвященнейшему Первоиерарху нашей Церкви, митрополиту Виталию и всему Архиерейскому Собору, а также нашему новоназначенному правящему архиерею, Преосвященному Кириллу, епископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому. Мы считаем и верим, что Святой Дух управлял и управляет нашими архипастырями в их соборных решениях, и, следовательно, выражаем всецело согласие как с прошедшими Посланиями и постановлениями Архиерейских Соборов, так и с Посланием и постановлением последнего Архиерейского Собора, в октябре 2000 года.

Из-за нынешних нестроений наши архипастыри еще больше нуждаются в молитвах и поддержке верного Русской Православной Церкви заграницей духовенства и верующих – к этому мы призываем своих собратьев и пасомых.

Одновременно, мы слезно умоляем своих собратьев и верующих, не принимающих решения Архиерейского Собора, восстающих на иерархию и смущающих «малых сих», вернуться на путь церковности, послушания, любви и доверия.

II.

В связи с упоминаемыми волнениями и сопротивлением Высшей Церковной Власти, мы считаем необходимым, хотя бы кратко, засвидетельствовать, что никакого резкого изменения курса Церкви и отхода от Ее исторических позиций не было на Архиерейском Соборе 2000 года. Послание и постановления этогоСобора находятся в полном соответствии со всеми предыдущими соборными постановлениями и точно отражают неизменный исторический курс Русской Православной Церкви заграницей и ее отношение к Московской Патриархии.
Противники Архиерейского Собора 2000 года пытаются утверждать, будто бы «новый курс» Русской Православной Церкви заграницей состоит в признании Московской Патриархии «Матерью-Церковью». Во-первых, этого выражения вообще нет в соборных постановлениях и посланиях Собора 2000 года. Во- вторых, было бы полным абсурдом для Русской Православной Церкви заграницей, основанной в 1920 году согласно Указу св. Патриарха Тихона, считать своей Матерью-Церковью Московскую Патриархию, незаконно основанную целых семь лет спустя в 1927 году узурпацией законной Церковной Власти Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским), после его известной «Декларации» о полной лояльности Церкви богоборческой власти. Считать новую церковную структуру, созданную митрополитом Сергием, законной и канонической властью Русская Православная Церковь заграницей всегда отказывалась, и отказывается по сей деньР. Как может она считать иерархическую структуру, созданную митроп. Сергием канонической, когда сама МП, по выражению ее лучших церковных историков, сама называет власть митроп. Сергия «неканонической» (см. изданную Свято-Тихоновским богословским институтом книгу: «Акты св. Патриарха Тихона»)?

Для Русской Православной Церкви заграницей Матерью-Церковью всегда была и всегда будет историческая поместная Российская Православная Церковь в Ее полноте. Себя же Русская Православная Церковь заграницей всегда считала лишь свободной частью Русской Православной Церкви.

Неверно считать, что Русская Православная Церковь заграницей определяется только одним противостоянием Московской Патриархии. Сущность Русской Православной Церкви заграницей не в отрицании чего- либо, а в созидании Христовом: в свидетельствовании перед всем миром истинного Православия, в сохранении всей полноты учений и традиций Русской Православной Церкви и передачи их без изменений последующим поколениям, в окормлении русских православных людей в рассеянии сущих, в помощи страждущему русскому народу на Родине, в миссионерской деятельности – в просвещении жителей всех стран, где русские люди ни поселились бы, светом Христовой Истины.

Среди самых важных священных обязанностей Русской Православной Церкви заграницей всегда было засвидетельствование перед всем миром правды о положении подъяремной Церкви в порабощенной России и отрицание всякой лжи, исходящей от официальных представителей богоборческой власти, в том числе и послушных ей иерархов Московской Патриархии.

Исполнение этого священного долга – говорить правду о действительном положении Церкви на Родине – требовало и требует от архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви заграницей осторожного и тщательного наблюдения над всеми явлениями церковной жизни там. Добросовестное отношение к происходящему в пределах Родины не может позволить лишь отрицательные заявления.

В течение всего почти 75-летнего периода после Декларации митроп. Сергия Русская Православная Церковь заграницей резко осуждала сотрудничество руководителей Московской Патриархии с богоборческой властью и их ложные высказывания об истинном положении Церкви под игом советским. Русская Православная Церковь заграницей сразу же и совершенно справедливо объявила, что пока церковная власть, подчиненная митроп. Сергию и его преемникам, находится в тесной связи и под управлением богоборческой власти, она не может иметь никакого общения с МП.

Однако, никогда и ни коим образом Русская Православная Церковь заграницей не теряла духовную связь с многострадальным русским народом и с теми священнослужителями, которые в тяжелейших условиях продолжали верно исполнять свои пастырские обязанности.

Об этом писал Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей при приснопамятном митрополите Филарете в 1981 году. Подтверждая осуждение соглашения иерархии Московской Патриархии с безбожниками, Архиерейский Синод в своем определении от 12/25 августа 1981 года продолжает: «Это [отсутствие богослужебного общения] не мешает тому, что, со скорбью и любовью к своему народу мы наблюдаем за течением религиозной жизни в России. В одних случаях мы видим полное падение, а в других – по крайней мере попытки даже при формальном подчинении Патриархии, все-таки оставаться вне апостасийной политики ее вождей, стараясь каким-то образом совершать свое спасение и на территории антихристова царства...»

«Всякая степень отхода от сергианства может почитаться некоторым шагом к чистому Православию, хотя еще и не открывающим пути к нашему церковному общению...»

«Наш интерес к событиям церковной жизни в России не может не отмечать и таких более положительных явлений на фоне полной апостасии. Мы должны не ограничивать свое внимание только на том, что заслуживает безусловного осуждения».

Так писал Архиерейский Синод под председательством митрополита Филарета 20 лет тому назад.

Русская Православная Церковь заграницей никогда не отождествляла возглавителей Московской Патриархии с верующим русским православным народом. И никогда, ни в одном официальном документе не говорила Русская Православная Церковь заграницей о безблагодатности МП.

Наоборот, неоднократно в официальных посланиях наши Первоиерархи и архипастыри говорили о мужественном подвиге верующих русских людей, посещающих и принимающих участие в богослужениях в немногочисленных открытых храмах (явно не катакомбных, т. к. у Катакомбной Церкви не было и не могло быть открытых храмов).

К примеру, митрополит Анастасий в своем Слове в Неделю всех святых в Земле Российской просиявших в 1960 году, упоминая о том, что Святая Русь жива в Катакомбной Церкви, продолжает: «Она живет еще в сердцах оставшегося верным Православию русского народа, который открыто исповедует ее, посещая с усердием храмы, которые только сохранились во всей России» («Православная Русь» – 10/1999).

Так же и Архиерейский Собор 1964 года, под председательством митрополита Филарета и с участием святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, нынешнего Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей, митрополита (тогда архиепископа) Виталия и архиепископа Аверкия (Таушева), в своем Послании пишет: «Новый, поистине диавольский план придумали [безбожники-коммунисты] в борьбе с верующими: запрещено безбожным правительством СССР допускать в храмы Божии на богослужения и причащать Тела и Крови Христовых детей, отроков и отроковиц, юношей и детей от 3-х до 18-ти лет. А для большего издевательства над Церковью, это распоряжение властей должны проводить в жизнь сами же священнослужители, возбраняя юным приступать к Чаше Христовой и требуя удаления их из храмов».

Неужели архипастыри нашей Русской Православной Церкви заграницей, во главе с митрополитом Филаретом, могли бы так писать, если они считали упоминаемых священников Московской Патриархии безблагодатными и совершаемые ими Таинства недействительными?

Противники Архиерейского Собора 2000 года утверждают, что они отмежевываются от тех, которые считают МП частью Русской Православной Церкви. Им следует напомнить, что в таком случае они отмежевываются от самого митрополита Филарета, который в своем «Послании ко братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви» в 1965 г. писал: «Однако, кроме находящихся в Советском Союзе Истинно-Православной Церкви и Московской Патриархии, не имеющих ни молитвенного, ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви (выделено нами) – свободная от гонений и преследования безбожниками – Русская Православная Церковь заграницей».

А в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей, говоря об этих разных частях Русской Православной Церкви, в своем Послании пишет: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, мы, свободные в своих действиях от всякого постороннего вмешательства архиереи Русской Церкви, полагаем, что пришло время искать живого общения со всеми частями Единой Русской Православной Церкви, разрозненными в силу исторических обстоятельств.» Это соборное постановление, между прочим, подписал и отошедший в раскол бывший епископ Валентин (Русанцев).

Читая все эти Послания прежних Архиерейских Соборов и Первоиерархов, сопоставляя их с Посланием Архиерейского Собора 2000 г., ясно видишь, что никакого разногласия, никаких «перемен» в курсе Русской Православной Церкви заграницей не произошло. Наоборот, последнее Послание является продолжением прежних Соборов и составляет с ними единое органическое целое и единое целостное церковное мировоззрение и направление.

Все усилия небольшой группы противников Архиерейского Собора 2000 года исказить правду об исторических позициях Русской Православной Церкви заграницей в своих заявлениях, открытых письмах, отзывах, обращениях и мнениях, распространяемых почти исключительно электронной почтой и по Интернету, окажутся тщетными. Как правило, дух этих «заявлений», их тон, и, временами, такая грубость, озлобленность и дерзость, выдают малоцерковность или заблуждение их авторов. Святая Церковь в дни Великого поста особенно молится: «языки же да очистятся отъ глаголъ неподобныхъ» (Молитва верных первая, Литургия Преждеосвященных Даров). Церковь также предупреждает нас, чтобы «слухъ же словесемъ празднымъ [был] невходенъ» (там же). Как жалко, что подпадают под влияние противников новые члены Церкви, слышащие эти «словеса праздныя». Нередко эти люди, недостаточно осведомленные или недостаточно знакомые с обширным материалом, свидетельствующим об истинном историческом курсе Русской Православной Церкви заграницей, которые также не имеют достаточного опыта церковной жизни. В умах этих «малых сих» сеются сомнения, и это вносит смущение, раздор и непослушание в церковную ограду.

Уместно вспомнить слова приснопамятного архиепископа Антония, Женевского и Западно-Европейского, о послушании в Церкви: «Вы знаете, что в Церкви существует иерархия, в которой низшие чины должны подчиняться высшим. Так, например, если архиерей не подчиняется Собору Архиерейскому, то он перестает быть архиереем Церкви Христовой. Если священник не слушается своего архиерея, он перестает быть священником. Если мирянин не слушается своих пастырей, он перестает быть христианином. Так вся Церковь Христова основана на послушании Богу и каждый, кто состоит в Церкви, обязан этим послушанием.» («Православная Русь» – 17/1999).

Прислушаемся внимательно и к строгим предупреждениям Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей под председательством митрополита Филарета, которые, хотя и написаны почти 20 лет тому назад, совершенно применимы к современному положению: «Если вообще никто не должен торопиться с суждениями ближних, то тем более должны как миряне, так и духовенство быть осмотрительными, когда дело касается нашего ПервоиерархаР. Поспешные выводы о якобы проповеди [ими] чего-то неправославного и, тем более, общественные выступления в виде проповеди показывают готовность к осуждению и разделению, не приличествующую христианину. Если Апостол писал: Кто ты, осуждающiй чужаго раба? (Рим. 14, 4), то тем более можно сказать: кто ты, осуждающий свою церковную власть? Такое настроение, легко переходящее в расколы, сурово осуждается церковными правилами как самочинное восхищение со стороны клириков «суда, Митрополитам предоставленного» (13 правило Двукратного Собора). Каждый должен быть осмотрителен в критике, особенно высказываемой во вне, памятуя, что сужденiе и осужденiе – близки (Иов, 36, 17). Если, вопреки указанию Апостола о иерархическом распределении обязанностей и ответственности, все клирики и миряне будут надзирать над своими архипастырями (1 Кор 12, 28-30), то Церковь наша, вместо иерархического Тела Христова являла бы образ демократической анархии, в которой овца захватывает функции пастыря. Для выполнения своего служения епископам дается особая благодать, а стремящимся контролировать своих епископов 64 правило ЅI Вселенского Собора напоминает слова святителя Григория Богослова: «Учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все Апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями. И после неких слов еще глаголет: Почто твориши себя пастырем, будучи овцою; почто делаешися главою, будучи ногою; почто покушаешься военачальствовать, будучи поставлен в ряды воинов?»

«Положение в России не имеет прецедента... если бы положение Церкви... изменилось по сравнению с прежними годами, то всякая перемена нашего отношения к новым явлениям в ней подлежала бы суждению не отдельных священников и мирян, а только Архиерейского Собора...» (Копия «Определения Архиерейского Синода» от 12/25 августа 1981 г., подписанная епископом Григорием Граббе).

К сожалению, нынешние противники Архиерейского Собора 2000 года, вероятно этого даже не сознавая, действуют на радость врагам Русской Православной Церкви заграницей, и, особенно, исконного врага нашего спасения. Всем известно, что в течение десятилетий органы КГБ и их послушные пособники пытались делать все возможное для уничтожения Русской Православной Церкви заграницей. Сегодняшние «противники» продолжают их дело. На Русскую Православную Церковь заграницей нападают с двух сторон: с одной стороны экуменисты и модернисты, а с другой – «сверх-правильные истинного православия». Мы видим, как в нынешних нападках на Русскую Православную Церковь заграницей объединяются как обновленческие элементы из Московской Патриархии, так и последователи т.н. «епископа Суздальского» Валентина, бостонского «архимандрита» Пантелеймона и всякие псевдо-катакомбные и псевдо-православные группировки.

О нападках с обеих сторон писал еще IV веке святитель Григорий Богослов:

«Кто остается в мире, и не преклоняется ни на ту, ни на другую сторону, тот терпит зло от обеих сторон: или презирают его, или нападают на него...» (Слово 23 – О мире). Не находятся ли архипастыри Русской Православной Церкви заграницей в своей полноте в этом же положении?

Приснопамятный иеромонах нашей Западно-Американской епархии, о. Серафим (Роуз) писал в 1976 году следующее: «Царский путь истинного Православия сегодня – среднее, лежащее между крайностями экуменизма и обновленчества с одной стороны, и ревности не по разуму (Рим. 10, 2) – с другой. Истинное Православие не идет в ногу со временем, с одной стороны, но и не делает строгость, или правильность, или каноничность (похвальные черты сами по себе) оправданием фарисейского самодовольства, исключительности или недоверия – с другой» («Orthodox Word», сентябрь- октябрь 1976).

В духе братской любви мы напоминаем нашим собратьям во Христе, что Русская Православная Церковь заграницей усердно молится о единении всех разрозненных частей Русской Православной Церкви. В молитве святым Новомученикам Российским, утвержденной Архиерейским Собором под председательством митрополита Филарета в 1981 году, слышится следующая мольба: «Святiи Новомученицы и Исповедницы Церкве Россiйскiя, услышите усердную мольбу нашу!.. Умолите Бога... да упразднятся расколы въ Церкви нашей, да будутъ вси едино...»

Священнослужители Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей, собравшиеся на пастырское совещание, слышали доклад, посвященный памяти великого архипастыря Русской Церкви, последнего архиерея старой «антониевской» школы (т.е. последнего ученика Блаженного митрополита Антония Храповицкого) приснопамятного архиепископа Западно- Американского и Сан-Фрацисского Антония. За месяц до своей кончины, в день Преображения Господня 2000 года, он сказал следующее: «Нынешняя Россия находится между светлой надеждой и мраком. Она может воскреснуть или же окончательно погибнуть. Завтра Московская Патриархия будет прославлять Царственных мучеников... и это хорошо, это первый шаг. Мы прославили Царственных мучеников как за их благочестивую жизнь, так и за мученическую кончину. Но надо приветствовать Московскую Патриархию за этот начальный шаг. Многое нас еще разделяет, но этот первый шаг подает надежду. Несмотря на все, мы должны проявлять добро».

В эти великопостные дни мы призываем как своих пасомых, так и своих собратьев в лоне Русской Православной Церкви заграницей, в том числе и тех, которые проявляют непослушание и вызывают смущение и соблазн, последовать словам праведного иерарха, и несмотря на все, «проявлять добро», дабы с радостью, миром, чистой совестью, сердечной простотой и любовью встретить тридневно воскресшего Господа Иисуса Христа, главу нашей Церкви.

Все участники Пастырского совещания Западно-Американской епархии:

Архимандрит АНАСТАСИЙ; Протоиерей Алексей ПОЛУЭКТОВ; Протоиерей Стефан ПАВЛЕНКО; Протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ; Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ; Протоиерей Иоанн ОКАНЬЯ; Протоиерей Марк ГОМЕЦ; Протоиерей Георгий КУРТОВ; Протоиерей Сергий КОТАР; Священник Павел ВОЛМЕНСКИЙ; Священник Александр КРАСОВСКИЙ; Священник Владимир АНДЕРСОН; Священник Ярослав БЕЛИКОВ; Священник Давид МОЗЕР; Священник Петр ШАШКОВ; Священник Борис ХЕНДЕРСОН; Священник Анатолий ЛЕВИН; Священник Илья МЪРЗЕВ; Иеромонах ТРИФОН; Протодиакон Алексей КОТАР; Архидиакон АНДРОНИК; Диакон Иоанн МАКЬЮН; диакон Димитрий ЯКИМОВИЧ; монах ПАВЕЛ.

2/15 марта 2001 г.

3-ья седмица Великого поста, Сан-Франциско

ПРИМЕЧАНИЕ:

Редакции «Вестника» стало известно, что касательно данного Обращения Пастырского совещания Западно-американской епархии задаются дискредитирующие вопросы такого рода: 1) Почему Обращение подписали не все клирики епархии, а только половина их? 2) Почему оно не подписано епархиальным архиереем, владыкой Кириллом, может быть он тоже не согласен? 3) Почему «не подписал никто» из бывшей епархии покойного владыки Антония Лос-Анжелосского, может быть, эти клирики все против? – Данный подход столь характерен для нынешнего совопросничества, что редакция решила опубликовать эти вопросы и выяснить их.

На запрос редакции «Вестника» к устроителям совещания последовали такие ответы: 1) Совещания проводятся регулярно два раза в году, и, естественно, не все клирики могут участвовать в них. Далее так же элементарно просто: «Проект Обращения читался, обсуждался, вносились мысли, пожелания... Разумеется, что Обращение от участников совещания могли подписать только участники совещания. Вот все присутствующие и дали свое согласие». Вероятно, можно было бы со временем, считают устроители, собрать подписи 95% духовенства епархии, но ведь Обращение было изначально задумано от совещания в его наличном составе, кроме того: «Сбор подписей занял бы какое-то время, а мы спешили выразить поддержку архипастырям». 2) В тексте Обращения идет речь о поддержке новоназначенному правящему епископу и архиереям освященного Собора – было бы ни с чем не сообразным подписываться самому архиерею. 3) Из Лос- Аджелоса был на совещании и подписал Обращение прот. Александр Лебедев. Настоятель второго Лос-Анджелосского прихода, архимандрит Гедеон, не смог приехать на совещание. Подписали Обращение и оба участвовавших в совещании священника из бывшей Южно-Калифорнийской епархии: оо. Петр Шашков и Илья Мързев. – Ред.