arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Православный съезд 1999 в Мюнхене PDF Напечатать Е-мейл
Православный съезд 1999 в Мюнхене


26–28 декабря в Мюнхене прошел ежегодный Православный съезд Германской епархии нашей Церкви, в котором постоянно участвовало около 40 клириков и мирян из Германии и других стран (всего было около ста человек). По традиции, заведенной издавна, каждый день съезда его участники молились на Богослужениях полного суточного круга, а в перерывах заседаний проводили время в братском общении.

Заседания открылись после вечерни 26 декабря приветственным словом Архиепископа Берлинского и Германского Марка, вслед за которым был прочитан доклад д-ра М.В. Шкаровского (Санкт-Петербург) «Русская Зарубежная Церковь на Балканах в период Второй мировой войны». Докладчик рассказал о взаимоотношения Российской Церкви с нацистсктим режимом не только на Балканах, но и в самой Германии. После переезда Синода из Константинополя в Сремские Карловцы, напомнил он, среди паствы РПЦЗ оказались представители разных народов; греки, болгары, сербы. Многие из них подвергались целенаправленному уничтожению гитлеровцами. Именно в эти годы сложились особые отношения между православными сербами и Православной Российской Церковью в изгнании. В то же время идеологи Третьего Рейха не строили себе никаких иллюзий относительно РПЦЗ, считая, что она воплощает чуждые им теократические идеалы и предполагая, в случае победы, уничтожить ее. Священники РПЦЗ не допускались на «восточные территории», рейхсминистерства чинили священноначалию всякие препятствия, запрещали служить на территории лагерей остарбайтеров. С другой стороны, многие православные разделяли тогда точку зрения митрополита Анастасия, считавшего, что все же власть коммунистов – величайшее зло. Хотя были отдельные клирики и миряне, приветствовавшие поход на Россию, наша Церковь официально дистанцировалась от этого (равно как на Всезарубежном соборе 1938 г. дистанцировались от фашизма и национал-социализма). На Балканах хорватский пронацистский режим подверг православных сербов настоящему геноциду, который частично затронул и паству РПЦЗ.

Во второй день съезда доктор А. В. Муравьев прочитал доклад об экклизиологии (учении о Церкви) преп. Максима Исповедника. Докладчик подчеркнул, что вся экклизиология преп. Максима находится в тесной связи с его учением об обожении. Человек, как микрокосм, возрастает Богу сначала в заповедях, затем в вере, и, наконец, в тайнозрении. Подобным же образом и Церковь имеет в своем основании анагогический принцип восхождения от аскетики к догме, а от догмы к боговидению. Именно в свете этого учения нужно воспринимать позицию преп. Максима, занятую им как в диспуте против патриарха Пирра, так и в переговорах с императорскими легатами. Его отказ от причащения с патриархом не означал осуждения последнего, подобно тому, как отроки в пещи отделили себя от идолопоклонства, никого не осуждая, но означал важность сохранения хотя бы и одним членом Церкви (к которой не принадлежат еретики) Православия. При возвращении к Православию даже закоренелый еретик принимается Церковью в общение. Докладчик подчеркнул, что наша Церковь, следуя пути этого св. Отца, не высказывала категорических суждений даже и о явно еретичествующих иерархах мирового Православия, молчаливо отделяя себя от евхаристического общения с ними и уповая на их вразумление и покаяние.

Третий доклад, посвященный экзегезе библейского повествования о грехопадении и первородном грехе, прочел протоиерей Николай Артемов. Он подчеркнул, что то знание, которое обещал змей Еве, связано с вожделением и обладанием. Ева, помимо прочего, нарушает чин, в который была сотворена, и самовольно нарушает заповедь. Во имя «владения ситуацией» она совершает «переворот иерархии». Даже и при изгнании из рая Адам не утратил логоса, данного ему изначально, а ризы кожные суть не только звериная (биологическая) природа человека, но и знак Божией заботы о нем.

В докладе Л. А. Турьянской, посвященном воспитанию детей в православном духе, на основе дореволюционной и современной популярной педагочической литературы были сформулированы основы православного воспитания, которые строятся на базе уважения к личности вкупе с наделением ответственностью. Докладу последовала длительная и очень оживленная дискуссия.

Пятый доклад, прочитанный также д-ром М. В. Шкаровским, был посвящен истории иосифлянского движения от 1926 до конца 1890-х годов. Докладчик ознакомил участников съезда с основными историческими фактами из жизни этой важной «ветви» Катакомбной Церкви и показал, что к строгой позиции в отношении к митроп. Сергию и его церковной политике иосифлян вынудили сами сергиане, подвергавшие их гонениям во взаимодействии с НКВД и отнимавшие у них возможность совершать богослужения. При этом руководители иосифлян старались не уходить полностью в катакомбы, но по возможности сохраняли свои храмы.

Итогом съезда стал доклад Преосвященнейшего Марка «Вероучение и каноническое право как основа единства Церкви». Главный инструмент против раздробления, которое мы наблюдаем сейчас и в православном мире – каноническое право. Однако, в применении канонов «нет механики». Наряду с непоколебимой частью канонического права (как, например, правила Вселенских Соборов), многие каноны могут подвергаться изменению и дополнению. Церковь должна пояснять разные способы применения канонов, ибо канон – это направление мысли, и он, как правило, позволяет большой диапазон способов применения в конкретных обстоятельствах. Канонические нормы, которые могут быть модифицированы, по мнению владыки Марка, касаются дисциплинарных мер и имущественных вопрорсов. Владыка обратил наше внимание на то, что Символ веры читается на первом и последнем богослужении дня – полунощнице и повечерии, а за Божественной литургией (по русской традиции. – Ред.) значение Символа веры подчеркивается пением. По этому можно судить о том значении, которое уделяет Святая Церковь догматам. Символ веры, Священное Писание это как бы внутренний слой Церкви. Каноническое право – внешний, охраняющий внутренний. Канонические правила относятся как к области неизменяемых, охраняющих вероучение, так и тех, что связаны с историческими обстоятельствами. Появление церковного права на Руси в корне изменило народный быт – положение жен, например. Следующая мысль владыки, относящаяся к современному церковному положению, перекликается со словами преп. Максима Исповедника: если какое-либо новшество в церковной жизни создает соблазн, то это критерий, чтобы сие новшество устранить. Если бы мы не обличали экуменистов, то сделались бы их соучастниками. Мы не можем судить других, но обязаны судить себя. Закон общения поместных Церквей это закон общения в вере и любви.

По окончании доклада владыки Марка были выслушаны различные пожелания касательно тематики докладов для будущих съездов. Затем по всем докладам съезда последовали вопросы, половина которых была посвящена церковному положению в России. Отвечая на вопросы участников съезда, владыка Марк сказал, что он не считает МП исключительной представительницей Русской поместной Церкви (Матерью-Церковью), но лишь возможной частью ее. В России по причине гонений в катакомбной Истинно-Православной Церкви было много канонически сомнительного, но чтобы не погубить верующий народ, Церковь может признать даже канонически сомнительное рукоположение, а православный народ «может излечить погрешающее в вере священноначалие». Нужно следовать правилу: обличать грех, но любить грешника, призвал Преосвященнейший Марк. Отвечая на вопрос, относящийся к последнему докладу, владыка Марк отметил, что духовное воспитание важно для приобретения не внешней формы, но духа. Церковные правила не предусматривают всех возможных обстоятельств, в которых может оказаться христианин. Но если он воспитан в духе, который содержат каноны, то будет знать, как православно поступить в экстремальных условиях.

На вопрос, «Как искупление, которое совершил Господь Иисус Христос, переходит на каждого человека?», владыка ответил: «Господь при вочеловечении принял на Себя всю человеческую природу, т. е. все человечество и всего человека. Поэтому совершенное Им дело спасения касается не индивидуально кого-нибудь, но всего человека и всего человечества». Этот ответ дополнил о. Николай: «... Преп. Григорий Синаит в Добротолюбии пишет, что до крещения в сердце человека живет бесовское начало. В крещении, которое именуется Просвещением, Свет Христов занимает самый центр нашей личности, а бесы танцуют около этого центра, вокруг нашего сердца, не имея доступа к этому центру. Суд о нашей душе будет выноситься согласно с тем, где мы были. Жили ли мы согласно этому центру или танцевали вместе с бесами в чуждости своей собственной жизни. Задача христианина заключается в том, чтобы, по словам апостола Павла, умереть греху и жить Богу – т. е. жить тем Светом, который в нас вошел; чтобы с участием нашей воли все члены наши: наше видение, наше слышание, наше восприятие были бы в согласии со Светом Христовым. Иначе говоря, Свет Христов должен пронизать все наши члены. И это делается через молитву, через жертвенность, через подвиг, через оживление наше в Святом Причащении».

А. В. Муравьев, Москва
А. В. Псарев, Джорданвилль, Нью-Йорк, США