Революция
Государственный переворот в феврале-марте 1917 года осуществился для большинства русских людей совершенно неожиданно. Он всех застал врасплох, в том числе, конечно, в Святейший Правительствующий Синод. Большинство членов его, к тому же было в отсутствии, уехав из Петрограда в свои епархии с наступлением Великаго поста.
Общее положение Русской Церкви в то время могло казаться благополучным. Конечно, временами возникали проблемы. Как всегда, состав Синода, включая оберъ-прокурора, не всех мог удовлетворить; в частности, большой критике подвергался Петроградский митрополит Питирим [1], но в этом не виделось ничего катастрофическаго. Церковь к этому времени, вместе со всей империей, преодолела искушения революции 1905-1906 года. Тогда революция врывалась в ея внутреннюю жизнь главным образом в виде безпорядков в некоторых духовных Академиях и семинариях, но все это преодолели и, казалось, наступило нормальное течение жизни под покровительством благочестиваго царя.
Напряжение чувствовалось только в связи с тем, что шла тяжелая война. Были все ocнoвaнiя надеяться, что конец ея близится и что она завершится победой, которая укрепила бы государственный строй и открыла бы возможность приступить к важнейшим реформам. К их числу многие надеялись присоединить возстановление патриаршества после созыва Всероссийскаго собора.
По грехам нашим Бог судил иначе. Тщательно подготовленный тайный заговор неожиданно поставил государя в такое положение, что он, не чувствуя ни в ком твердой опоры, вместо того видел кругом себя только измену, трусость и обман. Государь счел себя вынужденным подписать отречение от престола, Это сразу же вызвало быстрый развал всей государственной и общественной жизни, очень скоро отразившейся и на положении Церкви.
Все происходило невероятно быстро. Синод смог собраться только тогда, когда все уже было кончено [2], и почти сразу был изменен и его состав, а обер-прокурором назначен В. Н. Львова не вполне нормальный фантазер. Мало кто в тот момент понял все значение происшедшаго. События оценивались в обществе только с политической точки зрения и исходили из осуждения всего стараго. Религиозно-нравственная сторона происшедшаго не могла быть представлена ни в одном органе печати. Неограниченная свобода была предоставлена только для критики и осуждения всего, связаннаго с Церковью. Мало кто понял в тот момент, что приняв этот переворот, русский народ совершил грех клятвопреступления, отверг царя — Помазанника божия и пошел по пути блуднаго сына евангельской притчи, подвергая себя таким же пагубным последствиям, какия испытал он, покинув отца.
Февральская революции1917 года, а затем захват власти в России коммунистической партией повлекли за собой такия испытания для Церкви, каких никогда и нигде не было в истории человечества. Если гонения на веру возникали во многих странах с разной силой с первых лет существования Христианства, то никогда преследование его не достигало такого размаха и такого утонченнаго коварства, как в России при советской власти.
К мероприятиям, имевшим целью физическое истребление христиан, прибавилось возникновение расколов, пользовавшихся поддержкой коммунистической власти. Невозможно понять каноническаго положены Церкви в России без того, чтобы знать историю разных попыток советской власти внести в Церковь дезорганизацию и расколы с тем, чтобы подчинить ее врагам и разрушить ее изнутри. Для этого прежде всего были использованы лица, которыя выросли в Православной Церкви и иногда даже были ея священнослужителями, но на самом деле, по разным мотивам, стремились к внесению в нее реформации протестантскаго характера. Эти лица создали обновленческое движение, которое появилось сразу же после государственнаго переворота,
Если были среди новых деятелей некоторые идеалисты, то они скоро потонули а морe оппортунистов, стремившихся отнять власть из рук иepapxии, или лиц, своекорыстно ставших на службу новой власти в ея усилиях для уничтожения веры в русском народе.
Обновленцы вышли из кругов русской интеллигенции, проявлявших интерес к религиозным вопросам. Эти лица приближались к Церкви, но не входили по настоящему в ея жизнь и не воспринимали ея учены полностью. В Петербурге и Москве, а частью и в других городах, они встречались в разных кружках, где, впрочем, наравне с ними выступали и лица с православными убежденьями, в том числе профессора Духовных Академий. Довольно долго в Петербурге председателем на заседаниях Религиозно-философскаго общества был епископ Ямбургсий Сергий (Страгородский), впоследствии советский патриарх. Видным участником общества был и будущий вождь обновленцев епископ Антонин (Грановсий). Из будущих заграничных деятелей назову Бердяева, Булгакова, Карташева, Мережковскаго, Франка. Кроме релипозно-философских обществ в Петербурге и Москве был ряд разных кружков, члены которых, если и интересовались религиозно-философскими вопросами, то с предубеждением относились ко всему ортодоксальному, как к чему-то скучному и устарелому. В некоторых случаях кружки эти так далеко уходили от Церкви, что приближались к некоторым формам сатанизма. О московском религиозно-философском Обществе памяти Владнмира Соловьева бывавший на его собраниях проф. Н. С. Арсеньев вспоминает:
“Это была религиозность, но в значительной степени (хотя в не исключительно) внецерковная, или, вернее, не-церковная, рядом с церковной, а главное, вливалась сюда порой и прямая струя "символическаго" оргиазма, буйно оргиастическаго, чувственно возбужденнаго (иногда даже сексуальио-языческаго) подхода к религии и религиозному опыту”.
Из участников таких кружков и нецерковно верующих “прогрессивнаго” направления вышли идейные основатели обновленческаго двнжения. Гораздо больше было среди них “пресвитерианъ”, то есть представителей белаго духовенства, стремившихся к власти и питавших зависть и неприязнь к черному духовенству и епископам. Проф. Б.В. Титлинов, один из основателей и главных деятелей обновленческаго движения, признает, что “в области внутреаних церковных задачь Живая Церковь поставила своею целью, прежде всего, освобождение церковной жизни изъ-под влияния монашескаго епископата и передачу руководительства церковными делами в руки белаго духовенства”.
Среди них было много авантюристов и своекорыстных предателей Церкви. Тот же Титлинов признает, что значительная часть обновленческих деятелей идейные задачи ставила на второй план. По его словам для этого течения, если можно назвать его этим именем, “задачи идейнаго характера заслонялись задачей использования сегодняшней победы над старым церковным режимом и даже иногда жаждой отмщения за понесенныя прежде обиды и несправедливости”. Проф. Титлинов был одним из главных организаторов и деятелей обновленчества и поэтому нельзя не поварить такому его свидетельству.
История показывает, что вообще люди такого типа обычно примыкают к революционным движениям. Еще в 1905 году группа будущаго обновленческаго духовенства присоединилась к революции. Из нея в Петербурге образовался левый кружок, известный под названием “тридцати двух священников”. Не входя формально в число членов этого кружка, к нему примыкала и другие. Евгений Белков в 1906 году даже начал издавать журнал “Красный звонарь”. Он был ярко революционнаго характера и скоро был закрыть властями. Попытки продолжать это издание под другим названием не имели успеха.
В первые же дни революци 1917 года, по выражению Введенскаго “еще под грохот уличной стрельбы”, в Петроград, эта группа, по инициативе протоиерея Егорова, собралась на квартире протоиерея Михаила Попова. Там было решено организовать все “прогрессивное” церковное общество во “Всероссийский Союз демократическаго духовенства и мирянъ”. На первом месте у этого общества стояли цели революции и установление республиканскаго образа правления, а на третьем - реформа в Церкви. Председателем избрали священника Димитрия Попова, а секретарем протоиерея Александра Введенскаго, будущаго возглавителя обновленческаго движения.
“Союз Демократическаго Духовенства” снесся с единомышленниками в mockbе и просил прислать им оттуда представителя. Поехал Введенский. Он выступил с лекцией, но не имел успеха. Москва еще отставала от Петрограда в отношении революционнаго духа и в союз записался только один священник. Гораздо лучше пошло дело Союза в Петрограде. Там к нему примкнул уже упомянутый нами проф. Титлинов. С его помощью при Синоде был основан новый оффициальный орган, “Церковно-общественный вестник”, который Союзу легко удалось взять в свои руки. Через него он и повел всемирно пропаганду своих идей.
Работа эта облегчалась для церковных революционеров смутным положением в самом Святейшем Правительствующем Синоде. Проф. прот. Феодор Титов пишет о первенствующем члене Синода в то время, митрополите Киевском Владимире:
“Ему, убежденному стороннику строгой законности и непреклонному хранителю церковных канонов и традиций, суждено было встретиться лицом к лицу с непреодолимым cтремлением ввести революционныя начала в сферу церковных отношений. К тому же, место представителя революционной власти в Св. Синоде после переворота занимал человек, совершенно не подготовленный к принятому на себя положенио и, как потом оказалось, больной. Вскоре обострившиеся отношения между Синодом и обер-прокурором закончились грубым актом со стороны последняго, вошедшим в историю под именем разгона Синода”.
Из Синода были исключены все члены, включая трех митрополитов, из которых два были лишены и своих кафедр. В новый состав Синода не вошел ни один из бывших в нем до революции архиереев, кроме архиепископа Финляндскаго Сергия (Старогородского). Вместо того, членами Синода были назначены четыре священника. Послаше о созыве Всерссийскаго собора подписано пятью епископами, одним протопресвитером и тремя протоиереями — соотношение необычное.
Для того, чтобы было понятно, насколько это мероприятие было актом революцюннаго насилия, надо сказать несколько слов вообще о составе Синода. По штату, утвержденному 9 толя 1819 года, личный составь Синода состоял из семи лиц, из которых один назывался первенствующим, а остальные членами и присутствующими. Члены Синода назначались пожизненно, а присутствующее вызывались для временнаго участия а его заседаниях. Пресвитеры, обычно, назначались не членами, а только присутствующими. Членами бывали старейшие архиереи. Проф. Суворов отмечает, что в царствование императора Александра Ш-го никто из пресвитеров не назначался членом, а до того это случалось редко. Таким образом, увольнение пожизненных членов Синода было поступком незаконным и революционным.
Разгону Синода предшествовало не только упомянутое выше увольнение с кафедр двух митрополитов. Кромe них уволили с кафедр еще 10 архиереев.
Введенский не без некотораго бахвальства пишет о том, как составлялся новый Синод. По его словам это “развернулись свободныя творческия силы... пришли те, кто давно радел о свободе церковной и политической... Инициативная группа петроградскаго духовенства, в числе которых были члены государственной группы, прот. А. Я. Смирнов, прот. Д. Филоненко, проф. прот. А. Рождественский и автор этих строк (то-есть Введенский) организуют новый составь Синода”. Из священников вошли эти же лица, кроме Введенскаго и, как он пишет,
“ряд либеральных епископов”, Новый Синод “признает факт революции и ея необходимость. Новый Синод опирается на сочувствующий ему немногочисленный слой либеральнаго духовенства, которое сорганизовалось во “Всеросийский Союз демократическаго православнаго духовенства и мирянъ”.
Проф. Титлинов с особенным удовлетворением пишет о том, как эти перемены обнадеживали обновленческие круги:
“С помощью обер-прокуратуры, церковно общественному мнению удалось, наконец, в середне апреля добиться роспуска стараго Синода. Не малую роль сыграл при этом Совет по Делам Православной Церкви, образовавшийся из думскаго духовенства, некоторых членов Думы, мирян и прогрессивных церковных деятелей. На собраниях Совета неоднократно и настойчиво указывалось на необходимость новой власти в Церкви, и соответствующее представление было сделано правительству. Новый Синод был составлен из лиц, более или менее уже соответствующих потребностям момента”.
Сетуя на то, что все-таки в новом Синоде недоставало “активных обновленческих работников”, Титлинов радовался уже тому, что “новый Синод во всяком случае перестал быть тормозом церковно-преобразовательнаго движения... Лишь с этой переменой церковной власти сдълалась возможной реальная церковно-обновитель-ная работа”".
Титлинов далее пишет, что деятели, “взявшие в свои руки руководительство церковной политикой”, ставили своей задачей “подготовить Церковь к соборной жизни, то-есть организовать церковную общественность, раскрепостить связанныя прежде рамками действительнаго порядка церковный силы, изъять власть из рук реакционеров и выполнить всю подготовительную работу для собора. С созывом собора, последнему передавалась дальнейшая судьба церковнаго реформаторства”.
Но еще до созыва собора “обновленный” Синод уже начал вводить реформы в церковное управление. Им были изданы временныя положения о приходе и епархиальном управлении, построенныя на выборном начале. Титлинов сетует, однако, на то, что новый Синод действовал недостаточно решительно. Если Синод стеснялся увольнять больше епископов, чтобы не слишком поощрять анархические элементы в Церкви, то обновленческое сознание Титлинова с этим не мирилось. Он считал, что “агенты стараго строя, хотя бы за ними и не было определенных вин, все равно не будут искренне работать для церковнаго обновления, основным условием котораго ставилось умаление епископских прерогатив”.
29 апреля 1917 года Синод в новом составе объявил о созыве Всероссийскаго собора. Во глав подготовительной работы становится архиепископ ФинляндскииСергий (Страгородский). Образовывается Предсоборный совет. “25-го мая за №32800 Синод созывает в этот совет ряд либеральных профессоров в качестве спецовъ”. Кроме них, в составe совета, был, конечно, и ряд духовных лиц по должности. Обновленцы уже перед тем начали развивать большую деятельность, Введенский писал о положении, которое он нашел в Петрограде по возвращении из Москвы: “Там работа идеть. Союз npиoбрел крупную литературно-богословскую величину в лице профессора Титлинова. С его помощью оффициальный орган при реорганизованном Синоде, “Церковно-общественный въстник”, удалось взять в свои руки. В этом “Втстник” мы повели всемирно пропаганду наших идей... Внимание народа и сочувствие нашему делу обновления Церкви несомненно были огромными”.
Этот Всеросстйсюй “Церковно-общественный вестник”” отражал взгляды Временнаго правительства на церковные вопросы. Там велась ожесточенная и грубая пропаганда против возстановления Патриаршества, хотя вопрос этот никем еще формально не возбуждался.
Напротив, противодействию этой акции обновленцев со стороны церковно-мыслящих людей если и стало проявляться, то в очень стесненных условиях и без поддержки органов печати. Однако, православное сознание не могло не противиться восприятию новых идей. Так что даже созванный в Москве будущими обновленцами Всероссийский съезд духовенства и мирян в июне 1917 года не совсем- оправдал их надежд. На этом съезде, как и на разных других собраниях раздавалось много речей, направленных против иерархическаго строя, но вместе с тем, проявлялось и противодъйствие некоторым проектам реформ, особенно отделению Церкви от государства.
Вопросы, внесенные Синодом на разсмотрение Всероссийскаго собора охватывают все стороны жизни. Для нашей работы представляет интерес пункт 2-й положения “О высшем церковном управлении”. Проект этот был одним из наиболее разработанных и с сильной демократической тенденцией. Возможность возстановления патриаршества там не принималась во внимание. Вопрос этот по настоящему возник только на самом соборе: “Законопроект, выработанный во 2-м отделе предсоборнаго совета, заключает в себе общия положения о высшем церковном управлении, проектируемом из Поместнаго собора периодически собираемаго, и постоянных органов — Священнаго Синода и Высшаго Церковнаго совъта, имеющих особые предметы собственнаго ведъния и совместныя общия собраня для разрешения определеннаго круга дел”.
Титлинов признает, что с точки зрения целей группы обновленцев, которая сосредоточилась при Синоде, созыв собора оказался ошибкой. Он пишет:
“вообще здесь была допущена ошибка, за которую, может быть, надо винить не столько Синод револющоннаго созыва, сколько самую руководящую церковную общественность. Последняя, видимо, не совсем верно оценивала положение и не была достаточно осведомлена в настроении провинциальной церковной среды. В руководящих церковных кругах преждевременно полагали, что Церковь готова для собора и что надо поскорее созвать собор, чтобы передать ему церковное строительство. Состоявшийся в начал июня в Москве Всероссийский съезд православного духовенства и мирян был как бы преддверием собора. На съезде в десять дней были выработаны и обсуждены основные проекты церковных преобразований и все главные вопросы церковнаго момента. С этой стороны съезд оказался вполне удачным. Определенно прогрессивная линия поведения большинства създа в вопросах церковного устройства давала повод разсчитывать, что и будущий собор займет такую же позицию и сделается фактором коренного обновления Церкви. Отчасти под впечатлением съезда, работы по созыву собора были ускорены”.
Впрочем, Титлинов признает, что уже в самом предсоборном совете можно было заметить, что дело не так просто, как оно могло казаться на первый взгляд. В частности, это проявилось при обсуждена вопроса о решающем или совещательном правь голоса клириков и мирян на соборе. “Консервативное течете в совете взяло под свою защиту прерогативы епископата и успело провести, в порядке особаго наказа, ограничительное для церковнаго общества постаяовление о разделении собора на две курии: епископскую и духовно-мирскую, с правом епископской курии налагать veto на любое соборное решение. Резкое столкновение, произшедшее по этому поводу а совет между левым его крылом и большинством, показало, что идеалы церковнаго освобождения опять становятся достоянием только церковной оппозиции. Весь же тон, принятый в совете церковным центром и церковной правой его частью давал понять близость новой борьбы церковной реакции с церковным освободительством. Подобная борьба не могла еще разыграться в предсоборном совте во всю ширь, потому что совет был созван либеральными инициаторами и действовал в рамках либеральных же заданий”.
На Синод неизменно оказывалось давление в смысле введения разнообразных демократическия реформ. Однако, имея в виду уже принятое решение о созыве собора с участием представителей клира и мирян, Синод чувствовал себя недостаточно авторитетным, чтобы отменить все прежния правила. Определе-
нием от 4-5-го мая 1917 года за №268 он, тем не менее, внес ряд реформ демократическаго характера, с оговоркой, что это делается не в отмену прежних правил, а временно, до выработки новых правил управления на Всероссийском соборе. Определение начинается со ссылки на новое положение в государстве: “Новый государственный строй, открывая возможность более деятельнаго участия народа в управлении, видит пути к тому в применении выборнаго начала при замещении должностей, а с другой — в объединении отдельных классов общества на почве защиты личных или профессинальных интересов”.
Определение вводило выборное начало при назначении настоятелей приходов, вводило устройство благочиннических, уездных и епархиальных собраний и създов, предоставляло местным епархиальным советам, где таковые имеются, участие в лице трех членов, в заседаниях духовных консисторий с совещательным голосом, утверждало выборные благочинническия и епархиальныя собрания и советы. Постановления всея таких собраний могли входить в силу только по утверждении их епархиальным apxиepeeм. Деятельность всех таких учреждений должна была руководствоваться временными правилами, вырабатываемыми Святейшим Синодом.
Все эти меропрития можно было критиковать, как, введенныя не столько по церковным принципам, сколько следуя примеру светских учреждений того времени, то есть по принципам революции. С другой стороны, возможность ссылаться на “голос народа” в условиях революции могла быть иногда полезной в борьбе за защиту церковных интересов. Вопреки планам ввести в управлении Церкви светский элемент, эти реформы разбудили православную общественность, что вскоре сказалось при выборах членов Всероссийскаго собора.
Работа Синода, несмотря на поспешныя реформы, стала несколько легче после замены В. Н. Львова в должности обер-прокурора проф. А. В. Карташевым.
Нельзя не признать, что возможность созыва Всероссийскаго собора была проявлением милости Божией.
Если бы его созыв состоялся хотя бы на два месяца позднее, он едва ли мог бы решить вопрос о возстановленииПатриаршества, а приход к власти коммунистов уже успел бы внести такой хаос, что мог быть поставлен и самый вопрос о возможности организации, размещения и содержания членов собора в Москве.
Всероссийский Собор и избрание Патриарха
Устранение царской власти сразу ввергло Poccию в тяжелую для населения смуту, что отразилось, конечно, и на жизни Церкви, В течение двух-трех дней не оказалось полиции. Совет Солдатских и Рабочих Депутатов приказом №1 внес разложение и в армию. Во имя революции стало оправдываться всякое беззаконие.
Самочиние во имя революции распространялось все шире и шире. В книге Левитина и Шаврова «Очерки истории русской церковной смуты», приводятся интересный пример, как уже в июне 1917 года Главное Командование армии обратилось к Церкви за помощью, чтобы бороться с стихийным ростом дезертирства. Обер-прокурор Синода В.Н. Львов срочно посылает в армию трех красноречивых революционных священников.
Они прибывают к начальнику штаба главнокомандующего генералу Алексееву и он сразу же знакомит их со своим безсилием.
«Вводят нас в кабинет начальника штаба генерала Алексеева, — рассказывал Введенский,,. — Поднимается нам навстречу пожилой осанистый генерал, знакомый по тысячам портретов. Говорить легко и свободно, со сдержанным волнением: "Вам придется ехать на фронт, на самые опасные участки. Имейте в виду, что армия разложена полностью, армии больше нет. Одна из наших надежд — это вы, духовенство. Поезжайте: может быть вы сумеете что-то сделать". Генерал предупредил священников, что не может гарантировать им безопасность».
Красноречивые демагоги, будущие основатели обновленчества, имели некоторый успех, Однако, как часто бывает с демагогами, это было делом момента. Разложения армии уже никто не мог остановить. Особенно в этом упражнялись матросы.
Однако, надежда левых кругов на то, что общее революционное настроение в сгране обеспечит для них возможность прочно захватить в свои руки управление Церковью, не оправдалась.
Торопясь созывать собор, обновленцы слишком твердо рассчитывали на общее революционное настроение в России, отвергавшее всякие авторитеты и иерархичность, а также и на ту пропаганду, которую вел в церковных кругах всероссийский «Церковно-общественный вестник». По мнению Титлинова, идея Патриаршества
«с момента революции, казалось, потеряла всякий кредит. . Как лозунг праваго консерватавнаго течения, она неизбежно стушевалась в волнецерковнаго освободительства поднятаго революцией и даже сами архиереи замолчали о патриарших упованиях. На Всероссийском съезде духовенства и миpян мысль о Патриаршестве была решительно отвергнута. Столь же решительно отверг ее и предсоборный совет, где о патриаршестве заговорили столь немногие голоса, что предложение это отпало само собой».
Но не одни обновленцы ошибались в оценке настроений и прогнозах. То же можно сказать и о православно мыслящих членах Церкви.
Проф. С. Н. Булгаков начал свой доклад собору «Смысл Патриаршества в России» словами: «Когда члены Всероссийскаго собора съезжались в Москву, то лишь у немногих было определенное мнение по вопросу о Патриаршестве, а иные и сами не ожидали, что они станут вскоре горячими поборниками его возстанoвлeния».
Подтверждением правильности этого заявления служить для меня рассказ члена собора от Московской епархии гр. П. Н. Апраксина. Он говорил мне, что прибыль на собор в некотором смятении. Встретив моего отца гр. П. М. Граббе, избраннаго от Владикавказской епархии, он воскликнул: «Что же мы с тобой здесь будем делать?» Мой отец не задумываясь ответил: «Возстанавливать Патриаршество»
Они тогда еще не знали настроения в других епархиях. Между тем, делегат Петроградской епархии протоиерей П. Лахостский сказал на заседании 28-го октября: «Не забудьте и о том, что никто не представил с места наказа, который говорил бы против Патриаршества. Наоборот, многие делегаты были уполномочены говорить в защиту Патриаршества. И я, как делегат Петроградской епархии, должен сказать, что нам наказывали : "возвратиться с Патриархом", говорили, что жизнь повелительно требует этого».
На трапезе после интронизации Патриарха Тихона, Митрополит Антоний следующими словами обрисовал тяжелое чувство, охватившее церковно-мыслящих людей перед собором:
«Будем ли скрывать, что со смутным чувством и даже с некоторым подавлением настроения духа, съезжались в августе на церковный собор церковные люди, духовные и миряне? Ведь тогда, то есть прошлою календарною весной, и летом около самых верхов и около сердцевины церковной жизни, в церковной общероссийской газете, не говоря о прочей печати и разных съездах, раздавались и даже преобладали голоса, чуждые церковного духа и нередко враждебные ему: советовали духовенству снять с себя духовную одежду и остричь волосы, внешнее подобиe Христово, а внутреннее настроение этих течений печати и собраний было исполнено духом дерзостным, горделивым и раздраженным».
Обманули надежды обновленцев прежде всего результаты выборов из епархий. На епархиальных собраниях преобладало консервативное настроение. Так, например, отец пишущаго эти строки был избран на собор от Владикавказской епархии, в которой перед тем жил очень недолго, именно вследствие того, что на благочинническом и епархиальном собраниях ярко выступал в защиту иерархическаго строя. Члены собора были избраны из всех сословий без предубеждений в ту или иную сторону. Введенский отмечает, что общее настроение членов собора было правым и с большим неудовольствием упоминает. что в числе их было девять титулованных. Борцы против Патриаршества и сторонники реформам и попали на собор только по назначению, как члены предсоборнаго совета.
Для таких людей, как Титлинов, появление на соборе по избрание такого большого числа членов, оказавшихся сторонниками Патриаршества, было полной неожиданностью. Даже в Петроград, где был центр их деятельности, они потерпели полное поражение на епархиальном собрании. Предварительная широкая пропаганда реформации не встретила сочувственнаго отклика и не принесла ожидавшагося ими плода. Введенский с грустью отмечает, что выборы не дали возможности его сторонникам послать на собор своих лучших представителей... «Ни один из ответственных работников демократическаго духовенства на собор не попал».
Особенно сильным ударом по планам обновленцев было появление на Всероссийском co6opе Архиепископа Антония (Храповицкаго). Они могли надеяться, что увольнение его на покой после революции устранить его и от участия в работe собора, ибо Положение о собор предусматривало присутствие там только епархиальных преосвященных. Однако, то же Положение предвидело участие на собор представителей ученаго монашества, которое на своем съезде и избрало представителем Архиепископа Антония. Немного позднее он был возвращен в Харьков по единодушному требование паствы и далее участвовал в собоpе уже как eпapxиaльный архиерей.
Торжественное открытие собора имело Mесто в Успенском соборе в Москве, на слъдующий день после празднования его престольнаго праздника. Молебен был отслужен всеми прибывшими епископами. После литургии из собора вышел грандиозный крестный ход. При колокольном звоне всех московских церквей, крестный ход членов собора прошел в Чудов монастырь, где все приложились к мощам св. Митрополита Алексея. Крестный ход затем вернулся в Успенский собор.
После торжественнаго открытия собора, на следующий день в храме Христа Спасителя состоялось открытие собора, а деловыя засвдания начались 4/17 августа 1917 года.
На соборе участвовали: 4 митрополита, 21 архиепископ и 43 епископа. Кроме них, членами собора было по пяти представителей от каждой епархии. Около 30-ти человек были представителями Духовных Академий, Академии Наук, 11-ти университетов, 10 по избранию от ученаго монашества, столько же от единоверцев, представители от четырех Лавр, 15 представителей от Государственнаго Совета и Государственной Думы, настоятели монастырей: Саровскаго, Валаамскаго, Оптяной Пустыни и члены предсоборнаго совета. Всего членов собора, кроме епископов, было 375 человек.
Председателем собора был избран Московский Митрополит Тихон, а почетным председателем по его положению — Митрополит Киевский Владимир. Товарищами председателя были избраны Архиепископ Новгородский Apceнiй и Apxиeпиcкоп Харьковский Антоний. Товарищами председателя от клира избрали протопресвитеров Любимова и Шавельскаго, а от мирян М. В Родзянко и проф. кн. Трубецкого. По отъездe Родзянко, его заменил А. Д. Самарин. Секретарем собора был избран проф. В. П. Шеин, впоследствии архимандрит Сергий, ставший мучеником вместе с Митрополитом Вениамином.
По положению о соборе, выработанном Предсоборным Совещанием, все «основоположительныя и правилодательныя» определения собора входили в силу только после утверждения их епископским совещанием.
Больше всего внимание сосредотачивалось на работ отдела о Высшем Церковном Управлении. Он был и самым многолюдным: больше двухсот членов.
Там и происходила, главным образом, борьба по вопросу о возстановлении Патриаршества. Если обновленцы не смогли привести на собор своих сторонников на выборах по епархиям, то все-таки там были их единомышленники из числа либеральных членов предсоборнаго совета. Было и некоторое количество выборных членов, которые по разным причинам противились течению большинства, возглавляемаго Архиепископом Антонием.
В уже цитированной выше ръчи на трапезе, Архиепископ Антоний с полным основанием мог сказать: «С первых же заседаня нашего собора начал превозмогать дух веры, дух послушания законам св. Церкви, дух терпения и любви». И далее:
«Тяжкия события нашей народной жизни, зловеще напоминающия о ce6е собору грохотом пушек и пулеметов около стен соборной палаты и св. храма, не только не могли ослабить строго церковнаго направления его речей и постановлений, но, напротив усугубили ревность всех его членов о наиболее прочном утверждении православных вселенских устоев жизни церковной, к числу коих относится завещанное Вселенскими соборами объединение всякой поместной Церкви под руководством одного пастыря-отца».
Все таки, оппозиция возстановлению Патриаршества и вообще противники иерархической власти оказывали сильное сопротивление. Дебаты бывали очень горячими. В одном случай проф. Титлинов даже угрожал Бичъ-Лубинскому рукоприкладством а заседание должно было быть прервано.
В самый разгар спора, когда произносились речи за и против Патриаршества, власть сначала в Петрограде, а затем и в Москве , была захвачена большевиками. Кремль, в котором засели остатки 6елых воинов, был осажден и обстреливался артиллерией. Проф. Спинка пишет, что это вызвало панику между членами собора, которые опасались, что если Кремль падет, то собор может быть разогнан до осуществления своих важнейших задач.
«Эти события, — пишет он, — тоже укрепляли аргументы патриаршей партии, которая заявляла, что при смуте в стране во глав Церкви нужен сильный человек, чтобы возглавить Церковь и защищать ея интересы. Таким образом, хотя дебаты еще были далеко не окончены — надо было выслушать еще пятьдесят ораторов, — дискуссия была прервана. Это был Павел Граббе, который через пять дней после падения Временнаго правительства внес предложение возстановить Патриаршество».
Оппозиция не соглашалась на прекращение дискуссий и требовала отложить голосование ввиду того, что многие члены собора не могли приходить на заседания из-за стрельбы на улицах Москвы. Мой отец разсказывал, что он сам и некоторые архиереи приходили на заседания собора под свист пуль. О трудностях и опасности, с которыми был связан путь на собор для многих членов, красочно рассказывает в своих воспоминаниях и кн. Г.Н. Трубецкой.
Тем не менее, председательствовавший Митрополит Тихон установил, что кворум есть на лицо. 30-го октября было постановлено возстановить Патриаршество и незамедлительно приступить к выборам. Выборы начались на следующий же день.
Перед выборами Патриарха, поданными записками были намечены кандидаты, из коих главными были Архиепископ Харьковский Антоши (101 голос), Архиепископ Тамбовский Кирилл (27 голосов) и Московский Митрополит Тихон (23 голоса). Если бы Архиепископ Антоний получил абсолютное большинство, он считался бы избранным, но поскольку для этого у него голосов было не достаточно, окончательное избраниe было обусловлено жребием из трех кандидатов, получивших большинство голосов. Всего при первом голосовании было намечено 10 кандидатов.
5-то ноября в храме Христа Спасителя 90-летний старец Зосимовской Пустыни Алексий после усердной молитвы вынул жребий с именем- Митрополита Тихона, о чем ему немедленно было объявлено особым посольством во главе с Митрополитом Kиeвcким Владимиром. Поспешил приветствовать его избрание и Архиепископ Харьковский Антоши. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы состоялась торжественная интронизация Патриарха Тихона в Успенском соборе.
Началась новая эра в жизни Русской Церкви. Перед наступлением жестокого гонения Русская Церковь уже не была обезглавленной.