Протокол заседания
Соединенного присутствия
Российского Заграничного Синода и Церковного Совета
17/30 июня 1922 г.
По благословению Святейшего Всероссийского Патриарха, высшее Русское Церковное Управление в соединенном присутствии Российского Заграничного Синода и Церковного Совета при участии прибывшего в Сремские Карловцы Архиепископа Полтавского и Переславского Высокопреосвященнейшего Феофана имели суждение: по указу Священного Синода Всероссийской Православной Церкви, от 22 апреля / 5 мая с.г. за № 348 об упразднении Высшего Русского Церковного Управления заграницей.
На основании бывших суждений ПОСТАНОВЛЕНО: Сохраняя полное послушание Святейшему Патриарху и его Священному Синоду, Высшее Церковное Управление готово прекратить свою деятельность и ликвидировать себя при первой возможности. Но, чтобы исполнить решение Патриаршего Синода, ему необходимо иметь некоторые дополнительные указания в форме Указа Патриарха и его законного Синода, ибо никогда решений самозваного учреждения, именующего себя «Высшим Церковным Управлением в России» и возглавляющего его епископа Антонина Высшее Русское Церковное Управление заграницей признавать не будет, считая это учреждение не только незаконным и некомпетентным, но даже чуждым Православной Церкви, а членов его лишенными священного сана (Правило 14 и 15 Двукратного Собора). Что же касается до настоящего Указа, то хотя он носит на себе явные признаки того, большевицкого насилия, которое только и могло быть причиною его составления, то сохраняя свое значение в глазах членов Высшего Заграничного Церковного Управления, он все же нуждается в дополнительных указаниях Святейшего Патриарха и Его Синода, без коих Церковное Управление за границей лишено физической возможности его провести в жизнь и ликвидировать себя, а именно:
Указ Святейшего Патриаршего Синода, вручая управление заграничными приходами митрополиту Евлогию, не дает указаний о дальнейшем положении заграничных русскихепископий, находившихся, как и сам митрополит Евлогий, в подчинении Высшему Церковному Управлению. Священный Синод, по-видимому, и не знает о существовании их, а при каждой из них и епископских советов и казны. Это видно из того, что в указе допущено выражение: «Митрополит Евлогий тем же управлением назначен заведующим всеми заграничными приходами», так что собственно управление не имело определенной деятельности. На самом же деле митрополит Евлогий Высшим Церковным Управлением назначен был управляющим русскими православными заграничными церквами в 3ападной Европе и в этой должности утвержден он Святейшим Патриархом «ввиду состоявшегося назначения митрополита Евлогия на эту должность Высшим Церковным Управлением за границей указом Священного Синода от 6 марта 1921 г. за № 424. А Юго-Восточная Европа, т.е. Балканский полуостров, затем Палестина, Северная Африка, Китай, Япония, Южная Америка и Полоса отчуждения Восточно-Китайской железной дороги,Харбинская область не имели к Западно-Европейской епархии никакого отношения, но состояли наравне с нею в подчинении Высшему Русскому Церковному Управлению заграницей, получая от него распоряжения (например, назначение архиепископа Харбинского и епископа Шанхайского) и поддерживали его казну. Сверх того, существует в условиях самостоятельной, как бы походной епархии, Управление военным и морским духовенством, возглавляемое епископом и получающее определенный кредит от Главного командования Русской Армии. Епископий же русские существуют на Балканах следующие: в Сербии, в Болгарии, в Турции и в Греции, всего 5 епископий, основанных по благословению Святейших Патриархов и епископских Синодов, как и самое Высшее Русское Церковное Управление заграницей, так что находим в подчинении себе 9 епископий в трех частях света, да еще в 4 -и, т.е. в Африке, несколько приходских общин. Само же Церковное Управление заграницей еще до получения возможности доложить о своем возникновении Святейшему Патриарху Всероссийскому, добилось утверждения сперва от Вселенского Патриарха, а затем от Патриарха Сербского.
Казалось бы, что, существуя по благословению трех Патриархов, Высшее Русское Церковное Управление должно получить разрешение на свою ликвидацию и от всех названных глав Поместных Церквей, и посему вопросу оно ожидает указаний, как равно и о том, должно ли оно передать митрополиту Евлогию свои полномочия над перечисленнымиепископиями и епископами или последние вовсе упразднить.
Затем, Высшее Русское Церковное Управление, сорганизованное сперва на Южном Русском Церковном Соборе (в Ставрополе-Кавказском), а окончательно Всезаграничнымрусским Православным Собором в Сремских Карловцах по типу Всероссийского Патриаршего Синода (организованного Всероссийским Церковным Собором в 1917-1918 г.г.) и состоящее из лиц выборных, заведующее казной, которую собрали и продолжают собирать русские православные христиане по статуту, утвержденному тем же ВсезаграничнымСобором, является в тех своих актах, которые вменяются ему в вину (послание о восстановлении монархии и притом из Династии Романовых и Послание к Генуэзской Конференции о непризнании советского правительства), является органом исполнительным, ибо и то, и другое мероприятие было постановлено Собором, а потому и ликвидация названного Управления должна произойти не иначе, как по утверждении ее собором с указанием о том, куда должны быть направлены средства и денежные сборы по приходам, тем более, что кроме всего прочего Высшее Русское Церковное Управление является высшим церковно-судебным учреждением для судебных и бракоразводных дел, коих насчитывается значительное число.
Затем, почитая волю Святейшего Патриарха и его Священного Синода для себя обязательной, Высшее Русское Церков-ное Управление считает также своим долгом упомянуть о том, что решение Его Святейшества связано с неосведомленностью о событиях, происходящих вне Советской России.
Таково и единственное обвинение в непослушании окружному Посланию Святейшего Патриарха от 25 сентября 1919 г, которое должно было быть понято Высшим РусскимЦерковным Управлением заграницей в том смысле, в каком его истолковало прежнее Крымское Церковное Управление, получившее сие послание. То управление постановило, что помянутое послание, судя по его смыслу, имело касательство только к жителям советской России, удерживая их от бессильных восстаний против советской власти, во избежание бесцельного кровопролития. Сама же эта власть в предшествовавшем послании (февраль 1918) Его Святейшеством названа безбожной, а ее агентов и участников в гонениях на Церковь то, первое послание предает проклятию, каковому Высшее Церковное Управление в мае сего года, подвергло противников Святейшего Патриарха Тихона, т.е. епископа Антонина и его приверженцев, о чем и уведомило Православных Патриархов и прочих глав Церквей и государств, как православных, так и инославных.
Указ Святейшего Патриарха признает послание Карловацкого Собора не имеющим канонического значения, но такое значение имеют лишь те послания и постановления, которые утверждены Вселенскими Соборами, а свои постановления Карловацкий Собор считает имеющими только пастырское и церковно-распорядительное значение, причем никто не претендовал на то, что решение Собора «выражает собою мнение всей Российской Церкви», как значится в указе, а только - мнение православной эмиграции.
Все это Высшее Русское Церковное Управление заграницей выясняет не для опорочения указа, а приводит последние эти соображения для оправдания себя самого и заключает свое постановление таким положением. - Указ Его Святейшества, вручая Преосвященному митрополиту Евлогию управление заграничными приходами, предлагает ему представить на утверждение Святейшего Патриарха и его Синода проект дальнейшего управления ими. Ясно, что таковые соображения получат законную силу лишь по утверждении их Святейшим Патриархом и его Священным Синодом и Высшим Русским Церковным Советом, а до того времени Русское Церковное Управление, следуя смыслу сего самого указа, не имеет даже права и возможности прекратить свою деятельность и остается в прежнем своем виде впредь до получения ожидаемого утверждения Его Святейшеством на будущем докладе митрополита Евлогия и определенных распоряжений по вышеприведенным запросам, каковым распоряжением оно, конечно, беспрекословно покорится.
Председатель Высшего Церковного Управления
Члены Синода
Члены Церковного Совета
Секретарь Высшего Русского Щерковного управления Е. Махароблидзе
Сербия. Сремские Карловцы
ГА РФ. Ф.6343. Оп. 1. Д.4. Л.8-10 об. Заверенная копия. Рукопись.