САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow IV Всезарубежный Собор РПЦЗ arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow Каноны Церкви о не подчинении отступившим от православия епископам

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Каноны Церкви о не подчинении отступившим от православия епископам PDF Напечатать Е-мейл
основываясь на 15 правиле IX Поместного собора Константинопольского, двукратного, и на 3 правиле III Вселенского собора, в связи:
с продолжающейся экуменической деятельностью и молитвенным общением с еретиками епископата МП во главе с патриархом, что противоречит Слову Божию, учению Церкви, Апостольским правилам 45, 10, 65 и 7 правилу III Вселенского собора и другим, и что также свидетельствует о полной нераскаянности и дальнейшем углебании в ереси экуменизма высшей иерархии МП;
 
 

Правило 3-е III Вселенского Собора:

“Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и Вселенским Собором члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам ”.


Из толкования на сие правило епископа Иоанна Смоленского: “Собор не безусловно дает клирикам право независимости от своих епископов, которых они могли бы подозревать или обличать в неправомыслии: а только в таком случае дает это право, когда сами клирики будут единомудрствовать со Святым и Вселенским Собором; т. е. судить о православии своих епископов они должны не по своему только разумению и воле, но по ясному учению и определениям вселенских отцов Церкви; притом и епископов повелевает признавать неправославными не безразлично, – тех, которые не соглашаются с какими-либо частными мнениями, но только тех, которые явно отступают от Вселенских Соборов и предаются к противным учению их сборищам и сектам”.



Правило 15-е   IX Константинопольского Собора, Двукратного:

Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви.Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или Отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений ”.

Из толкования на сие правило Зонары: “...Но если, например, патриарх, или митрополит, или епископ будет еретик, и такой, который всенародно проповедует ересь, открыто учит еретическим догматам, то отделяющиеся от него, кто бы они ни были, не только не будут достойны наказания за то, но и должны быть удостоены чести как православные, удаляющиеся общения с еретиками: ибо таков смысл выражения: “аще оградят себя” (ибо ограда служит к отделению тех, кои находятся внутри ее, от находящихся вне): таковые отделились не от епископа, но от лжеепископа и лжеучителя, и не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола, насколько это от них зависело”.

Из толкования на сие правило Аристена: “...А если некоторые отступят от кого-нибудь не под предлогом преступления, но по причине ереси, осужденной Собором или Св. Отцами, то достойны чести и принятия как православные”.

Из толкования на сие правило Вальсамона: “...Ибо если кто отделится от своего епископа, или митрополита, или патриарха, не по обвинительному делу, а по причине ереси, как от безстыдно учащего в церкви каким-нибудь догматам, чуждым православия, таковый и прежде совершенного разследования, а тем более после разследования, если “оградит себя”, то есть отделится от общения со своим предстоятелем, не только не подвергнется наказанию, но и будет почтен как православный, ибо отделился не от епископа, а от лжеепископа и лжеучителя, – и такое деяние достойно похвалы, так как оно не рассекает Церкви, а скорее сдерживает ее и предохраняет от разделения... Хорошо сказало правило, что заслуживают похвалы те, которые и прежде осуждения отделяются от учащих еретическим догматам и явно еретичествующих. Ибо если ересь проводится первенствующим тайно и сдержанно, так что он еще колеблется, то никто не должен отделяться от него до осуждения, ибо возможно, что до окончательного решения он восприсоединится к православию и отстанет от ереси. Заметим это как могущее пригодиться против тех, которые говорят, что мы неправильно отделились от престола древнего Рима, прежде чем принадлежащие к нему были осуждены как зломысленные. Итак, настоящее правило оставляет без наказания и тех, которые обличают своих епископов за явную неправду и отделяются от них”.

Из толкования на сие правило еп. Никодима: “Определив это относительно послушания патриарху, данное правило делает общее замечание относительно всех трех правил (13-15), а именно, что все эти предписания имеют силу лишь в том случае, когда возникают расколы из-за недоказанных преступлений: патриарха, митрополита и епископа. Но если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное православивю, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот – удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не возстали против настоящих, законных епископов, а против лжеепископов, лжеучителей, и не раскол образовали они этим в Церкви, напротив, по мере сил освободили Церковь от раскола, предупредили разделение. Архим. (впосл. епископ Смоленский) Иоанн, согласно с историческими обстоятельствами Русской Церкви, совершенно правильно и в строгом смысле канонической науки, в толковании данного правила замечает, что пресвитер не будет виновен, но скорее похвалы достоин за отделение от своего епископа, если последний “проповедует какое-либо еретическое учение, противное православной Церкви”, причем, если а) “проповедует учение, явно противное учению кафолической Церкви и уже осужденное св. Отцами или Соборами, а не частную какую-либо мысль, которая могла бы показаться кому-либо неправильной и особенной важности в себе не заключает, так что легко может быть и исправлена, без обвинения в преднамеренном направославии”; затем б) “если лжеучение проповедуется (им) открыто и всенародно в церкви, когда т. е. оно является уже обдуманным и направляется к явному противоречию Церкви, а не частным только образом высказывается, когда еще таким же частным образом оно может быть обличено и отвергнуто без нарушения мира Церкви”. Если налицо нет этих условий, т. е. если, например, какой-либо епископ выскажет какое-либо свое личное мнение по вопросам веры и нравственности, которое может показаться кому-либо неправильным, но которое не заключает в себе особенной важности и может быть легко исправлено, так что епископ еще не может быть обвинен в преднамеренном неправославии; или же если епископ в тесном кругу отдельных лиц выскажет свое ошибочное мнение, которое здесь же может быть исправлено, без нарушения мира Церкви, – в таких случаях никакой пресвитер не имеет права самовольно отделяться от своего епископа и производить раскол, а в случае ослушания, будет подлежать наказанию согласно с 31 Ап. Правилом”
 

Апостольское правило

45. Епископ, пресвитер или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен.

 

Св. Василий Великий в 1 правиле говорит, что древние "еретиками называли совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждающихся" (от Православной Церкви). Ересь по его определению "есть явная разность в самой вере в Бога." 10 пр. Ап. запрещает совместную молитву с отлученным от Церкви, который мог подвергнуться такому наказанию за какой-нибудь тяжелый грех. Тем более отделяется от Церкви человек, не принимающий догматического учения Церкви и противящийся ему. Поэтому епископ или клирик, соединяющийся с еретиками в молитве, подвергается отлучению, т.е. запрещению священнодействовать. Однако более тяжелой каре, извержению, т.е. лишению сана подвергается епископ или клирик, допустивший еретиков к совершению действий в Церкви как якобы ее служителей, иначе говоря, признавшему за священнодействием еретического клирика силу православного таинства. В качестве современного примера такого нарушения правил, можно указать на допущение католическому или протестантскому священнику совершить вместо себя венчание своего прихожанина или разрешение последнему принять причастие от инославного священника. В этом отношении 45 Ап. правило дополняется следующим за ним 46 прав. Ср. Ап. 10, 11 и 46; 3 Всел. 2 и 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея Алекс. 9.


Апостольское правило 

10. Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы то было и в доме, тот да будет отлучен.

 

Еп. Иоанн Смоленский в толковании этого правила указывает что, "Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени: 1) отлучение от св. Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных (1 Всел. 11; Анк. 5, 6 и 8 и пр.); 2) не только лишение св. Таин, но и молитв и духовного общения верных (1 Всел. 12, 14; Анк. 4, 9; Св. Григория Неокес. 8, 9, 10 и пр.); 3) совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: Анафема (св. Петра Алекс. 4; Св. Вас. Вел. 84, 85). Данное Апостольское правило говорит о второй из этих степеней отлучения.

Отлучение от церковного общения есть свидетельство того, что данное лицо своим непослушанием Церкви, отделилось от нее. Это отлучение относится не только к богослужебной молитве в храме, но и вообще к духовно-молитвенной жизни. Совместная молитва с отлученным была бы демонстрацией пренебрежения к решению церковной власти и к словам Спасителя: "Если и Церкви не послушает, да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:17). Известный Византийский толкователь св. канонов Вальсамон говорит, что с отлученными от церковного общения разрешается 

Апостольское правило 

65. Если кто из клира или мирянин войдет помолиться в синагогу иудейскую или еретическую: да будет извержен и от чина священного и отлучен от церковного общения.

 

В толковании 45 Ап. правила уже была речь о причинах запрещения совместной молитвы с еретиками. Настоящее правило служит дополнением к нему, указывая на греховность не только совместной молитвы с непринадлежащими к Церкви, но и молитвы в их молитвенных домах, в частности, в иудейской синагоге. Особенно неуместно всякое участие в молитве с иудеями вследствие известного отношения иудейства к Христианству. Многие правила (особенно 6-го Вс. Собора и Лаодикийского), строго осуждают всякий вид религиозного общения с иудеями. В правиле не совсем ясно сказано, какое прещение налагается за нарушение его на клириков, а какое - на мирян. Вальсамон полагает, что каждый клирик должен в этом случае извергаться из священного сана, а мирянин - подвергаться отлучению от церковного 

 

 

Третий Вселенский Собор. Правило

2. Если же некоторые епархиальные епископы не присутствовали на святом Соборе и в отступлении уже приняли или покусятся принять участие; или, подписав извержение Нестория, после перешли к оступническому сонмищу: таковым, по изволению святого Собора, должно быть совершенно чуждым священства, и изверженным со своей степени.

 

Правило низлагает всех епископов, которые примкнули бы к "отступническому сонмищу." Согласно этому правилу, областным Соборам остается только установить, присоединились ли они к еретикам, и в утвердительном случае  

 

.