Не в подобном ли состоянии теперь мы братие?
Не то же ли самое слышится в нынешней нашей молитве: покаяния отверзи ми двери Жизнодавче
Истинно так. Провели мы год мiрской, суетной жизни, пришли мы в себя, почувствовали тяжесть своих грехов, ужаснулись своего состояния, решились обратиться к Богу, раскаяться в своих грехах, – и вот мы стоим пред вратами святой великой Четыредесятницы, стучим в двери милосердия Божия и просим принять нас на покаяние в содеянных нами грехах. Прекрасное начало! Нет ничего лучше и спасительнее, как познать свое опасное положение, решиться оставить греховную жизнь и обратиться на путь покаяния.
Но сразу ли принимали в монастырь приходящего?
Сразу ли открывали двери обители и являлся ли он в числе спасающихся?
Нет, долго не открывали стучащему дверей. Говорили ему: « ты еще молод, или ты немощен, или правила нашего монастыря строги и ты не можешь вынести их» долго испытывали терпение его, и только после настойчивого желания и неотступной просьбы, открывали ему врата и вводили его в подвиг покаяния. Подобно и с нами поступает святая Церковь.
Долго, три недели мы просим об отверзении нам дверей покаяния, и тоже слышим разные отзывы Церкви, испытующие нас и располагающие нас к решительному намерению вступить на подвиг покаяния. В неделю мытаря и фарисея Она говорит нам: «смотрите, искренно ли вы желаете себе спасения, хорошо ли познали и восчувствовали свои грехи? Обращаться к Богу и каяться пред Ним надо не с фарисейским лицемерием, а с мытаревым сокрушением».
В следующее воскресение мы слышим ободряющий и утешающий голос Церкви.
Примером спасения блудного сына Святая Церковь поучает нас, что Бог наш есть Бог милосердия и щедрот, что Он всегда с любовью приемлет покаяние всякого грешника, сколько бы он не блуждал вне дома отеческого, как бы он не обнищал от своих беззаконий и грехов. И в третье воскресенье мы слышим грозный голос нашей матери Церкви.
Она, в своих песнопениях, представляет нам картину будущего страшного суда Христова. И это очень нужно нам.
Любовь и милосердие Небесного Отца, явленные в прощении блудного сына, могут ослабить в нас чувство греха и расположить к излишней и не разумной надежде на милость Божию. Только праведники пойдут в жизнь вечную, а грешники не искренно и не всецело раскаявшиеся, а тем более нераскаянные, будут осуждены на вечную муку.
В сырную неделю Св. Церковь говорит нам, совершая воспоминание падения наших прародителей и изгнания их из рая: « вы лишились своего отечества, скитаясь в чужой греховной стране, находитесь в опасности жизни, подобно блуждающему в пустынях и лесах, и хорошо сделали, что подобно ему возвращаетесь в дом отеческий, пришли к вратам святой обители и хотите омыть слезами покаяния свои грехи.» будем же не переставая стучать в двери милосердия Божия, и просить принять нас на покаяние. Покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче.
И Господь умилосердится, и двери покаяния отверзутся нам, точно, так же, как отверзались врата монастырские приходящим на покаяние.
И вот ныне отверзлись пред нами врата обители Святой Четыредесятницы, где мы будем проходить поприще желанного и искомого нами покаяния. Святая Четыредесятница есть истинная для нас пустынная обитель, где мы, обуреваемые тягостию и суетой мiрской жизни, можем находить в ней очищение грехов, мир душе, успокоение совести и надежду на жизнь блаженную и вечную.
Дал бы только Господь, что бы мы действительно воспользовались таким милосердием Божьим и таким попечением о нас матери нашей Церкви. Чтобы молитва наша была искренняя, желание спасения непритворное, намерение покаяния и очищения грехов непоколебимое. Чтобы мы не иначе провели святое время поста, как в молитве, в воздержании, в чистоте душевной и телесной, чтобы в это время мы очистились покаянием и исповеданием грехов, освятились общением с Спасителем нашим Иисусом Христом в пречистых и животворящих тайнах Его, и более уже не возвращались на прежний путь вольных наших прегрешений.
Ведь и приходящий в обитель с искренним намерением покаяния, уже не оставлял жизни и подвигов монастырских, и не обращался в мiр на прежнюю греховную жизнь. Да совершит все сие во спасение наше Божественная благодать, совершающая силу свою в немощах наших