Торжество Православия
Православная Церковь торжественно празднует день, посвященный самой православной вере нашей, который именуется «Торжеством Православия». Церковь празднует свою победу над всеми своими врагами, которые на протяжении двух тысячелетий восставали против нее и против ее ученья.
Трудным путем, многоскорбным, многострадальным, крестным путем шла Церковь, иэтот путь остается таким в особенности теперь. Но верно слово Божественного Основателя Церкви, Который,на основании исповедания апостолаПетра, что Он есть Сын Бога Живаго сказал, что на этой вере, на камне этого исповедания, Он создаст Церковь Свою и врата ада, т.е. все адские усилия, все усилия темных адских сил, Церкви не одолеют.
А эти темные адские силы обрушились сразу. Самое первое время – чрез неверующих евреев, книжников, фарисеев, членов синедриона – врагов Христовых. Но вскоре после воцарился равноапостольный Константин, при котором уже христианство воссияло, как та вера, про которую говорит св. Апостол: «сия есть победа, победившая мiръ, вера наша»! Правда, была еще безумная попытка и позднее, попытка императора Юлиана Отступника.
Когда прекратилась эпоха гонений, темные адские силы адовы, не успокоившись, стали на Церковь нападать другим образом: появились ереси. Когда появилась первая ересь Ария, то взбунтовалаонавсю Церковь. Именно эта ересь, как и последняя ересь иконоборческая, были самые лютые и злобныеиособенно долго и упорно волновали Церковь.
Поразительно, как живуча была эта ересь Ария: осудил ее Вселенский Собор, победоносно боролись с ней Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и прочие, и несмотря на это, она продолжала существовать и воевала с Церковью более ста лет. Также упорно и долго волновала Церковь ересь иконоборческая. И вот, наконец, когда на VII-ом Вселенском Соборе был окончательно установлен догмат иконопочитания, то тогда и было установлено Торжество Православия совершать в первый воскресный день Великого поста.
Собор в основу своего постановления о святых иконах положил точное определение святителя Василия Великого, который, говоря о молитвах пред иконой указал, что честь воздаваемая пред образом, не к образу самому, как вещи, относится, а эта честь и молитва от образа к первообразу восходит, т.е. восходит от образа к тому, Кто или Что изображены на святой иконе. И вот так, Церковь установила это Торжество Православия, которое мы сегодня празднуем.
Мы не знаем путей церковных впереди, но знаем мы то, что в наше время новая ересь появилась, которая именуется «экуменизмом». Как когда-то говорил наш Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, как говорилось и писалось в докладах наших святителей, это – ересь из ересей, ересь всех ересей, именно потому, что экуменисты хотят соединить несоединимое, сочетав правду с ложью и создав гармоничное целое. Безумная попытка! Но как она привлекательно предлагается в наши дни ! Берегись, христианин! Берегись этих соблазнов в наши дни! Проверяй себя, и если в чем-либо сомневаешься, если в чем-либо мыслишь не так, то помни, что в том пункте, в котором твои мысли расходятся с учением Церкви, ты должен поступить с ними так, как на иконе поступает Архангел Михаил с диаволом или великомученик Георгий с драконом: попрать ногами и пронзить копьем – беспощадно уничтожить всякую свою мысль, которая противится ученью церковному.
Берегись не соглашаться с каким-либо пунктом учения Церкви. Основатель Церкви сказал, что кто Церковь не слушает, тот все равно, что язычник и мытарь. Поэтому, если ты в чем-нибудь заколебался, то помни, что в день Торжества Православия, тебе нужно Господа молить, чтобы Господь помог тебе всяческие твои сомненья преодолеть и решительно во всем верить в то, чему учит тебя твоя Мать-Церковь, которая есть совершительница верного твоего спасения. Молись Господу, чтобы Господь дал сил тебе быть верным Его Церкви и если ты верен, то тогда действительно Торжество Православия будет и твоим торжеством, будет великим и радостным праздником для души твоей. Аминь.
Святой Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ