arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

17.03.2024 Прощеное Воскресенье PDF Напечатать Е-мейл

 

Прощеное Воскресенье

Традиционализм присущ всем сферам жизнедеятельности человека. Он есть в политике, истории, культуре и т. д. Церковь Христова тоже не является исключением. Здесь традиционализм присутствует практически во всем, в облачении духовенства, в Богословии, в песнопениях и в самом устроении Церкви.

Традиция «Прощеного Воскресения» уходит своими корнями в историю, когда на заре христианства в Египетском, а затем и Палестинском монашестве зародилась благочестивая традиция в подражании сорокадневного поста Господа нашего Иисуса Христа, проведенном им в пустыни в абсолютном одиночестве.

Монашествующие в самый канун Великого поста, в воскресный день испрашивали друг у друга прощения с тем, чтобы после этого в одиночестве с небольшим запасом воды и пищи удалиться на сорок дней в пустыню для покаянной молитвы. Это было сопряжено с определенными трудностями и опасностями. А именно там, в пустыне могла произойти встреча с дикими хищными животными или случиться болезнь, в результате которой человек мог и умереть, обессиленный и изможденный. Неслучайно 5-я неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской, встреча которой с монахом Зосимой состоялась именно во дни Великого поста, когда Зосима по обычаю удалился из монастыря для молитвенного и покаянного одиночества.

Немало времени минуло с той поры, так много поменялось в окружающем мире, но обычай испрашивать друг у друга прощения в самый канун Великого поста сохранился до наших дней, настолько, что и само название «Прощеное Воскресение» вошло в церковный календарь и сознание верующих. Это день, когда мы можем произнести слова раскаяния, попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели словом или делом, а иногда и только мыслями.

В Евангелии от Матфея в 6-й главе, читаемом в Прощеное воскресение, затрагивается тема прощения и поста: «Ибо если вы будете прощать согрешения их, то простит и Вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит Вам согрешения ваша» стихи 14–15. По сути, эти два стиха из Евангелия от Матфея повторяют мысль, изложенную Иисусом Христом в молитве Господней «Отче наш». Господь прощает нам прегрешения наша в той же мере, как и мы прощаем тех, кто обидел нас. Само слово «покаяние» имеет несколько смысловых значений, которые дополняя друг друга преобразуют ум и сердце кающегося человека. На греческом языке оно звучит как метанойа «μετανοια», означая сожаление о содеянном, перемену ума, переосмысление. На языке Господа нашего Иисуса Христа оно звучит как «тшува», дословно означает «возвращение к Богу», то есть этим человек показывает, что не желает более совершать подобные действия и если бы ситуация повторилась, то он поступил бы по-другому, в соответствии с Заповедями Божиими.

Для покаяния прежде всего необходимо осознать, что был совершен грех и отстраниться от него в своем уме и сердце, попросив у Господа прощения за совершенное, а затем обязательно принести покаяние и исповедание в грехе в церкви перед Евангелием и Крестом, поведав все как на духу Господу и священнику. Очень важно принять на себя обязательство, оказавшись в будущем в такой же ситуации не совершать подобный грех впредь.

В Евангелии от Матфея главе 6-й, стих 16, Христос наставляет нас в том, как необходимо поститься: «А ты когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне, и Отец твой видящий тайное, воздаст тебе явно».

Благодатное время поста необходимо душе человеческой для очищения себя посредством покаяния, воздержания и усиленной молитвы. И Господь по слову Своему являет милость душе кающегося, наполняя ее тихой благодатью, которую каждый искренне кающийся ощущает в своем сердце. Итак, постимся на трех уровнях: телесном (телом), сердечном (чувствами) и умственном (разумом). Исключение одного из уровней воздержания делает пост ущербным и полезным не бывает. Святые отцы говорили, что Господь прощает того, кто прощает ближнего своего и день Прощеного Воскресения является замечательной возможностью для каждого верующего изменить содержание своего сердца, сказав ближнему: «прости меня, прощаю и я тебя», ибо так велит нам поступать Господь наш Иисус Христос. Священник Валерий Михеев, Висбаден.