arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

12.03.2024 «На Реках Вавилонских». PDF Напечатать Е-мейл

 

«На Реках Вавилонских».

 

По мере того, как представляется Великий Пост, все больше и больше ученых в богослужении ожидаются молитвословия, возникающие в Церкви, как бы побуждает нас к молитвам, постам и покаяниям в постное время.

 

Когда была неделя Мытаря и Фарисея, Церковь накануне запела песнь покаяния - "Покаяния отзивер ми двери, Жизнодавче", а в эту - прошлую - субботу прибавилось еще то молитвословие, которое пелось и сегодня. Это - один из псалмов псалтири Давидовой, который начинается словами: "На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона".

 

Еще в прошлом и позапрошлом году я говорил об объяснении этого песнопения в нашем Новозаветном богослужении, но не все, вероятно, это помнили и не все слышали, поэтому напомню еще раз.

 

Прежде всего, в этом псалме упоминается текущий момент священной истории, в котором указаны слова, взятые из него: «Помяни, Господи, сыны Эдомские, в день Иерусалима глаголющие: истощайте, истощайте до основания его». Эти слова указывают на ту трагедию, которую пережил народ израильский тогда, когда город Иерусалим был разрушен завоевателями - Вавилонским царем Навуходоносором, народ израильский был отведен в плен к ближайшим рекам вавилонским.

 

Готовясь встретить и отразить завоевателя, Израиль заручился помощью родственного ему племени идумеев, потомков Исава, «сынов эдомских». Они обещали иудейскому народному союзу помощь и поддержку. И вот, в этом псалме-переходе, как вероломно они изменились, какие предатели пришли к этим сыновьям Эдома в день Иерусалима - в тот страшный день, который был так памятен Иерусалиму, - когда враги, жестокие и беспощадные, суровые, священный город, а " сыны Эдома», вместо обещанной помощи, кричали: «Истощайте, истощайте до оснований его», т.е. разрушьте его до самого основания...

 

Кому же было потом стать побежденным израильтянам? Кому они могли рассказать свою скорбь и страдание? Из древности идет к нам старинное выражение — «горе побежденным». Не у кого было искать защиты и помощи побежденным израильтянам. И вот, на втором месте они обращаются, говоря: «Помяни, Господи, сыны Эдомские в день Иерусалима» - не забудь, Господи, в Твоем правосудии этого страшного дня Иерусалима, когда такое ужасное предательство осуществилось для меня, кто обещал быть нашими союзниками...

 

«Горе побежденным». Так это было тогда. Так бывает и сейчас.

 

Когда были последние грозные войны, и одни оказались победителями, а другие побежденными, то победители объявили побежденных «военными королевствами», хотя я так же энергично и мужественно боролись за свою страну, как победители за свою. Этого не было до «мировых войн», когда умелые завоеватели уважали мужество и храбрость побежденных, не называвших их завоеваниями и не предавали суду.

 

Это видно и на то, как в некоторых странах идет «революционная чехарда»: один строй меняется на другой, а одна партия одолевает другую. Когда боролись две партии, одна и другая победили, то победители объявили себя патриотами, а противники - бандитами. Прошло короткое время; изменение положения; и бандиты оказались патриотами, а патриоты - бандитами. Ибо - "горе побежденным".

 

Но конечно, основной смысл песнопения «На реках Вавилонских» относится к нам христианам, а не только в исторический момент. Нам этот псалом напоминает о том, как евреи в плену вавилонском училище любят свои святыни, дорожить ими и беречь их. Жестокие завоеватели говорили им: «Воспойте нас от песней Сионских», а они проверяли: «Как воспоем песнь Господню на земле чужедей?»

 

Так, вот и нам, которые побывали на многих реках вдали от своего отечества, надлежало бы взять пример с еврейского народа, как он научился в плену вавилонском беречь свои святыни, почитать их и дорожить ими.

 

Но основной, духовный смысл этого псалма был последовательным, в согласии с другими св. отцами, когда-то великим старцем Амвросием. В одном из своих наставительных писем о. Амвросий, обращаясь к самому себе, говорит: "Дщи вавилоня, плоть моя окаянная, когда же я научусь разбивать греховных младенцев твоих о камни веры?" Когда грех еще только окрасился в душе человека, но еще не владел ею, св. отцы называют его «греховным младенцем». Это означает, что соблазн греха увеличился в душе, но человек может тогда противостоять этому соблазну, который именно и нужно отразить, когда он только появляется. Если человек удерживает соблазняющий его предмет в душе и в мыслях, останавливайте на нем свое внимание, чтобы он с каждым моментом становился острее и притягивательнее, и чем дольше продолжается этот соблазн в душе, тем труднее его затруднение. Вот почему и говорит великий старец, что нужно "греховных младенцев разбить о камень веры" и бороться с грехом, выбрасывая его вон - тогда, когда он появился в душе, но все еще слаб, как младенец, и еще душою не овладел. И это надлежит помнить каждого из нас.

 

Вероятно, многие из вас читали, как один мудрый старец учил своего ученика, молодого послушника, проживающего в регионе с грехами, и говорил ему: «Чадо, вырви это деревцо». Оно было начало совсем молоденькое, только что вырастило, и тот без труда это сделал. «Теперь вырви вот это», — сказал старец. Другое дерево было гораздо толще, т.е. к. Он был высоким, и послушник вырвал его с большим трудом. "А теперь вырви вот это", - и старец показал на толстое старое дерево. Конечно, ученик ничего тут сделать не мог. А старец и говорит: "Помни, с грехом надо бороться в самом начале, иначе он превратится в привычку и тогда будет трудно одолеть его, а дальше он может так владеть душою, что она уже совершенно будет не в состоянии от него оторваться".

 

И вот об этом подвиге борьбы с грехом и говорит нам песнопение "На реках вавилонских", научая нас тому, что нужен всякий греховный соблазн, который показан нам, сразу же, как только он представляет, разбивая о камни веры, не допуская его владения душою. Аминь.