САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 10.03.2024 Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Святитель Филарет (Вознесенский).

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

10.03.2024 Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Святитель Филарет (Вознесенский). PDF Напечатать Е-мейл

 

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Святитель Филарет (Вознесенский).

 

Эти слова, которые мы с вами впервые услышали от Церкви в этом богослужебном году. Невольно подумываю вернуться назад; Год назад мы с вами молились теми же словами – и сколько уже ушло из этой жизни тех, кто тогда вместе с нами молился.

Нам Господь посылает еще эту милость. Мы с вами стоим перед дверьми покаяния. Церковь нам напоминает этим песнопением не только о том, что кажется Великий Пост, но и о том, что без Божией милости и без Божией помощи мы как следует никогда не покаемся.

Представьте себе человека, который стоит перед закрытыми дверями; Ему необходимо войти, снаружи снаружи грозит какая-то страшная опасность, ключа у него нет, и если ему никто не откроет эти двери, то он погибнет. Грешник, без такого преувеличения, именно в таком положении и находится.

Ведь что такое покаение? И как должен каяться человек?

Когда-то о. Амвросий Оптинский на вопрос какой-то верующей души, сколько времени нужно для того, чтобы Богу принести покаяние, ответил так: для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, ни мгновение! Мгновение поворота – поворот понимания от грешной, нерадивой, пустой, легкомысленной жизни к жизни во Христе, к жизни истинно христианской.

Беда наша – в том, что нам всем кажется, что мы не так уж и грешны. Что слова о покаянии, об исправлении жизни относятся к каким-то другим отчаянным грешникам, а к нам это не так уж относится – мы себя особенно грешными не чувствуем. Многие ведь, даже приходя на исповедь, начинают свои заявления: «особенных грехов не имею...»

Полезно тут будет исправить то, что может быть известно как-то из вас. Есть рассказ о том, как к одному старцу-подвижнику пришли две женщины; у одного был тяжкий грех, она, кажется, отравила своего мужа и сумела это скрыть, но совесть ее постоянно мучила, а у другого не было такого тяжкого греха.

И вот, когда они пришли к старцу, то старец каждый сказал: «Пойди на мой огород и пожертвуй драгоценные камни». Той, у которого был тяжкий грех на душе, он сказал: «Ты возьми самый большой камень, который только можно поднять и оказать мне помощь». Другой сказал: «Вот тебе мешок. Набери сюда драгоценные камни и личные чувства». Когда они дали это исполнить, то старец поблагодарил их за послушание и сказал: «А теперь отнесите это обратно. Ты, грешница, отнеси и положи свой большой камень туда, взяла откуда, а ты, добродетельница, у которой нету больших грехов, все эти камешки положили каждую на свое место. Первая сделала это без труда, а другая растерялась и вернулась фактически с полным мешком, потому что она, конечно, не могла вспомнить, какой камень откуда взяла, а обманывать старца не хотела; так с полным мешком и вернулся.

Вот тогда старец ей и говорит: «Смотри, у женщины тяжелый грех, но она постоянно о нем помнит, и все время его оплакивает, а покаянные слезы омывают любой грех. А ты не можешь оплакать свои грехи, потому что ты даже и не помнишь эти, так называемые повседневные грехи; а ведь тяжесть твоей мешки – такая же, как и этого большого камня».

Так вот и нужно нам помнить, что все мелкие грехи, которые из нашей памяти ускользают, которые сливаются в одно неопределенное сознание греховности («конечно, мы грешны, но может быть и не так уж сильно»), все эти грехи для души нашей являются пугаю этой тяжестью и погубят ее, если мы свою душу не освободим от них в жизни, свободу после смерти покания нету.

Когда человек это поймет, почувствует тяжесть грехов своих тогда, он устремится от греховной жизни к доброй христианской жизни, если только он решится на тот поворот, для которого, как говорил великий старец, нужен только момент, чтобы решиться и подумать.

Вот скоро будет читаться Евангелие о блудном сыне, который осознал неправильность своего поведения и ужас своего состояния, не оставшись там, где он был, сказал: «встану и пойду к отцу своему» (Лк. 15:18). И этого не осталось у него только на словах, а он сразу встал и пошел. А как его решил отец – мы знаем, что и как скоро наступит святом Евангелии.

Итак – напоминая нам о покаении Церковь напоминает и о том, что без милости и помощи Божией мы не можем покаяться, как следует, т.е. к. не видим, как следует своих грехов, и не чувствуем их тяжесть.

-то мы и молимся, чтобы Господь просветил наши очи, и этим открылись пред нами двери покаяния, без которых Мы в царствие Божие никогда не войдем. Аминь.