САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow Изречения святых отцов Из книги архиепископа Варлаама (Ряшенцева) "Господь не осудит смиренного"

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Изречения святых отцов Из книги архиепископа Варлаама (Ряшенцева) "Господь не осудит смиренного" PDF Напечатать Е-мейл

 
Изречения святых отцов Из книги архиепископа Варлаама (Ряшенцева)
"Господь не осудит смиренного"
 
Главные чувства, с какими надо проходить труды и подвиги – это глубочайшее смирение и страх Божий, постоянное покаяние и искреннее сознание, что я ничто пред очами Божиими, все во мне погрешительно и худо, и если бывает доброе, то это не мое, а дар Божий, данный мне по Его милости, а не за мои заслуги и подвиги. Да не гордимся и подвигами – мы подвизаться должны, ибо созданы на дела благие. Такова наша природа – как, например, птицам летать, петь, ногам ходить, дереву расти и так далее. Было бы безумием слышать, что дерево хвалится своими цветами, а птичка кичится тем, что летает. Такое же бывает безумие, когда человек хвалится какими-то своими подвигами, забывая, что творит их по силе своей богоподобной природы и на средства благодати. 

     Не ищи на молитве приятных ощущений и высокой радости и не услаждайся, если бы это явилось: цель молитвы – смиренная беседа с Господом и припадание к Нему в чувстве покаяния и умиления, но вовсе не услада, так сказать, духовными явствами, т.е., процессом молитвы. Грешно смаковать пищу телесную, услаждаться и обращать ее в цель жизни, а надо принимать как средство для здоровья. Погрешительно и крайне пагубно искать духовного наслаждения. При искании оно явится, но с левой стороны, от демона прелести и блуда, - он ищет сластолюбцев, которые любят сласть, а не Господа и Его заповеди, и тогда после молитвы и на молитве у таких бывает взыграние плоти и как бы радость, но возбужденная и похотливая… Такова прелесть вражия на гордого и самонадеянного человека, ищущего от молитвы не мира душевного, познания своих немощей, не страха Божия, терпения и сокрушения, а приятных ощущений. Считай себя недостойным всего радостного, высокого, что посетит тебя сверх ожидания на молитве, - отнесись осторожно, дабы враг не уловил в сети прелести, не упивайся, не смакуй, не теряй из виду, что ты ищешь очищения души, покаяния, а не прельстительных радостей. Божия радость бывает неизреченно тиха, ясна, светоносна и чиста. Тогда все телесные чувства совершенно засыпают, и в теле бывает не возбуждение крови, а неземные тихость и чистота. Длится это обычно недолго, как ласка Отчая за смирение, покаяние, а после нее еще больше смиряйся. Смотри, не думай о себе высоко, не забывай, что это милость, не заслуженная тобой, и все жди удара вражия после посещения благодати. 

     Причащаться, опять, не для услады – это было бы некоторым оскорблением Господа, так как искался бы не Он Сам, а услаждение Им, - не для услады, повторяем, а для исцеления своих ран греховных, чтобы душа не ныла от них, запасалась терпением, смирением и получала силы на борьбу с грехом и на смирение, служение ближним в духе Христовой любви… ищи в Причастии познания грехов, силы на все доброе, исцеления ран. 

     Услаждаться подвигами, хотя бы и молитвой Иисусовой, есть духовное сластолюбие и погрешительно, т.к. источник сластолюбия кроется в похоти. Правильный путь таков: всячески подвизайся, ищи чрез это не сладости, а душевного мира и очищения совести от болячек и ран. Проси у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не веселия, не высоких экстазов, как у сектантов. Трепещи общения с Господом в Святых Тайнах и моли Его даровать тебе познания твоих немощей, спасительный страх, любовь к ближним, терпение и т.п., но не высокую радость, говоря себе: «Я этого недостоин». Кроме того, все указанные смиренные чувства сами по себе заключают радость. 

     За радость благодари, но и трепещи свое недостоинство и не задерживай ее в себе дольше того, чем благоволит Бог. 

     Обращаясь с людьми, помни, что все люди немощные и могут несправедливо обидеть тебя, не смущайся этим и не соблазняйся: зло отнеси к диаволу, а обиду считай наказанием себе за какие-либо грехи, особенно, за гордость и самоцен, и нисколько не считай себя лучше других, лучше обидчика – он тут ни при чем, он простой передатчик воли Божией. 

     Терпи обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них ближнего. Поверь, вина лежит не в нем, а в тебе: Господь желает очистить твои грехи, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду, но, опять напоминаю, она заслужена тобой, твоими грехами, разными, другими, прежними. И прими скорбь с радостью, как лекарство очистительное от Самого Господа, а обидчика считай небесными другом, целителем твоей души. 

     Будь покоен за обидчика: и над ним есть строгий Судия – Господь, Который будет судить и его, и тебя нелицемерно. Но ты не радуйся, если обидчик впадет в беду, он же твой целитель был, попущенный или прямо посланный Богом. Осуждая или злорадствуя его беде, ты сам становишься другом демона. 

     Терпя напасти со смирением, мы этим свои прегрешения заглаживаем пред Господом и получаем награду за терпение, как мученики… Обидчики бывают ни при чем – им то попущено Богом: скорбь идет от Бога, хотя через них. 

     Если в душе поднимается обида на кого, то знай – это от демона, и посрами его, трижды вздохнув о здравии обидчика. Так всегда делай, пока не успокоится сердце, себя же укоряй за гордость и противление воли Божией, что послушала обиду. 

     Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание. Только этим очищается душа в той или иной мере от духовного растления. 

     Не мысли ни о ком зла, тем более, не делай никому зла, ибо зло – от диавола, и его ненавидит Бог. За всякое зло, даже в мыслях, если не отбросишь его с чувством покаяния и сокрушения, ты непременно получишь возмездие от Господа: или скорбь, или напасть, или мучительную брань от врага. Пока зло будет в тебе, дотоле и враг будет в тебе, и молитва твоя не приемлется Богом. 

     До конца дней своих считай себя недостойным благодеяний Божиих и даров благодати и на добрые дела свои не засматривайся – они от благодати, а не от наших подвигов. Всегда считай себя первым грешником и все спеши к благодати не как достойный ее, а как за лекарством, с чувством глубокого смирения, покаяния и упования на милость Божию. 

     …почему ты осуждаешь ближнего за погрешность? Быть может, ему не дано соответствующего таланта, вот он и грешит, а тебе дан, но не ты, а благодать Божия держит тебя … укорением мы губим ближнего, увеличиваем его раны и душевные немощи. 

     Ни на кого не огорчайся: это голос грешного самолюбия, ненавистного Богу. 

     О себе, о своем счастье забудь даже, как заповедал Господь, а ищи блага и пользы других во имя Божие, и будешь согрет, как небесным солнцем, Божественной любовью. 

     Болячки и немощи бывают подчас тяжелы (например, блудная брань, блудные чувства, кровотечения и т.п.), но они попускаются Богом для нашего спасения, ведут к смирению, к сознанию греховности своей, заставляют бояться греха, думать о спасении души. Болячки, хотя бы, например, блудная брань, в грех не ставятся, если они возникают помимо нашего желания. Их надо терпеть со смирением как крест, не роптать, а благодарить, потому что за терпение Бог даст венец и спасение. … Не унывай, если немощи и болячки несешь, не раздражайся… терпи их с благодарностью, а досаду и нетерпение, возникающие в тебе, не считай своими, а отнеси к демону, который чрез них старается лишить тебя венца. 

     Кроткое терпение чужих грехов, хотя и самое трудное дело, но зато самое прибыльное и верное. 

     Жизнь есть подвиг и страдание для добра и Господа. Чем больше страдаем со смирением, тем больше очищаемся и духом просвещаемся. 

     ...в духовной жизни грех ослушания и своеволия – один из самых тяжелых. Наоборот, послушание и смирение сильны сами по себе и без других подвигов и даже при больших грехах, как это видим на примере мытаря, блудницы и блудного сына покаявшихся. 

     Бросьте ценить подвиги, исправление правил и т.п. делайте всякое доступное добро и несите всякий подвиг как приказ от Бога, ничуть не расценивая его, ибо ценность не в них, а в стяжании чрез них смирения, веры, глубокой чистоты, покаяния, сокрушения, наконец, любви к Богу и ближним.