САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 17.07.2023 Священный долг — сохранить память. Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

17.07.2023 Священный долг — сохранить память. Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый PDF Напечатать Е-мейл

 
Священный долг — сохранить память


Ко 105-ой годовщине зверского убийства Царской Семьи


Наступила 105-ая годовщина ипатьевского злодеяния. Сколько трудов было уже написано на эту тему. Мы сами, вот уже лет двадцать неуклонно ежегодно к этому дню 17-го июля пишем статью по случаю годовщины зверского убийства Царской Семьи. Может быть всё уже сказано ? Ведь сто пять лет прошло ! Есть ли ещё смысл отмечать этот скорбный день ?

Но так ли на самом деле ? Особенно сегодня, когда имя России столь поругано, думаем что никак не время опускать руки, а наоборот как никогда время говорить и говорить о НАШЕЙ России. Вспомним Отцов и Дедов наших — что они думали ? Какое наставление оставили они нам ?

Мы являемся осколками рухнувшегося мiра, — говорили они— и наш священный долг сохранить неискаженными истинные черты России, которую мы, может быть, никогда больше и не увидим, но наш долг разоблачать, поскольку возможно, ту ложь, в которую с немалым успехом анти-русские внешние и внутренние силы окутывают истинный облик исторической России и особенно ея последнего Монарха. Поэтому нам надлежит неумолчно письменно и устно твердить о том, чем была НАША Россия и чего мы, и не побоимся сказать, всё человечество лишились со зверским убийством Царя и исчезновением православной России.

«Ушима нашима услышахомъ, и отцы наша возвестиша намъ», говорит псалмист и именно так мы переняли от Отцов эту любовь к Родине и если мы хотим быть их достойными сынами, то непременно должны сохранять и продолжать передавать полученные от них наставления. Теперь становится это нашим священным долгом — сохранить образ Государя в его величии и чистоте и передать этот облик последующим поколениям.

В силу обстоятельств не осталось сегодня в живых свидетелей того, чем была, и каковой была, НАША Россия, и в большинстве случаев, окружающие нас люди и не знают и не понимают ни настоящего, ни прошлого нашей утерянной Родины. Однако, как уже сказано, именно наше поколение по наследству переняло от Отцов не только память, но и глубокое понимание сущности этого последнего христианского царства, во главе которого стоял Помазанник Божий. Так кому, как не нам об этом говорить ?

Помазанник Божий — ведь этим уже многое сказано. Помазанник ответственен перед Одним Богом и перед своей совестью, тогда как президент обязан постоянно лавировать, чтобы угождать не истине, ни даже тому во что верит, а тому, что позволяет ему оставаться у власти. Этим объясняется тот зияющий ров, отделяющий тысячелетнюю Россию и наших Царей от современных государств и их правителей. И этим объясняется то сегодняшнее глубокое непонимание России.

«Запомните : если не будет Монархии - не будет и России. Только монархический строй дает прочность России, при конституции она вся разделится по частям». «Демократия - в аду, а на Небе — Царство», многократно предостерегал св. Иоанн Кронштадтский. Ему вторил Оптинский старец Иосиф в разговоре с Сергеем Нилусом : «Пока стоит престол Царя самодержавного в России, пока жив Государь, до тех пор, значит, милость Господня не отъята от России...». А в своём Завещании Наследнику, умирающий Царь-Миротворец Александр III поучал : «Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет Самодержавие, не дай Богъ, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконно русской власти откроет безконечную эру смут и кровавых междоусобиц». Три цитаты — три сбывшихся пророчества.

Идея православной Монархии — это идея самой России, а не идея одной партии. Монарх посвящается и помазуется на власть Богом, тогда как президент получает власть от гордыни народной, — говорил Первоновомученик Владимiръ Киевский. Монарх силен исполнением заповедей Божиих, а президент держится у власти угождением толпе. Долго можно так продолжать сравнение между двумя строями. Сегодня широкопринято считать демократию непревосходимой системой, что неудивительно в обстановке полной дехристианизации общества и мiра, окончательно отвернувшихся от Бога. Ложь ведь повсеместно заменила истину и всё чаще становится нормой жизни и закона. Какое место остаётся для монархически настроенных людей в таком мiре ? Монарх ведет ведь верноподданных к Богу, а президент отводит избравших его от Бога.

Мы вполне готовы согласиться с тем, что на продолжении всей русской истории не все русские Монархи, и не всегда, были на должном нравственном и духовном уровне своего положения. Однако, святой Царь-Мученик несомненно выделялся своими личными качествами в этом длинном списке правителей земли русской. Главное свойство облика Государя — подлинная религиозность, не показная, не просто внешнее благочестие, а глубокая вера в Бога. Каждый, кто видел Его, как Он молился в церкви, а не просто стоял со свечой в руке, может об этом свидетельствовать. Эта Его искренняя вера вероятно и облегчала Ему несение Своего Креста и несомненно характеризует все его годы царствования.

Ибо, на самом деле, вся жизнь последнего российского Монарха — это крестный путь России, это судьба истинного православного христианина, павшего жертвой антирусских кругов. Широко известны Его слова из письма, написанного много лет до убийства, что свидетельствует о том, что мысли эти сопутствовали всей Его жизни : «Я родился в день Иова Многострадального и мне предназначено страдать /.../ Я имею больше чем предчувствие, полную уверенность, что я предопределён ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Быть может, нужна искупительная жертва, чтобы спасти Россию. Я буду этой жертвой. Да свершится воля Господня ! Для России, для ее счастья я готов отдать и трон, и жизнь». Какая прозорливость, какая покорность воле Божией ! Святитель Иоанн Златоуст писал, что умереть за свой народ может только Царь. Эти слова святителя и исполнил Государь-Мученик. В этом и состоит величие его царствования. Государь принял свой крест точно так же, как библейский праведник Иов, перенёс все ниспосланные ему испытания особенно в последний год своей жизни твердо, кротко и без тени ропота.

За истекший век и до сего дня на имя России и на личность Государя было тем не менее вылито море грязи и клеветы, но стоит припомнить некоторые неоспоримы факты, чтобы развеять всю эту клевету. Наши Монархи всегда считали себя не собственниками управляемого ими государства, а лишь хранителями его. Власть Царей всегда была ограждена прежде всего нравственным законом. Критикующим Его, будто Он цеплялся за власть, не понимающим Его глубокие побуждения, Государь говорил : «Я берег не самодержавную власть, а Россию». Эта укоренившаяся мысль сопутствовала Ему на протяжении всего царствования. Делился Он этим своим глубоким убеждением ещё с замечательным П.А. Столыпиным : «Я обязан перед моею совестью, перед Богом и перед родиною бороться и лучше погибнуть, нежели без сопротивления сдать всю власть тем, кто протягивает к ней свои руки». А когда уже настойчиво стал ставиться вопрос именно об этой сдачи власти, об установлении ответственного правительства, Он без обиняков сказал прямо в глаза проходимцу Гучкову, одному из тех, кто именно протягивал к власти свои нечистые руки : «Я отрекусь, но справитесь ли вы с народом?» На самом деле, не справились они, в чём ничуть не сомневался Государь, ни с народом, ни с Армией, фронт рухнул, бунт превратился в революцию и Россия подверглась потоку безчестия. Всякая революция, и в особенности русская, это легализация ненависти. Великий Достоевский будто прямо писал об этой унесшей Россию проклятой революции : «Провозгласите право на безчестие, и все побегут за вами». Россия без Царя, это труп смердящий, Царь — всему голова, — говорил св. Оптинский старец Анатолий. И не только русские святые так думали, не иначе выражался Уинстон Черчилль : «Большевизм являет собой самое страшное снижение человеческой морали... Это — мистическая бездна, отрицание всего человеческого в душе людей».

Мы можем утверждать, что святой Царь-Мученик безупречно, и до самого конца, выполнил свой царственный долг. На первом месте у него стояло глубокое религиозное воспитание, ибо Он знал, что если в народе нет религиозного чувства, и если сам Государь не показывает в этом пример своему народу, то не может быть и Монархии. Насколько показателен в этом отношении случай прославления преподобного Серафима Саровского, которое состоялось в 1903 году по личной инициативе и упорному желанию Царя, идущего против мнения Святейшего Сvнода. Вся верующая православная Россия могла воочию увидеть потрясающее зрелище Русского Царя, Помазанника Божия, несущего на своих плечах гроб с мощами преподобного среди массы верующей народной толпы. Не лишне тут напомнить, что только за Его царствование было совершено больше прославлений святых, чем за два предыдущих века. Цель была всё та же — оправославить народ, укрепить православное Царство, отвернуть его от тлетворных влияний, наносимых из заграницы.

Вина Государя была в том, что он стоял на голову выше всех своих современников и особенно соперников и мало кто сумел, в те судьбоносные годы, это осознать и признать.

Изменой Русский Царь был предан на пленение и смерть. Арест Царя и Его Семьи не являются простыми эпизодами, а само существо революции, предательства и лжи на которых она зиждется. Год с лишним спустя Царская Семья была зверски убита и в этом преступлении виноваты не только его исполнители, но и все те кто в позорные февральские дни Ему изменили.

«Свергнув Царя, Богом поставленного, мы отреклись от Божией помощи» — писал наш Белый летописец архимандрит Константин /Зайцев/. С уходом Царя всякая законная власть исчезла, ибо Царь был источником всякой законной власти, власти правительственной, власти законодательной, правды, просвещения, совести. Совершилось великое падение.

Свергли Удерживающего и зло обильно залило Россию и разлилось по всей планете. Без Царя не стало ни закона, ни порядка, ни государства. А когда из души народа была вынута идея Царя, то исчезла вся дисциплина, всякое понятие о нравственности и порядочности. Или Царь, или полная анархия, что неоспоримо показало последующее развитие событий. Именно с убийства Царской семьи началось рождение новой страны, мигом перенесшейся в совершенно иное измерение.. Окончательно забыты возвышенные понятия о верховной власти, исповедуемые Государем : «Величие русского Царя заключается не в войнах и победах, не в богатстве и славе. Оно заключалось в служении Христу и России. России не только сегодняшней, земной и материальной, но и России духовной, вселенской, России будущего века».

Как не задать себе вместе с И.А. Буниным вопрос — неизбежна ли была революция и вместе с ним ответить : «Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась и видоизменялась во всех отношениях… Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом».

Тем не менее клевета всяких Гучковых, Коноваловых, Милюковых, повлекшая высшее командование Армии, своё дело сделало. Февраль стал той дырой, через которую провалилась гигантская страна в большевицкую бездну. Богоборцы сумели воздвигнуть такую клевету и такую ложь, что после этого многие поверили злодеям и не стали на защиту Царя. Эта ложь засела в головы человеческие и простой народ, в первую очередь, был жестоко обманут. Не внял русский народ предсмертным словам св. праведного Иоанна Кронштадтского : «Кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете. /.../ Россия, если отпадёшь, то уже не будешь Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мiра близок. Богъ отнимет благочестивого Царя и пошлёт бич, в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют твою землю кровью и слезами»

Без малого полтора года томилась в пленении под жёстким арестом дивная Седмерица Царственных-Мучеников. Режим содержания постепенно ужесточался, что не мешало Государыне Царице-Мученице писать в Дневнике : «Надо перенести, очиститься, переродиться» ! За четыре месяца до убийства читаем у Неё : «Вся жизнь борьба, а то не было бы подвига и награды. Ведь все испытания, Им посланные, все к лучшему. Везде видишь Его руку. Делают люди тебе зло, а ты принимай без ропота. Он и пошлет ангела-хранителя, Утешителя Своего. Никогда мы не одни. Он – вездесущий, всезнающий, сама любовь. Как Ему не верить!». А юная Царевна-Мученица Ольга, всего за несколько дней до зверского убийства, находила духовную силу писать такие умиротворённые стихи :

Пошли нам, Господи, терпенья

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народные гоненья

И пытки наших палачей.

А у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

Только глядя с христианской точки зрения, можно понять истинное величие подвига, совершенного Императором Николаем II. Не видеть и не понимать духовную и нравственную высоту и красоту св. Царя-Мученика и всей Царской Семьи есть несомненно явный симптом морального уровня современного человечества. Современного то-есть одновременно как сегодняшнего так и жившего сто лет назад. До некоторой степени такое поведение может ещё объясняться для тех, кто так думал тогда, но теперь ? После всего пережитого за истекший век ?

 

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый