Неделя 6-я по Пятидесятнице: Грех и Болезнь. (Митрополит Филарет.)
Святое Евангелие повествует нам о множестве чудес, которые сотворил во всей Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос. Но то чудо, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангелии, имеет особый характер, почему, между прочим, оно в году читается дважды: один раз - в Великом Посту и потом еще раз - в один из воскресных дней (уже не во время поста).
В этом чуде мы видим, как вера человека дает ему силу, мужество и решимость добиться своей цели, если даже встречаются несомненные препятствия.
Один человек заболел болезнью, которая в Евангелии именуется расслаблением (по нашему - паралич), и его друзья решили во что бы то ни стало принести его к Божественному Чудотворцу, о Котором слава гремела уже тогда по всей Палестине. Но когда друзья принесли его к дому, где учил Господь, то оказалось, что нет никакой возможности приблизиться к Нему, потому что Его окружала масса народа. У них была тяжелая ноша - они несли своего больного друга в переносной постели, или на носилках, - и увидели, что им никак к Нему не пройти.
И вот тогда они не остановились перед совершенно необычным средством: поднявшись на плоскую, сделанную из черепицы крышу, они ее разобрали; быть может, хозяева дома особого удовольствия не испытывали, видя это, но они сделали свое дело и таким чрезвычайным способом добились того, что переносную постель, на которой лежал расслабленный, опустили прямо к ногам Спасителя.
Но как назидательно дальнейшее повествование об этом чуде! Евангелист говорит, что Спаситель, видя веру их, говорит расслабленному: "Отпускаются тебе грехи твои." Обратите внимание на слова "веру их;" не сказано "веру его," т.е. самого расслабленного. Возможно, слова "веру их" относились и к нему, а м. б. и нет, потому что паралич мог его привести в полное расслабление и душевных и телесных сил. У него самого вера могла и поколебаться, м. б. у него и не было твердой веры, но Господь видит "веру их," тех, кто принес этого больного и свою веру уже доказал своей решимостью и настойчивостью.
Видя веру их, Господь обращается к больному, но не говорит ему сразу "встань," а говорит ему: "Чадо, отпускаются тебе грехи твои." Этим Господь сразу дает нам урок, что нужно смотреть, как говорят, в корень дела и прежде, чем врачевать тело человека, нужно уврачевать его душу. Болезнь, прямо или косвенно, всегда есть результат греха. Если бы люди не грешили, то и не болели бы. И вот Господь показывает нам, как врачуется этот корень, и сначала исцеляет душу от греха, от болезни греховной.
Но тут получилась неожиданная "реакция" на слова Спасителя. Когда Он говорил "отпускаются тебе грехи твои," то среди окружавших Его в это время, были и Его враги, книжники и фарисеи, которые и из этого случая не замедлили извлечь для себя повод к осуждению и порицанию. Они стали думать, что Он богохульствует, отпуская грехи, т. к. кто же может отпускать грехи, кроме одного Бога, и не подозревая того, что они в данном случае правы, потому что Отпускавший грехи был именно Бог воплощенный.
Тогда Господь показал им, что Он видит их мысли и сказал: "Что вы думаете в сердцах своих?" Скажите, что легче, по вашему, сказать: "отпускаются тебе грехи," или "встань, возьми постель твою и иди?" - По существу, сказать первое труднее. Ибо, действительно, отпускать грехи может только Бог или Его служитель, имеющий на это от Него власть и право. Сказать же "возьми постель твою и ходи" - значит действовать уже в порядке обычной нашей жизни. Но это - по существу.
А с внешней стороны - как и думали книжники и фарисеи, и многие из народа - конечно, труднее сказать второе. Потому что сказать "отпускаются тебе грехи," легко, а отпущены они или нет - кто может проверить? Сказал - и сказал... А если сказать больному "возьми постель твою и иди," а он не встанет и не пойдет, то получится нехорошо. Поэтому, с человеческой точки зрения, судящей по внешности, труднее сказать второе.
Вот Господь и говорит: "Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть отпускать грехи - Тебе говорю" - обращается Он к расслабленному - "возьми постель твою и иди в дом твой" (Т.е. - чтобы вы знали, что у Меня есть та власть, о которой вы говорите и которая принадлежит только Богу, Я делаю на ваших глазах то, что с вашей точки зрения гораздо труднее - исцеляю расслабленного).
Но я еще раз хочу повторить то, что для нас с вами необходимо всегда помнить: врачевать больного человека нужно с основы.
Вот почему верующие люди, когда они серьезно заболевают и когда вокруг них идут разговоры о том, чтобы пригласить врача, а может быть созвать и консилиум, говорят: "Сначала призовите служителя Церкви, он укрепит меня таинствами церковными - исповедью, принятием св. Таин и соборованием (или елеосвящением - таинством, специально назначенным для врачевания). И когда душа моя будет освобождена от тяжести греховной, тогда лечите и мое тело." Так и нужно всегда поступать.
А ведь нам, духовникам, сплошь и рядом приходилось встречаться с печальными случаями, когда человек болен тяжело и опасно, ему грозит смерть, а окружающие его и родные не приглашают к нему священника, говоря: "Мы боимся его испугать."
Разве можно руководиться такими соображениями, когда человек, быть может, стоит вплотную перед концом своей жизни? Как же лишить его главного - того, что необходимо для отходящей души?! Нет! Не приглашают служителя Церкви! Говорят: "Боимся испугать."
А между прочим, нужно иметь в виду и то, что человек, который сознает, что его болезнь может кончиться смертью, уже совсем по-другому смотрит на все - у него иное восприятие. Мне, грешному, приходилось причащать за долгие годы священства многие сотни, а м. б. и тысячи больных, и я не помню ни одного случая, чтобы больной испугался. Наоборот - больные всегда с радостью встречают служителя Церкви, несущего им благодатное укрепление и освящение.
Это и есть то первое и главное, что необходимо сделать для больного, а потом уже делать все остальное, т.е. врачевать его земными лекарствами. Но прежде всего надо уврачевать его бессмертную душу. Аминь.
Неделя 6-я по Пятидесятнице - Епископ Митрофан.
"Се здрав был еси, к тому не согрешай."
"Се здрав был еси, к тому не согрешай, да не горше ти что будут," - такое завещание получил от Господа исцеленный расслабленный, о котором повествует нынешнее Евангельское чтение.
Это завещание имеет и для нас величайшее значение. В нем свидетельствует Господь о том, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям в нашей земной жизни за грехи наши. Грех, - в нем причина телесных недугов и душевных болезней человека. Телесные недуги, душевные скорби и болезни являются неизбежными спутниками грехов, как их естественное следствие.
Что такое грех? Грех, говорит ап. Иоанн Богослов, есть всякое беззаконие. Грех - это нарушение законов жизни, жизни личной и общественной. Как нарушение законности в организме, всякий грех вносит разлад в духовную и в физическую природу человека и общества. Являясь, по существу, нарушением законов природы, грех поражает и душу и тело. Об этом с очевидной ясностью свидетельствует нынешнее Евангельское чтение.
Отделима ли жизнь тела от жизни духа-души человека? Нет, не отделима. Зарождаясь внутри человека, грех зреет в душе и делает ее больною. Оттуда переносится разлад в жизнь тела. Кто из нас, совершив тот или иной грех, не переживал состояния мрака, подавленности, туги душевной? Мы замечали, что эти состояния являются постоянным спутником согрешающих. Эти со стояния, - мрак, подавленность, туга, - и свидетельствуют о наступившем в нас разладе, свидетельствуют о том, что, нарушением Творцом в основу жизни природы нашей положенных законов, прервалась нить, соединяющая нас с Богом, как Источником жизни, как бы захлопнулась дверца сердца, через которую, в свете и радости, входит в нас Сам Христос.
Посему так важно согрешившему тотчас же, не откладывая до времени наступления поста, в дни коего обычно приступают к исповеди, поспешить от греха очиститься,
примириться с Богом и тем восстановить утерянную внутри себя гармонию. И лишь после этого прибегать к лекарствам, если нанесена телу тяжелая рана и оно подверглось болезням.
В истории Руси были врачи, которые отказывались приступать к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится св. Тайн, и чем тяжелее была болезнь, тем настойчивее они этого требовали. Врачи те знали, что человек представляет собою не просто живой организм, а личность, что сущность его не в материи или в энергии биологической, а в вечном духе, храмом или сосудом которого является тело. Обладая телом, органически с ним связанный, дух проникает все клети его. Вот почему, прежде чем приступить к лечению тела - материи, врачи требовали от больного, чтобы обратился он к Богу, как врачу духа, врачу совести человека.
И если сущность человека забыта современной медициной, если молитва и любовь исключены из нее, и лечат ныне не личность, не человека, к вечности призванного, а разумное животное, если современные врачи, в большинстве, являются более или менее добросовестными ветеринарами, мы с вами, как живыя части Тела Христова - Церкви Его, должны следовать указаниям Церкви и требованиям врачей св. Руси, Богу и человеку служивших. Аминь.