arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Протоколы Собора Архиереев РПЦЗ 1927 года PDF Напечатать Е-мейл
 
Протокол № 1.

ОСВЯЩЕННАГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.


 Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей открылся 20 августа/2 сентября 1927 года в 5 часов вечера в Сремских Карловцах в Патриаршем Дворце.
 

Пред открытием заседаний Собора в Патриаршей Домовой церкви Председателем Архиерейского Синода Высокопреосвященным Митрополитом Антонием был совершен в 10 часов утра молебен.
 

Собор открылся под председательством Председателя Архиерейского Синода Высокопреосвященного Антония, Митрополита Киевского и Галицкого, Управляющего русскими православными общинами в Королевстве С.Х.О., в составе: Высокопреосвященного ФЕОФАНА, Архиепископа Полтавского и Переяславского; Высокопреосвященного СЕРАФИМА, Архиепископа Финляндского и Выборгского, временно-Управляющего Западно-Европейской епархией; Преосвященного СЕРГИЯ, Епископа Черноморского и Новороссийского; Преосвященного ГАВРИИЛА, Епископа Челябинского и Троицкого; Преосвященного ГЕРМОГЕНА, Епископа Екатеринославского и Новомосковского, Управляющего русскими православными общинами в Греции и Северной Африке; Преосвященного ФЕОФАНА, Епископа  Курского и Обоянского; Преосвященного ДАМИАНА, Епископа Царицынского, Начальника русского Пастырско-Богословского училища в Болгарии; Преосвященного СЕРАФИМА, Епископа Лубенского, Управляющего русскими православными общинами в Болгарии; Преосвященного ТИХОНА, Епископа Берлинского и Германского.


I. По открытии заседания, Собор Архиереев избрал Секретарем Собора Преосвященного Епископа Тихона и Помощником – Управляющего Синодальной Канцелярией Е. И. МАХАРОБЛИДЗЕ.

 

II. Собор Архиереев, по предложению своего Председателя Высокопреосвященного Митрополита Антония, ПОСТАНОВИЛИ: приветствовать 1/ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО, СВЯТЕЙШЕГО Патриарха Сербского ДИМИТРИЯ, с разрешения и благословения которого собрался Собор на территории его юрисдикции; 2/ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОРОЛЯ СЕРБОВ, ХОРВАТОВ и СЛОВЕНЦЕВ АЛЕКСАНДРА I, как Державного Хозяина Королевства; 3/ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО ГОСУДАРЫНЮ ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ. А также послать приветственные грамоты, в знак единения, всем Главам Православных Автокефальных Церквей и Священному Болгарскому Синоду, кроме проявивших враждебное отношение к Русской Православной Церкви заграницей Вселенского и Александрийского Патриархов, вошедших к тому же в общение с обновленцами в России, и Афинского Митрополита.

 

Кроме того, выразить Правительствам Держав, на территории коих пребывают русские православные церкви и общины, благодарность, за благожелательное и сочувственное к ним отношение.

 

III. Архиерейский Собор, заслушав программу предметов, предоставленных на обсуждение Архиерейского Собора, утвердил таковую.

 

IV. Архиерейский Собор, ознакомившись с положением дел в Западно-Европейской епархии, признал необходимым обратиться к пастве Западно-Европейской епархии, в согласии с Синодальным определением, от 3/16 июля сего года, по поводу созванного запрещенным в священнослужении Митрополитом Евлогием Собрания клириков и мирян.

 

V. Заслушав грамоты Вселенского и Александрийского Патриархов касательно Русского Заграничного Архиерейского Синода и церковной смуты /а Александрийского Патриарха и о намерении принять участие в предстоящем обновленческом Соборе в Москве/, а также ответные им грамоты Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, Собор Архиереев ПОСТАНОВИЛИ: утвердить состоявшиеся по сему Синодальные определения и одобрить посланные названным Патриархам от имени Архиерейского Синода ответы, о чем и уведомить их, сообщив означенные ответы и другим главам Православных автокефальных и автономных Церквей.

 

VI. Заслушав ходатайство об организации Дальне-Восточного Церковного Управления, подчиненного Архиерейскому Синоду, Собор Архиереев единогласно и в согласии с полученными от прочих Преосвященных отзывами ПОСТАНОВИЛИ: признавая нецелесообразным и вредным в настоящее время учреждения отдельных областных церковных управлений, означенное ходатайство отклонить, тем более, что в Матери Российской Православной Церкви не были введены особые областные церковные управления.

 

VII. Заслушав Синодальные определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей, от 27 августа/9 сентября 1926 года, по вопросу о возможности служения общественных молебнов о здравии и спасении Государя Императора НИКОЛАЯ II и Его Августейшей Семьи для лиц, считающих Их в Живых, и принимая во внимание, что о служении таковых молебнов просят на местах не малые группы верующих, Собор Архиереев ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Так как Синодальное определение, от 27 августа/9 сентября минувшего года предусматривает служение молебнов о здравии и спасении Государя Императора священниками и при том по соглашению с ними, а служение таковых молебнов Епископами вызывает смущение среди верующих, в массах своих убежденных, что Государь и Его Семья убиты, воспретить Преосвященным совершение общественных молебнов о здравии и спасении Государя императора НИКОЛАЯ II и Его Семьи.

 

2. Разъяснить, что Синодальное определение, от 27 августа/9 сентября 1926 года, не вменяет в обязанность священникам служение общественных молебнов за Государя Императора НИКОЛАЯ II и Его Августейшей Семьи, а лишь не встречается препятствий к совершению священниками таких молебнов по соглашению с ними лиц, которые по совести и искренно считают Их в живых.

 

VIII.Собор Архиереев слушали: доклад Высокопреосвященнейшего Архиепископа ИННОКЕНТИЯ, Начальника Российской Духовной Миссии в Китае, по вопросу о покаянии и статью его по сему вопросу вместе с отзывом Преосвященнейшего Епископа Гермогена и вполне разделяя изложенные в них мысли и доводы, но принимая во внимание непреодолимые ныне препятствия к осуществлению их, Архиерейский Собор, на основании бывших суждений, ПОСТАНОВИЛИ: признать необходимым обратиться от имени Собора ко всей пастве Русской Православной Церкви заграницей с особым посланием, в каковом послании обратить особое внимание верующих на ослабление исповеди и покаяния и на недопустимость разных увеселений и развлечений накануне воскресных и праздничных дней.


Подлинный протокол за надлежащими подписями.
 

ПРОТОКОЛ №2.

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

21 августа/3 сентября 1927 года.

Заслушав доклад Высокопреосвященнейшего Архиепископа ИННОКЕНТИЯ, Начальника Российской Духовной Миссии в Китае, по вопросу недопустимости расторжения церковных браков, и составленную по его поручению П.В. Фомичевым статью "О святости и неповторяемости таинства брака" с отзывом Преосв. Еп. Феофана, Собор Архиереев ценит каноническую ревность Архиепископа Иннокентия и вполне разделяет учение о нерушимости союза мужа и жены, но не считает себя правомочным отменять правила и законы, коими руководствуется вся Российская Православная Поместная Церковь в брачной практике.

 

Заслушав доклады Высокопреосвященнейшего Архиепископа ИННОКЕНТИЯ, Начальника Российской Духовной Миссии в Китае, с отзывами в журнале "Путь" и печатных трудах Бердяева и отношении к нему Митрополита Евлогия и, осознавая гнетущую необходимость борьбы с направлениями, искажающими православие, Собор Архиереев ОПРЕДЕЛЯЕТ: возложить на Архиерейский Синод обязанность завести библиографический отдел и поручить Синодальному Члену Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феофану и вообще кому Синод найдет удобным составление отзывов о выходящих из печати книгах религиозно-нравственного и догматического характера и с Синодального одобрения печатать их в журнале "Церковные Ведомости" и других светских органах печати.

 

Собор Архиереев, заслушав представленный Архиерейским Синодом на усмотрение Собора доклад Преосвященнейшего ТИХОНА, Епископа Берлинского и Германского, о возможности открытия в Берлине украинского прихода и назначении Настоятелем его бывшего липковского священника Гречишкина, и принимая во внимание, что Священный Собор Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 г.г. разрешил совершение богослужений на украинском языке, определяет: в суждение по сему докладу не входить, предоставив Преосвященному Тихону, как местному Епископу, разрешение сего вопроса.

Подлинный протокол за надлежащими подписями.


 

ПРОТОКОЛ № 3.

ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.


22 августа/4 сентября 1927 года.
 

I. Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей имели суждение: 1/ по содержанию а/ послания Высокопреосвященного Митрополита СЕРГИЯ, Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, от 28 мая/10 июня 1926 года, об отношении Всероссийской церковной власти к советской власти, Русской Православной Заграничной Церкви и об управлении ею, б/ письмо Высокопреосвященного Митрополита СЕРГИЯ от 30 августа/12 сентября того же года по поводу церковной смуты зарубежом, и в/ послания и указы Митрополита СЕРГИЯ о признании советской власти и с предложением зарубежным иерархам и духовенству дать подписку о лояльности к советской власти; и 2/ о порядке управления Русской Православной Заграничной Церковью в связи с указанными в посланиях и письме Митрополита Сергия предложениями /п.п. 3, 4, и 5 утвержденной Собором программы/.

 

СПРАВКА I: По поводу послания Митрополита Сергия, от 28 мая/10 июня, состоялось определение Архиерейского Синода, от 27 августа/9 сентября 1926 г., следующего содержания:

 

Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей слушали: Послание Заместителя Местоблюстителя Свят. Всероссийского  Патриаршего Престола Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Нижегородского и Арзамасского, к православным Архипастырям, пастырям и пасомым Московского Патриархата, от 28 мая/10 июня с.г. /1926 г./ и обращение его к комиссару Внутренних Дел, от 10-го того же июня, при сем прилагаемые.

 

ПРИКАЗАЛИ: В послании Митрополита Сергия мы имеем совершенно свободное /едва ли не первое за 5 лет/ письменное выражение воли высшей церковной власти, для нас вполне обязательной. Мы не знаем, какая участь постигнет эту волю от советского правительства в России, но Русская Православная Церковь заграницей к этому правительству не имеет отношения, а свободная воля церковной власти для нас не требует санкции советской власти и безусловно обязательна уже потому, что Собор Архиереев и Архиерейский Синод неоднократно о сем постановляли. Приведенными актами Митрополита Сергия церковная власть в России совершенно устраняется от управления Русской Церковью заграницей и ограничивает область своего ведения духовными учреждениями внутри России, предоставляя нам управляться с нашим Синодом совершенно самостоятельно.

 

Обсудив означенные документы и приняв во внимание изложенное, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей ОПРЕДЕЛЯЕТ:

 

1. Послание Митрополита Сергия принять к руководству и исполнению, не прекращая духовной связи и возношения имени Патриаршего Местоблюстителя.

 

2. Считать означенное послание свободным волеизъявлением Всероссийской Высшей Церковной власти и не считаться с могущими последовать в связи с ответом комиссара Внутренних Дел изменением сей воли.

 

3. Настоящее определение сообщить всем Преосвященным Архиереям Русской Православной Церкви заграницей доверительно, с просьбою доставить Архиерейскому Синоду свои отзывы.

 

4.Настоящее определение доложить очередному Архиерейскому Собору с отзывами Преосвященных.

 

О чем сделать надлежащие сношения.

 

 СПРАВКА II. Заслушав и обсудив 13/26 января сего года письмо Высокопреосвященного Митрополита Сергия, от 30 августа/12 сен. и письменное по сему мнение Преосвященного Епископа Серафима, и приняв во внимание мнение, высказанное Синодальным Членом Преосвященным Епископом Гермогеном, Архиерейский Синод, "вполне разделяя мнение Преосвященных Епископов Гермогена и Серафима и оставаясь на неоднократно высказывавшейся Архиерейскими Соборами и Синодом Заграничной Церкви точке зрения, что акты и указания, исходящие от Всероссийской церковной власти, совершенно не осведомленной в делах Заграничной Церкви и лишенной возможности вполне свободно высказывать свои мнения и указания при создавшихся условиях, не могут иметь безусловно обязательного и руководственного значения для Зарубежной Церкви в особенности по принципиальным вопросам, на основании бывших суждений единогласно ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать, что временный глава Всероссийской Православной Церкви Высокопреосвященный Митрополит Сергий второй раз определенно указывает на 1/ невозможность для Московской Патриархии быть руководительницей Русской Православной Церкви заграницей, и 2/ необходимость временного самостоятельного существования сей Церкви.

 

2. Признать, что Митрополит Сергий, сообщая, между прочим, как о факте, что Свят. Патриарх Тихон действительно издавал в 1922 году распоряжение о закрытии Заграничного Высшего Церковного Управления, а не Синода, но не повторяя сего распоряжения к исполнению, а заявляя, что он не знает предмета разногласий между Синодом и Митрополитом Евлогием, из кого состоит наш Синод и Собор и какие его полномочия, почему он и судьей между нами быть не может, тем самым признает Заграничный Собор и Синод.

 

3. Признать, что Митрополит Сергий, предлагая Святителям Заграничной Церкви обсудить сообщаемые им, Митрополитом Сергием, мысли, тем самым признает, что в Заграничной Церкви церковные дела должны устраиваться Соборным решением епископата.

 

4. Признать неосведомленность Всероссийской Церковной власти в делах и положении Заграничной Церкви, о чем Митрополит Сергий ясно заявляет в своем письме.

 

5. Признать, что Митрополит Сергий, заявляя, что польза самого церковного дела требует, чтобы для Заграничной Церкви был создан центральный орган церковного управления для разрешения всех недоразумений и разногласий, имеющий силу пресекать всякое непослушание, не прибегая к Московскому Патриаршему Престолу, тем самым признает, что все дела Заграничной Церкви должны окончательно разрешаться Русским Заграничным Церковным Правительством, каковым является Архиерейский Собор и его Синод, признанные всем Епископатом Русской Православной Церкви заграницей, что Митрополиту Сергию неизвестно.

 

6. Признавая вредным для Заграничной Церкви и Православия осуществление второго предложения Митрополита Сергия /раздробление Заграничной Церкви/, Архиерейский Синод считает, что означенное предложение теряет свое значение при существовании уже того церковного управления, создание которого прежде всего рекомендуется Митрополитом Сергием в первом предложении "для пользы самого церковного дела". Выход же митрополитов Платона и Евлогия из повиновения этому церковному органу, являясь открытым церковным бунтом, нисколько не умаляет его высокого авторитета и не может вызывать пересоздания или реконструкции заграничной церковной власти, как не могли колебать авторитет или уничтожить органы Всероссийской церковной власти в советской России архиерейские бунты.

 

О чем доложить предстоящему Архиерейскому Собору, предварительно затребовав для доклада Собору, отзыв иерархов Русской Православной Церкви заграницей по изложенному предмету, сообщив им настоящее определение и копию мнения Епископа Серафима. Для чего сделать надлежащие сношения, передав выписку из сего определения в Соборную Канцелярию".

 

На основании бывших суждений, приняв во внимание и мнения высказанные отсутствующими Преосвященными, Собор Архиереев ОПРЕДЕЛЯЕТ: принять изложенные в справках определения Архиерейского Синода от 27 августа/9 сентября 1926 года и 13/26 января с.г., состоявшиеся по заслушании и обсуждении послания и письма Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного Митрополита Сергия.

 

Послание же и указ Митрополита Сергия о признании советской власти и вопрос о порядке управления Русской Заграничной Церковью, в связи с указанными актами Митрополита Сергия, передать для разработки проекта решения в Комиссию в составе Преосвященных Архиепископов Феофана и Серафима, и Епископа Тихона.

Подлинный протокол за надлежащими подписями.


 

ПРОТОКОЛ №4.

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.


23 августа/5 сентября 1927 года.


Священный Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей слушали: 1/ Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита СЕРГИЯ и временного Патриаршего Священного Синода от 16/29 июля 1927 года; 2/ Письмо Митрополита Сергия – Митрополиту Евлогию, от 1/14 июля 1927 года за №96; 3/ его же копию протокола Патриаршего Синода, от 27 мая того же года за №97; 4/ Письмо Митрополита СЕРГИЯ и Патриаршего Синода Митрополиту Евлогию, от 1/14 июля того же года за №93; и 5/ циркулярное письмо на имя Митрополита Антония и других заграничных Епископов, от 12/25 августа за №1731.

 

По всестороннем обсуждении всех этих документов, в связи с постановлением Заграничного Архиерейского Синода, от 27 августа/9 сентября 1926 года и 13/26 января 1927 года, и отзывами Преосвященных, не прибывших на Собор, на послание Митрополита Сергия от 28 мая/10 июня 1926 года, и на письмо его же, от 30 августа/12 сентября того же года, Собор Архиереев признал следующие положения:

 

1. Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия и Временного Патриаршего Синода составлено не свободно, а под сильным давлением безбожной советской власти.

 

2. Послание преследует недостижимую цель – установить союз между безбожною большевицкою властью не только в пределах страждущей России, но и заграницей.

 

3. Послание имеет в виду установить союз Святой Православной Церкви с властью, разрушающей и Церковь, и всякую религию, и нашу Родину и союз столь тесный, что "радости и успехи" советской власти признаются в нем "радостями и успехами Церкви", а "ее неудачи – неудачами Церкви" и "всякий удар, направленный против советской власти, как удар, направленный на Церковь".

 

4. Послание вызовет новую и тяжкую смуту и разделение в нашей Церкви и даст повод опасаться за чистоту Православия в России.

 

5. По своему содержанию послание не архипастырское, а чисто политическое  и посему не может иметь церковно-канонического значения. Хотя Церковь должна быть выше политических страстей и партийности, но она не должна быть совершенно безучастна к политическим вопросам государственной жизни. Церковь должна не только благословлять христианскую политику государства, но и борьбу его с противохристианскими, а тем более, с безбожными началами. Тогда как послание благословляет противохристианскую политику.

 

6. В самой редакции послания чувствуется рука врагов Церкви: вполне правильно сообщая в письме к Митрополиту Евлогию, что Патриаршим указом 1922 года было закрыто Временное Высшее Церковное Управление заграницей, в своем послании Митрополит Сергий уже называет его Синодом. Таковым смешением двух различных учреждений углубляется церковная смута заграницей.

 

7. Постановление Временного Патриаршего Синода "об увольнении от должностей" и об исключении из клира, находящихся в ведении Московского Патриархии" архипастырей и прочих священнослужителей, если они откажутся подписать присланное обязательство о лояльности к советскому правительству, есть превышение власти и противоречит не только канонам и Посланию Архипастырей Соловецких узников к советской власти, но и посланию самого Митрополита Сергия, от 10-го июня 1926 гола, не признавшему возможным применять церковные наказания к заграничному духовенству "за его неверность советскому Союзу".

 

И определили:

 

1. Заграничная часть Всероссийской Церкви отселе должна прекратить административные сношения с Московской церковной властью в виду невозможности нормальных сношений с нею и в виду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и канонического управления Церковью.

 

2. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти Заграничной частью нашей Церкви, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, Заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священным канонам, определениям Священного Собора Всероссийской Поместной Православной Церкви 1917-18 г.г. и постановлению Свят. Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, от 7/20 ноября 1920 года, при помощи Архиерейского Синода и Собора Епископов под председательством Киевского Митрополита Антония.

 

3. Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальной. Она по прежнему считает своей главой Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра и возносит имя его за богослужениями.

 

4. Если последует постановление Митрополита Сергия и его Синода об исключении заграничных Епископов и клириков, не пожелавших дать подписки о лояльности советскому правительству, из состава клира Московского Патриархата, то такое постановление будет неканоническим.

 

5. Решительно отвергнуть предложение Митрополита Сергия и его Синода дать подписку о лояльности советскому правительству, как неканоническое и весьма вредное для Святой Церкви как в России, так и заграницей.

 

II. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по делу о Митрополитах Платоне и Евлогие.

 

На основании бывших суждений и по справке со священными канонами определили: по делу означенных Митрополитов иметь судебное суждение.

 

III. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о положении церковных дел в Северо-Американской епархии.

 

На основании бывших суждений  ПОСТАНОВИЛИ:

 

Так как канонически Архиепископ Александр от Северо-Американской епархии  еще не уволен, а числится лишь освобожденным от таковой,  между тем, как он уже пять лет отсутствует в епархии (проживает в Константинополе) и вернуться туда ни в коем случае не может (ввиду угрозы гражданского суда, а за свою деятельность по управлению епархией и несоответствующее епископскому сану поведение находится  под судом), дело про просьбе его переслано Московскому Патриаршему Престолу и суда до сих пор не было), уволить Архиепископа Александра от Северо-Американской епископской кафедры.

 

Временно-Управляющего Северо-Американской епархией Преосвященного Аполлинария , Епископа Сан-Франциского, утвердить Епископом Северо-Американским.

 

Определение Архиерейского Синода от 3/16 июля сего года о временном выделении Канадского викариатства в самостоятельную епархию утвердить.

 

В согласии с грамотами а).Свят. Григория, Патриарха Антиохийского, на имя Высокопреосвященного Митрополита Антония от  12/25 апреля 1923 года за №573; б).Свят. Тихона, Патриарха Московского и всея России на имя Свят. Григория, Патриарха Антиохийского, от 17 января 1922 года за №76 и в). Постановлением Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей 1923 года Бруклинскую епископию считать Сиро-Арабской епархией, находящейся в юрисдикции Антиохийского патриаршего престола и Епископа Евфимия (а не Архиепископа, так как этот сан им получен неканонически от Митрополита Платона, не имеющего права награждать иерархов) в ведении Свят. Патриарха Антиохийского, которому о сем и доложить.

 

Заявление Епископа Бруклинского Евфимия по поводу церковной смуты в Северной Америке передать Преосвященному Епископу Серафиму для доклада Архиерейскому Собору в связи с данными дела со своим отзывом.

 

О викарных же Епископах Феофиле и Амфилохии поручить Преосвященному Епископу Аполлинарию представить свой отзыв и соображения.

 

Самочинно не в порядке церковном организованный в Северной Америке так называемый Синод Православной Кафолической Церкви в Северной Америке как каноническое учреждение не признавать и акты его считать недействительными.

 

IV. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о самочинном и неканоническом (без суда и следствия) увольнении Митрополитом Платоном Преосвященного Аполлинария, Епископа Сан-Франциского и запрещения в священнослужении за подчинение Архиерейскому Собору и хиротонии на его место Архимандрита Алексия (апелляция Епископа Аполлинария).

 

СПРАВКА: Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, имев суждение по означенному делу 18/31  марта сего года, ПОСТАНОВИЛИ: "Так как означенное решение митрополита Платона и его викариев состоялось с нарушением священных канонов (9 правила III   Вселенского Собора, 16 правила Двукратного Собора, 3 правила VII Вселенского Собора, 19 и 23 правил Антиохийского Собора, 12 правила Лаодикийского, 13 правила  Карфагенского и других), согласно коим епископы увольняются и их кафедры замещаются по суду архиереев всей церковной области на Архиерейском Соборе, а также распоряжения временного Патриаршего Заместителя Высокопреосвященного Архиепископа Серафима, согласно коему право назначения новых епископов является прерогативой высшей церковной власти, Архиерейский Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ:

 

1.Решение Митрополита Платона и его викариев об увольнении епископа Аполлинария и запрещении его в священнослужении считать неканоничным и, как таковое, недействительным и не имеющим силы, а Архимандрита Алексия, как посвященного во епископа без согласия и удостоения Собора Архиереев и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей и на живое место, канонически не освобожденное, считать неканоническим епископом и в состав епископов Русской Заграничной Церкви не включать.

 

2. Не признавать каноническими архиерейские хиротонии, могущие быть совершенными в Западной Европе и Северной Америке без благословения и Собора Архиереев и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.

 

На основании бывших суждений, в согласии со священными канонами, Собор Архиереев ОПРЕДЕЛЯЕТ: изложенное Синодальное постановление утвердить и хиротонию Архимандрита Алексия во Епископа считать недействительной.

 

V. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о положении Православной Церкви в Финляндии  по поводу обращения Митрополита Евлогия к суду лже-епископа Германа, именующего себя Архиепископом Финляндским.

 

П о с т а н о в и л и: Подтвердить постановление Собора Архиереев 1926 года о каноническом возглавлении Православной Церкви в Финляндии Архиепископом Серафимом  и непризнании Германа каноническим епископом.

 

VI. ИМЕВ СУЖДЕНИЕ: об отношении к Вселенской Патриархии и другим первоиерархам, признавшим обновленческий Синод, Собор Архиереев,  ПОСТАНОВИЛИ: послать им новое скорбное послание от имени Собора, поручив составление его Высокопреосвященному Митрополиту Антонию.

 

 VII. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: об отношении к созываемому Вселенским Патриархом предсоборному Совещанию для подготовки созыва 8-го Вселенского Собора.

 

СПРАВКА  I. Архиерейский Собор 1926 г., имев суждение по вопросу о возможности созыва Вселенского Собора и Предсоборного Совещания, ПОСТАНОВИЛИ: 1).Определение Архиерейского Собора 1924 года подтвердить; 2). в Предсоборном Совещании, созываемом Вселенским Патриархом, принять участие представителям Русской Заграничной Православной Церкви, по назначению Архиерейского Синода, если таковые будут приглашены, но в том лишь случае, если на Совещание не будут допущены обновленцы и живцы.

 

СПРАВКА  II: Определением Архиерейского Собора, от 7/20 октября 1924 года, ПОСТАНОВЛЕНО: По вопросу о созыве Вселенского Собора и участия в нем представителей Российской Православной Церкви ждать указаний Свят.Патриарха Тихона, но если таковых не последует, а представители русского заграничного епископата будут приглашены на Вселенский Собор, то принять в нем участие в качестве представителей Русской Заграничной Церкви. Если же по изложенному вопросу потребуется отзыв Архиерейского Собора по существу, то последний считает созыв Вселенского Собора в настоящее время неблаговременным, ввиду происходящих в советской России гонений на церковь и неподготовленности Церквей к созыву Вселенского Собора.

 

П О С Т А Н О В И Л И : Означенные в справке определения Собора Архиереев 1924 и 1926 гг. подтвердить, приняв участие в предсоборном Совещании в качестве осведомителей, если нашими иерархами будет получено приглашение и на Совещании не будет представителей обновленцев и живоцерковцев.

 

VIII. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ по вопросу о новом стиле, о времени празднования Св. Пасхи, женатом епископате, второбрачии духовенства, изменении одежды священнослужителей, каковые вопросы Вселенская Патриархия вновь предлагает поставить на обсуждение Предсоборного Совещания.

 

 ПОСТАНОВИЛИ: Подтвердить состоявшиеся по сим предметам постановления Архиерейского Собора 1923, 1924, 1926 гг. и никаких изменений в существующей древней церковной практике не вводить. Решения же Предсоборного Совещания, если таковое состоится, и решения эти будут вынесены без участия и согласия Российской Православной Церкви, не считать для себя обязательными.

 

IХ. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу о награждении иерархов Русской Православной Церкви Заграницей, в связи с ходатайством Харбинского Епархиального Собрания о награждении Харбинского Архиепископа Мефодия саном митрополита и представлениями других иерархов, а также по вопросу о награждении духовенства митрой.

 

На основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ:


Признавая Высокопреосвященного Архиепископа Мефодия вполне заслуживающим сана Митрополита и других иерархов, представленных некоторыми Преосвященными, достойными награждения, Архиерейский Собор, тем не менее, считает принципиально награждение иерархов неблаговременным.

Так как право награждения священнослужителей Митрой является прерогативой Всероссийского Патриарха, ходатайства о награждении белого духовенства Митрой отклонить.
 

Подлинный протокол за надлежащими подписями.
 

ПРОТОКОЛ №5

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ


24 августа/6 сентября 1927 года.
 

 Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу об отношении к "живой" и обновленческой Церкви и новым самочинным церковным образованиям. В Согласии с мнением прочих Преосвященных, не прибывших на Собор,  ПОСТАНОВИЛИ: Подтвердить постановления прежних Архиерейских Соборов о живоцерковниках и обновленцах и таковые постановления распространить и на другие церковные организации, не находящиеся в общении с законным Местоблюстителем Всероссийского Патриаршего Престола Высокопреосвященным Митрополитом Петром.

 

Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу об автокефалии Русской Православной Церкви в Польше, в связи с признанием ее Автокефальными Православными Церквами и возстановлении братского и молитвенного общения между иерархами Заграничной Церкви и Польской, согласно письму Митрополита Дионисия Митрополиту Антонию.
 

Принимая во внимание, что Всероссийская Церковь не прекращала молитвенного общения с православными иерархами в Польше и последние уже вынесли определение о возстановлении братского и молитвенного общения с русскими заграничными иерархами, а также ввиду того, что с Митрополитом Дионисием и подведомственными ему иерархами вошли в общение все первоиерархи Православных Автокефальных Церквей, Собор Архиереев в согласии с мнением отсутствующих Преосвященных ОПРЕДЕЛЯЕТ:
 

1.Не входя в суждение об автокефалии и Православной Церкви в Польше – вопроса, подлежащего исключительно компетенции Матери-Церкви Российской, возстановить братское и молитвенное общение между иерархами Православной Церкви в Польше и Русской Православной Церкви заграницей.

 

2. Просить Высокопреосвященного Митрополита Дионисия позаботиться об улучшении положения Высокопреосвященного Архиепископа Пантелеимона.

 
Подлинный протокол за надлежащими подписями.

 
 

ПРОТОКОЛ №6


СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ


24 августа/6 сентября 1927 года.

 
 Собор Архиереев  ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о положении ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ  ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ ввиду того, что духовником ее состоит протоиерей Л. Колчев, последовавший за запрещенным в священнослужении Митрополитом Евлогием.


ПОСТАНОВИЛИ: В заботах о спасении души ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ, поручить Высокопреосвященному Архиепископу Серафиму побывать в Копенгагене у ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА и разъяснить канонические последствия признавания ею духовником протоиерея Колчева, подчиняющегося запрещенному в священнослужении Митрополиту Евлогию.


Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по делу об Епископе Адаме, прибывшем в Америку и, вопреки обещанию, начавшему священнодействовать и вмешиваться в церковные дела Северной Америки.

 

СПРАВКА: Определением Архиерейского Синода от 16 июля сего года по означенному делу постановлено: Епископа Адама, нарушившего данное обещание, считать, в согласии с Синодальным постановлением, от 28-29 августа 1926 г., под запрещением в священнослужении в пределах Русской Северо-Американской епархии.

 

Обсудив обстоятельства сего дела, Архиерейский Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: Означенное в справке Синодальное определение утвердить и поручить дальнейшее производство сего дела Архиерейскому Синоду.


Подлинный протокол за надлежащими подписями.


 

ПРОТОКОЛ №7

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ



 25 августа/7 сентября 1927 года.


 I. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу об отношении к открытому Митрополитом Евлогием Богословскому Институту в Париже.

Из представленных на Соборе справок и из обмена мнениями членов Собора выяснилось:

Богословский Институт в Париже открыт самочинно, без ведома и благословения высшей церковной власти. Преподавание в нем ведется по программе, не утвержденной Синодом и Собором Русской Заграничной Церкви, причем проводится увеличение философских наук за счет богословских предметов. Преподавателями в нем состоят лица, или не получившие высшего богословского образования, или такие, богословское учение которых, поскольку оно выражается в их печатных богословских трудах, не может быть признано православным. Преподаватели института принимали самое деятельное участие в церковной смуте, поддерживая Митрополита Евлогия против Синода и Собора.


ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать Богословский Институт в Париже самочинным и нецерковным учреждением. Объявить об этом к сведению всех верующих чад Православной Русской Заграничной Церкви. Предостеречь желающих поступать в этот Институт, что с этого времени обучение их в Институте признается не дающим им прав на занятие как священных должностей в клире Церкви, так и учительских и богословских школах Церкви.
 

2.Поручить Архиерейскому Синоду выяснить по печатным произведениям верность православию протоиерея Булгакова, Карташева и Бердяева, и если подтвердится их неправославие, то подвергнуть их каноническому осуждению.
 
 
II.  Собор Архиереев, заслушав сообщение Синода православных в Греции о бывшем 14 сентября 1925 года видении Св. Креста в Афинах, ПОСТАНОВИЛИ: Напечатать означенное сообщение в журнале "Церковные ведомости" со снимком видения.

Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по ходатайству об учреждении Богословского Института в Харбине.


СПРАВКА: Заслушав  представление  Высокопреосвященного Мефодия, Архиепископа Харбинского и Манчжурского, от 6 мая сего года за №113, с докладом протоиерея Н.ВОЗНЕСЕНСКОГО о разрешении открытия в Харбине Богословских курсов, как Филиального Отделения Союза У.М.С.А., Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей , определением своим 27 мая/9 июня сего года, постановили: Вопрос представить на усмотрение и решение предстоящего Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей.

С своей стороны Архиерейский Синод находит, что Союзу У.М.С.А., если он желает помочь Православной Церкви в деле воспитания будущих пастырей, следует предназначенный им на этот предмет средства отпустить в распоряжение Харбинского Архиепископа Мефодия, который откроет эти пастырские курсы под знаменем Церкви и своим Архипастырским контролем.

На основании бывших суждений  ПОСТАНОВИЛИ: Означенное в справке Синодальное определение утвердить, разрешив открытие Богословского Института в Харбине с тем, чтобы он находился в ведении Архиерейского Синода, как Высшей Русской Церковной власти заграницей, и программа, а также состав преподавателей утверждались Архиерейским Си нодом.

IV. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: по вопросу о возможности созыва Русского Всезаграничного Церковного Собора с Епископами, клириками и мирянами.

СПРАВКА: Разсмотрев ходатайства некоторых лиц о созыве Всезаграничного Церковного Собора, Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, определением своим от 17 февраля/2 марта 1927 года постановили:" 1.Архиерейский Синод еще в 1922 и 1923 г.г. изъявил свое согласие на созыв Всезаграничного Русского Церковного Собора с епископами, клириками и мирянами, но против этого возражал Высокопреосвященный Митрополит Евлогий. С готовностью дает Архиерейский Синод и ныне свое согласие на созыв такового Собора, если все расходы, сопряженные с созывом Собора, будут приняты на себя приходами. В виду сего просить Высокопреосвященного Митрополита Антония войти в предварительное сношение со всеми иерархами Русской Православной Церкви заграницей на предмет получения их согласия на созыв Всезаграничного Церковного Собора и соображений по сему вопросу. А затем по докладе Архиерейскому Синоду о результатах сих сношений, принять соответствующие меры к осуществлению созыва Собора".


На основании бывших суждений, в согласии с мнениями Преосвященных, приславших письменные отзывы, ПОСТАНОВИЛИ: Собор Архиереев, утверждая означенное в справке Синодальное постановление, в принципе не возражает против созыва Всезаграничного Церковного Собора с Епископами, клириками и мирянами, но практически, ввиду происходящей церковной смуты, не находит возможным осуществление созыва такового Собора теперь же.

V. Собор Архиереев, заслушав протокол №1 Соборных заседаний, утвердили его.


VI. Собор Архиереев слушали доклад Преосвященного Дамиана, Епископа Царицынского, о том, что он не получает от Ямбольского монастыря определенного пособия и ходатайство его о передаче такового монастыря в распоряжение его, как Начальника русского Пастырско-Богословского училища в Болгарии.

На основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: 1. Ямбольский монастырь оставить в ведении Управляющего русскими православными общинами в Болгарии Преосвященного Епископа Серафима, который заявил, что им будут приняты меры, чтобы ассигнованная Архиерейским Собором сумма в 10 тысяч лев из средств Ямбольского монастыря и других источников на Пастырско-Богословское училище в Болгарии выплачивалась регулярно без промедления.

2. Отпускаемую на означенное училище из средств Архиерейского Синода сумму увеличить до 2400 лев в год и предложить Преосвященному Епископу Серафиму выплачивать из сумм вверенного ему Епархиального Совета  за счет 50% сбора от пошлин, подлежащего представлению в Архиерейский Синод.

3. Установить дополнительный отпуск на означенное училище из сумм, находящихся в распоряжении Преосвященного Епископа Серафима, в размере 300 лев в месяц.
 

4. Предложить Преосвященному Епископу Серафиму указанные в пп.1-3 сего определения взносы выплачивать ежемесячно к 1-му числу каждого месяца, дабы не нарушался сметный распорядок училища.

 
Подлинный протокол за надлежащими подписями.

 

ПРОТОКОЛ №8

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 25 августа/7 сентября 1927 года.
 

 I. Собор Архиереев СЛУШАЛИ: словесный доклад прибывшего на Собор Преосвященного ВЕНИАМИНА, Епископа быв. Севастопольского, настоятеля русской православной общины в Белой Церкви, с заявлением о том, что он всецело подчиняется требованию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия и посылает ему требуемую им подписку и будет ждать его распоряжений и даже согласен поехать в советскую Россию. А посему Преосвященный Епископ Вениамин просит освободить его от обязанности участвовать в Архиерейском Соборе и принимать участие в решениях его.


СПРАВКА: С 1-го сентября Преосвященный Епископ Вениамин Высокопреосвященным Митрополитом Антонием, согласно прошению освобожден от всех занимаемых им в Белой церкви должностей. На основании бывших суджений Собор Архиереев, после тщательных советов епископу Вениамину отказаться от этой мысли, ОПРЕДЕЛЯЕТ: Заявление Епископа Вениамина принять к сведению, освободив его от участия в Архиерейском Соборе и исключить из состава иерархов Русской Православной Церкви заграницей.


II. Собор Архиереев СЛУШАЛИ: заявление Бруклинского Епископа Евфимия, именующего себя Архиепископом, об отношении к Собору Архиереев и Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей и письменный отзыв Преосвященного Епископа Серафима, разсматривавшего, по поручению Архиерейского Собора, означенное заявление.

 

СПРАВКА: В заключении отзыва Преосвященный Епископ Серафим предлагает: "во-1-х, послать Епископу Евфимию от лица нашего Собора брошюру профессора канониста о.В.Троицкого о правах Епископов, лишенных своих кафедр не по своей вине, и другие сведения, разъясняющие вопрос о каноническом положении Архиерейского Синода и Собора Русской Православной Зарубежной Церкви; во-2-х, послать Епископу Евфимию имеющиеся в распоряжении Синода сведения, разъясняющие неканоническое положение Высокопреосвященного Митрополита Платона; в-3-х, сообщить Епископу Евфимию, в копиях, грамоту Свят. Патриарха Тихона на имя Антиохийского Патриарха, от 17 января 1922 года за №76, и постановление Собора Русских Епископов заграницей 1922 года по вопросу об образовании в Северной Америке Сиро-Арабской епархии; в-4-х, просить Епископа Евфимия считать свою Сиро-Арабскую епархию, согласно с волей Всероссийского Патриарха Тихона, которую он признает для себя самым высоким авторитетом, входящею в юрисдикцию Антиохийского Патриарха и в то же время не препятствовать, согласно с постановлением Собора Русских Архиереев заграницей 1923 года,  желающей части приходов Сиро-Арабской епархии признавать над собою юрисдикцию Московского Патриархата временно в лице Архиерейского Синода и Собора Русской Зарубежной Церкви".

На основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: Предложение Преосвященного Епископа Серафима принять и осуществить его в связи с состоявшимся решением Архиерейского Собора, от 23 августа/5 сентября сего года.


Подлинный протокол за надлежащими подписями.

 

ПРОТОКОЛ №9

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 
26 августа/8 сентября 1927 года.

 

I. Собор Архиереев, заслушав протокол  заседаний Архиерейского Собора, ПОСТАНОВИЛИ: протокол утвердить.

II. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о замещении освободившейся, за осуждением Митрополита Евлогия, кафедры У      правляющего Западно-Европейской епархией.

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Западно-Европейский автономный митрополичий округ признать упраздненным и Русские Православные Церкви в Западной Европе считать Западно-Европейской епархией.

2.Назначенного Архиерейским Синодом в качестве временно Управляющего Западно-Европейской епархией Высокопреосвященного Серафима, Архиепископа Финляндского и Выборгского, утвердить в должности Управляющего Западно-Европейской епархией, с сохранением за ним присвоенного ему, как Главе Православной церкви в Финляндии, титула.
 

III. Собор Архиереев СЛУШАЛИ: словесный доклад Высокопреосвященного Архиепископа Серафима о положении вверенной ему епархии и устроении епархиального органа управления.

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить переезд Архиепископа Серафима в Париж.
 

2. Временно утвердить Епархиальный при нем Совет в составе представленных им кандидатов от пресвитеров – настоятелей русских православных церквей: 1). в Брюсселе – протоиерея В.ВИНОГРАДОВА; 2).Ментоне – протоиерея Н.АКВИЛОНОВА; и 3). в Париже – священника И. МАЛИНИНА; и от мирян – графа Д.С.ШЕРЕМЕТЬЕВА  и А.С.МАКСИМОВА, с тем, чтобы по созыве Епархиального Собрания, члены Епархиального Совета были избраны на нем, согласно положению об Епархиальном Управлении, утвержденному на Священном Соборе Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 гг.


IV. Собор Архиереев слушали: Доклад Преосвященного Епископа ТИХОНА о ведущих озлобленную агитацию против Архиерейского Собора и Синода и Преосвященного Архиепископа Тихона протоиерее Григории Прозорове, запрещенном Архиерейским Синодом в священнослужении навсегда, и протоиерее Л.Розанове, запрещенном в священнослужении Епископом Тихоном, за агитацию в Гамбурге и Тегеле против него и органов высшей Церковной власти заграницей, и совершение пасхальной заутрени и литургии в первый день Святой Пасхи вечером, с допущением общей исповеди и причащением мирян после еды.
 

На основании бывших суждений, признавая протоиереев Прозорова и Розанова подлежащими лишению священного сана, Архиерейский Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: Дело о названных протоиереях Прозорове и Розанове передать на суждение имеющего быть образованным Епархиального Совета Германской епархии, решение коего по сему делу представить на утверждение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей.

V. Собор Архиереев ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:  о составе Архиерейского Синода.

ПОСТАНОВИЛИ: Оставить нынешний состав Архиерейского Синода.

VI. Собор Архиереев СЛУШАЛИ: доклад по вопросу об усилении денежных источников Архиерейского Синода.
 

На основании бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять указанные в докладе предложения, а именно: 1). Для облегчения Синодального бюджета признать необходимым образовать независимо от Синодальных сумм особый капитал для выдачи Преосвященным, входящим в состав Архиерейского Синода, на случай сокращения производящегося им ныне вознаграждения. Для сего образовать Комитет в составе Преосвященных Епископов Гермогена и Феофана и Управляющего Синодальной Канцелярией Е.И.Махароблидзе.

2. Просить всех правящих Преосвященных, чтобы аккуратно и безусловно производились установленные на общецерковные нужды тарелочные сборы и 7% отчислений от церквей, установленные определением Всезаграничного Синода Русского Православного Церковного Собора 1921 г. (см. "Церковные Ведомости", 1922 г., №1) и без промедления высылались таковые на Архиерейский Синод.

3. В дополнение к существующим срокам для тарелочного сбора на обще-церковные нужды установить еще дополнительный сбор в Троицын день и в последнее воскресенье перед Покровом.

4. Обратиться к пастве с особым призывом к пожертвованиям на церковные нужды, оттенив, что враги Церкви сильны денежными средствами в то время, как всякая церковная работа крайне стеснена за отсутствием средств. Составление сего послания поручить Преосвященному Епископу Гермогену.

5. Независимо от вышеприведенных пунктов сего определения просить правящих Преосвященных учредить Комитеты на местах для сбора и изыскания источников средств на обще-церковные нужды. Во главе сих Комитетов могут стать сами Архиереи, а в других местах – видные общественные деятели и бывшие члены Всероссийского Священного Собора.

 

6. П.5 доклада принять и уполномочить на проведение его Управляющего Синодальной Канцелярией.


VII. Собор Архиереев слушали: доклад Ревизора Преосвященного Епископа Феофана с заявлением о том, что им уже почти 5 лет проверяется денежная отчетность Архиерейского Синода с приходо-расходными книгами и оправдательными документами к статьям прихода и расхода за каждый месяц, и должен засвидетельствовать, что денежная отчетность ведется безукоризненно, исправно и аккуратно и полагал бы справедливым выразить Управляющему Синодальной канцелярией благодарность.
 
ПОСТАНОВИЛИ: 1.Благодарить Управляющего Синодальной канцелярией Е.И.Махароблидзе за его отлично-усердные труды и полезную деятельность, а также выразить благодарность его сотрудникам по канцелярии, которые, по его заявлению, являясь его верными помощниками в этой работе, имеют право на выраженную ему благодарность.

2. Выразить благодарность Ревизору Преосвященному Епископу Феофану за его безвозмездные труды по проверке денежной отчетности по Архиерейскому Синоду.

VIII. Заканчивая свою работу, Архиерейский Собор ПОСТАНОВИЛИ:1). Благодарить Свят. Патриарха Сербского, давшего возможность русским иерархам собраться для обсуждения церковных дел.


2). Благодарить секретаря Собора Преосвященного Епископа Тихона и его помощника Е.И.Махароблидзе за труды по Соборной Канцелярии.             

 Подлинный протокол за надлежащими подписями.

 

 

АКТ №1
 
СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ


 26 августа/8 сентября 1927 года.

 Обсудив дело о Митрополите Евлогии и его викариях и признавая Митрополита Евлогия за совершенные им деяния заслуживающим по священным канонам извержения из священного сана, Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей, действуя в качестве архиерейского суда, ОПРЕДЕЛЯЕТ:


Утвердив постановление Архиерейского Синода, от 13/26 января 1927 года, совсем уволить Митрополита Евлогия от должности Управляющего Западно-Европейскими Православными Русскими Церквами.

Временно запрещенного в священнослужении Митрополита Евлогия запретить в священнослужении, с пояснением, что со времени его запрещения богослужения  его безблагодатны, таинства, им совершаемые, не таинства, а совершаемые им хиротонии – неканоничны.

Утвердив определение Архиерейского Синода, от 3/16 июля, касательно викариев Западно-Европейской епархии Архиепископа Владимира и Епископа Сергия, уволить от занимаемых ими должностей и запретить их в священнослужении насовсем.

Поручить Архиепископу Серафиму и Епископу Тихону призвать в последний раз тех из духовенства их епархий, кои подчиняются и поныне запрещенному в священнослужении и отрешенному от управления Западно-Европейскими Русскими Православными церквами Митрополиту Евлогию, к повиновению Собору и Синоду, и предупредить, что по истечении указанного им срока, они будут отстранены от должностей и запрещены в священнослужении, в случае дальнейшего противления Соборному решению.
 

Объявить от имени Собора мирянам, что таинства, совершаемые запрещенными в священнослужении Митрополитом Евлогием, Архиепископом Владимимром и Епископом  Сергием и подчиненным им духовенством, не таинства, и если они не прервут канонического и молитвенного общения с запрещенными, то по священным Канонам подлежат отлучению от Церкви, как раскольники.

Ввиду получения последнего послания митрополита Сергия о лояльности к советской власти, вызывающего необходимость вполне самостоятельного управления заграничной частью Русской Церкви, в последний раз призвать Митрополита Евлогия к повиновению Архиерейскому Собору и Синоду, и если он подчинится, снять с него запрещение в священнослужении, дабы возможно было созвать Всезаграничный Церковный Собор с его участием.

 Подлинный акт за надлежащими подписями.

 

АКТ №2

СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

26 августа/8 сентября 1927 года.
 

 Обсудив дело о Митрополите Платоне и его викариях и признавая Митрополита Платона за совершенные им деяния заслуживающим по священным канонам извержения из священного сана, Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей, действуя в качестве Архиерейского суда, ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1.Утвердить постановление Архиерейского Синода, от 18/31 марта 1927 года, об увольнении  Митрополита Платона от управления Северо-Американской епархией.

2.Лишенного права священнослужения в пределах Северо-Американской епархии М.Платона, запретить в священнослужении, с пояснением, что со времени его запрещения богослужение  его безблагодатно, таинства, им совершаемые, не таинства, а совершаемые им хиротонии – неканоничны.

3. О викариях Митрополита Платона иметь суждение Архиерейскому Синоду по получении отзыва от Преосвященного Аполлинария, Епископа Северо-Американского, согласно Соборному определению от 23 августа/5 сентября сего года.

4. Объявить от имени Собора духовенству и мирянам, что таинства, совершаемые запрещенным в священнослужении Митрополитом Платоном и подчиненным ему духовенством, не таинства, и если они не прервут канонического и молитвенного общения с запрещенными, то по священным Канонам подлежат отлучению от Церкви, как раскольники. Для чего от имени Собора обратиться к духовенству и пастве Северо-Американской епархии с особым посланием, составление коего поручить Преосвященному Епископу Серафиму.

5. Ввиду получения последнего послания митрополита Сергия о лояльности к советской власти, вызывающего необходимость вполне самостоятельного управления заграничной частью Русской Церкви, в последний раз призвать Митрополита Платона к повиновению Архиерейскому Собору и Синоду, и если он подчинится, снять с него запрещение в священнослужении, дабы возможно было созвать Всезаграничный Церковный Собор с его участием.

Подлинный акт за надлежащими подписями.

 

ПРОТОКОЛ №10

СВЯЩЕННОГО СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 

 Собор Архиереев, заслушав протоколы и акты за №№3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 1 и 2 (акты) Архиерейского Собора, ПОСТАНОВИЛИ:   Утвердить их.


27 августа/9 сентября Председатель Архиерейского Собора Высокопреосвященный Митрополит Антоний объявил Собор закрытым.

По окончании работы Собора в Дворцовой Патриаршей Церкви был отслужен благодарственный Господу Богу молебен.           

Подлинный протокол за надлежащими подписями

Верно:

За Управляющего Синодальной канцелярией  В.Огородников