Троица
Когда-то великий святитель и учитель Церкви святитель Григорий Богослов, произнося свою вдохновенную беседу в Праздник Св. Троицы, начал ее словами: «Пятидесятницу празднуем, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежды исполнение». И дальше в этой вдохновенной беседе он говорит: «Дух Святый бе присно, есть и будет, не бе начинаяй, не бе престаяй, Самоблагий, Источник благостыни, Свет и Света податель». Эти его прекрасные, глубокие и поэтически-красивые слова Св. Церковь взяла в содержание тех светлых, радостных, праздничных стихир, которые мы с вами вчера слышали здесь за всенощным бдением. Святителю Григорию Богослову принадлежат эти священные слова.\
– Итак, мы с вами Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие.
Когда-то Господь Иисус Христос на Тайной Вечери сказал Своим ученикам о том, что Он от них уходит, и, видя их печаль, сказал им: «лучше для вас , если Я пойду, ибо, если Я не пошел бы сейчас (на Мои страдания), то Утешитель не пришел бы к вам, а если пойду , – сказал Господь, – то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7).
Для нашего спасения необходимо было, чтобы не только снята была греховная вина с нас за наши грехи, но, в то же самое время, мы с вами были исцелены от той порчи, которая уже тысячи лет передается в нас от поколения к поколению...
Представьте себе мальчика, которому родители дали новый, нарядный костюм и сказали, чтобы он его берег. А он стал легкомысленно шалить, был небрежен и его запачкал и порвал. Увидел это, стыдно стало, побежал к родителям просить прощения. Добрые родители, простили, сняли с него вину. Но этого мало. Костюм надо поправить и вычистить. Так – и в деле спасения нашего. От греховной вины, от тяжести греховной освободил нас Господь наш Иисус Христос. Какой ценой – мы с вами знаем. Когда вы смотрите на изображение Его пречистых страстей, видите, как Он упал под Крестом, помните: этот Крест Его придавил своей тяжестью потому, что на Кресте висели все страшные грехи и беззакония наша: и мои, и твои, и всего человечества. И вот эта-то страшная тяжесть грехов как бы пригнула, придавила Спасителя нашего, измученного уже, истерзанного, окровавленного – придавила Его к земле. Не смог Он больше нести Своего Креста. Но сохранилось сказание, что, когда праведник Симон Киринейский подбежал к Кресту, чтобы поднять его и помочь Спасителю нести, то он и сдвинуть с места не мог этой страшной тяжести, и тогда Сам Господь Своею всемогущею силою помог ему поднять этот Крест. Страшна была его тяжесть, ибо на нем были все наши грехи, которые Господь пригвоздил ко Кресту – освободил и нас от них. Так – Его крестным подвигом мы освобождены от бремени тяжкого греховного.
Но этого мало. Грех человека изуродовал, исказил и загрязнил. Для того, чтобы его омыть, очистить, просветить и освятить и пришел Дух Святый «в видении огненных языков» (Деян. 2:3) на святых Его учеников и апостолов, и тогда – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18:5). И вот это преславное событие – сошествие животворящего, преблагого Утешителя Духа к людям – мы и празднуем ныне.
В одном из псалмов есть замечательное выражение (этот псалом всегда читается в конце шестопсалмия): "душ а моя яко земля безводная Тебе» (Пс. 142:6). Представьте себе землю, в которую посажены добрые, плодородные семена. Но она засохла без влаги и потрескалась, и какие бы добрые семена ни были бы в ней посажены, они не взойдут, пока будет эта страшная засуха, пока земля засохла без влаги. И вот – «душа моя яко земля безводная к Тебе» – исповедуется человек устами псалмопевца Давида Богу всеблагому.
В душе человека есть добрые начала – остатки ведения истины, потому что Господь-Творец при творении щедро одарил человека всяким добром, и остатки этого добра и теперь есть в душе. Семена добра в ней есть, но они бесплодны, потому что "душа наша, яко земля безводная» . Есть в ней жажда благочестия, но нет влаги благодатной – иссохла она, и добрые Семена остаются бесплодными.
Вот потому-то в этот день мы и молимся коленопреклоненно – молимся чудными, составленными св. Василием Великим, молитвами о том, чтобы Господь в этот светлый праздничный день освятил, укрепил духовно и очистил нас. Без благодати Его Духа, без Его силы мы так и останемся безводной, засохшей и бесплодной землей.
Припомни, душа христианская, сколько раз ты обещала своему Богу исправление? Как будто бы были искренние, добрые намерения на исправление, на обновление жизни, а где оно? Все те же грехи, все те же страсти, все та же нечистота!
Вот потому-то и надо нам молиться Господу, особенно в этот светлый день Пятидесятый, чтобы Господь нас очистил, укрепил благодатью Духа Своего Святого. Когда она освятит наши души, то они, как земля, вначале безводная и бесплодная, но под действием орошающей влаги принесшая плоды, по благодати Божией, могут принести плоды новой жизни, но, повторяю, только тогда, когда благодать Духа Святого оживотворит их, как живительная влага засохшую землю.
Будем же во время чтения этих молитв молиться Господу от всей души, чтобы Господь помиловал нас и послал нам исправление и обновление жизни и твердую решимость стать на добрый христианский путь. Аминь.
Троица. Рождение Церкви Христовой
Как раз, вскоре после Вознесения Господня и дня сошествия Святого Духа на апостолов, начала свое существование Церковь первых христиан. Из церковной истории и из Книги Деяний Апостольских мы знаем, что Церковь, находясь среди мира, о котором говорит апостол, что «мир во зле лежит» (1Ин. 5:19), была обособлена от него и не сливалась с ним. В Книге Деяний Апостольских, например, сказано, когда упомянуто было, как рождалась Церковь, что никто из посторонних, т.е. не христиан, не смел пристать к ним, а только те, кто благословляя в них Бога, видели жизнь христианскую, видели, как живет и славит Бога эта первая Церковь. И, конечно, отличались христиане от окружающего мира тем, что они непосредственно переживали и исполняли все святые Христовы заповеди, церковные законы и установленные правила церковные и исполняли усердно и неукоснительно, точно и радостно.
Так было когда-то у нас на Руси-матушке. Когда жизнь всего русского быта была, по существу, если не по монашескому, то во всяком случае, жизнь была благочестивою, ибо каждый русский человек, в те далекие, но в известном смысле, благословенные времена, сознавал себя постоянно всюду и везде сыном или дочерью Православной Церкви и жил, именно не находясь внутри церковной ограды, также свято, усердно и неукоснительно исполняя святые церковные правила, порядки и послушания. И в частности, соблюдая церковные посты. Русский человек тогда и не мыслил, что можно не исполнять поста. Поражались все иностранцы, приезжавшие на Русь, и православные из других поместных Церквей, тому, как строго постился русский народ, как русский человек строго исполнял устав церковный.
Но время, конечно, шло и увы! – перемена наступает не в добрую сторону. Уже преподобный Серафим Саровский настойчиво говорил, что приближается гнев Божий на Русь за то, что русские православные люди потеряли должное усердие к послушанию Церкви и уже не так усердно и правильно исполняют ее уставы и, в частности, перестают соблюдать посты. И все больше и больше отходила Россия от этого точного послушания Церкви. В народных церквах сохранялось это в значительной степени, а вот «в верхах», в так называемой аристократии, все дальше и дальше отходила. Но тот, кто горел духом настроенности христианской, тот всегда посты исполнял.
Тут, невольно, вспоминается очень большая и светлая фигура одного большого русского человека, мыслителя и писателя, человека большой культуры Алексея Степановича Хомякова. Человек разносторонне одаренный, больших дарований, в частности, глубокого, широкого, самостоятельного, светлого и творческого ума. Он знал все, кажется, сокровища русской культуры и не только русской. Он в то же самое время был величайшим знатоком святоотеческого богословия. Не только, как носитель его, знает его, но и напоен его удивительным святым спасительным духом – святоотеческой святыни. И вот, будучи верным сыном Церкви, мудрым, знающим богословие, победоносно защищал Православие против всех инославных исповеданий. Он, благодаря своему высокому культурному уровню, стоял наравне со всеми верхами аристократического общества, и был там свой человек, но резко отличался от них тем, что неукоснительно, точно соблюдал церковные посты. И когда другие выражали этому удивление, он в свою очередь удивленно говорил: «А как может быть иначе, как может православный христианин не слушаться Православной Церкви?» Но вокруг него уже, повторяю, в этом отношении был сильный распад.
Но в наше время, дело пошло еще дальше. Сейчас мы знаем, что некоторые русские люди, считающие себя православными, даже и не знают, например, того, что несколько дней тому назад начался Рождественский пост, который готовит нас к великому и светлому празднику – Христова Рождества. Поразительно, как легко, легкомысленно, преступно относятся теперь, как будто бы верующие, православные люди к этому священному церковному установлению. Казалось бы, когда мы видим кругом себя, всюду, начинающуюся, действительно, апостасию, т.е. отступление от учения Церкви, от Христовой истины, от Христова Евангелия, должно бы было это вызвать спасительную реакцию в нас самих. Видя, как всюду попирается церковность, мы должны были бы подчеркнуто это установление поста хранить так, как первые христиане хранили среди развращенного языческого мира. Но увы! – нет, в нас ни мужества, ни стойкости. Человек живет, в этом отношении, по течению, а течение это идет в пропасть.
А как стойки были христиане первых веков. Завтра Церковь молитвенно прославляет святого мученика Варлаама. Необычен был мученический подвиг его – не требовали от него прямого и позорного отречения от Христа Спасителя, а требовали, в смягченном виде, неверности Христу. Требовали, чтобы он бросил горсть ладана на уголь, на угли, которые горели при жертвоприношении языческом пред идолом, т.е. чтобы он на эти угли бросил бы, принесши жертву фимиама, жертву благоухания идолу языческому. Наотрез отказался Варлаам. Никакие уговоры и запугивания не могли его заставить сделать это. Разъяренные мучители тогда притащили его к этим углям, к огню, насильно вложили в его руку ладан и насильно же простерли его руку туда пред огнем, так что, пылая, огонь страшно опалил его руку. Но мужественно, выдерживая страшную огненную пытку, стоял мученик, с крепко сжатою рукою и не исполнял то, что от него требовалось. Стоял он так, с горевшею рукою, пока, наконец, не обгорели пальцы и не отпали. А он все стоял и стоял. Так и не сделал то, чего требовали от него. Вот как стойки были тогда и как малодушны, как слабосильны, как неверны в наше время!
Эти примеры такого стояния за правду, такой верности Христу Спасителю и Его учению, должны бы воодушевить каждого христианина. Но увы! – о таких подвигах мало кто и знает, мало кто и читал или слыхал. Будем помнить, братие, какие были христиане древности и их святой пример стойкости и могучей верности пусть заставят и в наших сердцах воспламениться этой верности во Славу Господа! Уже Иоанн Кронштадтский жаловался на то, что не ревнуют люди о посте совсем. Так вот, повторяю, может быть та ужасная картина, о которой мы тут в беседах читаем, может быть она побудит нас к тому, чтобы опомниться и стать во всем верными Христу и верными Церкви Его святой. Аминь.