Торжество Православия. Византия, 14 век Почитая иконы, мы почитаем не дерево и не краску на дереве, но сии живые и присутствующие небесные силы. Имея страх перед иконами, мы имеем страх перед шестью силами. Получая утешение и радость от иконы, мы на самом деле обладаем утешением и радостью от небесных сил, на иконах изображенных . Только безумные и одержимые злыми духами люди считают иконопочитание идолопоклонством. Кто, как не Церковь Православная, веками противостоит идолопоклонству? Кто иноной жертв в той войне победоносной борьбы? Кто иной упразднил идолопоклонство? И разве Церковь, уничтожившая идолопоклонство, может быть идолопоклоннической? Такую хулу на Церковь Божию возводили нечистые еретики, мысли плотским, а не духовным умом. По грубости своего рассуждения они не смогли отличить иконопочитания от идолопоклонничества. Когда их использование доводы не помогло им, огнем и мечом воздвигли гонения на иконы и на читающих их. Огнем они платили иконы, а мечом усекали православных. Но, поелику крепости Божия сильнее и пламя, и замечание, еретики в конце концов пали и судьбы, а иконы остались, чтобы и далее украшать Божии храмы и напоминать верным о великом и страшном ожидании Бога и небесных сил жизни в видимой на земле. В честь победы над иконоборцами и последствия восстановления иконопочитания во времена патриарха Мефодия, благочестивой царицы Феодоры и сына ее Михаила святые и богоносные отцы определили сей первый недельный день Великого поста для празднования этого события. День сей называется также «Торжество Православия», в воспоминание о победе православного вероисповедания над еретическим пустословием и земным мудрованием. В связи с этим избрано для спортивного евангельского чтения зачало о Нафанаиле: о том, как сомневался он во Христе, пока отстоял далеко от Него, и как преобразовано ко Христу, лишь только оттуда Него. Да явится чрез то и назначение Божия для помощи маловерных к вере, и чудотворное могущество владения сего! Во время оно Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром . После Своего крещения на ориентире Иисус Христос пришел в Галилею, где Ему надлежало начать Свои труды. Развращенный ум Иудеи не был достоин того, чтобы Свое дело начал среди ее жителей. Иудея с Иерусалимом по своим принадлежностям к земному и чувственному палату ниже языческих краев. Галилея была языческой, населенной в основном эллинами, римлянами и сирийцами, охватывая лишь слегка слегка слегка разбавляли евреи. Евреи из Иудеи презирали Галилею как землю языческую, землю тьмы и неведения. Именно в этом презираемом краю должен быть воссиять свет великий, как сказано пророком: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, приходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис.9:1-2). Уже тем самым, что Он отверз Своих Божественных уста сперва в этой Галилее, представлявшей собою смешение народов, собрал всечеловеческое предназначение Своего Евангелия. Явившись же сперва в сем темном и заброшенном уголке отчаяния, Он тем показал, как Свое смирение, так и приговором безумной гордости помраченного и разенного Иерусалима. Андрей прежде всех сам пошёл за Господом и без призыва и привел своего брата Симона Петра (Ин.1:35 и ниже); Филиппа же посещает: иди за Мною . Филипп сразу после окончания функции без каких бы то ни было колебаний; это ясно из того, что он, возгоревшись ревностью о Христе, тотчас же начинает набирать и других добровольцев того и приводить их ко Господу. Быстрое решение Филиппа немедленно возникает за Господом, можно объяснить тем, что он, вероятно, прежде слышал о Христе от своих соседей Андрея и Петра (поскольку все они были из одного города, Вифсаиды), а может быть, и от других. Однако, скорее всего, притягательная личность Самого Господа его вмиг подвигла все оставить, все забыть и пойти за Ним. И притом могучая личность Христова весьма покорила Филиппа, что, как уже было сказано, он не только пошел за Господом, но тут же начал и апостольское служение, то есть стал привлекать ко Христу и других людей, проповедь далее: Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророках, сын Иосифова, из Назарета . Как просты слова Филиппа! Се, беседуют две алчущие души, душа Филиппа и душа Нафанаила! Филипп не говорит: «Мы нашли обетованного Мессию», или «Сына Давидова», или «Царя Израилява», или «Господа Христа»; он только дает Нафанаилу понять: они нашли Того, о Котором писали Моисей и пророки. Сие глаголет душу, исполненную удивления и радости. Наисильнейшие чувства себя не выбирают слова, выражают просто, иногда и препросто, как будто они сами о себе уверены: их сила проявится и в обычных словах .Слабые и мнимые чувства куют себе серебряные трубы из громких и пышных слов, дабы показать себя более совершенными и правдивыми, чем они суть.
|