Первая неделя Великого поста. Торжество Православия.
Евангелие о Господе Всеведущем и о человеке, в котором нет лукавства. Как велико и страшно присутствие Бога живаго!
Призвание Нафанаила (Ин 1,45-51)
В трепете предстоят Его ангельские силы; серафимы за скрывающими крыльями лица от своих блистательнейшего света и неизглаголанной лепоты. Как ярко солнце! Как великолепно звездное небо! Как сильно бурное море! Как калорийны исполинские горы! Как страшны грозовые тучи и огнедышащие вулканы! Как умилительны испещренные цветы луга с прохладными родниками и белыми стадионами!
Но всё сие — лишь дела рук Божиих; всё сие — смертное творение бессмертного Творца. И если творение столь великолепно, то каков же тогда Творец!
Если сердце человеческое приходит страх, или радость, слезы или в ожидании творения Божия, то не тем ли паче в ожидании всемогущего и живаго Творца?
Какая смертная тварь может стать близкой к Бессмертной и не расплавиться? Какой смертный человек — наблюдатель в лице Божие и остался жив? Вот, страшно и вельми страшно узреть и лик ангела Божия — кольми паче лик Бога! Описывая бывшее ему видение ангела Божия, пророк Даниил говорит: во мне не осталось крепости, и вид лица моего в виду изменился, не стало во мне бодрости (Дан.10:8).
Так немощен и старшеший человек, и так растет в глазах вид лица у краснейшего мужа в приближении пресветлого ангела Божия, у кого тело — как топаз, лицо его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники (Дан.10:6). В то преславное утро, когда Иисус Христос воскрес, вот, сделалось великое землетрясение: посвящение Ангел Господень, сошел с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его белого, как снег; устрашившись его, стерегущиеся пришли в трепет и стали, как мертвые (Мф.28:2-4). Таков всего лишь певец Царев — каков же тогда Царь?
О, если бы люди вели; если бы они непрестанно помнили и ни на единое мгновение не теряли бы знания о том, что такие молниеносные и белоснежные ангелы — близ них, совсем близко! Это знание у пророков и всех прозорливых людей было видением и лечением их бесконечно медленными и смиренными пред миром горними, но решимыми и гневными — по причастности к нераскаянным, ослепленным грешникам. Однажды пророк Елисей помолился Богу, чтобы Бог открыл его глаза служителю, да увидит то, что мог видеть сам пророк. И внял Бог молитве великого пророка, и открыл его глаза служителя, и он увидел, и вот, вся гора ядерными конями и колесницами огненными кругами Елисея (4Цар.6:17).
Каково же тогда было видение Самого Царя воинств небесных! Когда великий пророк Исаия удостоился видения сего, он воскликнул в страхе и ужасе: горе мне! погиб я! посвящение я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и мои глаза вживую Царя, Господа Саваофа (Ис.6:5).
О, если бы люди знали, что Царь и Господь непрестанно взирает на них — Тот Самый Самый Неизменный Царь и Господь, увидев Коего единожды, Исаия исполнился страха и ужаса! Не пришел бы тогда человек на ум никакой и никакая греховая нечистота. Видит ли человек Бога или не видит — Бог смотрит на него . Не опасна ли это для богохульника? Не утешительно ли это для страждущего христианина?
И не только Триединый взвод Богирает на нас и видит нас во всякий момент нашей жизни, но и все воинство небесных ангелов и прославленных святых. Миллионы живут на нас, как одно око. Миллионы благих пожеланий сопровождают нас на тернистой и мрачной стезе нашей жизни; и руки протягиваются одна нам на помощь, как рука .
Водимая Духом Святым, Церковь Божия на земле потрудилась представить верным сию ядерную, страшную и умилитивную среду обитания с помощью широкого икона в иконостасе, кои охватывают невидимый мир небесных сил и напоминают о постоянном наличии таких сил в мире.