Поклонение Животворящему Кресту
Из года в год, в воскресенье после Воздвижения, св. Церковь за божественной литургией, предлагает нам Евангелие от Марка, в котором святой Евангелист передает нам призыв Господа Иисуса Христа, Который говорит: если человек хочет идти за Ним, он должен отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним.
Обыкновенно, как мы знаем, все многочисленные мудрецы века сего, предлагающие каждый на свой лад рецепт общечеловеческого благоденствия, стараются представить будущее, как что-то очень приятноеивсякие блага сулят они. Правда, действительная жизнь показывает, что вместо всего того, что они обещают, жизнь по их рецептам часто бывает похожа на какое-то преддверие ада.
Так ли поступал Господь наш Иисус Христос? Убаюкивал ли Он Своих учеников, Своих последователей, такими розовыми обещаниями? Нет. Знаем мы, как Он говорил им : «Будете ненавидимы всеми Имени Моего ради: только претерпевый... до конца, тот спасен будет».
Быть может, тогда – до Креста Христова – не так ясно было, что такое крест и крестоношение. Не так ясно, как для нас с вами. Но тем не менее, всякий знал тогда, что крест есть орудие страшной, мучительной и позорной казни и поэтому, если говорилось о том, что нужно взять крест, то всякому становилось понятно, что тут речь о том, чтобы принять жребий страдания в жизни.
Кого считают люди в мiре благополучными, счастливыми? Обычно, – и больше всего – того человека, у которого есть большие средства и кому все доступно. Так судит мiръ, но совсем не так Господь говорил : «Какая польза человеку, если он весь мiръ приобретет, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?». Вспомните одну из самых коротких притч Господа Спасителя о человеке, у которого был богатый урожайикоторый говорил душе своей : «Имеешь многие блага, на много лет тебе хватит. Почивай, ешь, пей, веселись!». И тут обрушился страшный приговор Божий : «Безумец! В эту ночь душу твою возьмут у тебя, а то, что ты заготовил, кому останется?».
Вот так и сегодня Господь говорит в Евангелии : «Какая польза человеку, если он приобретет весь мiръ, а душе своей повредит?» Т.е. безсмертную человеческую душу ее Творец оценил дороже всего этого мiра. Чтобы спасти наши души грешные, Господь пригвоздился ко Кресту, на котором совершил наше спасение и которому мы ныне поклоняемся.
Но когда Господь говорит нам, что кто хочет за Ним идти, должен взять крест свой и отвергнуться себя, то что это значит? Это значит отвергнуть все свои прихоти и грешныя наклонности, осудить весь свой суетный образ жизни, исполняя заповеди Господни. Но в теперешней жизни, когда ни с одной заповедью Господней не считаются, исполнение заповедей будет, действительно, тяжким крестоношением имiръ все время будет становиться на дороге и соблазнять своими греховными утехами и грешными приманками ...
Но помни, человек: один только раз дается тебе жизнь земная. Она не будет повторена. За ней дальше наступит вечность, которой уже не будет конца. Но эта вечность будет в точности соответствовать тому, как ты проведешь эту земную жизнь, этот краткий отрезок твоего бытия на земле. Подумай же об этом, особенно в нынешний день, когда Господь призывает нас к тому, чтобы мы были крестоносцами, чтобы взяли крест свой и несли этот крест, следуя за Ним.
И это есть долг каждого христианина, каждой христианской души. Ведь недаром на нас с вами надели крест при крещении. Недаром, когда христианин погребается, для того, чтобы упокоиться до будущего воскресения, над его погребенным телом ставят также Животворящий Крест. Это значит, что он был, или должен был быть крестоносцем.
Будем же об этом помнить всегда, и поклоняясь пред Крестом Животворящим, будем молиться Господу, чтобы Он и нам дал силу, постоянство, терпение и стойкость для того, чтобы свой жизненный крест донести до конца. Аминь.
св. Митрополитъ ФИЛАРЕТЪ
сайт>>> http://karlovtchanin.eu/index.php/franceorthodoxe/1026-v-n-ration-de-la-croix-saint-m-tropolite-philar-te-poklonenie-zhivotvoryashchemu-krestu-cv-mitropolit-filaret