САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 12.06.2022 СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Архиепископ Иннокентий Херсонский

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

12.06.2022 СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Архиепископ Иннокентий Херсонский PDF Напечатать Е-мейл

 
 

СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Этими великими и святыми словами пастыри Церкви начинают обыкновенно все собеседования, братья мои. Но в другие дни эти святые слова служат только святым заглавием церковных бесед, а в нынешний день они могут составить и предмет для поучения, т.к. сегодня у нас праздник в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Живоначальной и Нераздельной Троицы. О чем же и беседовать сегодня более своевременно, как не о тех Лицах, Которых мы празднуем?

Трудно, правда, смотреть на солнце, а еще труднее смотреть на Пресвятую Троицу: теряется зрение, слепнет ум! Таким образом ослепли еретики Арий, Македоний, Савелий, Несторий. Так слепнут и ныне те, кто старается постичь дерзкими очами Пресветлый Лик. Но мы поступим не так, а, подражая примеру богомудрых и вселенских учителей, вооружим свое слабое зрение словом Божиим, которое, приближая к нам духовное солнце, в то же время умеряет для нас блеск его лучей. Это средство будет для нас самым благонадежным, ибо в слове Божием говорит о Себе или сам Отец, или сам Сын, или сам Дух Святой. Им ли не сказать о Себе, как должно?

Что же открывает нам слово Божие о Боге? Открывает то, что Бог един во всей полноте этого слова. Однако, единый по Существу Своему, Бог состоит из трех Лиц. Ибо это Тот же, Который на Синае явился Моисею единым, и Тот же самый на Иордане открылся в трех видах, а потом через Евангелиста Своего провозгласил: «трое свидетельствуют на небе – Отец, Слово и Святой Дух, и эти три едины суть» (1 Ин. 4, 7). И сам Сын Божий, посылая Апостолов для обращения всего мира из тьмы к свету, повелел им крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После этого для нас не существует проблемы исповедывать Бога единого или троичнаго. Признавать, почитать и проповедывать Пресвятую Троицу – это наша обязанность, потому-что это основание нашей веры, предмет нашей любви и залог нашего упования. Это – жизнь вечная! Ибо кто искупил нас Своею кровью, как не Бог-Сын? Кто освятил нас благодатью Своею, как не Бог – Дух Святой?

  Поэтому, в едином Боге мы исповедуем трех – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Бог Отец именуется так потому, что Он, будучи исходным началом всего Божества, предвечно родил Сына и предвечно же произвел из Себя Пресвятого Духа. Бог Сын именуется так потому, что Он рожден от вечности Отцом из собственного Его Существа, а во времени Он же, как человек, благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Бог Дух Святой именуется так потому, что Он предвечно вдохновлен Отцом и Сам одушевляет все сущее, особенно души разумные. Чем отличаются между Собой Лица Божества уже явно из самого названия их: Бог Отец Сам по себе существовал всегда; Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа; Бог Дух Святой исходит от Отца, но не рождается и сам тем более не рождает и не производит. Отцовство, сыновство и происхождение – три отличительные свойства Лиц Божественных! Отличаясь друг от друга таким образом, эти три Лица составляют одного и того же Бога, единого по силе, единого по воле, единого по славе и могуществу.

Так, следуя слову Божию, учит о Боге святая Церковь, учит, не предполагая, чтобы этим сказано было о Боге все возможное и что сказанное вполне и совершенно выражало Божественное бытие.

Нет, Церковь, несмотря на ее достоинство как невесты Христовой, далека от дерзкой мысли знать всё о Боге и Его бытии. Она именует учение о Святой Троице таинством, т.е. таким предметом веры, который превышает наш ум, а что превышает ум, то не может быть объяснено словами, а что объяснено словами, то уже не таинство.

Что наиболее понятно всем в таинстве веры, так это благодеяния, которыми каждое Лицо Пресвятой Троицы ознаменовало Себя в отношении к людям. У этой стороны таинства нет ничего неясного, нет никакого недоумения. Бог Отец – это величайший Благодетель наш, поскольку Он воззвал нас из небытия, почтил Своим образом, не оставил и падших, послал Своего Единородного Сына искупить нас и Пресвятого Духа освятить нас. Бог Сын – это величайший Благодетель наш, поскольку после злополучного преступления нами заповеди эдемской Он принял на Себя всю ответственность за наши грехи и всю тяжесть нашего падения. Для восстановления нас в первобытное совершенство Он облекся естеством нашим, жил среди нас, умер за нас и воскрес для нас. Бог Дух Святой – это величайший Благодетель наш, поскольку, несмотря на бестелесную святость Свою, Он не гнушается нас, грешных и нечистых, а осеняет Своею благодатью Церковь и все, что в ней. Порождает, укрепляет и врачует наши души, умерщвленные грехами, в таинствах, просвещает нас через вдохновленных Им пророков и апостолов, даже благоволит таинственно обитать в каждой верующей душе для приготовления ее к переселению в вечное жилище Пресвятой Троицы. Кратко говоря, все учение слова Божия о действих Бога Отца, Сына и Духа Святого состоит из повествования о Их благодеяниях грешному роду человеческому в разных видах.

Именно против этого, самого возвышенного, утешительного и всепросвещающего учения не раз восставал близорукий разум человеческий со своими жалкими сомнениями и возражениями! Он же, кичливый и дерзкий, хотел бы, чтобы перед ним была открыта вся полнота Божества! Однако, стоит приподнять только край завесы указанием на единство трех Лиц, и бедный разум не может снести сияния Святой Троицы. Что же было бы, если бы Триединое явилось ему во всей Своей полноте? Но пусть разум посмотрит вокруг себя, и он во всем мире увидит тройственность. Так, все вещи существуют во времени и пространстве, но время тройственно: прошлое, настоящее и будущее. Пространство также тройственно: длина, ширина и высота, или глубина, что то же самое. Чем держится весь мир? Силою центробежною, центростремительною и вращательной. Из чего состоит каждый день? Из утра, полдня и вечера. Из чего слагается каждая ночь? Из сумрака, полночи и рассвета. Что видим в каждой вещи? Форму, цвет и вес. Всем этим и многим другим вся видимая природа выражает тройственность той силы, которая извлекла ее из ничтожества.

Но если Божественная Троица сияет во всем мире, то в человеке, созданном по образу Божию, она отражается с большей полнотой. Тут везде и во всем тройственность, начиная с видимого состава нашей природы: наше тело со способностью рождать, наша душа со способностью чувствовать, наш дух со способностью воспринимать высшее, Божественное. Возьмем ли тело человека: здесь видимая тройственность состава – костей, плоти и соков. Возьмем ли душу: тоже тройственность – чувства, понятия и желания. Возьмем ли дух, опять три: ум, воля и свобода.

Среди такой тройственности во всем сотворенном, чувственном и духовном, идти против тройственности в Существующем вечно, не значит ли закрыть глаза и не видеть света среди полудня? Такова участь тех, кто, отвергнув руководство слова Божия, доверяются только своему бедному разуму! Переходя от заблуждения к заблуждению, они нередко доходят до того, что начинают сомневаться в собственном бытии.

Пожалев о таком неразумии и пожелав заблуждающим просвещения свыше, обратимся, братия мои, к предмету нашего собеседования, вознесемся мыслью над всем сотворенным, приблизимся к престолу Триипостасного. Падем в благоговении перед величием совершенств Его, и как свидетельство нашей любви и благодарности за бесчисленные благодеяния к нам Пресвятой Троицы, принесем Ей в дар все существо наше. Богу Отцу принесем наше тело, да будет оно орудием к исполнению пресвятой воли Его. Богу Сыну принесем нашу душу, да воодушевится она силою креста Его. Богу Духу Святому принесем наш дух, да парит он в поднебесье, пламенея от дыхания Его. Благо тому, кто еще в этой жизни начал, как поет Св. Церковь, «светиться Троическим единством...». Аминь. Архиепископ Иннокентий Херсонский