САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 06.03.2022 Прощеное Воскресенье - Митрополит Филарет

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

06.03.2022 Прощеное Воскресенье - Митрополит Филарет PDF Напечатать Е-мейл


 Прощеное Воскресенье - Митрополит Филарет


Вероятно многим из вас известно, что в одной обители, когда происходила ссора 
между кем-либо из братий, между монахом или послушником, то духовный отец не 
разрешал им читать молитву Господню. Почему? Потому что в этой молитве мы 
молимся: “Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.”
Т.е., прости нам грехи наши (долги это — грехи), потому что и мы оставляем должникам
 нашим. Или: постольку поскольку мы оставляем должникам нашим. “Значит,” 
— говорил духовный отец своему духовному сыну — “если ты не оставляешь своему 
ближнему его грехов, то значит, ты просишь у Господа, чтобы Он не простил тебе 
грехи твои. А я не хочу, чтобы ты об этом молился. Поэтому, пока ты не помиришься, 
не читай молитву Господню.” Самим собой понятно, что сразу терялся покой и все время
 приходило на ум: “Какой же я, собственно, христианин, если я не имею права читать 
главную христианскую молитву?” И это быстро приводило к сознанию необходимости примириться.

Таким образом, Господь Свою милость, милость прощения наших грехов, ставит в полную связь 
с тем, как мы сами прощаем тех, кто против нас виноват.

В этот вечер — вечер Прощеного Воскресенья, по доброму обычаю, принятому в нашей Церкви, 
верующие просят друг у друга прощение, чтобы простить и получить прощение в грехах вольных 
и невольных, ведомых и неведомых.

Часто бывает так, что человек, тронутый этим умилительным, торжественным обрядом, охотно 
кланяется ближнему своему, прося у него прощенье, даже если он с ним как будто бы не сталкивался
 и может быть даже не встречался почти. Потому что бывают встречи и случаи, когда мы сами, того 
не зная, может быть чем-то или обидели, оцарапали нашего ближнего, его душу или же, каким-либо
 соблазном для него послужили. Один Господь все это ведает, а наши грехи, действительно, вольные
 и невольные и не только против нашего Господа, но и против нашего ближнего.

И вот и бывает, что человек с поклоном, смиренно просит прощенье у своего ближнего, но не находит 
в себе милости, так же смиренно склониться и просить прощенье у того, с кем он, действительно, 
поссорился. Нужно нам помнить об одном обстоятельстве, которое всегда облегчает в таких случаях 
долг примирения. Самолюбие человека мешает ему, оно решительно поперек становится и все нашептывает 
ему, что он — прав, а что другой виноват и что ему просить не в чем прощения. В действительности, как 
указывают святые отцы, и как иначе и быть не может, всегда, когда у нас получаются такие столкновения, 
обе стороны виноваты. Это нужно затвердить раз и навсегда! Потому что, если бы мы были, действительно, 
совершенными христианами, то и ссор у нас бы не бывало, а раз бывают, значит, мы христиане плохие,
а покрыть это можно только взаимным примирением. Вот почему подвижники духовно опытные, когда к 
ним приходили с вопросами, подобно вот таким: как примириться, как наладить отношения, они всегда 
говорили: “не занимайтесь никаким выяснением отношений, потому что запутаетесь и поссоритесь еще 
больше, а просто, по-христиански, поклонитесь друг другу и попросите прощенье и увидите, как все, что
 вас разделяло и волновало сейчас же растает, как воск от лица огня.”

Великий Пост есть время поста и молитвы, есть время покаяния, есть время, когда человек, в особенности,
 заботится о том, чтобы от милости Божьей получить прощение своих грехов. А вот, Господь предупредил, 
что если человек сам не примирится с ближним своим, не простит его, тогда напрасны все его молитвы 
о прощении. Господь ему ответствует: “Ты не прощал и не будешь прощен.” Вот поэтому-то наш долг,
 повторяю, смиряя себя, непременно примириться и главным образом и больше всего с теми, с кем у нас, 
действительно, отношения испорчены и безусловно, тем более вражда.

Постараемся сделать это от всей души, потомучто Господь, заканчивая одну из Своих притчей, сказал, что
 Отец Небесный грозно и строго поступит с нами, если мы не простим каждый от сердца своего. Не просто 
внешне надо примиренье, а именно от сердца своего, если простим ближнего своего прегрешения его 
против нас. Поэтому примиримся, братие, и прежде всего, конечно, мы служители Божьего престола, по
 самому положению своему, всегда могущие больше всех, кто бы то ни было, или дать соблазн каким-либо 
неосторожным проступком, или словом, или чем-либо обидеть кого-либо из наших духовных чад, нашей 
паствы духовной. Конечно, мы в первую очередь должны в этот торжественный, радостный и светлый 
вечер просить прощение у вас, наша возлюбленная паства. Вот я и прошу вас об этом, от своего лица,
 от лица всех наших возлюбленных сопастырей и служителей и всего нашего клира. Несомненно, 
во многом мы виноваты. Но помните, что любовь христианская все покрывает и поэтому во имя этой
 любви и по заповеди Господа, просим вас, простить нас. Простите нас, грешных!



***************************************************************************************

С сегодняшнего дня мы начинаем читать молитву Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух 
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, 
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения 
и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.

From today we start recite a prayer of Ephraim Syrian: O Lord and Master of my life, grant me not a spirit of 
sloth, despondency, love of power, and idle talk. But give to me, your servant, a spirit of sober-mindedness, 
humility, patience, and love. Yes, O Lord and King, grant me to see my own faults and not to judge my brother, 
since you are blessed to the ages of ages.