Прощеное Воскресенье - Митрополит Филарет
Вероятно многим из вас известно, что в одной обители, когда происходила ссора
между кем-либо из братий, между монахом или послушником, то духовный отец не
разрешал им читать молитву Господню. Почему? Потому что в этой молитве мы
молимся: “Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.”
Т.е., прости нам грехи наши (долги это — грехи), потому что и мы оставляем должникам
нашим. Или: постольку поскольку мы оставляем должникам нашим. “Значит,”
— говорил духовный отец своему духовному сыну — “если ты не оставляешь своему
ближнему его грехов, то значит, ты просишь у Господа, чтобы Он не простил тебе
грехи твои. А я не хочу, чтобы ты об этом молился. Поэтому, пока ты не помиришься,
не читай молитву Господню.” Самим собой понятно, что сразу терялся покой и все время
приходило на ум: “Какой же я, собственно, христианин, если я не имею права читать
главную христианскую молитву?” И это быстро приводило к сознанию необходимости примириться.
Таким образом, Господь Свою милость, милость прощения наших грехов, ставит в полную связь
с тем, как мы сами прощаем тех, кто против нас виноват.
В этот вечер — вечер Прощеного Воскресенья, по доброму обычаю, принятому в нашей Церкви,
верующие просят друг у друга прощение, чтобы простить и получить прощение в грехах вольных
и невольных, ведомых и неведомых.
Часто бывает так, что человек, тронутый этим умилительным, торжественным обрядом, охотно
кланяется ближнему своему, прося у него прощенье, даже если он с ним как будто бы не сталкивался
и может быть даже не встречался почти. Потому что бывают встречи и случаи, когда мы сами, того
не зная, может быть чем-то или обидели, оцарапали нашего ближнего, его душу или же, каким-либо
соблазном для него послужили. Один Господь все это ведает, а наши грехи, действительно, вольные
и невольные и не только против нашего Господа, но и против нашего ближнего.
И вот и бывает, что человек с поклоном, смиренно просит прощенье у своего ближнего, но не находит
в себе милости, так же смиренно склониться и просить прощенье у того, с кем он, действительно,
поссорился. Нужно нам помнить об одном обстоятельстве, которое всегда облегчает в таких случаях
долг примирения. Самолюбие человека мешает ему, оно решительно поперек становится и все нашептывает
ему, что он — прав, а что другой виноват и что ему просить не в чем прощения. В действительности, как
указывают святые отцы, и как иначе и быть не может, всегда, когда у нас получаются такие столкновения,
обе стороны виноваты. Это нужно затвердить раз и навсегда! Потому что, если бы мы были, действительно,
совершенными христианами, то и ссор у нас бы не бывало, а раз бывают, значит, мы христиане плохие,
а покрыть это можно только взаимным примирением. Вот почему подвижники духовно опытные, когда к
ним приходили с вопросами, подобно вот таким: как примириться, как наладить отношения, они всегда
говорили: “не занимайтесь никаким выяснением отношений, потому что запутаетесь и поссоритесь еще
больше, а просто, по-христиански, поклонитесь друг другу и попросите прощенье и увидите, как все, что
вас разделяло и волновало сейчас же растает, как воск от лица огня.”
Великий Пост есть время поста и молитвы, есть время покаяния, есть время, когда человек, в особенности,
заботится о том, чтобы от милости Божьей получить прощение своих грехов. А вот, Господь предупредил,
что если человек сам не примирится с ближним своим, не простит его, тогда напрасны все его молитвы
о прощении. Господь ему ответствует: “Ты не прощал и не будешь прощен.” Вот поэтому-то наш долг,
повторяю, смиряя себя, непременно примириться и главным образом и больше всего с теми, с кем у нас,
действительно, отношения испорчены и безусловно, тем более вражда.
Постараемся сделать это от всей души, потомучто Господь, заканчивая одну из Своих притчей, сказал, что
Отец Небесный грозно и строго поступит с нами, если мы не простим каждый от сердца своего. Не просто
внешне надо примиренье, а именно от сердца своего, если простим ближнего своего прегрешения его
против нас. Поэтому примиримся, братие, и прежде всего, конечно, мы служители Божьего престола, по
самому положению своему, всегда могущие больше всех, кто бы то ни было, или дать соблазн каким-либо
неосторожным проступком, или словом, или чем-либо обидеть кого-либо из наших духовных чад, нашей
паствы духовной. Конечно, мы в первую очередь должны в этот торжественный, радостный и светлый
вечер просить прощение у вас, наша возлюбленная паства. Вот я и прошу вас об этом, от своего лица,
от лица всех наших возлюбленных сопастырей и служителей и всего нашего клира. Несомненно,
во многом мы виноваты. Но помните, что любовь христианская все покрывает и поэтому во имя этой
любви и по заповеди Господа, просим вас, простить нас. Простите нас, грешных!
***************************************************************************************
С сегодняшнего дня мы начинаем читать молитву Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего, дух
праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения
и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков.
From today we start recite a prayer of Ephraim Syrian: O Lord and Master of my life, grant me not a spirit of
sloth, despondency, love of power, and idle talk. But give to me, your servant, a spirit of sober-mindedness,
humility, patience, and love. Yes, O Lord and King, grant me to see my own faults and not to judge my brother,
since you are blessed to the ages of ages.