САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 27.02.2022 Слово в Неделю о Страшном Суде

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Форум РПЦЗ
Баннеры РПЦЗ

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




 

sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 


HotLog

Яндекс.Метрика

27.02.2022 Слово в Неделю о Страшном Суде PDF Напечатать Е-мейл

 
Слово в Неделю о Страшном Суде


Великий Пост часто называется «духовной весной», отображая происходящие в это время перемены в природе, и пробуждая наши души от греховной спячки к оживлению и цветению под воздействием солнечных лучей светлейшего Христова Воскресения. Ввиду того, что Великий Пост является самым важным временем всего церковного года, приготовляя верующих к встрече этого радостного «праздника праздников и торжества торжеств», Церковь и к посту нас готовит постепенно, и через сам пост проводит постепенно и целенаправленно, чтобы мы могли извлечь из него максимальную пользу для спасения наших душ. Таким образом, научив нас, в предшествующие два воскресенья, смирению мытаря и покаянию блудного сына, в это воскресенье Церковь приводит нас к третьей степени приготовления к Великому Посту - это страх Божий.

И вот перед нами раскрывается потрясающая картина Страшного Суда.... Прежде всего, поражает это необъятное море людей. И у нас должно быть живое сознание, что и мы среди них. Мы стараемся найти себя, стараемся определить наше место по нашему духовному состоянию. Мы как бы видим людей, лица которых выражают отчаяние, ужасную печаль о своей погибшей жизни. Есть другие лица, исполненные злобой, ненавистью, завистью, ненасытными желаниями. Жизнь прошла, а что-то их гложет и вечно будет глодать....

Но вот, мы мысленно смотрим выше, ближе к Праведному Судье, и тут видим другие лица: тихие, спокойные, радостные, счастливые.... И чем ближе к Престолу, тем яснее эти лица. А над Престолом сияет Крест. На Престоле восседает Сам Господь Иисус Христос - Спаситель мира, а вокруг Него Иоанн Креститель, Апостолы, все святые молятся, торжествуют. Тут уже радостное ликование.

И лишь один вопль нарушает это торжество и ликование. На плече Христа плачет Богоматерь - Она еще умоляет о спасении грешников, о помиловании безнадежных. Ей Одной дана эта сила до конца ходатайствовать перед милосердием Божиим.

И вот, дорогие братья и сестры, где бы мы не ощущали себя на Страшном Суде, не будем отчаиваться! Мы еще не погибли! Есть Божия Матерь, Мать всего человечества, Она за нас молится, а Ей даже Всемогущий Бог вряд-ли сможет отказать. Только нужно нам иметь крепкую веру, покаяние и страх Божий.

Особенно в наше время, дорогие братья и сестры, мы должны иметь этот страх Божий. Для нас эта картина Страшного Суда, которую мы сейчас представили, не является какой-то аллегорией, или каким-то отдаленным будущим. Нет! Именно для нас, последних христиан, второе пришествие Спасителя и Страшный Суд являются возможной действительностью.

В наше время понятие «мир во зле лежит» уже стало самой конкретной реальностью. Зло проникло во все сферы человеческой жизни. Одновременно с разрушением природы и уничтожением Богом созданной красоты и гармонии нашего физического мира, мы видим уничтожение всех моральных ценностей, уничтожение всех проявлений красоты человеческой души. В искусстве, в музыке, в литературе, в человеческом мышлении, во внешнем облике человека - всюду насаждается безобразность, уродство, искажение.

Более того, как физический мир сейчас наполнен всевозможными микробами и вирусами, беспощадно разрушающими здоровье людей, так и в духовном плане наша жизнь наполнена страшными микробами богоотступничества и содомских грехов, полностью разрушающих души людей, особенно нашей молодежи.

Сейчас человечество находится в состоянии худшем, чем Содом и Гоморра, худшем, чем языческий мир, худшем, быть может, чем даже мир допотопный. И если Господь еще терпит, еще не уничтожает мир, так только потому, что в нем еще есть люди, которые могут спастись, а Господь хочет «всем нам спастись и в разум истины приити».

Но вот - «при дверех суд».... И картина Страшного Суда, хотя и ошеломляет нас, но не ввергает в отчаяние. Мы еще можем смириться, мы еще можем покаяться, мы еще можем ощутить в себе страх Божий. На это нам и дается предстоящее драгоценное время Великого Поста. И еще у нас есть последнее прибежище - заступничество Божией Матери. Поспешим же использовать все эти средства, дорогие братья и сестры, чтобы и нам быть поставленными по правую сторону Царя и услышать Его слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство...» Аминь.

(Адаптировано из творений Архиепископа Андрея Ново-Дивеевского.)

                                                                              +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Homily for the Sunday of the Last Judgment
 


The Great Lent is often called a “spiritual spring,” reflecting the changes that take place in nature during this period of time, and awakening our souls from a sinful sleep to revive and blossom under the shining rays of Christ’s glorious Resurrection. Since the Great Lent is the most important time of the entire church year, preparing the faithful for the joyous “feast of feasts and triumph of triumphs,” the Church prepares us for this lent gradually, and leads us through this lent gradually and purposefully, in order that we may gain maximum benefit from it for the salvation of our souls. Thus, having taught us, in the preceding two Sundays, the humility of the publican and the repentance of the prodigal son, on this Sunday the Church leads us to the third step of preparation for the Great Lent - and that is the fear of God.

And so before us unfolds the awesome image of the Last Judgment. First of all, we are amazed by the boundless sea of people. And we must be keenly aware that we, too, are among them. We try to find ourselves there, we try to determine our own place in accordance with our spiritual condition. In our mind’s eye we see people whose faces express terrible sadness, despair over their lost lives. There are other faces, full of rage, hate, envy, insatiable desires. Life is over, but something gnaws at them and will continue gnawing for eternity…

But now we look higher up, nearer to the Righteous Judge, and here we see other faces: they are quiet, peaceful, joyous, happy… A huge cross shines over the Seat of Judgment, and on that Throne sits the Lord Jesus Christ Himself - the Saviour of the world, surrounded by St. John the Baptist, the Apostles, the saints. They are all praying and rejoicing. There is only joyous celebration here.

And yet, this exultation is disturbed by a single cry. On Christ’s shoulder weeps the Mother of God, as She continues to plead for the redemption of sinners, for the salvation of the hopeless. She alone has been granted the power to entreat God’s mercy until the very end.

Thus, dear brethren, wherever we may feel ourselves standing at the Last Judgment, let us not despair! We are not yet lost! We still have the Mother of God, the Mother of all mankind, She is praying for us, and even the Almighty God can scarcely refuse Her. We must only have firm faith, repentance, and the fear of God.

Especially in our times, dear brethren, we must have this fear of God. For us the image of the Last Judgment is not some kind of allegory or something in the distant future. On the contrary! For us, the last Christians, the second coming of Christ and the Last Judgment are a quite possible reality.

In our times, the concept of “a world lying in iniquity” has become actual reality. Evil has spread into all spheres of human life. On a par with the destruction of nature and the destruction of the God-created beauty and harmony of our physical world, we see the total destruction of moral values, destruction of all the manifestations of beauty produced by the human soul. In the arts, in music, in literature, in human philosophy, in man’s exterior appearance - everywhere we see ugliness and distortion.

Moreover, just as the physical world now harbors a multitude of microbes and viruses that are mercilessly destroying human health, so our spiritual world is filled with the terrible viruses of apostasy and the sins of sodomy, which are destroying the souls of men, especially our youth.

Humanity now finds itself in a state worse than Sodom and Gomorrah, worse than the pagan world of antiquity, perhaps even worse that the antediluvian world. And if the Lord is refraining yet from destroying our world, it is only because there are still those who can be saved, and the Lord wishes “all of us to be saved and enter into the wisdom of truth.”

But judgment is close at hand… And the image of the Last Judgment, though it stuns us, does not lead us into despair. We can still attain humility, we can still repent, we can still feel the fear of God. It is for this purpose that we are being given this precious time of the Great Lent. And we still have a last resort - the intercession of the Mother of God.

Let us hurry to make use of all these means, dear brethren, so that we, too, may be placed on the right side of the King and hear His words: “Come, the blessed ones of My Father, inherit the Kingdom…” Amen.   (Adapted from the writings of Archbishop Andrew of Novo-Diveevo.)