РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом.
Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение.
Своим приходом Господь дарует нам освобождение, освобождение от прародительского греха, греха, связавшего и отделившего нас от Бога. И в то же время Господь в Евангелии говорит: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».
Блаженный Феофилакт замечает: «Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, – удаляться должно только в том случае, если они … препятствуют нам в вере. Христос принес на землю истину. А истина, как и свет, разделяет людей: одни идут к свету, а другие предпочитают оставаться во тьме. Поэтому слово меч нельзя понимать в буквальном смысле. Как силой меча можно разъединить самых близких людей, так и разногласие во мнениях людей разобщает, даже ссорит их и доводит до ожесточения. И такое-то разногласие во многих семьях произошло из-за проповеди апостолов о воскресшем Христе».
Но кто нас разделяет сегодня? Конечно же, мы сами, нам дана свободная воля выбора: быть со Светом или идти путем тьмы. Господь открывается тем, кто бдит над своей душой, как и открылся пастухам, бдевшими над своим стадом. Господь ныне рождается не в пышных палатах, а в убогом сарае, показывая в начале своего пришествия на землю, смиренный нрав, Он и у нас ищет этого нрава, говоря: «На кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» ( Ис 66, 2).
Вот непременное условие пребывания со Христом, только в такие храмы наших сердец приходить Он и уготовляет вечерю, чтобы царствовали с Ним на браке вечно.
Как учит святитель Афанасий Александрийский: «Заслуги Спасителя, совершенные через вочеловечение Его, столь велики и многочисленны, что пожелать изобразить их – значило бы уподобиться человеку, который устремил взор на морскую пучину и хочет перечесть ее волны. Как невозможно объять глазами все волны, потому что чувству покусившегося на это представляются непрестанно новые и новые волны, так и намеревающемуся объять умом все заслуги, совершенные Христом в теле, невозможно даже вместить их в помысле, потому что вновь представляющиеся мыслям его – гораздо многочисленнее тех, которые, как думает он, объял уже мыслию».
Всех досточтимых пастырей, монашествующих и мирян нашей епархии поздравляю с Родившимся Христом и молитвенно желаю, чтобы Христос нашел в каждом из Вас сердце, готовое быть Ему яслями.
+Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский
г. Санкт-Петербург
Рождество Христово 2019 г.
CHRISTMAS MESSAGE
God became Man, so that man becomes God.
Glory to God in the highest, and on earth peace, goodwill among men.
By His coming, the Lord grants us liberation, liberation from ancestral sin, the sin that bound and separated us from God. And at the same time, the Lord says in the Gospel: “Do not think that I have come to bring peace to the earth; I did not come to bring peace, but a sword”.
Blessed Theophylact of Ohrid notes: “The sword, then, is the word of faith which severs our bond to our families and relatives when they hinder our piety towards God. For He does not tell us simply to separate ourselves from them, but only when they … hinder us in our faith. Christ brought truth to the earth. And truth, like light, separates people: some go to the light, while others prefer to remain in darkness. Therefore, the word “sword” cannot be taken literally. As the closest people can be separated by the power of a sword, so a disagreement in opinions of people divides, even quarrels them and brings them to bitterness. And such a disagreement in many families was due to the apostles preaching about the risen Christ».
But who separates us today? Of course, we ourselves, we have been given the free will to choose: to be with the Light or to walk the path of darkness. The Lord reveals Himself to those who keep vigil over their soul, as He revealed Himself to the shepherds who kept vigil over their flock. The Lord is born now not in lush chambers, but in a wretched shed, showing at the beginning of His coming to earth a humble nature, and He is looking for this nature among us, saying: "This is the one I esteem: he who is humble and contrite in spirit, and trembles at My word” (Is. 66, 2).
This is an indispensable condition for staying with Christ, only in such temples of our hearts does He come to and prepares the supper, so that they reign with Him forever in marriage.
As St. Athanasius of Alexandria teaches: “Such and so many are the Savior’s achievements that follow from His Incarnation, that to try to number them is like gazing at the open sea and trying to count the waves. One can not see all the waves with one’s eyes, for when one tries to do so those that are following on baffle one’s senses. Even so, when one wants to take in all the achievements of Christ in the body, one cannot do so, even by reckoning them up, for the things that transcend one’s thought are always more than those one thinks that one has grasped".
I congratulate all the venerable shepherds, monastics, and laity of our diocese with Christ Born and prayerfully wish that Christ would find a heart ready to be a manger for Him in each of you.
+ Sofroni, Archbishop of St. Petersburg and North of Russia
St. Petersburg
Christmas 2019