СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ): СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ |
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа В этот Великий Праздник, когда Церковь поет: "В Пятидесятницу празднующи Духа пришествие...", когда мы празднуем великое в жизни Церкви событие: сошествие Пресвятаго Духа на Апостолов Христовых, в этот день христианин, размышляя о тайнах Божественных, не может не смирить свой ум, уразумевая, что никакие силы нашего ума, никакие усилия наши умственные не способны подняться до той тайны, тайны великой, которая лежит в основе нашей веры. Пред тайной Святой Троицы, которая лежит в основе нашей веры, как первый и главный ея догмат - истинно первый, - пред ней человек только смиренно может склониться. Да, знаем мы, что святые Отцы любили употреблять некоторые сравнения при размышлении о тайне святой Троицы. Например: как в человеке, в одной его личности существуют три душевных силы: ум, чувство и воля, или как в солнце: одно - то самое солнце, другое - тот свет, который от него рождается, и та теплота, которая исходит от него, но это только очень далекие, приблизительные подходы, а уразуметь это не может никто. Такой громадный, исключительный ум, христианский ум, как святитель Григорий Богослов с восторгом писал когда-то в своих записях о том, что были - моменты только - когда пред ним, как молния, сияла как-то тайна Пресвятой Троицы, но и скрывалась тут же, как он сам писал. Что в бытии Божественном, высшем, чем нашем, непостижимом, непонятном для нас, есть то, что нам и постижимо и понятно? - Это то, что когда-то прекрасно выразил великий ум древности, блаженный Августин, который говорил: "Видишь Троицу - видишь любовь." Ибо "Бог есть любовь". Это сказал Апостол любви, Апостол Иоанн Богослов. Бог - это только любовь. Бог - есть любовь: беспредельная, бесконечная, ничем не ограниченная милующая и спасающая. Проявила она Себя в действии Второго Лица Святой Троицы, Слова Божия, Сына Божия, когда Он отдал Себя на спасение мiра, и претерпел страшные крестные страдания для того, чтобы безответно виновный в грехах род человеческий спасти от проклятия и смерти. Нетрудно себе представить теперь такую картину: отец, занимающий высокое положение в государстве, большой на работе чиновник, после трудов целого дня утомленный возвращается домой. Для отдыха. И вот он так же с увлечением играет в эти солдатики, а мать - только с любовною улыбкой любуется на них. Вот как любовь уничтожает расстояния между теми, кто как будто далек друг от друга. Вот это - крохотный пример, но вот так же бесконечная Божественная любовь - нашего Господа приближает к нам. К нам - недостойным и нечистым и грешным. Велика любовь Божественная! СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
Христос Воскресе!
"Прииди и виждь."
"Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе", - эти слова царственного Псалмопевца послужили заглавием и основным содержанием проповеди архиепископа Софрония на литургии Преждеосвященных Даров, совершенной в день памяти ее составителя, свт. Григория Двоеслова. И эти слова в точности отразили общее настроение и чувства всех участников литургии, собравшихся на Великопостное говение Санкт-Петербургской и Северорусской епархии во вторник и среду Крестопоклонной недели в Богоявленском мужском монастыре на Псковщине. Совместное служение и причащение Св. Христовых Тайн увенчали двухдневное по времени и столь драгоценное в наши дни по своей значимости общение клириков епархии, численность которых по сравнению с прошлым годом увеличилась более чем вдвое.
После встречи и вечернего богослужения, в помещении канцелярии епархии состоялось собрание духовенства, на котором в качестве почетного гостя присутствовал преосвященный Афанасий, епископ Вологодский и Великоустюжский, представитель Катакомбной Церкви. Собрание было открыто молитвенным обращением к Святому Духу и пением "Царю Небесный". Первым имел слово правящий архиерей владыка Софроний, он рассказал об общецерковных и епархиальных событиях происшедших за год, поделился своими впечатлениями о состоявшемся в ноябре 2008 г. Пятом Всезарубежном Соборе, а так же отметил, что в жизни приходов на Псковщине произошли отрадные перемены - в Жаборы определен настоятелем иеромонах Игнатий(Крутков), для служения в Вышегороде из Нижегородской области прибыл игумен Пахомий (Попазов) со своими духовными чадами,в братию Богоявленского монастыря поступил иеродиакон Ювиналий (Половинкин). Далее слово было предоставлено вл. Афанасию и всем без исключения участникам собрания. В простой, доброй, можно сказать семейной атмосфере, отцы и братья поделились друг с другом своими мыслями, переживаниями, отрадными чувствами в отношении дальнейшего служения на Ниве Христовой в истинной Русской Церкви под омофором Ея первоиерарха митрополита Агафангела. Владыке Софронию в знак благодарности и доверия от духовенства епархии была преподнесена панагия. Заседание закончилось пением "аксиос" и "Достойно есть". После этого отслужили повечерие с молитвенным правилом ко Св. Причащению, духовником епархии иереем Александром Суховым совершено было таинство исповеди. Утром, в среду Крестопоклонной недели, послужили утреню, часы и божественную литургию Преждеосвященных Даров. На 1-ом часе совершили чин поклонения Животворящему Кресту Господню. На литургии был принят в общение из Московского Патриархата иерей Олег Орлов, служащий в Новгороде, и на входе с евангелием преосвященный Софроний посвятил во чтеца и иподьякона р.Б. Михаила Балашева, прихожанина храма Покрова Богородицы в д. Дудачкино под Петербургом. Совершив "добро и красно" священнодействие божественной литургии, два епископа, девять священников, два дьякона и верные чада Церкви соединились "вкупе" со своим Господом и во Христе друг с другом в таинстве Св. Причастия. Еще два священника и два дьякона, к сожалению, не смогли прибыть на говение. Достойным продолжением литургии явилась монастырская трапеза, за которой были выяснены некоторые вопросы богослужебного строя и церковной практики. В частности, вл. Софроний призвал клириков следовать традициям Русской Церкви и придерживаться единообразия в облачении духовенства и совершении богослужебных последований сообразно церковному уставу. Гости обители отметили, сколь много успела сделать трудолюбивая монастырская братия, за 1,5 года как обосновалась в Навережье - это и устроение двух храмов, в честь свт. Николая и в честь иконы Богородицы "Умягчение злых сердец", множество келий и различные жизненноважные внутренние и внешние коммуникации.
После трапезы был решен вопрос об избрании членов церковного суда епархии. По некотором обсуждении ими единодушно были избраны: председатель церковного епархиального суда - иеромонах Игнатий (Крутков) ; члены суда - иерей Александр Сухов, иерей Александр Смирнов и иерей Александр Щепакин.
Каждый из участников собрания мог засвидетельствовать, что совместное говение духовенства епархии обратилось в настоящий духовный праздник посреди Великого поста. На прощание отцы и братья обменялись приглашениями посетить свои приходы для взаимной поддержки друг друга и верных чад Церкви в нашем общем последовании Христу в это как никогда трудное для спасения души время. Владыке Софронию и в Синод РПЦЗ продолжают поступать просьбы о встречах и принятии в общение от представителей епископата и духовенства различных церковных юрисдикций. Все они будут со всей ответственностью рассмотрены. Видимо настало время собирания разрозненных церковных сил. Что - ж, был бы нектар, а пчелы соберутся. Любителям же "позы и фразы", к примеру такой как: "Может ли в РПЦЗ под омофором митр. Агафангела что добро быти?" - предлагаем ответ евангельский: "Прииди и виждь". ___________________________________________________________________________________
Вторая Неделя Великого поста в Санкт-Петербургской и Северорусской епархии РПЦЗ ознаменована большим церковным торжеством. В этот день в православной общине деревни Жаборы Псковской обл. прошел престольный праздник храма, посвященного явлению иконы Божией Матери Державной. Обычно этот праздник приходится на светло-печальные дни Великого поста. И то, что в этом году он совершается в воскресный день(последний раз это было 11 лет назад),и что Жаборовская община ныне отмечает десятилетие своего вхождения в лоно Истинной Русской Церкви и десятилетие освящения храма - все это придало празднику особый духовный подъем.
Центральным событием праздника явилось соборное служение Божественной литургии. Совершение Евхаристии возглавил правящий архиерей епархии Высокопреосвященный Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северорусский. Ему сослужили настоятель храма в честь Державной иконы Богородицы иеромонах Игнатий(Крутков),настоятель храма свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Санкт-Петербурге иерей Александр Смирнов, дьякон храма Державной иконы Алексий Баданов, насельники мужского Богоявленского монастыря иеромонах Сергий(Перескоков),иеродьякон Зосима(Кузьмин) и иподьякон Дмитрий. Единодушная молитва верных чад Церкви обратилась также в сослужении духовенству. Вершиной всего торжества стало совместное причащение Св.Христовых Тайн всех участников праздника. Соединившись в лоне Истиной Русской Церкви во Св.Причастии с Царем царствующих и во Христе со Св. Русью, с последним законным правителем России царем-мучеником Николаем II, участники праздника засвидетельствовали свою причастность исторической России и верность триединой основе бытия русского православного человека, подвизающегося за Веру, Царя и Отечество. Как говорил приснопамятный митр. Виталий(Устинов),молиться просто о возрождении России - это несколько туманно и расплывчато; нужно, он говорил, молиться о даровании народу Российскому благоверного Вождя. Поэтому деянием большой важности явилось благословение Владыки Софрония дополнить богослужебную ектенью прошением "о еже даровати нам Царя православного и покорити под нозе Его всякого врага и супостата". На Божественной литургии Высокопреосвященный Софроний наградил иерея Александра Смирнова набедренником за самоотверженное служение Церкви Христовой.
Продолжением богослужения и Трапезы Господней в храме стала праздничная трапеза, за которой прошла теплая беседа в кругу единой духовной семьи. Немало доброго и светлого совершилось за десятилетний путь общины, и в предыдущее время при настоятельстве иг. Серафима (Шанькова). Сами за себя говорят благолепный вместительный храм и многие другие плоды молитвенных и физических трудов братий и сестер общины. После добротной и вкусной трапезы, приготовленной в основном из продуктов, выращенных своими руками, с единственной "пищевой добавкой"- братолюбием,- творческие силы общины предложили вниманию присутствующих песнопения на духовную тему, о любви к Родине-России и другие произведения, несущие красоту звука и слога, облагораживающие душу.
Божией милостью, стараниями Владыки Софрония, настоятеля о. Игнатия, братий, сестер и всех наших доброжелателей, Жаборовская церковная община продолжает свое христианское служение, с радостью принимает паломников и надеется на дальнейшее пополнение своих рядов верными чадами Церкви Христовой, любящими Бога, Царя и Отечество.
|