САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Проповеди arrow СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ): СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ): СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ PDF Напечатать Е-мейл
СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа
В этот Великий Праздник, когда Церковь поет: "В Пятидесятницу празднующи Духа пришествие...", когда мы празднуем великое в жизни Церкви событие: сошествие Пресвятаго Духа на Апостолов Христовых, в этот день христианин, размышляя о тайнах Божественных, не может не смирить свой ум, уразумевая, что никакие силы нашего ума, никакие усилия наши умственные не способны подняться до той тайны, тайны великой, которая лежит в основе нашей веры.

Эта тайна - тайна Пресвятой Троицы. Это великая и страшная тайна, до которой, повторяю, ум человеческий не поднимется никогда. Если тут пробует человек как-то осмыслить обычным рассудком своим, как это может быть, что все три Лица Святой Троицы обладают всей полнотою Божества, в то же самое время, так сказать, не совпадая друг с другом, а являются - отдельными, всемогущими, светоносными Божественными Личностями. - Это совершенно непостижимо для нас.
Пред тайной Святой Троицы, которая лежит в основе нашей веры, как первый и главный ея догмат - истинно первый, - пред ней человек только смиренно может склониться. Да, знаем мы, что святые Отцы любили употреблять некоторые сравнения при размышлении о тайне святой Троицы. Например: как в человеке, в одной его личности существуют три душевных силы: ум, чувство и воля, или как в солнце: одно - то самое солнце, другое - тот свет, который от него рождается, и та теплота, которая исходит от него, но это только очень далекие, приблизительные подходы, а уразуметь это не может никто.
Такой громадный, исключительный ум, христианский ум, как святитель Григорий Богослов с восторгом писал когда-то в своих записях о том, что были - моменты только - когда пред ним, как молния, сияла как-то тайна Пресвятой Троицы, но и скрывалась тут же, как он сам писал. Что в бытии Божественном, высшем, чем нашем, непостижимом, непонятном для нас, есть то, что нам и постижимо и понятно? - Это то, что когда-то прекрасно выразил великий ум древности, блаженный Августин, который говорил: "Видишь Троицу - видишь любовь." Ибо "Бог есть любовь". Это сказал Апостол любви, Апостол Иоанн Богослов. Бог - это только любовь.
Бог - есть любовь: беспредельная, бесконечная, ничем не ограниченная милующая и спасающая. Проявила она Себя в действии Второго Лица Святой Троицы, Слова Божия, Сына Божия, когда Он отдал Себя на спасение мiра, и претерпел страшные крестные страдания для того, чтобы безответно виновный в грехах род человеческий спасти от проклятия и смерти. Нетрудно себе представить теперь такую картину: отец, занимающий высокое положение в государстве, большой на работе чиновник, после трудов целого дня утомленный возвращается домой. Для отдыха.
И видит, что его пятилетний маленький сын увлекся на полу игрой в солдатики. Отец присел к нему, забыл про свою усталость, начал с ним вместе этих солдатиков перебирать и расставлять и увлекся так же, как его сын. Этот большой человек в другое время, конечно, и смотреть бы на солдатиков не стал, а тут - он этим занят потому, что любовь в нем заговорила, родительская любовь, по которой то, что дорого его маленькому сыну - дорого и ему стало.
И вот он так же с увлечением играет в эти солдатики, а мать - только с любовною улыбкой любуется на них. Вот как любовь уничтожает расстояния между теми, кто как будто далек друг от друга. Вот это - крохотный пример, но вот так же бесконечная Божественная любовь - нашего Господа приближает к нам. К нам - недостойным и нечистым и грешным.
Велика любовь Божественная!
И вот именно, уповая на эту любовь и зная ее, христианин проходит свой жизненный путь, какие бы скорби его не одолевали, будучи уверен, что Господь, как любящий Отец и Наставник, никогда его не оставит, а спасет и помилует и направит туда, куда следует, лишь бы только он сам следовал его отеческом внушениям. И вот эта-то тайна Святой Троицы, повторяю, есть тайна любви Божественной, и когда мы думаем о Троице Святой - думаем о бесконечной Божественной любви, и эта любовь нам заповедана Самим Спасителем, которой молил Отца о том, чтобы как Он и Отец - одно в этой бесконечной любви, чтобы и мы так же были друг с другом в единении и с Ним в Его этом Божественном снисхождении и в беспредельной любви.

Аминь
СВ. МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ) 
 


 

Христос Воскресе!

 
Воскресение твое Христе Спасе,
ангелы поют на небеси,
и нас на земли сподоби,
чистым сердцем Тебе славити.

 
Вслед за ангелами вступили мы в торжество Христова Воскресения. Ныне восстал из мертвых Христос,  Бог безсмертный. Человеколюбивый Спаситель наш добровольно восприял безчестное для себя, дабы спасти гибнущего человека. Снизошел в нашу жизнь и восхотел умереть по человечеству, Он принял на себя нашу человеческую природу настолько, что теперь уже на всю безпредельную вечность не будет иного Сына Божия, как Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа. Воскресший Господь благоволил в Свою безпредельною Божестенною  ипостась , воспринять наше человеческое естество, нашу  человеческую природу, и не только искупил, очистил от греха, но и посадил одесную Бога Отца. Только безконечная любовь, милосердие и премудрость Божия могли осуществить это претрудное дело нашего спасения. Заботься же, душа человеческая о том, чтобы верно Господу Богу служить, тогда в Его вечном Царствии будешь около Него, как Он сам обещал.

 
  Самое прекрасное время мы  сейчас переживаем в богослужебном году,  так не томи же свою душу голодом, человек, а стремись к тому, чтобы в эти святые дни как можно больше посещать Божий храм, и напитаться пира духовного.

 
Поздравляю всечестных пастырей, монашествующих и верных чад нашей епархии, с этим всесвятым праздником Воскресения Христова.

 
Воистину     Христос    Воскресе!

 
Софроний,  архиепископ
Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Пасха Господня 2009 год.             град Санкт-Петербург

 

 

   "Прииди и виждь."

 

     "Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе", - эти слова царственного Псалмопевца послужили заглавием и основным содержанием проповеди архиепископа Софрония на литургии Преждеосвященных Даров, совершенной в день памяти ее составителя, свт. Григория Двоеслова. И эти слова в точности отразили общее настроение и чувства всех участников литургии, собравшихся на Великопостное говение Санкт-Петербургской и Северорусской епархии во вторник и среду Крестопоклонной недели в Богоявленском мужском монастыре на Псковщине. Совместное служение и причащение Св. Христовых Тайн увенчали двухдневное по времени и столь драгоценное в наши дни по своей значимости общение клириков епархии, численность которых по сравнению с прошлым годом увеличилась более чем вдвое.

 

 

      После встречи и вечернего богослужения, в помещении канцелярии епархии состоялось собрание духовенства, на котором в качестве почетного гостя присутствовал преосвященный Афанасий, епископ Вологодский и Великоустюжский, представитель Катакомбной Церкви. Собрание было открыто молитвенным обращением к Святому Духу и пением "Царю Небесный". Первым имел слово правящий архиерей владыка Софроний, он рассказал об общецерковных и епархиальных событиях происшедших за год, поделился своими впечатлениями о состоявшемся в ноябре 2008 г. Пятом Всезарубежном Соборе, а так же отметил, что в жизни приходов на Псковщине произошли отрадные перемены - в Жаборы определен настоятелем иеромонах Игнатий(Крутков), для служения в Вышегороде из Нижегородской области прибыл игумен Пахомий (Попазов) со своими духовными чадами,в братию Богоявленского монастыря поступил иеродиакон Ювиналий (Половинкин).  Далее слово было предоставлено вл. Афанасию и всем без исключения участникам собрания. В простой, доброй, можно сказать семейной атмосфере, отцы и братья поделились друг с другом своими мыслями, переживаниями, отрадными чувствами в отношении дальнейшего служения на Ниве Христовой в истинной Русской Церкви под омофором Ея первоиерарха митрополита Агафангела. Владыке Софронию в знак благодарности и доверия от духовенства епархии была преподнесена панагия. Заседание закончилось пением "аксиос" и "Достойно есть". После этого отслужили повечерие с молитвенным правилом ко Св. Причащению, духовником епархии иереем Александром Суховым совершено было таинство исповеди. Утром, в среду Крестопоклонной недели, послужили утреню, часы и божественную литургию Преждеосвященных Даров. На 1-ом часе совершили чин поклонения Животворящему Кресту Господню. На литургии был принят в общение из Московского Патриархата иерей Олег Орлов, служащий в Новгороде, и на входе с евангелием преосвященный Софроний посвятил во чтеца и иподьякона р.Б. Михаила Балашева, прихожанина храма Покрова Богородицы в д. Дудачкино под Петербургом. Совершив "добро и красно" священнодействие божественной литургии, два епископа, девять священников, два дьякона и верные чада Церкви соединились "вкупе" со своим Господом и во Христе друг с другом в таинстве Св. Причастия. Еще два священника и два дьякона, к сожалению, не смогли прибыть на говение.  
       Достойным продолжением литургии явилась монастырская трапеза, за которой были выяснены некоторые вопросы богослужебного строя и церковной практики. В частности, вл. Софроний призвал клириков следовать традициям Русской Церкви и придерживаться единообразия  в облачении духовенства и совершении богослужебных последований сообразно  церковному уставу. Гости обители отметили, сколь много успела сделать трудолюбивая монастырская братия, за 1,5 года как обосновалась в Навережье - это и устроение двух храмов, в честь свт. Николая и в честь иконы Богородицы "Умягчение злых сердец", множество келий и различные жизненноважные внутренние и внешние коммуникации.

 

       После трапезы был решен вопрос об избрании членов церковного суда епархии. По некотором обсуждении ими единодушно были избраны: председатель церковного епархиального суда - иеромонах Игнатий (Крутков) ; члены суда - иерей Александр Сухов, иерей Александр Смирнов и иерей Александр Щепакин.

 

 

      Каждый из участников собрания мог засвидетельствовать, что совместное говение духовенства епархии обратилось в настоящий духовный праздник посреди Великого поста. На прощание отцы и братья обменялись приглашениями посетить свои приходы для взаимной поддержки друг друга и верных чад Церкви в нашем общем последовании Христу в это как никогда трудное для спасения души время.        Владыке Софронию и в Синод РПЦЗ продолжают поступать просьбы о встречах и принятии в общение от представителей епископата и духовенства различных церковных юрисдикций. Все они будут со всей ответственностью рассмотрены. Видимо настало время собирания разрозненных церковных сил. Что - ж, был бы нектар, а пчелы соберутся. Любителям же "позы и фразы", к примеру такой как: "Может ли в РПЦЗ под омофором митр. Агафангела что добро быти?" - предлагаем ответ евангельский: "Прииди и виждь". ___________________________________________________________________________________      

 

 

 

Вторая Неделя Великого поста в Санкт-Петербургской и Северорусской епархии РПЦЗ ознаменована большим церковным торжеством. В этот день в православной общине деревни Жаборы Псковской обл. прошел престольный праздник храма, посвященного явлению иконы Божией Матери Державной. Обычно этот праздник приходится на светло-печальные дни Великого поста. И то, что в этом году он совершается в воскресный день(последний раз это было 11 лет назад),и что Жаборовская община ныне отмечает десятилетие своего вхождения в лоно Истинной Русской Церкви и десятилетие освящения храма - все это придало празднику особый духовный подъем.

 

      Центральным событием праздника явилось соборное служение Божественной литургии. Совершение Евхаристии возглавил правящий архиерей епархии Высокопреосвященный Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северорусский. Ему сослужили настоятель храма в честь Державной иконы Богородицы иеромонах Игнатий(Крутков),настоятель храма свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Санкт-Петербурге иерей Александр Смирнов, дьякон храма Державной иконы Алексий Баданов, насельники мужского Богоявленского монастыря иеромонах Сергий(Перескоков),иеродьякон Зосима(Кузьмин) и иподьякон Дмитрий. Единодушная молитва верных чад Церкви обратилась также в сослужении духовенству. Вершиной всего торжества стало совместное причащение Св.Христовых Тайн всех участников праздника. Соединившись в лоне Истиной Русской Церкви во Св.Причастии с Царем царствующих и во Христе со Св. Русью, с последним законным правителем России царем-мучеником Николаем II, участники праздника засвидетельствовали свою причастность исторической России и верность триединой основе бытия русского православного человека, подвизающегося за Веру, Царя и Отечество. Как говорил приснопамятный митр. Виталий(Устинов),молиться просто о возрождении России - это несколько туманно и расплывчато; нужно, он говорил, молиться о даровании народу Российскому благоверного Вождя. Поэтому деянием большой важности явилось благословение Владыки Софрония дополнить богослужебную ектенью прошением "о еже даровати нам Царя православного и покорити под нозе Его всякого врага и супостата". На Божественной литургии Высокопреосвященный Софроний наградил иерея Александра Смирнова набедренником за самоотверженное служение Церкви Христовой.

 

 

       Продолжением богослужения и Трапезы Господней в храме стала праздничная трапеза, за которой прошла теплая беседа в кругу единой духовной семьи. Немало доброго и светлого совершилось за десятилетний путь общины, и в предыдущее время при настоятельстве иг. Серафима (Шанькова). Сами за себя говорят благолепный вместительный храм и многие другие плоды молитвенных и физических трудов братий и сестер общины. После добротной и вкусной трапезы, приготовленной в основном из продуктов, выращенных своими руками, с единственной "пищевой добавкой"- братолюбием,- творческие силы общины предложили вниманию присутствующих песнопения на духовную тему, о любви к Родине-России и другие произведения, несущие красоту звука и слога, облагораживающие душу.

 

        Божией милостью, стараниями Владыки Софрония, настоятеля о. Игнатия, братий, сестер и всех наших доброжелателей, Жаборовская церковная община продолжает свое христианское служение, с радостью принимает паломников и надеется на дальнейшее пополнение своих рядов верными чадами Церкви Христовой, любящими Бога, Царя и Отечество.