Вопросы и Ответы ч.4
Вопрос: Архиерейские соборы возвещают нам волю Божию, мы должны подчиняться их решениям.
Ответ: Епископы имеют власть в Церкви учить и управлять. Но когда епископ учит, он не свое учение преподает, а учение Христово. Если он станет проповедовать что-либо не согласное с учением Церкви, то верующие обличат его как еретика. Так же, когда епископ управляет, он не свою волю навязывает Церкви. Церковь управляется Св. Духом, а не человеческой волей. Апостолы, издавая свои постановления, писали: «Изволися Св. Духу и нам...». Кощунственно думать, что Церковь управляется людьми, человеческой волей, как всякая другая мирская организация. Сохранилось высказывание архиепископа Антония Женевского: «Церковью управляет Св. Дух, а архиереи ему мешают».
Как же епископы, будучи обыкновенными людьми, могут знать, что угодно Св. Духу? - Они не могут этого знать, поэтому должны действовать со страхом Божиим, всегда имея в виду, что их указы могут быть не согласны с волей Божией. Они должны быть готовы отказаться от своих решений, если видят, что церковный народ не принимает их. «Хранитель благочестия в Церкви есть самое тело Церкви, то есть самый народ» (Окружное послание Восточных патриархов).
«Епископ управляет народом Божьим не от своего имени... а управляет от имени Бога, как Им поставленный «во Христе» на служение управления. Имея харизму рассуждения и испытания, народ свидетельствует, что все совершающееся в Церкви под водительством его пастырей происходит согласно воле Божьей по откровению Духа... В древней церкви служение свидетельствования выражалось в согласии на то, что должно совершиться в Церкви, и в принятии (рецепции) того, что в ней совершилось, как отвечающее воле Божьей...Церковь живет и действует не волей человеков, а волей Божьей. Согласие и рецепция означало свидетельство Церкви, что предстоятели действуют и управляют согласно воле Божьей». (Прот. Николай Афанасьев)
Таким образом, служение управления принадлежит епископам, а служение принятия (рецепции) – церковному народу. Напротив, у нас митрополит, встречая сопротивление народа своим указам, объясняет это происками врагов. Отсюда его деятельность можно описать, как непрестающую войну с церковным народом.
Вопрос: Как можно отступать от канонической церковной власти!
Ответ: Каноны составлены для созидания Церкви, для того, чтобы отношения членов Церкви между собой строились на основании Евангелия. Книга канонов является продолжением Евангелия и писаний Апостольских и имеет тот же дух. Нельзя смотреть на церковные каноны, как на свод формальных правил. Буква канонов не имеет никакого значения, если нет деятельности по заповедям Евангелия. Отречение от заповедей Евангелия равносильно отречению от Христа, потому что Христос таинственно являет Себя в Своих заповедях.
Христос есть Истина и Любовь; что же сказать о церковной власти, для которой обычны ложь и насилие? Какая польза в формальной каноничности, когда созидается пародия на Церковь: церковь без Христа? Деятельность Одесского синода противоречит духу Евангелия, причем, нам предлагают принять это положение как правильное и согласиться с ним. Нас вынуждают принять ложь как истину, насилие как справедливость. Церковь митр. Агафангела становится маленькой агрессивной копией Московской Патриархии.
Наше положение можно сравнить с тем, в котором оказались новомученики по отношению к митр. Сергию (Страгородскому). По букве канонов он представлял законную власть, однако новомученики отступили от общения с ним. Михаил Новоселов, тайный епископ и новомученик, так говорит о тех, кто не имел силы прервать общение с митр. Сергием:
«Эти люди...опутали себя канонами, которые являются для них не оградой церковной правды, а кандалами последней. (Они говорят:) "М. Сергий затягивает петлю на русской Церкви, но мы бессильны противиться, так как он каноничен". Чудовищные слова».
Обращаясь к нашему положению, можно сказать нечто подобное, что митрополит заключил нашу Церковь, как в каноническую ловушку, в порочный круг архиерейских синодов и соборов, собирающихся с тем, чтобы осуждать невиновных. По букве канонов, нет возможности выйти из этой ловушки.
Замечательно, что держащиеся буквы канонов не могут предложить никакого выхода из настоящего церковного кризиса. Их можно разделить на две группы. Одни утверждают, вопреки очевидности, что все у нас прекрасно, как и должно быть. Т.е. нам предлагается закрыть глаза, засунуть голову в песок и поверить, что корабль не тонет, а совершает благополучное плавание. Другие соглашаются, что ситуация в Церкви мрачная, но говорят, что нужно все терпеть: Церковь пережила монголов и турок, переживет и тяжкое иго одесского синода. Это мнение разумнее первого, но так же неприемлемо. Таким можно ответить, что Церковь пережила трудные времена не благодаря соглашательству с неправдой, а благодаря мужественным и бескомпромиссным мученикам и исповедникам. Было бы абсурдно ради формального соблюдения канонов смириться с тем, что уничтожается Церковь.