arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

13/26 апреля 2010 Протоколы Архиерейского Собора PDF Напечатать Е-мейл

Протокол № 1.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви заграницей открылся 13/26 апреля 2010 года в 11.25 в Одессе, в Архангело-Михайловском епархиальном доме.

 

Присутствовали: Высокопреосвященный Агафангел, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Андроник, Оттавский и Канадский, Заместитель Председателя Архиерейского Синода; архиепископ Софроний, Санкт-Петербургский и Северо-Русский; архиепископ Иоанн, Буинский и Волжский; епископ Георгий, Болградский и Белгород-Днестровский, Секретарь Архиерейского Синода; епископ Афанасий, Вологодский и Велико-Устюжский; епископ Григорий, Сан-Паулский и Бразильский; епископ Кирилл, Воронежский и Южно-Российский.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 11.25 пением  «Христос воскресе…»

 

Слушали Председателя о Повестке дня.

Постановили: Принять с предложенными поправками Повестку дня заседаний Архиерейского собора в следующем виде:

1.      Отчет Председателя.

2.      Сообщения Преосвященных о положении дел в епархиях.

3.      О пополнении епископата.

4.      О Богословской Комиссии.

5.      О Миссии.

6.      О межъепархиальных проектах: семинарии, издательстве, паломнических поездках, молодежных лагерях, певческих съездах и проч..

7.      О Синодальных печатных изданиях.

8.      Финансовый отчет.

9.      О сборах средств на общецерковные нужды.

10.  О взаимоотношениях с группами, отколовшимися от РПЦЗ, с представителями «истинного православия» и с так называемым мировым православием.

11.  О составе Архиерейского Синода.

12.  О совещании Российских Преосвященных.

13.  Разное.

 

1.      Слушали отчетный доклад Председателя (доклад прилагается).

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

2. Слушали: доклады Преосвященных.

Архиеп. Андроник доложил, что жизнь в вверенной ему епархии протекает мирно, проинформировал об истории открытия женского монастыря в Сиракузской епархии, о трудах по налаживанию в нем иноческой жизни, о постриге диакона Михаила Фостера в мантию  с именем Макарий для служения в данной обители. Сообщает об образовании в Торонто русской общины. Ее членам временно приходится молиться в приходе, который перешел в свое время в юрисдикцию Греческой Старостильной Церкви Синода Противостоящих.

Председатель  заметил, что вопрос о русских общинах и приходах, перешедших во время смуты в нашей Церкви к греческим старостильникам носит очень деликатный характер. В связи с этим Первоиерарх РПЦЗ имел разговор с греческими иерархами, которые понимают проблему.

Постановили: Доклад архиеп. Андроника принять к сведению.

Архиеп. Софроний  сообщает Собору, что обстановка в его епархии спокойная. Великим постом состоялось говение духовенства и епархиальное собрание. На сегодняшний день насчитывается 17-ть клириков. Продолжает строиться деревянный храм в с. Дудачкино. Богослужения в епархии совершаются в различных условиях. В мужской монастырь пожертвованы колокола.  На следующий год для издания в епархии подготовлены календарь и типикон. Рассказывает о своем посещении Ишимской епархии. Побывал на всех заявленных приходах. К сожалению, на них не все гладко с антиминсами, Святым Миром, богослужебными книгами. В Биробиджане активный приход, намерен купить участок для строительства храма. В Екатеринбурге нет прихода, но есть отдельные люди, пытающиеся организовать общину. В Верхотурье приход, во владении которого имеется частный дом. Во время посещения Преосвященный Софроний старался проводить беседы с паствой в каждой общине, вникая во все стороны приходской жизни. Наградил епархиальными грамотами активных мирян. Рукоположил 2-х священников для Ишима. Отдельно рассказывает о положении в Казахстане, о намерении при мужском монастыре создать пастырские курсы.

Постановили: Доклад архиеп. Софрония принять к сведению.

Еп. Кирилл напоминает об общецерковном постановлении в отношении печатания календарей и типиконов.

В этой связи возникает обмен мнениями, который постепенно переходит к  разговору о необходимости единообразия в богослужебной практике.

Архиеп. Иоанн доложил, что у его паствы жизнь проходит в обычном ритме. Епархиальная территория охватывает 4 области. Нет кандидатов в священники, в связи с этим сложно осуществлять пастырское окормление. Касается характерных особенностей церковной жизни в условиях отсутствия легальной регистрации. Рассказывает о смущении среди паствы в связи с клеветой в наш адрес со стороны группы архиеп. Тихона (Пасечника) и группы еп. Владимира (Целищева).

Постановили: Доклад архиеп. Иоанна принять к сведению.

Еп. Георгий информирует Собор о течении дел в Болградской епархии. Конкретно по городам, в которых существуют приходы и общины. О усилиях по регистрации епархии в Молдове. О строительстве храма в Болграде. Великим постом проведено пастырское совещание на тему «Церковные каноны и современный пастырь». На май этого года намечено епархиальное собрание, в повестке дня которого избрание Епархиального Совета и создание других необходимых епархиальных структур. В епархии служат 5 священников.

Постановили: Доклад еп. Георгия принять к сведению.

Еп. Афанасий рассказывает о жизни Вологодской епархии. В Вологде открыт приход. В Ферапонтово готовится строительство храма. К сожалению, местные власти вместе с МП препятствуют этому организацией всяких клеветнических кампаний в адрес нашей Церкви. Тем не менее, в разных точках епархии учреждаются новые домовые храмы, а также куплено 64 сотки земли под мужской монастырь. В целом жизнь протекает спокойно.

Постановили: Доклад принять к сведению.

Еп. Григорий докладывает Собору, что в Бразильской епархии 2 действующих священника, 3 диакона, 7 приходов и большая проблема с кандидатами в священство. Великим постом проведено епархиальное собрание, избран новый Епархиальный Совет. Намечается паломничество в Святую Землю, а в сентябре – молодежный съезд епархии.

Рассказывает о возможных проблемах в связи с контактами посланцев МП с бразильскими властями.

В Аргентине имеется зарегистрированная конгрегация, но очень серьезные трудности по причине давления МП и переговоров МП с властями этой страны. Информирует о посещении приходов, где служат протоиереи Владимир Шленев и Александр Ивашевич.

В Уругвае МП пытается отобрать у нас храм такими же беззаконными действиями, как и в Парагвае. Рассказывает о наших прихожанах, изгнанных Московской Патриархией из кафедрального собора Воскресения Христова. Между тем, в текущем году, в июне намечается празднование 50-летия этого храма и прихода.

Председатель предлагает создать отдельную церковную общину и отметить юбилей отдельно, дабы не идти праздновать в отобранный храм вместе с членами МП.

Постановили: Доклад еп. Григория принять к сведению

Еп Кирилл рассказывает о жизни на приходах новообразованной Воронежской епархии, о положении на приходе в Горячем Ключе в связи с неспокойным соседством РИПЦ, о материальных трудностях духовенства. В своем отчете выражает озабоченность проблемой перехода клириков и отпускных грамот. Великим постом проведено говение духовенства и епархиальное собрание, избран епархиальный Совет и учрежден Епархиальный фонд помощи. Сообщает о приходах Аланской епархии Греческой Старостильной Церкви на своей территории.

По данной ситуации происходит обмен мнениями между членами Собора. В итоге делается вывод о желательности установить братские отношения между нашими приходами и общинами старостильных юрисдикций, находящихся с нами в каноническом общении.

Постановили: Доклад принять к сведению.

Еп. Георгий напоминает о необходимости в связи с хиротонией еп. Кирилла утвердить границы епархии и его титул.

Постановили: Утвердить для Преосвященного Кирилла титул «Воронежский и Южно-Российский».

Епископы Георгий и Григорий обращают внимание на ошибку, допущенную при определении титула еп. Григория, и на необходимость ее исправить

Постановили: Утвердить для Преосвященного Григория титул «Сан-Паулский и Южно-Американский»

 

14.30 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.30.

 

Председатель рассказывает о письме в адрес Первоиерарха РПЦЗ от Председателя Российского имперского союза-ордена господина Вейрмана. В данном письме от лица представителей эмигрантских кругов зарубежья содержится энергичный призыв и чуть ли не требование немедленно начать процесс объединения раздробленных частей некогда единой Русской Православной Церкви Заграницей. Подобные воззвания многочисленны и поступают с разных сторон. Письмо вызывает оживленный интерес и принимается к сведению Преосвященными.

 

3. Слушали: Председателя о пополнении епископата.

На настоящий момент для осуществления архиерейской хиротонии имеется кандидатура иеромонаха Никона (Иоста), предложенная на последнем заседании Синода, а также продолжаются переговоры о присоединении к нашей Церкви с епископами РИПЦ Дионисием (Алферовым) и Иринеем (Клипенштейном).

Для еп. Дионисия, как и для еп. Иринея, это вопрос в принципе решенный, но он не торопится из пастырских соображений, надеясь убедить присоединиться к нам и находящиеся в ведении РИПЦ зарубежные приходы, ранее принадлежавшие к РПЦЗ. У клириков и мирян в этих общинах еще не преодолены ряд сомнений и предубеждений, в частности в связи с избранием в нашей Церкви Первоиерарха на 5-ом Всезарубежном Соборе. Еп. Дионисий приглашен Первоиерархом на данный Архиерейский Собор и должен прибыть вечером сего дня. Было бы хорошо, если бы эти два епископа были с нами, это явило бы первые действенные плоды в восстановлении церковного единства. Кандидатура еп. Дионисия предлагалась для архиерейского посвящения еще в дораскольной РПЦЗ, но была отклонена из-за его строго негативного отношения к Московской Патриархии. Еп. Дионисий много пишет на богословские и общецерковные темы, пользуется в этом отношении авторитетом в зарубежье. Архиеп. Тихон (Пасечник) запретил епископов Дионисия и Иринея в священнослужении, но последние эти прещения игнорируют. По сообщению еп. Дионисия, архиеп. Тихон посещал зарубежные приходы в Европе и в Австралии, пытаясь совершить там архиерейские хиротонии, но всюду получил отказ. Таким образом, на данный момент юрисдикция РИПЦ над этими общинами весьма и весьма сомнительна. В заключение Председатель еще раз выражает свое мнение, что хорошо было бы как раз сейчас в ответ на требования зарубежной паствы сделать рельные шаги к единству.

Еп. Григорий: Тихон их запретил, а они продолжают служить. А кого они поминают, Тихона?

Между членами Архиерейского Собора возникает обсуждение о каноничности такого положения, в том числе насколько основательны вообще апелляции членов РИПЦ к их преемству от Катакомбной Церкви.

Председатель выражает мнение, что прещения Тихона не могут быть признаны действительными, так как последний сам находится на незаконном положении, возглавляя самоучрежденную и самозванную «Церковь-сестру» для РПЦЗ. Это раскол. Ссылки на преемство с Катакомбной Церковью и, в связи с этим, восхищение себе самостоятельности несостоятельны, так как архиеп. Лазарь в свое время был поставлен для окормления катакомбников в России примерно с таким же статусом, как еп. Даниил для окормления старообрядцев-единоверцев в РПЦЗ. С другой стороны, необходима икономия по отношению к тем, кто хочет соединиться с нами и спасаться в Зарубежной Церкви. Председатель вспоминает о сложности ситуации перед 17-м мая 2007 года, о том как он сам был готов уже отделиться от Синода, и возобновил поминание митрополита Лавра только по просьбе нашего северо-американского духовенства. Свидетельство Первоиерарха о тех событиях дополняется Преосвященными Андроником, Григорием и Софронием.

Архиеп. Софроний: Но еп. Дионисий сам был у истоков разработки идеи о мнимом преемстве от Катакомбной Церкви.

Председатель говорит о привязанности еп. Дионисия к РЗЦ и о том, что последний не мыслил себя в отдельной от нее юрисдикции.

Еп. Георгий замечает, что в РИПЦ чуть не дошли до объявления себя полнотой Поместной Российской Церкви, и именно епископы Дионисий и Ириней воспротивились этому в своей «Апологии», опубликованной в сети интернет.

Архиеп. Софроний: Участвовали ли епископы Дионисий и Ириней в решении РИПЦ о поставлении еп. Стефана (Сабельника) на Сев. Америку?

Председатель: Конечно, как люди они могли и ошибаться, важно, что сейчас они хотят быть с нами.

Еп. Афанасий: Почему только сейчас, дождавшись запрещения от своего руководства?

Председатель повторяет ранее изложенное объяснение, связанное с заботой обсуждаемых епископов о зарубежных приходах РИПЦ.

Архиеп. Софроний: Как же они служат? Акефалы?

Еп. Георгий: Они прервали общение с Тихоном из-за отхода последнего от ранее провозглашенного курса РИПЦ .

Архиеп. Софроний: Они же сами выбирали себе Тихона!

Архиеп. Андроник: Наложенный на них запрет незаконен, так их не вызывали должным образом на собор.

Еп. Георгий: Одной из причин «запрета» были попытки епископов Дионисия и Иринея наладить контакты с нами.

 

Члены Архиерейского Собора решают перейти к обсуждению кандидатуры иеромонаха Никона (Иоста).

 Архиеп. Софроний предлагает рукоположить иеромонаха Никона в викарного епископа для помощи в окормлении Ишимской епархии. Говорит о трудностях справляться одному, о составе и количестве общин в епархии, о двух благочиниях в ее составе – Сибирском и Казахстанском. В Казахстанском благочинии 3 прихода и 3 священника; в Сибирском -- 5 приходов, 4 священника. Зачитывает биографию иеромонаха Никона.

Преосвященные уточняют некоторые детали биографии.

Архиеп. Софроний сообщает информацию о протестах, поступивших от части духовенства против кандидатуры иеромонаха Никона. Протестные обращения опубликованы с нарушением церковной дисциплины: в интернете, в обход правящего архиерея, Совещания Российских Преосвященных и адресованы непосредственно всем епископам РПЦЗ. В обращениях выражено отрицательное отношение к предполагаемой хиротонии иером. Никона, приводятся ссылки на Священное Писание, каноны. Авторы убеждены, что иером. Никон не соответствует требованиям для епископской хиротонии, и обещают, в подтверждение своих слов, представить конкретные факты в церковном суде. Протестующие: иеромонах Ермоген (Петров), диакон Михаил Буряков и иеродиакон Иувеналий (Половинкин). Преосвящ. Софроний выезжал на место и затребовал от выше упомянутых клириков письменные объяснения.

Зачитывает «Объяснительную записку» иером. Ермогена, характеризует протестующих.

Преосвященные во главе с Председателем обсуждают представленную информацию и приходят к выводу, что канонических препятствий для ехипископской хиротонии иром. Никона не имеется.

Еп. Кирилл рассказывает о своем опыте общения с иером. Никоном в бытность администратором Центрально-Российского округа. Говорит о неубедительности его пастырских и административных качеств. Считает, что необходимо еще дать о. Никону срок, чтобы проявить свои способности -- пока их не видно. Полагает, что протестующие против него клирики ничего не нарушили своими заявлениями в интернете, ибо все равно кандидатура на епископство должна была быть обнародована. В целом отношение на данный момент Преосвящ. Кирилла к данной хиротонии отрицательное.

Архиеп. Софроний указывает, что он был в Сибири, в приходах о. Никона, и лично убедился в его административных и пастырских способностях.

Возникает краткая полемика между Преосвященными.

Еп. Афанасий говорит, что был в Москве и из беседы с иереем Валерием Леоничевым и М. Назаровым узнал, что иером. Никон совместно с иереем Евгением Корягиным исповедовал открыто мнение о «равноблагодатности» таинств в МП. Надо его об этом спросить. Если он подтвердит такое исповедание, то Преосв. Афанасий против его кандидатуры.

Преосвященные с Председателем обсуждают, насколько уместно ставить вопросы о наличии или отсутствии благодати в других юрисдикциях. Решено пригласить для объяснений по этому и другим возникшим вопросам самого иером. Никона.

 

В зал заседаний приглашается  иером. Никон.

 

Председатель вопрошает его по поводу заявлений о «равноблагодатности».

Иером. Никон объясняет свою осторожность в данном вопросе опасением внести разделение в паству, икономией и желанием поспособствовать примирению на приходе иер. Евгения. Не считает себя в состоянии разрешить вопрос о присутствии-отсутствии благодати в МП. Больше всего для его позиции в этом вопросе подходит ответ: «Я не знаю, есть там благодать или нет». Выражает готовность  подчинить свой разум в этом отношении Собору. Выражает раскаяние, что участвовал в передаче письменного обращения иер. Евгения, которое произвело смущение в пастве. Говорит, что не оправдывает МП, считает достойным сожаления и осуждения то, что творят ее священноначалие и некоторые священники.

Еп. Афанасий спрашивает, чем конкретно был обусловлен переход иером. Никона из МП в РПЦЗ.

Иером. Никон рассказывает, как повлияли на него богословские труды преп. Иоанна Дамаскина, прот. Льва Лебедева, прот. Виктора Потапова, Л. Перепелкиной, нравственные нарушения, которые он видел в МП и ее активная экуменическая деятельность.

Председатель из слов иером. Никона делает вывод, что переход в РПЦЗ был обусловлен догматическими и каноническими причинами, а не чем-нибудь вроде личной обиды.

Еп. Георгий вопрошает иером. Никона, что последний предпринимал для того, чтобы примириться с иером. Ермогеном.

Иером. Никон информирует Собор о попытках примирения, им предпринимавшихся, после чего Председатель благодарит о. Никона.

Преосвященные с Председателем после обсуждения решают, что целесообразно хиротонисать иером. Никона в викарного епископа. Против -- еп. Кирилл.

Еп. Георгий зачитывает соответствующие места из «Положения о РПЦЗ», каким образом должно происходить утверждение кандидата во епископство.

 

Около 17.00 еп. Афанасий и еп. Георгий удаляются для того, чтобы связаться по телефону и испросить мнение еп. Иосифа. Дозвониться до него не удается и в 17.10 заседание Собора возобновляется.

 

4. Еп. Георгий докладывает Собору о первом заседании Богословской комиссии.

По ходу доклада и его пунктам возникает оживленное обсуждение и обмен мнениями между архиереями.

Далее еп. Георгий зачитывает проект «Временного положения о работе Богословской Комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ». После обсуждения,

Постановили: Принять «Положение о работе Богословской Комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ» с учетом внесенных поправок.

 

5. Председатель говорит о важности миссионерской деятельности для нашей Церкви. Нельзя замыкаться, необходимо распространять в мире проповедь о Христе распятом. Надо думать, как лучше это делать.

Еп. Григорий рассказывает об обилии полезных материалов на сайте покойного еп. Александра (Милеанта), там имеются готовые тексты для миссионерских листков и брошюр на русском, испанском и португальском языках.

Председатель указывает на настоятельную необходимость скопировать и сохранить все эти материалы. Более подробно рассказывает о миссионерских трудах еп. Александра, говорит о необходимости привлекать в нашу Церковь молодежь, детей, выступать в СМИ, писать статьи миссионерской направленности. Вокруг нас – неоглашенный мир, и мы должны обращаться к этому миру. Дух Святой Церкви передается от человека к человеку, это не абстрактное книжное учение. Мы об этом часто забываем, и это наше слабое место. Так существует опасность выродиться в секту.

Еп. Григорий поддерживает мысль Председателя и приводит в пример тот факт, что в его епархии 60% прихожан составляют местные жители.

Председатель предлагает вынести постановление о необходимости миссионерской деятельности. Деятельность эта, однако, должна осуществляться методами, характерными для  православия, и не усваивать себе назойливый характер сектанства.

 

Заседание 1-го дня работы Собора заканчивается в 19.00 пением задостойника Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 

Протокол № 2.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Второй день заседаний, 14/27 апреля 2010 года.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 9.40 пением «Христос воскресе…».

 

Председатель предлагает помолиться о усопшем накануне епископе Данииле Ирийском. Возглашается и поется «Вечная память» сему почившему иерарху Русской Зарубежной Церкви.

 

Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Собора, вносятся поправки.

 

Еп. Кирилл возвращается к вопросу о порядке перехода клириков и отпускных грамотах.

Председатель говорит о необходимости иметь в архиерейских канцеляриях «Личное дело» на каждого священнослужителя. Эти документы не должны в случае перехода выдаваться клирикам на руки, но доставляться в канцелярию по новому месту служения.

 

Председатель предлагает пригласить для беседы с Преосвященными еп. Дионисия (Алферова).

 

Еп. Дионисий приглашается в зал заседаний.

 

Председатель благодарит еп. Дионисия за приезд.

Преосвященные выражают желание выслушать еп. Дионисия.

Еп. Дионисий благодарит за приглашение прибыть на собор, излагает свое видение основных событий внутрицерковной смуты, возникшей в связи с подготовкой и подписанием «Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП» от 4/17 мая 2007 года. Говорит об опасности крайне правых экклезиологических уклонов в православии, в качестве типичного негативного примера в этом отношении указывает на так называемый Бостонский раскол. В связи с этим переходит к подробному анализу расхождений, возникших у него и еп. Иринея (Клипинштейна) с группой архиеп. Тихона (Пасечника). Суть в том, что с самого начала РИПЦ мыслилась лишь как временное образование до первой возможности проведения объединительного собора для консолидации РПЦЗ. Однако, после кончины архиеп. Лазаря в РИПЦ достаточно быстро происходит смена курса: в области экклезиологической – сближение с «ультраправославной» иделогией крайних старостильных группировок, в области канонической – измышление ложной теории об РИПЦ как «Церкви-сестре» для РПЦЗ, создание самозваной псевдоцерковной структуры с восхищением себе прав Первоиерарха РПЦЗ и чуть ли не Поместной Церкви: мироварение, канонизация святых и т. д. Все это сопровождалось множественными прецедентами неканоничного вмешательства архиеп. Тихона в дела епархий епископов Дионисия и Иринея и попрания принципа соборности. Далее еп. Дионисий переходит к описанию непростой психологической ситуации, сложившейся в зарубежных приходах юрисдикции РИПЦ, говорит о необходимости бережного пастырского к ним подхода, предлагает вместе подумать, что можно сделать в перспективе.

Председатель: Проблема в том, что представители так называемых «осколков» не желают принять предложенную нами платформу для единства (не выходить за рамки традиционного предания Зарубежной Церкви), настаивают на самостоятельности своих псевдоцерковных новообразований и даже пытаются «улучшать» традиционную экклезиологию РПЦЗ. В нашем стремлении к единству мы так и не обрели союзников.

Еп. Дионисий сообщает, что в его ведении имеются 7 приходов и 4 священника. Паства достаточно спокойно относится к перспективе единства с нашей Церковью. Труднее положение у еп. Иринея с зарубежными приходами. Последние не хотели бы порывать общение с еп. Стефаном (Сабельником). Еп. Дионисий переживает за еп. Иринея как за друга и не хотел бы с ним разлучаться.

Председатель предлагает еп. Дионисию присоединиться к нашей Церкви и всем вместе написать письмо-обращение к еп. Стефану.

Еп. Григорий поддерживает это предложение, говорит, что после собора едет в Нью-Йорк и как раз может встретиться с еп. Стефаном, поговорить с ним и передать обращение.

Преосвященные совместно с еп. Дионисием обсуждают эту мысль, обговаривают пастырские и административные детали процесса восстановления единства.

 

Еп. Дионисий покидает зал заседаний.

 

Еп. Георгий сообщает, что уполномочен еп. Иосифом передать мнение последнего по этому вопросу – принять еп. Дионисия в сущем сане.

После соборного обсуждения Преосвященные просят еще раз пригласить еп. Дионисия.

Архиеп. Андроник задает ему вопрос, как он мыслит о таинстве Святой Евхаристии.

Еп. Дионисий зачитывает выдержку из своей богословской статьи и излагает свое видение.

Еп. Афанасий просит рассказать, кто рукополагал еп. Дионисия, как он шел к священству.

Еп. Дионисий излагает соответствующие сведения из своей биографии, после чего по просьбе Председателя выходит.

Председатель предлагает принять еп. Дионисия на следующий день, 15/28 апреля, в сущем сане через исповедь и сослужение с представителями нашего епископата. После этого он сможет принимать участие в работе Собора и составлении обращения к еп. Стефану.

Предложение обсуждается, все Преосвященные высказывают свое мнение.

Постановили: Принять еп. Дионисия в сущем сане, в качестве правящего архиерея, с теми приходами и паствой, которые за ним последуют. Учредить Новгородскую епархию, включающую в себя Новгородскую и Тверскую области. Приходы за пределами этих областей, последовавшие за еп. Дионисием в момент присоединения к РПЦЗ, остаются в его ведении. Утвердить за еп. Дионисием титул «Новгородский и Тверской».

 

Имели суждение: О архиерейской хиротонии иером. Никона.

Еп. Георгий сообщает о согласии на данное посвящение со стороны еп. Иосифа.

Постановили: Осуществить хиротонию иером. Никона (Иоста) в викарного епископа для Ишимско-Сибирской епархии с титулом «Верхотурский». Хиротонию совершить в воскресенье, 19 апреля/2 мая текущего года.

 

14.15 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 15.05.

 

6. Слушали: Председателя по вопросу о межъепархиальных проектах.

В ходе обсуждения Преосвященные говорят о проведении межъюрисдикционных и внутрицерковных тематических богословских конференций, молодежных съездах, паломнических поездках. Особо останавливаются на теме организации семинарского обучения. В Одессе более 10 лет действует заочная семинария, можно попытаться наладить дистанционное обучение с помощью сети интернет. Преосвящ. Софроний информирует о намерении организовать при мужском монастыре своей епархии семинарию со стационарным обучением.

 

 7. Слушали: Председателя  о издательской деятельности.

Предлагает придать статус синодальных тем печатным изданиям нашей Церкви, которые представляют собой копии ранее изданных в РПЦЗ. Имеются в виду те случаи, когда осуществляется новый набор этих публикаций вручную – они могли бы нести гриф «По благословению Архиерейского Синода РПЦЗ». Важно наладить распространение наших изданий, возможно стоит принять постановление об обязательном участии  в этом процессе каждой епархии.

Архиеп. Софроний говорит о дороговизне доставки.

Обсуждаются технические детали издания публикаций, их доставки и распространения.

Председатель излагает информацию об одесском епархиальном журнале «Русский Сигор», предлагает придать ему статус синодального.

Постановили: Придать журналу «Русский Сигор» статус синодального печатного издания.

 

8. Слушали: Председателя, который представил финансовый отчет деятельности Синода.

Постановили: Финансовый отчет принять к сведению и утвердить.

 

9. Слушали: Председателя о сборе средств на общецерковные нужды. Предлагает либо учредить специальный Фонд для обеспечения нужд Синода, либо открыть в Синоде отдельный второй счет.

Еп. Григорий предлагает в конце каждого синодального издания помещать просьбу о пожертвованиях и завещаниях на нужды Церкви с указанием банковского счета.

В ходе обсуждения признается целесообразным осуществить аккумуляцию средств для приобретения синодального имущества. Каждая епархия будет ежемесячно делать отчисления на нужды Синода.

Председатель предлагает определить размер взноса от каждой епархии.

Постановили: Регулярно отчислять средства на общецерковные нужды. Утвердить размер ежемесячных отчислений от епархий (о размерах отчислений см. Приложение к Протоколу №2).

 

По 10-му вопросу Повестки дня еп. Георгий зачитывает письмо в адрес Собора протоиерея Александра Ивашевича из Южно-Американской епархии, в котором священник просит ответить на ряд затруднительных вопросов, касающихся отношений с верующими из других юрисдикций.

Постановили: При разрешении подобных вопросов руководствоваться традиционной практикой РПЦЗ. Поручить Богословской Комиссии подготовить выборку соответствующих материалов.

 

11. Имели суждение: О составе Архиерейского Синода.

Постановили: Утвердить следующий состав Архиерейского Синода РПЦЗ: митр. Агафангел – Председатель, архиеп. Андроник – Заместитель Председателя; члены Синода: архиеп. Софроний, еп. Георгий – Секретарь Синода, еп. Афанасий, еп. Григорий.

Помощниками Секретаря назначить иерея Леонида Пляца и Д. Г. Гончарова.

 

Заседание 2-го дня работы Собора заканчивается в 17.50 пением задостойника Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 

Протокол № 3.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Третий день заседаний, 15/28 апреля 2010 года.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 10.00 пением «Христос воскресе…».

 

Председатель приветствует присоединившегося к составу Архиерейского Собора РПЦЗ еп. Дионисия.

Еп. Дионисий благодарит.

 

Зачитывается Протокол №2 второго дня заседаний Собора, вносятся поправки.

 

12. Слушали: архиеп. Софрония о Совещании Российских Преосвященных.

По его словам, в настоящее время Совещание есть и действует. Кратко говорит об истории и целях его создания. Выражает мнение, что наличие такого церковного органа помогает российским архиереям в разрешении духовных вопросов, способствует укреплению взаимопонимания. С другой стороны, при нынешнем составе Архиерейского Синода возникает во многом дублирование как его состава, так и функций. Если это так, то сохраняется ли и далее потребность в Совещании?

Председатель представляет более подробную справку об истории Совещания Российских Преосвященных, в создании и функционировании которого он сам принимал непосредственное участие. Создано оно было с целью умиротворения и разрешения противоречий между российскими епископами. Этот орган существовал на практике с правом совещательного голоса и служил для подготовки совместных предложений от российских епископов Архиерейскому Синоду.

Еп. Кирилл выражает мнение, что существование этого органа было бесполезным, и даже в некоторых отношениях негативным. Лучше его упразднить.

Еп. Дионисий: Совещание учреждалось, когда Архиерейский Синод постоянно пребывал на другой стороне Атлантики. Теперь условия поменялись, и действительной необходимости в наличии такого органа нет.

Еп. Афанасий считает полезным существование Совещания. Оно дает возможность епископам общаться, укреплять взаимопонимание, обсудить и подготовить вопросы, которые впоследствии можно будет вынести на Синод. Упразднится Совещание – упразднится в значительной части и общение.

Председатель замечает, что для общения необязательно иметь специальный орган. Для общения можно собираться и неформально.

Еп. Георгий: Все-таки это был серьезный орган с некоторыми полномочиями. Его надо или упразднить или как-то более определенно о нем высказаться.

Председатель говорит, что в свое время Совещание сыграло положительную роль, теперь же оно не нужно.

Архиеп. Андроник считает, что Совещание надо упразднить.

Вопрос обсуждается соборно.

Постановили: Упразднить Совещание Российских Преосвященных.

 

13. Еп. Григорий рассказывает о положении в Аргентинской епархии, где МП не прекращает попыток захватить наш храм и имущество. Просит оказать посильную помощь.

Председатель говорит о том, что можно подготовить заявление от лица Церкви, возможно стоит включить это и в Послание Архиерейского Собора.

Преосвященные обсуждают, в чем и как можно помочь Южно-Американской епархии.

 

11.45 – Председатель объявляет Архиерейский Собор закрытым.

Членами Собора поется задостойник Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»