САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow IV Всезарубежный Собор РПЦЗ arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow 6/19 мая 2014 Протоколы Архиерейского Собора и докладная записка м. Агафангела

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

6/19 мая 2014 Протоколы Архиерейского Собора и докладная записка м. Агафангела PDF Напечатать Е-мейл

 

Заседания Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви Заграницей

(19-21 мая 2014 года, 2781 State Route 145, Middleburgh, NY 12122

 


Протоколы

 

Протокол № 1.

 АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей открылся 6/19 мая 2014 года в Епархиальном духовном центре в Маунтин Вью Сиракузской епархии.

 

Присутствовали: Высокопреосвященный митрополит Агафангел, Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Андроник, архиепископ Софроний, архиепископ Георгий (Секретарь), епископ Афанасий, епископ Григорий (со второй половины первого дня заседаний), епископ Кирилл, епископ Николай.

 

 Заседание Собора началось после совершения Молебна об успехе добраго дела в 10.07 пением "Христос воскресе…"

 

Архиеп. Георгий предлагает уточнить число архиереев, участвующих в Соборе.

Председатель сообщает, что, кроме присутствующих сейчас, на Собор должен еще прибыть еп. Григорий, обещал прибыть еп. Никон. Насчет последнего точной информации не имеется, но будем надеяться, что приедет, необходимо уточнить обстоятельства его приезда у прот. Виктора Доброва. Отказались приехать на Собор епископы Дионисий и Ириней (см. Приложение, 1).

Председатель отмечает, что Преосвящ. Иоанн отсутствует по состоянию здоровья.

О той же причине отсутствия Преосвящ. Иосифа докладывает Собору Архиеп. Андроник.

Постановили: Затребовать у Преосвященных Дионисия и Иринея письменное объяснение о причине их отсутствия на Соборе. Впредь Преосвященные, не могущие в силу уважительных причин прибыть на заседания Архиерейского Собора, должны представить письменный отчет о положении дел в своих епархиях.

 

Слушали Председателя о Повестке дня.

Постановили: Принять с предложенными поправками и дополнениями Повестку дня заседаний Архиерейского Собора в следующем виде:

1. Отчет Председателя.

2. Сообщения Преосвященных о положении дел в епархиях.

3. Об объединении греческих старостильных Синодов.

4. О положении дел в Святой Земле.

5. О дискуссиях в интернете.

6. О порядке подачи жалоб в адрес Архиерейского Синода и Собора.

7. О перемещении монашествующих.

8. О пополнении епископата.

9. О положении в московском приходе.

10. О положении на Украине.

11. Финансовый отчет.

12. О сборе средств на Синодальный дом и общецерковные нужды. 

13. О положении дел в Вознесенском приходе в Файрфаксе, США.

14. О составе Архиерейского Синода.

15. Об анафеме сергианству.

16. Разное.

 

1. Председатель сообщает, что за период времени, истекший после последнего Собора, никаких особых изменений в жизни Церкви не произошло. Развитие внутрицерковной жизни как бы остановилось. Значительное внешнее событие – объединение греческих старостильных Синодов. С одной стороны – это большая радость и это хорошо, но есть в этом деле и свои нюансы, о которых будем говорить в свое время, когда дойдем до этого пункта в Повестке дня. Главная проблема для нашей Церкви сейчас – это события на Украине. Складывается такое горестное впечатление, что члены Церкви разделились, с позволения сказать, как в футболе, на две команды. Одни за одну сторону, другие – за другую. Некоторые готовы чуть ли не на раскол: проблема эта актуальна для некоторых российских верующих и приходов. Здесь надо отметить недопустимое поведение М. Назарова, и кое-кто его в этом поддерживает. Такого поведения, я бы сказал, беснования, никогда в Зарубежной Церкви не было. До этой темы в повестке дня мы тоже еще дойдем. В г. Бердянске, на Украине священник Олег с паствой за 3-4 месяца построили хороший домовый храм. В результате на них начались нападки со стороны МП и коррумпированных ею властных структур, однако община борется. У священников в Удмуртии жизнь церковная идет своим чередом (См. Приложение, 2). В нашем приходе в Каннах (Франция) имели место смущения, но теперь, по сообщению протодиакона Германа-Иванова 13-го, после Приходского Собрания, ситуация улучшилась. Присоединений к РПЦЗ из других юрисдикций за истекший период особо не было, может быть, и потому, что люди неосновательные и всякого рода проходимцы в результате наблюдения за нами поняли, что у нас им делать нечего. В первую очередь, нам надо стараться сохранять порядок внутри себя, в нашей Церкви, чтобы удержать, особенно, в связи с тяжелой ситуацией на Украине, хотя бы то, что сейчас имеем.

Постановили: Доклад принять к сведению. 

 

2. Слушали: доклады Преосвященных.

Архиеп. Андроник докладывает, что в Духовном центре епархии, в Маунтин Вью ремонтные работы продвигаются успешно: закончено ¾ основного здания, около половины обустроено уже в верхнем этаже. Этим летом намечается замена кровли на новую. Начата роспись внутреннего храма. На приходе у прот. Всеволода Дутикова всё без изменений. Проблемы возникают на приходе в Вашингтоне, что отражено в Повестке дня заседаний Собора. В Свято-Никольском женском монастыре, мон. Агапия, к сожалению, осталась сейчас одна: священник Антоний ушел в Бостонский раскол, прельстившись несправедливыми обвинениями нашей Церкви в так называемом «имяборчестве». Нормально в целом протекает церковная жизнь на приходах в Оттаве у прот. Олега Миронова, в Торонто у прот. Никиты Григорьева и в Эдмонтоне у священника Андрея Кензиса.

Архиеп. Софроний сообщает Собору, что жизнь в епархии протекает мирно и тихо. В Петербурге и в Богоявленском монастыре прошло, по благочиниям, великопостное говение духовенства. На Светлой седмице в монастыре проведен Духовный съезд. Это укрепляет духовно-евхаристическое общение членов нашей Церкви вокруг единой Чаши, способствует их сближению, знакомству друг с другом.

Архиеп. Георгий информирует Собор о течении дел в Молдавской епархии. В целом обстановка благополучная, в том числе среди духовенства, регулярно совершаются богослужения. Скоро будет проходить очередная сессия духовного училища, в епархии налажено регулярное проведение пастырских совещаний и семинаров. В Конгазском селении был организован масштабный пасхальный концерт, охвативший значительную часть жителей. Готовится для помещения в сети интернет его видеозапись. В целом все довольны, особенно дети. Праздничные и благотворительные мероприятия (в том числе раздача подарков детям) прошли и в Свято-Воскресенском монастыре. Говорит о сложной политической ситуации в Молдове, связанной, в том числе, и с положением в Украине. Но верующие епархии, слава Богу, пока ставят жизнь церковную выше политических предпочтений.

Еп. Афанасий сообщает о жизни Вологодской епархии. Она протекает более или менее спокойно. Никак не удается оформить землю под храм в Ферапонтово. Имели место некоторые попытки провокаций со стороны МП, поэтому приходится соблюдать сугубую осторожность. В епархии имеется всего два священника на 6-7 приходов. 

Еп Кирилл докладывает, что в межсоборный период, по благословению Первоиерарха, был с братским визитом в старостильных греческих епархиях в Афинах и Фили, сослужил на освящении храма в Румынской старостильной Церкви, посетил с группой прихожан храм в Софии у болгарского Владыки Фотия. В Воронеже, на Воздвижение, по приглашению Владыки Кирилла, гостил еп. Амвросий Мефонский. К сожалению, не простая обстановка наблюдается на приходах в Адыгее; свящ. Сергий Криулин самовольно, ссылаясь на болезнь ребенка, уехал из г. Горячий Ключ в Петербург, написал рапорт на закрытие прихода, но, слава Богу, община продолжила свое существование. Образовалась небольшая община в Краснодаре, к которым присоединилась группа из Анапы. Их приезжает окормлять наш священник. По-прежнему действуют приходы в Волгограде и Ростове, в них приезжает служить священник Сергий Телевинов. Появилась община в г. Борисоглебске. В Белгородской области, в результате травмы, практически потерял зрение иеромонах Ефрем (Мальцев). Ему помогает иеромонах Стратоник. Преосвящ. Кирилл спрашивает совета, как ему поступить с диак. Димитрием Ильинским, который 2 года назад заявил, что уходит в МП и прекратил служение. Однако, в МП он так и не пришел, от встречи с Владыкой уклоняется.

Председатель советует запретить диак. Димитрия в священнослужении.

Еп. Николай сообщает, что в Грузии над всей духовной жизнью довлеет официальная Грузинская Патриархия. В течение месяца он будет в Грузии и постарается добиться регистрации нашей Церкви в Министерстве Юстиции. Это могло бы предоставить более благоприятные условия для духовного развития. Перемены к худшему произошли с подотчетным Преосвящ. Николаю свящ. Виссарионом, который уклоняется от встречи с Правящим Архиереем, игнорирует его властные полномочия, без его разрешения сослужит с неизвестными клириками.

Председатель сообщает, что в Грузии есть приходы в юрисдикции греков старостильников, и греческие епископы просили координировать действия с ними.

Еп. Николай дает характеристику приходам греческой юрисдикции в Грузии. Сообщает о своем решении запретить свящ. Виссариона в служении до следующего Архиерейского Собора, а там, в случае отсутствия покаяния, вернуться к вопросу о лишении сана.

Постановили: Доклады Преосвященных принять к сведению. 

 

3. Слушали: Председателя о поездке на объединение двух старостильных греческих Синодов. В торжестве, к сожалению, не принимала участия делегация Болгарской старостильной Церкви (см. Примечание, 3). Наблюдается тенденция к радикализации в братской Румынской старостильной Церкви. Если у нас, в Русской Церкви духовная жизнь строится более вокруг Таинства Евхаристии, то у греков, а теперь и у румын акцент значимости смещается более в сторону Таинства Крещения. В связи с этим Председатель призывает и наших клириков особенно серьезно отнестись к этому Таинству, предварять его совершение необходимыми катехизационными беседами. Также при приеме в РПЦЗ лиц, не крещенных полным погружением, Председатель рекомендует восполнить Таинство Крещения надлежащим образом.

Постановили: Возблагодарить Господа за состоявшее радостное событие объединения двух старостильных Синодов ИПЦ Греции. Одобрить действия Первоиерарха РПЦЗ и Секретаря Архиерейского Синода архиеп. Георгия, участвовавших в торжестве и подписавших итоговый документ официального диалога Церкви Истинных Православных Христиан Греции-Румынии-Русского Зарубежья «Истинная Православная Церковь пред лицом ереси экуменизма».

 

4. Слушали: Председателя о положении дел в Святой Земле. Докладывает о значимости на переговорах в Греции для наших греческих братьев вопроса о наших отношениях с Патриархом Иерусалимским Иренеем, а также о сохранении нами традиционного их характера. В настоящее время священником Романом окормляются приходы в Назарете и Старом городе (районе Иерусалима), в помощь ему на 3 месяца отправлен из Одессы протоиерей Василий Забурянный. Ранее нами принималось решение о сборе средств на помощь Миссии во Святой Земле. Часть их расходуется на текущие нужды Миссии, но желательно продолжить сбор для приобретения какой-то недвижимости в соответствии с традициями РПЦЗ (в частности, на праздник Входа Господня в Иерусалим). Нежелательно планировать оформление такой недвижимости на частное лицо. Прежде имущество покупалось на Палестинское Общество (см. Примечание, 4). Далее Председатель говорит о необходимости упорядочить процесс паломничества в Святую Землю, так чтобы это было для всех более доступно: в частности, учредить специальную веб-страницу в интернете, которая включала бы в себя всю необходимую информацию. На эту страницу будет дана ссылка и на других наших интернет-ресурсах и официальном сайте Синода.

Постановили: Доклад Председателя принять к сведению. 

 

5. Слушали: Председателя, который представляет проект «Постановления о правилах ведения дискуссий в общедоступных информационных ресурсах» (текст прилагается). На данный момент, по мнению Председателя, каждый в интернете пишет всё, что хочет, являясь сам для себя и «правилом веры» и «образом кротости». Необходимо принять правила, согласно которым члены нашей Церкви не должны противостоять и злословить друг друга перед внешними.

По просьбе Председателя, архиеп. Георгий зачитывает проект Постановления. После прочтения Преосвященные обсуждают нюансы, которые могут возникнуть в практической его реализации. Указывается, что на официальных сайтах структур РПЦЗ, должна быть отключена опция, позволяющая оставлять комментарии. Затрагивается вопрос о статусе известного информационного ресурса «Интернет-Собор». Председатель объясняет, с какими целями он был создан, о значении количества его посещений, о том, что целью его существования является защита нашей Церкви, чтобы была возможность предавать гласности факты гонений на общины РПЦЗ. Приводит примеры, когда это уже реально помогло. Также приводит причины, по которым приходится допускать анонимные на этом сайте комментарии.

Постановили: Принять «Постановление о правилах ведения дискуссий в общедоступных информационных ресурсах». Обязать членов РПЦЗ, учреждающих частные сайты и веб-страницы, указывать на них, что последние не являются официальными интернет-ресурсами Русской Зарубежной Церкви и ее структур, но отражают только личную позицию их учредителей.

 

13.30 -- Перерыв на обед. После перерыва заседание возобновляется в 14.45. 

К Преосвященным присоединяется прибывший на Собор еп. Григорий.

 

6. Слушали: Председателя, который представляет проект «Постановления о правилах подачи жалоб в адрес Архиерейского Синода и Собора» (текст прилагается).

По просьбе Председателя, архиеп. Георгий зачитывает проект Постановления. После прочтения и обсуждения Преосвященными,

Постановили: Уведомить членов РПЦЗ о правилах подачи жалоб в адрес Архиерейского Синода и Собора.

 

7. Слушали: Председателя о перемещении монашествующих. Говорит о том, что необходимо пресекать всякие шатания и укреплять внутреннюю дисциплину в Церкви (см. Примечание, 5).

После обсуждения Преосвященными,

Постановили: Все вопросы по перемещению клириков и монашествующих должны решаться в соответствии с каноническими правилами, в контексте доверительных отношений архиереев соответствующих епархий и настоятелей монастырей.

 

8. Слушали: Председателя о пополнении епископата. По мнению Председателя, в Австралии имеются два достойных кандидата на архиерейское рукоположение. Игумен Иоанн (Шмельц) усердно совершает свое служение, его усилиями в последнее время основаны приход и монастырь. Также очень хорошие отзывы о служении игумена Андрея (Ерастова). Есть мысль поставить о. Иоанна епископом в Австралии, а о. Андрея епископом на Западно-Европейскую епархию, при условии, что ему найдется достойная замена на приходе в Мельбурне. Предлагает эту возможность на рассмотрение Преосвященных.

После обсуждения Преосвященными,

Постановили: Информацию, представленную Председателем, принять к сведению. Поручить Преосвящ. Андронику выяснить ситуацию на месте.

 

9. Слушали: Председателя о положении в Московском приходе. Председатель информирует Собор, о том, что когда этот многострадальный приход еще сохранял свое единство, в нем образовалась небольшая группа Дёмина, как оказалось, язычников и фашистов по убеждениям. М. В. Назаров их справедливо обличил. Митрополит отлучил Дёмина от Причастия, и эта группа, а вместе с ней еще один приход, ушли из РПЦЗ. К сожалению, этим дело не закончилось. М. Назаров никак не мог остановиться, требовал лишить сана иерея Валерия Леоничева, настоятеля Московского прихода, хотя последний отрекался от взглядов этой группы. В своих дальнейших действиях М. Назаров перешел все допустимые границы. Председатель предлагает вниманию Преосвященных подготовленный им доклад о разрушительной деятельности М. Назарова.

Архиеп. Георгий зачитывает текст доклада (прилагается).

После прочтения Председатель предлагает Преосвященным ознакомиться с Докладной запиской в адрес собора С. А. Хазанова-Пашковского, приводит новые факты из нее в подтверждение своего доклада. Говорит о своем понимании того, что если мы осудим М. Назарова, значительная часть сторонников его от нас может уйти. Есть группа его поддерживающих. Поэтому Председатель не торопился отлучать его от Причастия, дабы сторонники М. Назарова могли сами посмотреть на его поведение. Может, кто-то этим и вразумится.

Еп. Афанасий предлагает, чтобы по этому вопросу высказался каждый архиерей.

Еп. Кирилл: Раньше я уважал Назарова. Но после такого поведения, мне пришлось изменить свою точку зрения. Недостатки есть у всех, никто не свят, есть они у митрополита, есть и у меня. Я тоже не всегда доволен митрополитом, не всегда и он доволен мной. Но мы же по-братски стараемся терпеть взаимные немощи. Нельзя же разваливать Церковь.

Архиеп. Георгий: Я тоже уважал Назарова. Старался относиться к нему снисходительно, думал, что он просто психологически переключился в своем озлоблении с о. В. Леоничева на митрополита. Но в связи с событиями на Украине он показал себя с другой стороны: как «троянский конь» и провокатор. Я за то, чтобы отлучить его от Церкви.

Архиеп. Григорий: Я за перипетиями в интернете не слежу. Поэтому в отношении этого вопроса буду согласен с решением Собора.

Архиеп. Андроник: Я на этот счет мало читал, только некоторые материалы в интернете. Сначала я сочувствовал Назарову в связи с его правильным выступлением против гитлеризма в приходе о. В. Леоничева. Но сейчас, когда я услышал о таком его поведении… Так истинный христианин вести себя не должен. (См. Приложение, 6)

Архиеп. Софроний: Самое печальное, что в докладе сегодня опять имеются обвинения и даже клевета в мой адрес.

Председатель представляет интернет-«Письмо-апелляцию Архиерейскому Собору РПЦЗ от мирянина М. В. Назарова», в тексте которого содержится ссылка на благословение Преосвящ. Софрония.

Архиеп. Софроний: Я говорил Назарову, что он имеет право подать апелляцию по своему делу в адрес Собора, но я не благословлял его на остальные его действия.

Архиеп. Георгий: зачитывает фрагмент из интернет-письма иерея Кирилла Игнатьева, в котором активно используется имя Преосвящ. Софрония в связи с идеей организовать автономный церковный округ в России под его возглавлением.

Председатель спрашивает, почему столько времени эти письма ходят в сети интернет, но Преосвящ. Софроний ни разу не отмежевался от них.

Архиеп. Софроний считает, что он не обязан реагировать на каждое такое явление, специально отслеживать в сети интернет и отмежевываться от подобных эпизодов, тем более это письма представителей других епархий.

Председатель считает, что Преосвящ. Софроний дает этим повод думать, что он во главе этого всего.

Архиеп. Георгий: Я далек от того, чтобы впрямую обвинять Владыку Софрония, но его именем могут пользоваться.

Архиеп. Софроний: Так как здесь нет ни Назарова, ни о. В. Леоничева, процесс однобокий, мы не можем выносить суд. К написанному Назаровым и иереем Кириллом не имею отношения, я на это не благословлял и это не возглавляю.

Еп. Николай говорит о том, что архиереи должны быть едины, поддерживать друг друга, уважать друг друга. Подчеркивает важную роль Владыки Агафангела как Первоиерарха.

 Архиеп. Георгий: Я лично не позвонил Вл. Софронию, так как на его епархиальном собрании было принято официальное постановление, в котором отмежевались от недопустимого тона в письмах Назарова.

Еп. Афанасий: «Если вы помните Синод в Одессе, я зачитывал там письмо катакомбников насчет Назарова, что это – агент спецслужб. События прошедшего периода подвигают и меня к этому мнению. Ему одна мера – отлучение от Церкви». Далее еп. Афанасий замечает Вл. Софронию, что создается впечатление, что последний в принципе всегда противится митрополиту. Можно не согласиться в одном или другом, но нельзя все время быть во всем несогласным.

Архиеп. Софроний обещает серьезно подумать над замечанием собрата.

Председатель: У нас всех есть недостатки, но давайте, не будем интриговать друг против друга.

Еп. Григорий просит Председателя не воспринимать некритично доходящие до него слухи о других архиереях.

Архиеп. Георгий: Считаю, что правильно Митрополит отлучил Назарова, мы должны это утвердить.

Еп. Кирилл: Дело не только в Назарове, но и во всей группе его сторонников.

Председатель: Считаю, что уже надо принимать решение по Назарову. Конечно, если он обратится и покается, это будет для всех радость. Уже столько шансов было ему дано... На Пасху я, как исключение из епитимии, разрешил ему причаститься. И что же? После этого он стал вести себя еще хуже.

Еп. Кирилл: Назаров сам свидетельствует в своих письменных словах, что ошибся, попав с нами в одну Церковь.

Председатель: Действительно, он сам написал, что не может быть в одной Церкви с нами (зачитывает эти слова М. Назарова). Думаю, надо принять Постановление и сослаться на эти его собственные слова по примеру Спасителя, как Он сказал: «Ты говоришь».

После подробного и детального обсуждения,

Постановили: Архиерейский Собор констатирует, что от М. В. Назарова не было подано надлежащим образом оформленной апелляции в адрес Собора. Однако, учитывая его слова и публикации, а также на основании его собственных слов – «Как я после этого могу быть с вами, подонками, в одной Церкви?» (5 мая 2014 года), -- Архиерейский Собор находит справедливыми действия Правящего Архиерея по отлучению М. В. Назарова от Таинства Святого Причащения впредь до покаяния и опровержения всех оскорбительных слов, опубликованных в адрес архиереев, священнослужителей и мирян нашей Церкви. Собор обращает внимание М. В. Назарова на то, что он сам выше приведенными и другими его подобными словами поставляет себя вне Русской Православной Церкви Заграницей.

 

Заседание 1-го дня работы Собора заканчивается в 19.46 пением задостойника Пасхи "Ангел вопияше…" и "Светися, светися…"

 

Протокол № 2.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Второй день заседаний, 7/20 мая 2014 года. 

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 9.55 пением "Христос воскресе…"

 

Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Собора, вносятся поправки. 

 

Преосвященные просят еп. Григория рассказать о положении дел в его епархии.

Еп. Григорий сообщает, что со времени последнего Собора самым радостным событием в епархиальной жизни стало освобождение из тюрьмы в Уругвае прот. Александра Ивашевича. Сейчас он, слава Богу, совершает богослужения, окормляет паству. У прот. Владимира Шленева в Аргентине благополучно прошло собрание ассоциации, к которой принадлежит и его храм, обстановка там спокойная. Кроме Аргентины, о. Владимир в настоящее время обслуживает наших верующих в Уругвае. В г. Сан-Паулу открылось представительство МП, служение совершается по договоренности в униатском храме. При этом митрополит МП не стесняется широко заявлять, что именно сейчас русское православие впервые появилось в Южной Америке. Тем самым подчеркнуто игнорируется сам факт существования здесь епархии и приходов РПЦЗ начиная с первой половины XX века. В Бразилии на последнем престольном празднике Владыка Григорий совершил постриг двух чтецов и хиротесию иподиакона. Кандидатов на поставление в диаконский и пресвитерский сан пока нет. В начале октября текущего года организуется паломничество в Грецию, в ходе которого, кроме прочего, предполагается посещение мужчинами горы Афон. Далее Преосвящ. Григорий информирует Собор о тяжелом состоянии здоровья клириков своей епархии прот. Валентина Ивашевича, диак. Кесария и диак. Игоря. Последний находится в старческом доме, ходить не может, передвигается в инвалидной коляске.

Постановили: Доклад Преосвящ. Григория принять к сведению.

 

10. Слушали: Председателя о положении на Украине.

Постановили: Выразить скорбь по поводу нынешнего разделения православных в связи с событиями на Украине, призвать всех, участвующих в конфликте, к покаянию и единству во Христе. Отразить это в нашем Соборном Послании к пастве.

 

11. Слушали: Председателя, который представил финансовый отчет деятельности Синода.

Постановили: Финансовый отчет принять к сведению и утвердить.

 

 13.50 -- Перерыв на обед. После перерыва заседание возобновляется в 15.16.

 

12. Слушали: Председателя о сборе средств на Синодальный дом. Владыка Митрополит выражает свое мнение о полезности приобретения в собственность Синода данного строения. Благодаря его наличию теперь в районе Толстовской фермы есть возможность организовать жизнь церковной общины в честь святых Жен-мироносиц, устраивать встречи, совместные для прихожан обеды, проводить собрания, другие необходимые мероприятия. На настоящий день много трудов в этой области прилагает староста прихода Александра Татьяненко. Председатель выражает надежду, что церковная жизнь вокруг Синодального дома будет развиваться. Сообщает, что цена дома -- 305 000 долларов США, что совсем недорого для этого района. Для покупки был взят кредит в банке на 200 000, заплачено за дом 105 000. Кредит взят на 20 лет под небольшой процент, но в месяц приходится вносить на погашение кредита до 1500 долларов. Для нас это нелегко (см. Приложение, 1).

Постановили: Одобрить действия по приобретению и содержанию Синодального дома с домовым храмом в честь Жен-мироносиц, включая понесенные на это расходы. Считать адрес данного строения – 65 Lake Rd. Valley Cottage, NY 10989, USA -- официальным адресом Архиерейского Синода РПЦЗ.

 

13. Слушали: Архиеп. Андроника, который докладывает Собору о положении дел в Вознесенском приходе в Файрфаксе. Ситуация, по мнению Вл. Андроника, сложная (см. Приложение, 2). Вл. Андроник предлагает окончательно утвердить иер. Иоанна Хинтона в должности настоятеля, а Преосвящ. Иосифа окончательно почислить на покой с правом причащаться или служить в храме по приглашению настоятеля.

Председатель считает, что нынешняя ситуация существует на приходе давно. Сейчас она, по мнению Председателя, в какой-то мере стабилизировалась и лучше не нарушать существующий «статус-кво».

После обсуждения,

Постановили: В связи с тем, что Преосвящ. Иосиф по состоянию здоровья не смог явиться на Архиерейский Собор, оставить положение на Вознесенском приходе в Файрфаксе без изменений до следующего рассмотрения.

 

14. Имели суждение: О составе Архиерейского Синода.

Постановили: Утвердить следующий состав Архиерейского Синода РПЦЗ: митр. Агафангел – Председатель, еп. Григорий – Заместитель Председателя; члены Синода: архиеп. Андроник, архиеп. Софроний, архиеп. Георгий – Секретарь Синода, еп. Афанасий. Приглашать в порядке очередности по старшинству на заседания Синода других архиереев РПЦЗ с правом голоса.

 

15. Имели суждение: Об анафеме сергианству.

Постановили: Утвердить анафематизм сергианству в существующем виде и внести его в чин Торжества Православия.

 

16. Слушали: Председателя, который представляет проект изменений в Наградной регламент.

После обсуждения,

Постановили: Утвердить Наградной регламент с учетом внесенных изменений и дополнений.

 

Еп. Григорий предлагает, руководствуясь добрым примером объединения, поданным греческими старостильными Синодами, создать специальную комиссию и начать переговоры с остальными русскими истинно-православными юрисдикциями.

Постановили: Сформировать Комиссию по переговорам с русскими истинно-православными юрисдикциями в следующем составе: еп. Григорий (Председатель), архиеп. Андроник, архиеп. Софроний, архиеп. Георгий, еп. Афанасий и еп. Кирилл.

 

19.00 – Председатель объявляет Архиерейский Собор закрытым.

 

Председатель Архиерейского Собора:

+ Митрополит Агафангел

 

Преосвященные:

+ Архиепископ Андроник

+ Архиепископ Софроний

+ Архиепископ Георгий

+ Епископ Афанасий

+ Епископ Григорий

+ Епископ Кирилл

+ Епископ Николай

 

 

 

 

Соборное послание

Верным чадам Русской Православной Церкви Заграницей

Дорогие братья и сестры!

Собравшись в эти благословенные дни на очередной Архиерейский Собор, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, приветствуем вас пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

Господь наш, умерший ради погибающего в грехах человечества, Своим Воскресением призывает всех к вечной жизни, призывает подняться над суетой бренного мира и приобщиться Его надмирной вечности, в которой нет несправедливости, страданий и боли.

Сейчас повсюду наступили особые времена шатаний и соблазнов. В целом мир оказался охвачен всеобщим отступлением не то что, даже, от Святого Православия, а вообще от всякой веры. Духовный мир человека повсеместно заменяется виртуальным, искусственным миром, придуманным политтехнологами и манипуляторами человеческих душ, и эти творцы виртуального мира постепенно и незаметно становятся властелинами человечества.

То, что происходит с людьми сейчас, это, пожалуй, страшнее любого оружия, поскольку бомба, как писал наш приснопоминаемый Митрополит Анастасий, способна уничтожить лишь тело человека, а то, что происходит сейчас, обрекает на духовную смерть практически все человеческие души, обретающиеся на земле. Эти события происходят повсеместно – нет уже прежней Америки, мы видим, во что превратилась Европа, какие небывалые раздоры происходят в нашем, в некогда величественном, отечестве. С необычайной легкостью современные политики стравливают друг с другом братские народы, которые за годы советской власти в подавляющем большинстве утратили православную веру – единственное основание, которое делало русских по происхождению людей подлинными братьями. Лишенные православной веры, умело настроенные политтехнологами, люди готовы уничтожать друг друга даже без всякой причины.

От того, что сейчас происходит, есть только одно спасение – покаяние и возвращение к вере наших благочестивых предков – Святому Православию. Церковь Христова в последние дни должна явить миру свое единство, а не спешить занимать вместе со всеми место на противоборствующих баррикадах. Остановитесь, братья, отряхните со своих душ ложь пропаганды и обмана! Не должны единоверцы, ожесточившись, уничтожать друг друга! Какой чудный пример подали сейчас православные греки-исповедники! Они показали всем, что возможно и в наши дни единение христиан. Оставьте лукавое мудрование, ныне свойственное многим маловерным и малодушным – что, якобы, Церковь Христова в последние дни может жить в раздроблении, отдельными группками. Христиане могут жить раздельно друг от друга, если они не встречались и не знают о существовании друг друга, как Пророк Илия не знал о существовании семи тысяч праведников. Но, если они знают друг о друге, если они действительно христиане, разделения между ними быть не может. Церковь Христова одна и едина во все времена. К этому единству во Христе мы призываем всех, верующих в Истинного Бога православных.

Наша Церковь, ее Собор архиереев, не поддерживает в наши дни никакое гражданское правительство, поскольку нет в нынешнем мире православных правительств. Мы были, и остаемся свободной от внешнего влияния и манипулирования частью Русской Церкви. И мы будем таковыми оставаться при любом правлении. В личной же, гражданской жизни, согласно указанию Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг., каждый член Церкви волен придерживаться тех или иных политических взглядов. Самое главное, чтобы эти взгляды не превозмогали над Православной верой.

В Святом Крещении каждый человек вручает себя Господу нашему Иисусу Христу «яко Царю и Богу». Пусть же этой клятве на верность подлинному Царю мы останемся верны до последнего издыхания.

Уповая на Бога, не отвержемся этой клятвы во век, дорогие наши верные братья и сестры!

 

   Доклад Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Агафангела Архиерейскому Собору О разрушительной деятельности М. В. Назарова

 

Бывший староста Московского прихода в честь Новомучеников и Исповедников Российских, Михаил Викторович Назаров, ныне пытается устроить в нашей Церкви раскол и дискредитировать ее в глазах внешних. Ссылаясь на прибившуюся ранее к приходу группу язычников, во главе с Деминым (справедливо, кстати, MB. Назаровым обличенную), обвинения в адрес этой группы перенес на настоятеля прихода о. Валерия Леоничева, требуя лишения его сана и, фактически, упразднение прихода. (Справка: В. Демин отлучен мною от св. Причастия Указом от 29.05.2012. Указ прилагается). То, что о. Валерий отрекся от умопостроений означенной группы (даже на заседании Архиерейского Синода), М.В. Назаровым во внимание не принято. Убедившись, что ему не удается ликвидировать приход в деревне Дубки Московской области, поскольку я, как Правящий архиерей, считаю своим архипастырским долгом сохранение прихода, М.В. Назаров решил свою критику обратить на меня и добиться моего смещения с поста Первоиерарха.
Поскольку М.В. Назаров не способен (или не желает) лаконично выражать свои мысли (я предлагал это сделать приходу, в коем он числился старостой, поскольку М.В. Назаров ссылается на то, что весь приход его поддерживает, что имеющимися у меня сведениями, не подтверждается), я попытался здесь самостоятельно кратко обозначить выдвигаемые им против меня претензии.
Сам М.В. Назаров мимоходом об этих претензиях высказался так: "Мое нынешнее неприятие действий м. Агафангела сформировалось в практической церковной жизни в последние годы и объясняется в первую очередь нашим приходским неприятием его лукавого покровительства раскольно-еретической секте Леоничева (1), неприятием его постоянной лжи в качестве нашего правящего архиерея (2) и, наконец, неприятием его поддержки украинско-американской революции (3)". https://www.rusidea.org/forum/viewtopic.php?f=5&t:=3323&start=135
Итак, рассмотрим по порядку:
(1)    М.В. Назаров обвиняет меня в том, что я покрываю "еретика и псевдо-священника" Валерия Леоничева. Но, о. Валерий уже несколько раз отказывался от того, что он разделяет воззрения Демина, это было засвидетельствовано и на заседании Синода, и лично на исповеди. Обвинять о. Валерия в том, что М.В. Назаров подозревает, что он кается неискренно, просто несерьезно. Также М.В. Назаров пытается затеять судебный процесс с опросом свидетелей, для того, чтобы установить, что о. Валерий разгласил тайну его исповеди. Мне представляется очевидным, что этот процесс М.В. Назаров пытается организовать только с целью навредить о. Валерию. Но, тем не менее, я не против того, чтобы эти обвинения рассмотреть, но М.В. Назаров не подал в мой адрес соответствующего официального прошения с указанием свидетелей (я даже указывал форму, в которой такое прошение должно быть выражено), также и свидетели до сих пор не изъявили желания давать показаний. Я до сих пор жду подачи официального прошения. Этот пункт М.В. Назаров поставил первым, потому что, как я понимаю, личная ненависть к о. Валерию и желание уничтожить его и возглавляемый им приход, отчасти лежит в основе всей антицерковной деятельности М.В. Назарова.
(2)    М.В. Назаров утверждает везде, где это только возможно, что я "лжец". Это утверждение он строит на таких, например, эпизодах. Я не благословил проведение епархиального собрания в Москве (поскольку, по моему убеждению, громе ругани и взаимных обвинений, оно бы ни к чему не привело), но потом писал, что собрание в Москве состоялось, но Назаров его проигнорировал. В действительности, прошло не Епархиальное собрание, а собрание Епархиального совета. Из этого сопоставления М.В. Назаров делает вывод, что я "патологический лжец" о чем и сообщает всенародно на подведомственных ему интернет-ресурсах. Характерный его прием обвинения во лжи содержится также в жалобе Архиерейскому Собору (прилагается). Я писал, что М.В. Назаров не счел нужным явиться на заседание епархиального совета, на который я специально из-за него приехал из Одессы. Назаров без зазрения совести заявляет на это: "Опять сознательная неправда: Его Высокопреосвященство заехал в Москву проездом в США, а не специально". Но почему неправда? - я по дороге в США специально взял билет до Москвы (хоть так лететь неудобно), задержался в ней на сутки, действительно, в первую очередь для того, чтобы встретиться и обговорить вопрос с М.В. Назаровым, который на встречу не явился, не предупредив заранее. Из этого М.В. Назаров не стесняется делать вывод, что мои слова очередное подтверждение того, что я "лжец". Все остальные эпизоды моей "лжи" являются манипуляциями такого же порядка.
Если М.В. Назаров привел бы хоть один действительный пример моей намеренной и сознательной лжи, я был бы ему благодарен, поскольку ясно бы осознал, в чем именно мне следует каяться. Пока мне ни один такой пример не известен.
(3) М.В. Назаров пытается обвинить меня в т.н. русофобии. Это обвинение он строит на том, что        •
а)    я считаю русскими только православных верующих Русской Церкви, и, таким образом, отказываюсь от попечения всех остальных русских по национальности ("русского народа" по выражению Назарова).
Согласно Присяге (см. "Исповедание и обещание архиерейское": "Обещаю же ся во страсе Божий и боголюбивым нравом вверенное ми стадо управляти"), архипастырь несет ответственность "за вверенное ему стадо", а не за всех людей вообще. Мы не можем нести ответствен¬ность за тех, кто отказывается от попечения о них Православной Церкви. Это не означает, что мы должны с пренебрежением относиться к не-христианам, но, помня свой миссионерский долг, стараться их "привести в разум истины". Таким образом, поскольку требовать можно только то, о чем человек взял обязательство исполнять, такого рода обвинение в "русофобии" я принять не могу. Можно говорить о недостаточной нашей миссионерской активности, но это, опять же, ничего общего с "русофобией", а, тем более, с нарушением Архиерейской присяги, не имеет.
Русскими людьми считали только православных многие иерархи Церкви и другие лучшие ее представители.
б)    в "русофобии" М.В. Назаров пытается обвинять меня также за то, что я, якобы, поддерживаю
новую украинскую власть и нахожусь в зависимости от "США и Европы".
Но, поддерживать или не поддерживать ту или иную политическую власть - дело совести каж¬дого человека. Я лично, поддерживаю ту политическую силу, которая в большей степени дистанцируется от коммунизма и большевизма, вне зависимости от того, каких политических или религиозных взглядов придерживаются ее носители. Нынешняя украинская власть не православная, и к ней не выдвигаются вопросы те, которые бы могли бы возникнуть в случае, если бы к управлению государством пришли бы православные верующие. Следует различать государственно-правовую сторону власти, и вероисповедную. Никакого духовного единства с неправославными нет и быть не может. На Украине мы остаемся в духовном отношении свободными русскими православными людьми, неподверженными влиянию или зависимости от каких бы то ни было внешних сил. Таким образом, и с этой стороны, все обвинения в "русофобии" надуманы и безпочвенны.
На основании этих трех перечисленных пунктов надуманных обвинений, М.В. Назаров развязал клеветническую кампанию против меня. Чем дальше, тем М.В. Назаров позволял себе большее. Дошло даже до того, что он опубликовал у себя на сайте большими красными буквами следующее заявление:
"ИСХОДЯ ИЗ ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ПОВЕДЕНИИ НАШЕГО ПЕРВОИЕРАРХА В ДЕЛЕ ЛЖЕСВЯЩЕННИКА ЛЕОНИЧЕВА И В ДРУГИХ ПРОБЛЕМАХ, НА ОСНОВАНИИ МНОЖЕСТВА УДРУЧАЮЩИХ ПРИМЕРОВ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЛЖИ МИТРОПОЛИТА, Я ВЫНУЖДЕН ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ И КО ВСЕМ ЕГО ДРУГИМ ЗАЯВЛЕНИЯМ В ПРОШЛОМ, КОТОРЫЕ Я ПРИНИМАЛ НА ВЕРУ ПРОШУ ПРОСТИТЬ МЕНЯ ВСЕХ, КТО ПОВЕРИВ МНЕ, ПРИ МОЕМ СОДЕЙСТВИИ ВОШЕЛ ПОД ОМОФОР ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА. НО У НАС ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ КАНОНИЧНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ЛЖИ И НАРУШЕНИЮ КАНОНОВ - РАДИ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИИ И МИССИИ НАШЕЙ ЦЕРКВИ.
ЕСЛИ ВЫ НЕ СПОСОБНЫ УПРАВЛЯТЬ ЦЕРКОВЬЮ ДОСТОЙНО - УЙДИТЕ НА ПОКОЙ, ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО". (4 февраля 2014 г.).https://www.rusidea.ora/forum/viewtopic.oho ?f=5&t=3323&start= 135
"Вопрос: что же всё-таки реальнее - сменить нашему первоиерарху свои идеологические взгляды, противоречащие традиции РПЦЗ, или же нашей Церкви сменить своего первоие-рарха?" (14 февраля 2014 г.). htto://www. rusidea. om/forum/viewtooic. oho ?f=5&t=3323&start= 150
Несмотря на столь дерзкие заявления, я терпел их, в надежде, что М.В. Назаров образумится. Но даже само это мое долготерпение было истолковано как слабость и еще один аргумент в его пользу. В.М. Назаров на всеобщее обозрение заявил следующее:
"Если бы Вы хотя бы чуточку верили в свои обвинения против меня, Вы давно и легко отлучили бы меня от причастия до церковного суда. И устроили бы суд  пусть даже опять лживый, как в мае 2013 года, но всё же, хотя бы Ваши архиереи увидели, кто Вы такой на самом деле. Вы этого боитесь, потому что сами знаете лживость Ваших обвинений! Вы не опровергаете ни одного из моих фактов Ваших нарушений и постоянной лжи, и только огульно твердите, что я "сознательно дискредитирую Церковь". (15 февраля 2014 г.). htto://www. rusidea. org/forum/viewtooic. oho ?f=5&t=3323&start= 150
После такого заявления, мне ничего не оставалось делать, как отлучить М.В. Назарова от св. Причастия (Указ от 16 февраля 2014 года прилагается). Но, несмотря на это, В.М. Назаров продолжал свои оскорбления. Вот, только некоторые примеры:
"Там всё ровно наоборот в сравнении с обличениями м. Пашковского, совсем потерявшего ум и совесть... (4 апреля 2014 г.).
htto://www. rusidea. org/forum/viewtooic. oho ?f=5&t=3323&start= 195
"Правящий архиерей" митрополит Агафангел ... Почему Его Высокопреосвященство ни в этом, ни во множестве других случаев не боится представать перед своими прихожанами как откровенный лжец (12 апреля 2014 г.). htto://www. rusidea. org/forum/viewtooic. oho ?f=5&t=3323&start=225
Несмотря на это, я, по просьбе окормляющего приход о. Александра Щипакина, допустил М.В. Назарова к св. Причастию на Пасху, он, тем не менее, продолжил в своем духе дальше:
"Голову наша РПЦЗ точно потеряла. Если нашу Церковь позорит сам первоиерарх - то чего уж требовать от какого-то Леоничева..." (25 апреля 2014 г.). htto://www. rusidea. org/forum/viewtooic. oho ?f=5&t=3323&start=255 "Проливаемая укронацистами русская кровь (...) уже пала на Пинчука и его верховное началь-ство. Нераскаянные "церковные" покровители бандитского майдана ответят за это перед Богом.
Да, невежливо я высказываюсь, грубо, оскорбительно... Других слов не нахожу. Подонки в рясах, молящиеся "о мире на Украине": "О еже сохранити страну нашу (Украинскую) от нашествия супостатов"... То есть сохранити жидонацистскую хунту Турчинова-Япценюха-Коломыйского в их карательной войне против русских... Убийствам которых откровенно радуются... Сатан исты с чуждыми им христианскими именами." (3 мая 2014 г.). https://www. rusidea. org/forum/viewtopic. php ?f=5&t=3323&start=2 70
В своем творении "Кто и почему призывает испепелить "несуществующую" Россию" https://www.rusidea.org/?a=130163 (28 апреля 2014 г.), он продолжает обвинять меня, приписывая мне слова, которые я никогда не произносил, например, о том, что "русского народа больше нет". Но так высказывался только покойный протоиерей Лев Лебедев, и никто его за это не на-зывал "русофобом", все понимали, что это его частное мнение. Я же говорил, что в СССР не было возможности русским людям жить в соответствие с своей совестью и верой, и такие люди в Советском Союзе были уничтожены физически. Духовно русские сохранились в зарубежье, в РПЦЗ, но после падения "железного занавеса" на территории бывшего СССР опять стали по-являться настоящие русские люди. Я всегда связывал возможное возрождение России только с покаянием и возрождением духовной составляющей русского народа. Но, именно это мое мне-ние М.В. ^Назаров и объявляет "русофобией", поскольку я отрекаюсь, по его понятию, от русских по происхождению коммунистов, бандитов, иноверцев и прочих им подобных. Этот вопрос можно трактовать по-разному, о чем я и написал в своей заметке "Русская Зарубежная Церковь и русский народ": "Можно рассматривать русский народ по крови, можно принимать во внимание исключительно духовную его культуру. Конечно, эти два отношения, два взгляда, взаимосвязаны между собой. У одних людей уклон в понимании русского народа может быть в сторону крови, у других - в сторону духа. Но ясно одно - этот вопрос, сам по себе, не может быть предметом вражды, а, тем более, войны".
Вот еще образец его сочинительства.
Мерзавцам-мазепинцам Пинчуку, Кутале, Интернет Собору, м. Пашковскому и Ко.
Одесское преступление ваших укронацистов обрастает документальными доказательст-вами.
По "лживому" российскому ТВ в новостях показали неопровержимые записи того, что вы-стрелы, якобы со стороны одесской самообороны, начали провокаторы с георгиевскими ленточками и красными отличительными повязками при прикрытии милиции. Они же стре-ляли с крыши Дома профсоюзов и убивали людей на всех этажах, обливая горючей жидкостью и поджигая. И отравляя специальным газом. Убивали всех подряд, даже беременную женщину.
КАК Я ПОСЛЕ ЭТОГО МОГУ БЫТЬ С ВАМИ, ПОДОНКАМИ, В ОДНОЙ ЦЕРКВИ? (05 мая, 2014 г.).
Я (...) давно устал от лукавства и лжи митрополита. (...) Неужели кому-то еще не ясно, что нужно сменить (...) первоиерарха РПЦЗ? (10 мая 2014 г.). https://www. rusidea. ora/forum/viewtopic. php ?f-58d-3323&start-360
He вызывает никаких сомнений, что целью М.В. Назарова является раскол в нашей Церкви, и он всеми силами действует в этом направлении. Он уже давно не обращает внимание на эле-ментарную корректность своих публичных заявлений, и старается как можно больше вылить грязи, в соответствие с нормами геббельсовской пропаганды: "Чем наглее ложь, тем больше народ в нее верит". Цель М.В. Назарова в последние месяцы перед Собором состояла в том, чтобы как можно большее количество раз повторить то, что я лжец, покровитель ереси и русофоб. Он собрал группу сочувствующих ему священников и мирян. К большому сожалению, он и его сподвижники указывают на Архиепископа Софрония как на своего духовного окормителя. К еще большему сожалению, владыка Софроний этого не отрицает. Более того, М.В. Назаров прямо пишет в прилагаемой к сему жалобе, что поступает "с благословения" Архиепископа Софрония. Но, согласно пар. 4, п. ж) Положения о РПЦЗ (1964 г.), обращаться с посланиями ко всей Церкви имеет привилегию только ее Первоиерарх, а не отлученный мирянин, пусть даже по благословению архиепископа.
Однако, самой опасной, на мой взгляд, является попытка М.В. Назарова политизировать Церковь и сделать ее составной частью политических движений, некоей "третьей силой" среди различных политических направлений, чем принизить ее великую и уникальную миссию спасения человеческих душ в вечности. К сожалению, у М.В. Назарова нет православного святоотеческого понимания Церкви, неотъемлемой частью которой есть любовь к Богу и ближним. Во всех его построениях нет места Христу, и борьба, которую он сейчас затеял  есть, по сути, борьба с Церковью Христовой, а значит, и с ее Основателем.
Назаров и его окружение в настоящее время имеют следующие признаки секты: 1). Лидер, который смешивает православное вероучение со своими политическими воззрениями (делая, та-ким образом, свое учение не православным). 2). Лидер является непререкаемым авторитетом у своих адептов - авторитет лидера выше авторитета Первоиерарха, Архиерейского Синода и Собора. 3) Нехристианское и неблагочестивое поведение лидера, которое поддерживается его ближайшим, политизированным, окружением. 4) Категорические требования, выставляемые лидером Первоиерарху, Архиерейскому Синоду и Собору. 5). Активное собирание своих единомышленников, причем, не только из числа прихожан РПЦЗ - путем массовой рассылки писем и другими способами не считаясь с церковной дисциплиной. 5). Разглашение мнимых "недостатков" нашей Церкви всеми доступными ими способами. 6). Противопоставление своей группы всей остальной РПЦЗ. Таким образом, мы имеем внутри нашей Церкви сформировавшуюся самостоятельную и самодостаточную группу, которая считает себя выше нашего Архиерейского Синода, вероучение которой есть, по сути, не христианское, а политическое.
18 прав. IV Вселенского Собора гласит: "Составление или соумышление скопища, аки преступление, совершенно воспрещено и внешними законами: кольми паче должно возбранять в Церкви Божией, дабы сего не было. Если некие из клира, или монашествующие, окажутся обязующими друг друга клятвою, или составляющими скопище, или строющими ковы епископам, либо своим сопричетникам: совсем да будут низвержены со своей степени". Мирянин за такое преступление должен быть отлучен.
Я давно уже перестал надеяться на покаяние и духовное оздоровление М.В. Назарова, поскольку это не случайное его заблуждение, а, как теперь выяснилось, путь всей его жизни. Принимая во внимание доклад Собору С.А. Хазанова-Пашковского (прилагается), не остается сомнений, что путь этот не ко Христу в Небесное Его Царство, а, к сожалению, в противоположную сторону. Деятельность М.В. Назарова за последние два года нанесла значительный урон как внешнему авторитету нашей Церкви, так и ее внутреннему единству. Этот процесс мы все должны остановить, ради чести и достоинства Православной Церкви.
+ Митрополит Агафангел Одесса, 2014 год.