САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Жизнь Епархии arrow 04.07.14. Непричастный къ грядущему сергiанству. Къ дню памяти св. Митрофана Астраханскаго.

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

04.07.14. Непричастный къ грядущему сергiанству. Къ дню памяти св. Митрофана Астраханскаго. PDF Напечатать Е-мейл
    Священномученикъ Митрофанъ, архіепископъ Астраханскій.

    23 іюня/ 6 іюля  «Астраханскій вестникъ» № 54, 1917. «Епископъ Астраханскій и Енотаевскій Митрофанъ (Краснопольскій) отказался дать свою подпись къ телеграме 8 марта 1917 г., обращенную къ Председателю Государственной думы — «Одушевленное глубокой радостью, астраханское духовенство въ экстренномъ своемъ собраніи единодушно постановило: приветствовать въ лице Вашемъ исполнительный Комитетъ Государственной Думы съ избраннымъ имъ Правительствомъ…» Свщмуч. Митрофанъ отказался подписать и вотъ это «Возваніе къ населенію г. Астрахани городского собранія духовенства, обнародованное въ «праздникъ революціи» 10 марта 1917 г. — «Сегодня великій всероссійскій праздникъ свободы. Разделяя чувства, одушевляющіе въ этотъ радостный день гражданъ земли Русской, православное духовенство г. Астрахани считаетъ священнымъ долгомъ призвать населеніе начать этотъ праздникъ церковной молитвой.» (Россійское духовенство и сверженіе монархіи въ 1917 г. Индрикъ. 2008.)
             Въ міру Димитрій Ивановичъ Краснопольскій, родился 22 октъ. 1869 г. въ Воронежской губ. въ семье рабочаго кирпичнаго завода. Мать будущаго святителя происходила изъ семьи сельскаго псаломщика и еще до рожденія молилась Царице Небесной о дарованіи ей сына, который пошелъ бы по духовному пути. Окончилъ сельскую школу и духовное училище. 1890 г.  по окончаніи Воронежской Духовной семинаріи сталъ діакономъ. Служилъ въ г. Коротояка, Воронежской губ. 1893 г. служилъ въ слободе Алексеевка, въ этомъ же году овдовелъ. 1893–1897 гг. Кіевская Духовная академія. 1896 г. — іеродіаконъ, на третіемъ курсъе академіи постриженъ въ монашество. 1897 г. — іеромонахъ. 1897–1902 гг. инспекторъ въ Иркутской Духовной семинаріи. 1902 г. — архимандритъ. 1902–1907 ггъ. — ректоръ Могилевской Духовной семинаріи. При ректоре архим. Митрофане въ 1904 г. въ семинаріи были открыты религіозно-нравственныя чтенія, въ которыхъ принимали участіе преподаватели и воспитанники старшихъ классовъ. Семинаристы выступали съ чтеніями изъ житій святыхъ и статей назидательнаго характера. Это позволяло пастырямъ лучше подготовиться къ проповеднической деятельности.         
                Въ 1907 г. рукоположенъ свщмуч. Владиміромъ Кіевскимъ во епископа Гомельскаго, викарія Могилевской епархіи. Революціонную смуту 1905-1907 гг. Вл. Митрофанъ будучи печальникомъ земли Русской, пережилъ со скорбью, съ надеждой и верой въ непоколебимость вековыхъ устоевъ православнаго русскаго народа. Въ іюне 1908 г. въ центре викаріатства г. Гомеле по иниціативе епископа Митрофана были организованы миссионерскіе курсы для уезднаго духовенства. Целью созданія курсовъ было обновить въ памяти пастырей знаніе сектантскаго ученія и ознакомить ихъ съ лучшими способами воздействія на заблуждающихся. Въ 1909 г. при содействіи епископа Митрофана Гомельское отделеніе Могилевскаго Богоявленскаго Братства было преобразовано въ самостоятельное Братство. Святитель считалъ, что идея братствъ стоитъ въ самой тесной связи съ христіанскимъ ученіемъ о любви и первооснову ихъ виделъ въ христіанскихъ общинахъ апостольскаго века. Въ западныхъ областяхъ Россіи въ періодъ уніи благодаря самоотверженной деятельности братствъ сохранилась православная вера. Въ епархіальномъ центре Могилеве действовало Могилевское церковно-православное братство, председателемъ котораго былъ епископъ Митрофанъ. Братство распространяло безплатно книги, брошюры и листки для поученія народа въ вере и укрепленія въ немъ добрыхъ навыковъ христіанской нравственности, благотворило къ беднымъ. Коренное населеніе Могилева по преимуществу составлялъ ремесленный людъ. Братство взяло на себя попеченіе объ улучшеніи быта православныхъ кустарей. Въ 1907-1912 гг., являясь членомъ Государственной Думы третіяго созыва (отъ Могилевской губерніи), святитель непоколебимо отстаивалъ интересы Православной Церкви, церковной школы и духовныя нужды русскаго народа. 1912  г. — епископъ Минскій и Туровскій. Начало служенія священномученика Митрофана на Минской кафедре ознаменовалось объединеніемъ двухъ минскихъ братствъ - во имя Святителя Николая и народнаго во имя Животворящаго Креста, - образованныхъ съ целью утвержденія православія и защиты интересовъ русскаго населенія въ епархіи и имевшихъ отделы въ сельскихъ приходахъ, въ одно Минское Православное Свято-Николаевское Братство. Почетнымъ покровителемъ Братства и председателемъ его общихъ собраній являлся Преосвященный Митрофанъ. Братство повело организованную борьбу съ пьянствомъ, проводило чтенія для народа со световыми картинками. Къ концу 1913 г. въ Минской епархіи открылось 37 отделовъ Народнаго Братства. Въ 1914 г., Великимъ постомъ, въ Минске были открыты двухнедельные народные миссіонерскіе курсы. На курсахъ слушателямъ объяснялись догматическія и богослужебныя различія между православіемъ и католичествомъ, читались лекціи по исторіи края. Целью курсовъ было содействовать образованію народныхъ кружковъ ревнителей православія въ епархіи и научить крестьянъ способамъ полемики съ католиками. Въ поездкахъ по епархіи святитель всюду посещалъ церковноприходскія и земскія школы, вникая въ то, какъ ведется въ нихъ преподаваніе Закона Божія и какъ преподаваемыя знанія усваиваются учениками. Съ начала 1-й Міровой войны епископъ Митрофанъ служилъ молебны въ связи съ открытіемъ военныхъ действій. Минскъ, находившійся вблизи военныхъ действій, покрылся сетью лазаретовъ и госпиталей. Святитель освящалъ лазареты, совершалъ въ нихъ богослуженія, навещалъ раненыхъ, беседовалъ съ ними. Монашество епархіи помогало ему въ этомъ деле.
                1916 г. — епископъ Астраханскій и Царевскій. Астраханскій край всегда привлекалъ массу выходцевъ изъ другихъ губерній. Сюда стекались хлысты, молокане, штундисты; кроме нихъ, епархію населяли калмыки-идолопоклонники и киргизы-магометане. Все это определяло характеръ епархіи какъ миссіонерскій по преимуществу и побуждало духовенство стоять на страже православія. Для ознакомленія съ деятельностью противоламайской миссіи въ начале сентября 1916 г. епископъ Митрофанъ проехалъ всю калмыцкую степь на всемъ ея громадномъ пространстве и посетилъ самыя отдаленныя села Чернояркаго уезда. Святитель служилъ молебны и говорилъ поученія крещеннымъ калмыкамъ. Святитель увиделъ, что миссіонерское дело среди калмыковъ находится въ упадке. Сострадая языческому народу, не просвещенному светомъ истиной веры, онъ советовалъ въ школе при миссіонерскомъ стане вести съ калмыками занятія на ихъ родномъ языке и для этого подготовить учителей среди ихъ среды. Въ январе 1917 г. епископъ Митрофанъ предпринялъ трудъ паломничества въ Царевскій уездъ и Пріухабинскій край, чтобы воодушевить пастырей и мірянъ на борьбу съ сектантствомъ. По иниціативе епископа были открыты народно-миссіонерскіе курсы. Святитель, считавшій самодержавіе, его идеи и осуществленіе, національнымъ достояніемъ православнаго русскаго народа, со скорбью переживалъ февральскую революцію. Владыка Митрофанъ не разрешалъ своему духовенству совершать торжественныя молебствія въ честь революціонныхъ событій, не далъ своей подписи подъ приветственными телеграммами, посланными духовенствомъ Временному правительству. Въ «Астраханскомъ вестнике» № 54, 1917. сказано, что епископъ Астраханскій и Енотаевскій Митрофанъ (Краснопольскій) отказался дать свою подпись къ телеграме 8 марта 1917 г., обращенную къ Председателю Государственной думы — «Одушевленное глубокой радостью, астраханское духовенство въ экстренномъ своемъ собраніи единодушно постановило: приветствовать въ лице Вашемъ исполнительный Комитетъ Государственной Думы съ избраннымъ имъ Правительствомъ…» Свщмуч. Митрофанъ отказался и подписать «Возваніе къ населенію г. Астрахани городского собранія духовенства, обнародованное въ «праздникъ революціи» 10 марта 1917 г. Где попы-клятвопреступники радовались — «Сегодня великій всероссійскій праздникъ свободы. Разделяя чувства, одушевляющіе въ этотъ радостный день гражданъ земли Русской, православное духовенство г. Астрахани считаетъ священнымъ долгомъ призвать населеніе начать этотъ праздникъ церковной молитвой…» Россійское духовенство и сверженіе монархіи въ 1917 г. Индрикъ. 2008.
    Началась ломка всей государственной и общественной жизни. Нестроенія, порожденныя общей смутой, въ Астраханской епархіи пробудили къ активности группу духовенства, стремившуюся къ реформе церковной жизни на техъ путяхъ, какими шествовали въ 1920-е годы обновленцы. Свшмучъ. Митрофанъ считалъ, что вопросъ долженъ быть поставленъ не о церковной реформе, а о реформе внутренней жизни верующихъ, ее очищеніи и возстановленіи въ первоначальной чистоте.
    Епископъ Митрофанъ возглавилъ на соборе 1917–1918 гг. отделъ о Высшемъ Церковномъ Управленіи, былъ основнымъ докладчикомъ на соборе по вопросу о Патріаршестве. 24 мая 1918 г. по благословенію Патріарха Тихона совершилъ прославленіе святителя Іосифа, убіеннаго митрополита Астраханскаго. 8 декабря 1917 г., по окончаніи первой сессіи собора, епископъ Митрофанъ возвратился въ Астрахань. Съ этого дня начались его непрерывныя служенія. Народъ еще въ большемъ количестве сталъ посещать соборъ и те храмы, въ которыхъ служилъ святитель, чтобы слушать его сердечную проповедь. Въ январе 1918 г. въ Астрахани началась братоубійственная война. Кремль, въ черте котораго находился кафедральный соборъ и Архіерейскій домъ, былъ занятъ красноармейцами, и обстреливался казаками. Епископъ Митрофанъ до прекращенія боевыхъ действій находился подъ домашнимъ арестомъ и въ последствіи вынужденъ былъ покинуть Архіерейскій домъ. Въ феврале 1918 г. въ Астрахани подъ возглавіемъ епископа Митрофана былъ проведенъ многотысячный крестный ходъ, который сталъ торжествомъ православной веры. 25 марта 1918 г. Владыка вернулся въ Москву для работы во 2-й сессіи собора. 1918 г. — архіепископъ. Осенью 1918 г. вновь возобновилась церковная смута, прекращенная въ 1917 г. Сеятели ея объединились вокругъ викарнаго епископа Леонтія (священномученикъ Леонтій (фонъ Вимпфенъ) еп. Енотаевскій) имевшаго демократическія воззренія и публично выразившаго свое одобреніе введенію въ жизнь декрета объ отделеніи Церкви отъ государства. Въ сентябре 1918 г. былъ образованъ "Епархіальный союзъ церквей". Архіепископъ Митрофанъ не могъ одобрить созданія такой организаціи, поскольку церковное управленіе въ епархіи принадлежало правящему архіерею и приходская жизнь могла быть устроена его содействіемъ и помощью. Осенью 1918 г. власти потребовали отъ архіепископа Митрофана освободить Архіерейскій домъ и соборъ въ Астраханскомъ Кремле. Владыка Митрофанъ отказался и покинулъ Кремль только подъ угрозой примененія силы. Когда же фронты гражданской войны приблизились къ Астрахани, святителю пришлось покинуть Архіерейскій домъ. 19 января 1919 г. въ Астрахань прибылъ С.М.Кировъ, после чего были проведены разстрелы духовенства и старостъ храмовъ. Архіепископъ Митрофанъ несмотря на угрозы 7 апреля, въ праздникъ Благовещенія совершилъ въ Благовещенскомъ монастыре литургію и въ проповеди помянулъ "погибшихъ въ результате ненужныхъ и безполезныхъ действій гражданскихъ властей", а после литургіи отслужилъ панихиды по убіеннымъ. На Страстной неделе пастыри и міряне стали просить святителя оставить Астрахань, чтобы пережить наиболее тяжелое время въ безопасномъ месте. Въ ответъ на уговоры верующихъ покинуть городъ онъ категорически отказался: "...На моей груди Крестъ Спасителя, и онъ мне будетъ укоромъ въ моемъ малодушіи. Хочу спросить и васъ: почему вы не бежите? Значитъ, вы дорожите своей честью больше, чемъ я долженъ дорожить своимъ апостольскимъ саномъ.Знайте, я совершенно чистъ и ни въ чемъ не повиненъ передъ своей Родиной и народомъ... Побегъ, и это въ то самое время, когда у насъ на глазахъ разстреливаютъ невинныхъ нашихъ братьевъ! Нетъ, я никуда не уеду отъ своей паствы..."
    Въ канунъ Троицы въ 1919 г. после Всенощнаго бденія вместе съ архіепископомъ Митрофаномъ былъ арестованъ и епископъ Леонтій. Ихъ обвинили въ руководстве белогвардейскимъ заговоромъ; арестъ же десятковъ людей, обвиненныхъ въ томъ, что они являются участниками этого заговора, былъ произведенъ на месяцъ позже. Пастыри и прихожане несколькихъ астраханскихъ церквей ходатайствовали объ ихъ освобожденіи, зная ихъ полную невиновность. Находящемуся въ узахъ святителю міряне каждый день носили пищу. Въ следственномъ деле не содержится ни протоколовъ допросовъ архіепископа Митрофана, ни предъявленнаго ему обвиненія, только на арестномъ листе противъ имени архіепископа Митрофана написано: "Разстрелянъ". Разстрелянъ въ Астрахани въ день Владимірской иконы Божіей Матери. Въ 3 часа ночи комендантомъ ЧК былъ грубо вытащенъ въ одномъ белье изъ камеры. Въ закоулке ихъ уже ждали трое солдатъ съ винтовками. Владыка Митрофанъ ихъ благословилъ двумя руками, за что комендантъ ударилъ его рукояткой револьвера по правой руке и, схвативъ его за бороду, рванулъ его голову внизъ и въ такомъ положеніи выстрелилъ изъ револьвера въ левый високъ. Убитый упалъ. Свидетели убійства видели, что у Владыки Митрофана была вырвана левая половина бороды и разорванъ ротъ. После убійства архіепископа Митрофана былъ разстрелянъ его викарный епископъ Леонтій (фонъ Вимпфенъ). За огромныя деньги тела убитыхъ архіереевъ тайно были получены отъ извозчиковъ-похоронщиковъ и похоронены возле Покрово-Болдинскаго монастыря. Въ 1930 г. кирпичный памятникъ на ихъ могиле былъ разрушенъ для пресеченія паломничествъ.