arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

ПРОТОКОЛЫ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА 22-24 МАЯ 2012 г. PDF Напечатать Е-мейл

 

Протокол № 1.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Очередной Собор Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей открылся 9/22 мая 2012 года в Богоявленском монастыре Санкт-Петербургской епархии.

 

Присутствовали: Высокопреосвященный Агафангел, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский -- Первоиерарх и Председатель Архиерейского Синода РПЦЗ; Преосвященные: архиепископ Софроний, Санкт-Петербургский и Северо-Русский; епископ Георгий, Кишиневский и Молдавский -- Секретарь Архиерейского Синода; епископ Афанасий, Вологодский и Велико-Устюжский; епископ Григорий, Сан-Паулский и Южно-Американский; епископ Кирилл, Воронежский и Южно-Российский; епископ Дионисий, Новгородский и Тверской; епископ Ириней, Лионский и Западно-Европейский; епископ Никон, Ишимский и Сибирский; епископ Николай Потинский.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 09.50 пением  «Христос воскресе…»

 

Слушали Председателя о Повестке дня.

Постановили: Принять с предложенными поправками Повестку дня заседаний Архиерейского Собора в следующем виде:

1.      Отчет Председателя.

2.      Сообщения Преосвященных о положении дел в епархиях.

3.      О Синодальном представительстве.

4.      О сборе средств на Синодальный дом и общецерковные нужды.

5.      О печатании Служебника.

6.      О Синодальных печатных изданиях.

7.      О границах епархий.

8.      О составе Архиерейского Синода.

9.      О сергианстве.

10.  О поступивших прошениях о принятии в РПЦЗ.

11.  Финансовый отчет.

12.  Разное.

 

1.      Слушали отчетный доклад Председателя (доклад прилагается).

В ходе доклада Председатель в частности выражает мысль о том, как мы должны относиться к сложившимся новым церковным реалиям на Украине. Считает, что мы должны признать состоявшимся факт образования самостоятельных украинских церковных групп (которые, впрочем, еще не объединились в единую Церковь), и в случае каких-либо попыток диалога с таковыми учитывать эту реальность, придерживаясь, при этом, в общем и целом традиционного подхода Русской Зарубежной Церкви. Этим же принципом в перспективе можно руководствоваться по отношению к старообрядцам и белорусам.

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

2. Слушали: доклады Преосвященных.

Архиеп. Софроний  сообщает Собору, что обстановка в его епархии спокойная. Единственное исключение – ситуация в с. Дудачкино. Там наш приход испытывает проблемы со стороны государственных органов, которые пытаются обвинить общину в экстремизме (по поводу лозунга «Православие или смерть»), а также создают трудности в решении земельных вопросов. Кратко останавливается на положении в Санкт-Петербурге, где богослужение осуществляется на съемных квартирах.

Постановили: Доклад архиеп. Софрония принять к сведению.

 

Еп. Ириней рассказывает о церковной жизни в г. Лионе. Приход хорошо укомплектован священно- и церковнослужителями, хороший хор, регулярно проводятся богослужения, есть кандидаты в священство. Сам Владыка совершает службы в Лионе 3-4 раза в год, при этом на месте разрешаются все накопившиеся к тому времени вопросы. В Каннах, 2 февраля н. ст., французский суд вынес решение в пользу нашей Церкви о возвращении ей собора Архангела Михаила с приходским домом. До сих пор, однако, представители МП отказываются освободить здание; члены нашей общины вынуждены молиться в домашних условиях. Сходная в чем-то ситуация наблюдается в г. Ментоне, близ Монако, где нам принадлежит храм, но служит в нем сербский священник константинопольской юрисдикции. В Каннах храм юридически принадлежит не общине, а корпорации. Усилиями иподиакона Алексия Попова и протодиакона Германа Иванова Тринадцатого, большинство ее членов на нашей стороне, но формально председателем продолжает оставаться еп. Варнава. На праздник Святой Троицы Владыка Ириней собирается быть во Франции, чтобы на месте изучить возможности преодоления этой неестественной ситуации. В Страсбурге на общину РПЦЗ подан анонимный иск от румынских священников, связанных с МП. После продолжительного рассмотрения иска суд лишил нас молитвенного помещения, которое до этого использовалось нами 50 лет. Тем не менее, наша сторона имеет право инициировать судебный процесс и получить взамен равноценное помещение – будем этим заниматься. Требует восстановления приходская жизнь в Дармштадте, небольшие группы прихожан окормляются Владыкой в Женеве, и различных городах Германии, в Норвегии сохраняет связь с правящим архиереем священник Алексий Тархов. В Бонне, где еп. Ириней проводит большую  часть времени, существует община, службу пока приходится проводить в различных местах, но теоретически можно добиться получения молитвенного здания. В Казахстане были посещены приходы в Бурном, где имеются кандидаты на иерейское посвящение, Алма-Ате. Не удалось пока посетить верующих в Караганде. В Киргизии остаются с нами общины в Бешкеке и Чалдоваре.

Постановили: Доклад еп. Иринея принять к сведению.

 

Еп. Григорий докладывает Собору, что в Южной Америке за прошедший период обстановка оставалась спокойной. В Аргентине приостановились со стороны МП происки по отторжению нашего имущества. С архипастырским визитом по случаю юбилейных приходских торжеств были посещены приходы священников Владимира Шленёва и Валентина Ивашевича. Совместно с архиеп. Андроником успешно прошло паломничество в Святую Землю, есть желание продолжить это начинание поездками в Грецию или Россию. В середине ноября намечается молодежный съезд продолжительностью в 6 дней, на данный момент записалось уже около 80-ти человек. В Сан-Пауло из РПЦЗ МП прислан для создания прихода священник Сергий, который развернул активную кампанию по пропаганде унии с Московской Патриархией и переманиванию верующих. Рассылает агитационные письма, соблазнилась которыми малая группа людей; большинство прихожан, слава Богу, хранят верность нашей Церкви. Рассказывает о событиях, связанных  с огорчительным поведением бывшего члена нашей Церкви монаха Климента, который соблазнился легкой возможностью получения священного сана в так называемой Истинной Церкви Греции в Колорадо, затрагивает некоторые другие аспекты епархиальной и общецерковной жизни.

Постановили: Доклад еп. Григория принять к сведению.

 

Еп Кирилл сообщает о посещении Адыгеи. Имело место оно по приглашению группы верующих, которые несколько лет назад вышли из состава МП. До сих пор служба у них совершалась мирским чином, ныне они приняты в нашу Церковь. Из РИПЦ принят иеромонах Стратоник (Свищёв), который в настоящее время несет служение в нашем кафедральном храме. В целом жизнь в епархии протекает мирно.

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

Еп. Николай докладывает о положении и перспективах грузинских приходов,  высказывает свои предложения об улучшении архипастырского их окормления.

Председатель говорит о желательности расширить наше присутствие в Грузии.

Постановили: Доклад еп. Николая принять к сведению.

 

Еп. Георгий информирует Собор о течении дел в Модавской епархии. Конкретно по городам, в которых существуют приходы и общины. О усилиях по регистрации епархии в Молдове и возникающих трудностях (по причине отсутствия ответа на 3-е официальное письмо в органы власти, видимо, придется обращаться в суд). О продолжающемся храмостроительстве. О прошедшем епархиальном собрании. Об особенностях богослужебной практики в общинах Молдовы, где сочетаются русская и румынская традиции

Постановили: Доклад еп. Георгия принять к сведению.

 

Еп. Афанасий сообщает о жизни Вологодской епархии. В Вологде достраивается монастырское здание (осталась отделка). В Ферапонтово служба совершается 2 раза в месяц, в Чухломе – несколько реже. Есть прошения о приеме в нашу епархию, рукоположен диакон, имеются кандидаты на посвящение в иерейский сан. С 1-го июля н. ст. в Чухломе будет проходить детско-молодежный (возраст -- от 6 до 16 лет) лагерь. Смена продлится 30-35 дней, цена путевки 15 тыс. рублей. Приглашает желающих. За минувший период в целом жизнь протекала спокойно.

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

Еп. Никон рассказывает о своей епархии. Из ее состава в РИПЦ ушли два священника (Ермоген и Сергий), Владыка, однако, не принимает пока строгих мер в надежде на их покаяние. В немалой степени относит эти события к отрицательному влиянию на упомянутых клириков запрещенного в служении иеромонаха Саввы (Богдана), который вновь сейчас приехал в Ишим и, возможно, ведет раскольническую агитацию среди прихожан, рассылает соответствующего содержания письма. В Верхотурье продолжается строительство храма (идет накопление стройматериалов). В Красноярском приходе, где священник ушел за штат, необходимо исследовать положение дел на месте. Собирается возвращаться в Хабаровский приход священник Николай Спижевой. В Казахстане священник Иоанн Белинский продолжает совмещать пастырскую деятельность с работой в миру. На приходе в Кустанае несет служение протоиерей Геннадий Субботин.

Постановили: Доклад принять к сведению.

 

Еп. Дионисий говорит о том, что, с одной стороны, больших изменений за истекший период в его епархии не произошло, но, с другой стороны, над мирной церковной жизнью начинают «сгущаться тучи». Связано это с созданием на базе Новгородской епархии РПЦ МП двух дополнительных епархий и, соответственно, митрополичьего округа. Во главе округа и епархий поставлены архиереи, зарекомендовавшие себя усердием как в ереси экуменизма, так и, в прошлом, гонениями против нашей Церкви. По этой причине в ближайшее время представляется нецелесообразным предпринимать какие-либо попытки по госрегистрации наших общин. Три священника вверенной Вл. Дионисию  епархии вынуждены совмещать служение со светской трудовой деятельностью, а четвертый получает пенсию. Рассказывает о московском приходе священника Митрофана, на котором с 1997 года служба не прекращалась. Сообщает об обращениях некоторых клириков из РПЦ МП, у которых, однако, имелись такие канонические нарушения, что становилось бессмысленным рассматривать вопрос о их приеме.

Председатель выражает мнение, что в подобных случаях надо смотреть не только на подобных клириков, но и на тех, «кто вокруг их». Нельзя, конечно, принимать с грубыми нарушениями. Но в случае менее тяжких канонических изъянов, при наличии паствы, в целях спасения людей может быть допускаема какая-то большая икономия.

Еп. Дионисий указывает на опасность того, что такого рода клирики часто пытаются скомпенсировать свою каноническую ущербность ультраправославной экклезиологией.

Постановили: Доклад еп. Дионисия принять к сведению.

 

13.15 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 14.15.

 

3. Слушали: Председателя о учреждении Синодального представительства.

На настоящий момент сбор средств на приобретение Синодального здания в Америке затормозился и идет очень медленно. Собрано 50 тыс. долларов, этого мало, но процесс будет продолжаться, чтобы достичь цели. Однако, когда будет эта цель достигнута, сказать трудно. Посему предлагается придать храмовому комплексу церкви Архангела Михаила в Одессе статус Синодального представительства. Деньги, собранные на Синодальный дом, на это тратиться не будут.

В ходе обсуждения Преосвященными формируются два приоритетных направления в решении данного вопроса: а) В отношении Синодального дома продолжить сбор средств, но акцент сделать на приобретении сначала более скромного здания, возможно в районе Бруклина, с тем чтобы в этом помещении можно было, кроме синодальной канцелярии, устроить домовый храм и при храме приход; б) С целью обеспечения реального исполнения функций Синода учредить Синодальное представительство. 

Постановили: Открыть Синодальное представительство на базе собственности Одесской епархии по адресу: Украина, г. Одесса, Михайловская площадь, 1.

 

4. Слушали: Председателя о сборе средств на Синодальный дом и общецерковные нужды.

Постановили: Продолжить сбор средств на приобретение Синодального дома в Нью-Йорке.

 

5. Председатель рассказывает о процессе подготовки к изданию Служебника. С одной стороны, за основу взят Служебник РПЦЗ при митрополите Филарете, с другой стороны текст будет дополнен подробным изложением богослужебной практики Русской Зарубежной Церкви.

Председатель предлагает Преосвященным для рассмотрения черновой образец  Служебника. Обсуждаются формат, шрифт и содержание; принимаются в расчет затраты на издание.

Председатель предлагает на утверждение изменения и дополнения, которые, по его мнению, необходимо внести в готовящееся издание (см. Приложение). Все Преосвященные принимают активное участие в обсуждении.

Постановили: внести в Служебник, изданный при митрополите Филарете, следующие изменения и дополнения:

-- На проскомидии в лике святителей добавить имена «Тихона и Филарета».

-- На проскомидии читать «Помяни, Господи, многострадальную страну Российскую и православныя люди ея, во отечестве и разсеянии сущия, и православныя люди страны сея».

-- На великой ектении читать: «О многострадальной стране Российстей (или «стране нашей», аще область Российския Церкви);

-- Заменить во всех прошениях «от мучительства безбожныя власти» на «от враг видимых и невидимых».

-- Изъять из Служебника слова « о властех и воинстве ея».

-- Полный вариант молитвы «Спаси Боже…» читать следующим образом:(см. Приложение).

-- Сокращенный вариант сей молитвы читать следующим образом: (см. Приложение).

 

Председатель зачитывает примеры пояснений на русском языке в составе проекта Служебника. Обсуждаются различные вопросы о порядке совершения богослужебных действий.

Постановили: Продолжить работу по подготовке к изданию Служебника с пояснениями о порядке совершения службы.

 

6. Слушали: Председателя о Синодальных печатных изданиях.

Постановили: Продолжить издание журнала «Русский Сигор» в соответствии с количеством, заказанным епархиальными епископами. Печатать синодальное издание «Церковная жизнь» один раз в два года, после Архиерейского Собора в соответствии с количеством, заказанным епархиальными епископами.

 

7. Председатель информирует о положении дел в Московской епархии. Выражает озабоченность в связи с раздробленностью и нездоровой обстановкой между приходами нашей Церкви в Москве. Предлагает организовать для них общее собрание, на котором искать пути к примирению и нормализации.

Еп. Дионисий: На нашем приходе тихо как раз потому, что нам удалось размежеваться со скандальными людьми.

Председатель говорит о желательности все-таки лично всем пообщаться. Это ни к чему не обязывает. Хотя бы встретиться за чашкой чая, поговорить. Хотелось бы, конечно, и послужить вместе.

Еп. Дионисий считает, что это окончится печально. Лучше не предпринимать командных мер, действовать по принципу «не навреди». Пусть пока остаются подчинения московских приходов разным архиереям. Не стоит навязывать «диалоги», что может оказать разорительное действие, спровоцировать шум. Лучше дождаться, пока это созреет естественно, само собой.

Председатель выражает мнение, что само собой созревает только плохое, необходимо все же и самим предпринимать соответственные усилия.

Преосвященные принимают активное участие в поиске путей нормализации церковной жизни в Москве.

 

8. Имели суждение: О составе Архиерейского Синода.

Постановили: Утвердить следующий состав Архиерейского Синода РПЦЗ: митр. Агафангел – Председатель, еп. Григорий – Заместитель Председателя; члены Синода: архиеп. Андроник, архиеп. Софроний, еп. Георгий – Секретарь Синода, еп. Афанасий.

 

Заседание 1-го дня работы Собора заканчивается в 19.30 пением задостойника Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 Протокол № 2.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА  РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Второй день заседаний, 10/23 мая 2012 года.

 

Заседание Собора началось после совершения Божественной Литургии в 9.55 пением «Христос воскресе…».

 

Зачитывается Протокол №1 первого дня заседаний Собора, вносятся поправки.

 

Председатель зачитывает проект Послания к  пастве по поводу сбора средств на приобретение Синодального дома.

Преосвященные обсуждают проект.

Постановили: Утвердить текст Послания с учетом внесенных изменений и дополнений.

 

9. Председатель начинает обсуждение вопроса о сергианстве. Сообщает, что по поводу необходимости осудить данное явление в нашей Церкви наблюдается полное единодушие. Вопрос лишь в том, в какой форме это сделать. На данный момент сформировалось два основных мнения: 1) предать анафеме; 2) ограничиться составлением Послания к пастве или специального Определения. Но как-то отреагировать необходимо в любом случае. Высказывается за вынесение анафемы сергианству. Это деяние, по мнению Владыки, не должно быть направлено против Московской Патриархии или какой-либо конкретной личности. Необходимо показать, что сергианство – это то, что предлагает Церкви стать апокалиптической блудницей на звере. Мы не должны позволить себе попасть в зависимость от земной власти. С развитием в мире апостасийных процессов и приближением времени антихриста необходимо предупредить об опасности сергианства прежде всего наших верующих, дабы в случае испытания они не ошиблись в выборе, и даже мысль их не подвиглась в сторону гибельного компромисса. В сравнении с периодом безбожия ныне мы наблюдаем другую, более тонкую стадию обольщения антихристовым духом, аналогичную тому, как диавол пытался заставить Христа поклониться ему, соблазняя блистательностью земных благ. Убежден, что мы обязаны, ради грядущих поколений нашей паствы, передать им опыт Отцов Катакомбной и Зарубежной Церкви, с которым нам еще удалось соприкоснуться. Мы должны предупредить наших духовных чад, что путь сергианского компромисса неприемлем для православного человека.

Еп. Георгий зачитывает Докладную записку (прилагается) о результатах опроса мнений архипастырей и духовенства РПЦЗ в отношении анафемы сергианству. Приводит в качестве примера наиболее показательные отзывы как сторонников вынесения анафемы (священников Сергия Телевинова; Сергия Кондакова, Михаила Карпеева и Александра Малых; Андрея Трачука; Всеволода Дутикова с приходом в Астории; Московского прихода в честь Новомучеников и Исповедников Российских), так и сторонников более умеренной формы осуждения (епископов Дионисия и Иосифа, священника Александра Смирнова, протодиакона Германа Иванова 13-го, духовенства Молдавской епархии). В соответствии с результатами опроса констатирует отсутствие единомыслия по поводу анафемы и наличие почвы для дискуссий.

Председатель: Печально, что противники анафемы говорят совсем о другом, чем то, что имеется в виду. Я представляю это деяние именно как предостережение от гибельного компромисса с властью антихриста. Не должно видеть в этом стремление проклясть, и при этом именно МП и митрополита Сергия (Страгородского). Это необходимо именно для нас, чтобы мы не поколебались в трудный момент, когда уже будет надвигаться власть антихриста.

Еп. Георгий: Но понимание у основной части народа и духовенства, к сожалению, именно такое, т. е. как проклятия прежде всего.

Председатель приводит в пример толкование анафемы против экуменизма, данное митрополитом Виталием, проводит аналогию и указывает на идентичность понимания в этом ключе и анафемы сергианству.

Еп. Дионисий зачитывает Докладную записку (прилагается), посвященную обсуждаемой проблеме. Излагает свое видение истории принятия анафемы против экуменизма и ее последствий. Считает, что более актуальным сегодня является противостояние уже «неосергианству». Полагает, что анафема – это не то средство, которое объединяет единомышленников. Необходимо подтвердить четко, по пунктам то, что мы отвергаем в качестве явления, именуемого сергианством, но не выносить анафемы.

Председатель: Проблема в том, что мы по-разному понимаем эту анафему. Мы не стремимся обратиться в прошлое и покарать тех, кто там остался (митр. Сергия и иже с ним), это – анафема, направленная в будущее, против грядущей власти антихриста.

Еп. Дионисий: Зачем же обязательно употреблять это «магическое» слово «анафема»?

Еп. Никон считает, что можно было бы осудить сергианство как определенное учение и образ жизни. Анафема – это не проклятие, а определение рамок, за которые мы не должны выходить. Почему мы должны озираться на примеры различных экстремистских группировок. Не потому они рассыпались на множество частей, что вынесли анафему сергианству, а потому что уже до этого они не были Церковью. Однако, с пастырской точки зрения надо учитывать все последствия понимания сего деяния нашей паствой. Лично еп. Никон за анафему, но не уверен, что в нынешней ситуации это пойдет на пользу Церкви.

Еп. Афанасий протестует против понимания церковной анафемы как аналога синагогального «херема». Пояснив, что уполномочен говорить и от имени архиеп. Иоанна, высказывает убеждение, что сергианство – это ересь, прямое богоотступничество, отход от Христа. У себя в епархиях с Вл. Иоанном они на протяжении ряда лет неизменно анафематствуют сергианство.

Еп. Георгий полагает, что ради пользы Церкви лучше издать Определение или Постановление, но не анафему.

Еп. Николай выражает мнение, что проклятие в Церкви никогда и нигде добра не приносило. Если же анафема – это не проклятие, то необходимо сначала довести это до людей, разъяснить им. У него самого есть близкие, которые ходят в храмы МП, не анафематствуем ли мы и их? Мы-то понимаем эти вопросы, но для людей – это большая проблема, трудно будет им объяснить. Поэтому я против анафемы, пусть будет Определение.

Еп. Кирилл: Мы не можем выходить за рамки традиций РПЦЗ и позволять себе то, что не считали возможным сделать наши Отцы. В моем понимании анафема – это осуждение конкретных людей, а не образа мысли, поэтому я против анафемы.

Еп. Григорий зачитывает представленные письменно мнения клириков Южно-Американской епархии. Сам лично считает, что прежде надо четко определить, что такое сергианство, что мы анафематствуем. Зачитывает примерный текст анафемы. Полагает принятие анафемы необходимым.

Еп. Ириней говорит, что он и его паства вот уже 21 год не на словах, а на деле сталкиваются с сергианством, подвергаясь всяческим гонениям и притеснениям от МП. Но всегда их защита была связана с позитивной идеей Русской Зарубежной Церкви, с опорой на ее соборные решения и определения. Необходимо различать обманутый простой народ и аппаратную верхушку МП, которая, собственно, и является носительницей сергианства. Все эти годы поддерживалась связь с благочестивыми клириками внутри РПЦ МП, которые понимают ущербность своего положения. Часть из них перешли в РПЦЗ, часть еще пока не решаются. Не оттолкнем ли мы их? Не выплеснем ли вместе с водой из купели и ребенка? На основании личного опыта полагает, что анафема несвоевременна и неполезна; необходимо выработать аккуратное Определение с учетом истории и позиции Отцов Зарубежной Церкви.

Архиеп. Софроний: Если мы, архиереи, не все понимаем, как надо, то как люди поймут? Как объяснить, что анафема – это не проклятие? Мы должны оставаться в русле традиций нашей Церкви. Сколько с 1927 года было сказано и написано о сергианстве, но никогда соборно анафема не была вынесена. Это слово не уврачует, а взбудоражит умы. Я против слова «анафема». В МП сергианство не является общепринятым церковным учением.

Архиеп. Софроний по поручению архиеп. Андроника передает Собору мнение последнего, что он за вынесение анафемы. 

Председатель: Если говорить о традициях РПЦЗ, то анафематствовать сергианство надо несомненно. Эта анафема была бы принята и при митр. Виталии, если бы не помешала «пропатриархийная прослойка». К тому же в то время еще были живы надежды на благоприятные изменения в России. Мы не должны малодушествовать, но должны быть светильником для паствы.

Еп. Никон считает, что здравомыслящие священники МП не будут смущены анафемой и поймут ее правильно.

Председатель сообщает, что по словам наших ижевских клириков, ищущие правды священники внутри МП с надеждой ожидают от РПЦЗ вынесения такой анафемы.

В ходе обсуждения и опроса Преосвященных выясняется, что большинство (7 против 6) высказалось за то, чтобы составить Определение.

Председатель просит представить его проект.

Еп. Дионисий зачитывает проект «Определения Архиерейского Собора РПЦЗ о сергианстве» (прилагается).

Председатель: С этим можно согласиться, но проблема в том, что это Определение прочитает несколько человек, тем дело и закончится. Преимущество анафемы в том, что это – символ. Мы должны говорить с паствой простым и ясным языком, который слышат все.

После подробной и живой дискуссии с участием всех Преосвященных,

Постановили: Ввиду того, что Преосвященные, будучи единодушными в признании необходимости осудить сергианство, на данный момент не достигли единого мнения относительно формы такового осуждения, продолжить общецерковное обсуждение данного вопроса с перенесением его на следующее заседание Синода.

 

13.25 -- Перерыв на обед.

После перерыва заседание возобновляется в 14.30.

 

Слушали: еп. Иринея с просьбой об учреждении Верненской епархии в Казахстане.

Постановили: Благословить еп. Иринею осуществлять государственную регистрацию окормляемых им приходов в Казахстане. В случае успешного решения этой задачи вернуться к обсуждению вопроса об учреждении в Казахстане Верненской епархии.

 

Слушали: архиеп. Софрония с просьбой об учреждении в г. Аугсбурге (Германия) подворья Санкт-Петербургской епархии.

Постановили: С согласия правящего архиерея Западно-Европейской епархии Преосвященного Иринея, благословить учреждение в г. Аугсбурге (Германия) подворья Санкт-Петербургской епархии.

.

 

 10. Слушали: архиеп. Софрония  о посещении им приходов, находящихся в ведении священнослужителя Исаакия (Квитки) (текст доклада прилагается).

Председатель сообщает информацию о биографических данных и послужном списке священносл. Исаакия. Говорит о большом количестве писем от людей, знающих священносл. Исаакия, которые против принятия его в епископском сане. Рассказывает о том, что он лично знает об этом человеке. Приводит мнение протодиак. Германа Иванова 13-го.

Еп. Георгий зачитывает мнение по поводу обсуждаемого вопроса, представленное от Свято-Троицкого прихода в Астории, Нью-Йорк.

После подробного обсуждения, Преосвященные приходят к решению, что в порядке максимальной икономии, ради людей, стоящих за данным священнослужителем, допустимо принять его и подведомственных ему клириков через рукоположение во иерейский сан, после чего назначить священносл. Исаакия  в сане иеромонаха благочинным над данными приходами.

 

16.25 – в зал заседаний приглашается священнослужитель Исаакий (Квитка).

 

После предварительных вопросов от Преосвященных, выясняющих подробности хиротоний священносл. Исаакия в неканоничных юрисдикциях, Председатель объявляет последнему решение Архиер. Собора РПЦЗ.

Священносл. Исаакий испрашивает время подумать, посовещаться с подведомственным ему духовенством.

Преосвященные изъявляют согласие на это.

 

Священнослужитель Исаакий (Квитка) покидает зал заседаний.

 

Слушали: Председателя о лишении сана бывшего клирика Одесской епархии игумена Парфения (Гринюка), который будучи запрещен правящим архиереем, ушел в т. н. РосПЦ, где стал «епископом», после чего покинул и эту юрисдикцию, отрекся от православия и открыто перешел в буддизм.

Постановили: Лишить игумена Парфения (Гринюка) священного сана.

 

11. Слушали: Председателя, который представил финансовый отчет деятельности Синода.

Постановили: Финансовый отчет принять к сведению и утвердить. Перечислить из синодальных средств в качестве пожертвования на приобретение Синодального дома 1000 долларов США.

 

12. Слушали: еп. Георгия, который предложил назначить еп. Дионисия Председателем Богословской комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ.

Постановили: Назначить еп. Дионисия Председателем Богословской комиссии при Архиерейском Синоде РПЦЗ.

 

Преосвященные обсуждают различные затруднительные случаи из богослужебной практики.

 

Слушали: архиеп. Софрония,  который зачитывает письмо в адрес Архиерейского Собора от Секретаря Восточно-Американской епархии Д. Гончарова (текст прилагается).

 

 

17.30 – Председатель объявляет Архиерейский Собор закрытым.

Членами Собора поется задостойник Пасхи «Ангел вопияше…» и «Светися, светися…»

 

 

Председатель Архиерейского Собора:

+ Митрополит Агафангел

 

Члены Архиерейского Собора:

+ Епископ Григорий

+ Архиепископ Софроний

+ Епископ Георгий

+ Епископ Афанасий

            + Епископ Кирилл

 

+ Епископ Дионисий

 

+ Епископ Ириней

 

+ Епископ Никон

 

+ Епископ Николай