arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

П.Н.Будзилович О Соборе 1974 г. PDF Напечатать Е-мейл
 
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства,
Досточтимые Отцы, Милостивые Государыни и Государи!

Прежде всего я хочу поблагодарить за доверие, оказанное мне поручением приготовить доклад на тему "Обзор 3-х предыдущих Всезарубежных Соборов" Русской Православной Церкви Заграницей ("РПЦЗ"), состоявшихся в 1921, 1938 и 1974 гг. Учитывая, что на доклад этот мне было отпущено 20 минут, задача предстояла нелёгкая -- что именно включить в свой доклад?

Однако, изучая материалы трёх предыдущих Соборов, красной нитью выявилась тема доклада: стояние РПЦЗ как преемницы тысячелетней Церкви-Матери, Русской Православной Церкви, и поддержание духовной связи и оказание посильной духовной помощи русскому народу, находящемуся в безбожном коммунистическом рабстве. Поэтому я предварю свой доклад кратким напоминанием о том, во что была превращена Русская Православная Церковь её хозяевами-коммунистами.

После декларации митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г., Русская Православная Церковь перестала быть "Церковью" -- Телом Христовым, а превратилась в пропагандистский отдел КГБ и ЦК КПСС. Ко Второй мировой войне Церковь была фактически уничтожена, но в сентябре 1943 г. была восстановлена по приказу Иосифа Сталина, который в то время усиленно пытался использовать русский патриотизм и русские традиции, включая церковные, чтобы выиграть войну. При назначении митрополита Сергия на пост "Патриарха Всея Руси", Сталин совершенно недвусмысленно дал ему понять, что тот будет находиться в полном подчинении советской власти. На той же встрече, где было принято решение о восстановлении церкви, Сталин дал митрополиту Сергию в надсмотрщики "Совет по делам Русской Православной Церкви", возглавленный энкаведистом Георгием Григорьевичем Карповым, бывшим начальником отдела НКВД по уничтожению православия в СССР. При этом Сталин "успокоил" присутствующих митрополитов, сказав, что Карпов -- человек исполнительный. Когда ему приказывали уничтожать священников -- он их уничтожал; а теперь, когда приказывают их охранять -- он их будет охранять!

Не вдаваясь в подробности, Русская Православная Церковь в СССР или, как она начала именоваться, "Московская патриархия" , МП, просуществовала в качестве пропагандистского отдела КГБ и ЦК КПСС с 1927 до 1991 г., когда и КГБ и ЦК КПСС были закрыты. С этого времени МП стала управляться самостоятельно, но… епископатом, НАЗНАЧЕННЫМ сотрудниками КГБ и ЦК КПСС времён Брежнева-Андропова-Горбачёва! По меткому определению, возникшему тогда в России, "МП стала единственным уцелевшим отделом КГБ".

Потеряв хозяина, МП в начале 1990х годов действовала робко и неуверенно. Однако время шло. В образовавшейся Российской Федерации ("РФ") никто и не думал отдавать под суд бывших членов партии и других, совершивших разные преступления и участвовавших в геноциде русского народа. Наоборот, к 1996 г. коммунистическая партия РФ под руководством бывшего "инструктора" ЦК КПСС Зюганова, получила на общих выборах около трети голосов. Другие члены советской номенклатуры просто перекрасились и заняли соответствующие высокие посты в рядах руководства "новой России" -- РФ.

Видя, что никакой расплаты за их антинародную деятельность их не ожидает, руководство МП осмелело и тоже решило действовать "по-зюгановски". В частности, именно в это время начались насильственные и "юридические" попытки захватить имущество РПЦЗ во всём мире (у себя "дома", в РФ, нападения на РПЦЗ происходили всё время). Тут и Хеврон и Иерихон в Святой Земле, тут и Бари в Италии, тут и Оттава в Канаде, тут и Копенгаген в Дании. В данный момент МП, через МИД РФ, пытается добиться пересмотра немецкого закона 1938 г. о передаче русских церквей в Германии во владение РПЦЗ.

Вышесказанное пояснит причину твёрдой позиции Соборов РПЦЗ по отношению к МП.

ПЕРВЫЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1921 г.

Первый Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян или, как он тогда именовался, "Заграничное Собрание Русских Церквей", состоялся в Сремских Карловцах в Югославии с 8/21 ноября по 20 ноября /3 декабря 1921 г. Собор был поистине "Всезарубежным": на него было выбрано 155 делегатов, которые, за малыми исключениями, смогли прибыть на Собор. Выборы эти были проведены в 15 округах и 16 районах и, таким образом, в Соборе приняло участие всё православное зарубежье. Почётным председателем Собора был избран Патриарх Сербский Димитрий, а председателем -- митрополит Антоний (Храповицкий).

Ввиду того, что многие члены Собора совсем недавно оказались заграницей, их сердца и взоры были устремлены на Родину. Все горько переживали зверское гонение Церкви на Родине, убийства и глумление над духовенством, многих из которых присутствующие знали лично. Это во многом определило дух и направленность Собора, достигнувшего определённых результатов в трёх главных направлениях:

РПЦЗ была поставлена на верную дорогу, твёрдые канонические рельсы, что обеспечило ей канонически-правильный жизненный путь в качестве преемницы единой святой, соборной, и апостольской Русской Православной Церкви с её тысячелетней традицией.

Собор подчеркнул своё единство с православной Русью, обратившись с просьбой к Мировой Конференции (Генуэзской) помочь русскому народу в его борьбе с поработителями.

В целях объединить около двух миллионов православных русских людей, оказавшихся заграницей, а также подчеркнуть то, что миссией РПЦЗ является хранение преемства с исторической Россией, Собор издал специальное послание "чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим".

По первому пункту, Собор разрешил все вопросы церковного, организационного и административно-хозяйственного устройства РПЦЗ. Подчеркнул, что духовное возрождение России "может совершиться только под благодатным воздействием Церкви" и указал пути, ведущие к этому возрождению в жизни личной, семейной, церковной, государственной и общественной. Принял решение о помощи голодающим в России. Наметил пути миссионерской деятельности Церкви заграницей.

По второму пункту, указав на то, что у русского народа рот зажат его поработителями, в своём послании к Мировой Конференции Собор заявил: "Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевиков -- этот культ убийства, грабежа и богохульства -- из России и всего мира".

По третьему пункту, в послание "чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим", Собор включил такие слова: "Наш долг на чужбине, в рассеянии сохранивших жизнь, и не знающих скорбей, которые истребляют родную землю и её народ -- быть едиными в христианском духе, собранными под знамением Креста Господня, под сенью Веры Православной, в уставах Церкви Русской". И ещё: "И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша -- да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту вере и Церкви и всей земле русской, и да осенит Он сердце народное; да вернёт на всероссийский престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного царя из Дома Романовых" (В тот момент участники Собора ещё не знали, что из членов Дома Романовых не осталось ни одного законного наследника престола).

ВТОРОЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1938 г.

Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян состоялся с 1/14 по 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах. Кроме его председателя, митрополита Анастасия, в Соборе участвовало 12 архиепископов и епископов, 26 пастырей и 58 делегатов. К этому моменту состоялось полное порабощение Церкви на Родине коммунистической властью вследствие капитуляции митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. Получив фактическое благословение от митрополита Сергия и его синода в его Декларации на любые действия против Церкви, ЧК-ГПУ-НКВД физически уничтожило подавляющую часть духовенства и храмов. В это время была принята очередная пятилетка, к концу которой, в области борьбы с православием, намечалось полностью уничтожить церковь (т.е., к 1943 г.).

Большие изменения произошли и в РПЦЗ, в том числе и отделения некоторых её частей. Так, митрополит Евлогий, подчинившийся сначала МП, присоединился к Константинопольскому патриарху. Американские епархии тоже вышли из подчинения Архиерейскому Синоду. Русские люди, особенно в тех местах, где не было русских общин, подпадали под всевозможные влияния, включая даже сатанизм.

Поэтому Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ уделил своё внимание двум главным вопросам:

Судьбам Церкви и русского народа на Родине и

проблемам русских заграницей.

По пункту первому, следует отметить, что Второй Собор, в отличие от Первого, по словам митрополита Филарета на открытии Третьего Всезарубежного Собора в 1974 г., "проходил под упованием того, на что все надеялись: восстановится порядок на нашей многострадальной Родине. И тогда зарубежье готовило всякие возможности духовной работы на русской земле по возвращении".

Это отразилось в одном из главных заключительных документов Собора, "Послании к Русскому народу в Отечестве страждущему", начинавшемся такими словами: "Промыслу Божию угодно было тяжкий крест возложить на рамена русского народа и никто из нас не избавлен от искушений. Если вам указан жребий страдать на земле наших отцов, то нам суждено есть хлеб болезни в чужих странах на путях нашего изгнания. Далёкие пространства, удаляющие нас от нашей Родины, не отдалили от неё нашего сердца. Связанные узами неразрывной братской любви, как и общими, постигшими нас скорбями и болезнями со всеми вами, мы всегда носим в своём сердце нашу распятую Матерь Россию".

И дальше: "За что же постигла нашу землю столь тяжёлая небесная кара? ' За недостаток ведения' -- отвечает нам ветхозаветный пророк (Ос. 4, 6). За то, что мы легкомысленно сеяли ветер, забывая, что из него родится буря; за то, что сами колебали храмину, в которой жили целое тысячелетие, не думая о том, что она может похоронить нас под своими развалинами; за то, что 'мы глубоко упали и развратились' (Ос. 9, 9). За сие послал нам Господь 'действие заблуждения, чтобы мы поверили лжи', и Русский народ действительно поверил ей, прельстившись обманчивыми мечтами о земном рае, обещанном ему коммунистами". Далее были перечислены многочисленные бедствия русского народа с указанием того, что обещанный "рай" оказался адом, построенным "на костях 30 миллионов лучших русских людей, составляющих цвет нашего народа".

По второму пункту, в Послании Второго Всезарубежного Собора "Русской пастве в рассеянии сущей", много внимания было уделено влияниям, которым стали подвергаться русские люди в отрыве от чисто русского, православного общества. Некоторые такие влияния были выделены по их названиям -- софианство, теософия, каббалистические науки, спиритизм, вызывание мёртвых, перевоплощение душ.

Пагубности масонства для православного человека было уделено особое внимание. Указывается на особую его опасность в том, что оно часто пользуется некоторыми христианскими положениями так, чтобы завлечь в свои сети неосторожных членов Церкви. О масонстве прямо говорится, что "оно является злейшим врагом Христианства, на разрушение коего направляет все свои силы".

Также много говорится об опасности Католичества, ведущего борьбу против Православия и особенно при помощи так называемого "восточного обряда". В нём, как известно, оставлены многие внешние, обрядные стороны, но выхолощена духовная сущность Православия.

И снова указывается миссия РПЦЗ: "Стояние в вере Православной должно заключаться не в одном лишь точном исповедании учения Православной Церкви, а и в жизни сообразно вере. Посему оплачем грехи и преступления наши, которыми мы осквернили себя, навлекли гнев Божий, покаемся в них от всего сердца". И дальше: "Долг Русского Зарубежья сохранить духовные ценности св. Руси и передать их будущим поколениям, подготовить их для службы возрождённой Великой Родине".

ТРЕТИЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОР РПЦЗ в 1974 г.

Третий Всезарубежный Собор РПЦЗ с участием клира и мирян состоялся всего лишь 26 лет тому назад с 26 августа/8 сентября до 9/22 сентября 1974 г. в Свято-Троицком монастыре, в г. Джорданвилль, штат Нью-Йорк. В нём приняло участие 15 преосвященных и 70 делегатов от духовенства и мирян.

На этом Соборе были выслушаны многие замечательные доклады, приняты соответствующие резолюции и послания. Среди посланий следует отметить "Обращение Третьего Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей к Американской Митрополии", вызванное тем, что Американская Православная Церковь стала автокефальной церковью МП. Это действие было охарактеризовано прибывшим тогда на Запад А. И. Солженицыным так: "Как это? -- из сочувствия к узникам, вместо того, чтобы сбивать с них цепи -- надевать такие же и на себя? Из сочувствия к рабам, склонять и свою выю под ярмо?" Эти слова были приведены в Обращении Всезарубежного Собора, главная цель которого выразилась такими словами: "Мы протягиваем вам братскую руку для начала поисков путей к изменению греховного церковного разделения. В чём бы мы на этом ни преуспели, в сотрудничестве ли, в общем ли деле помощи плененной Русской Церкви, или в полном воссоединении,-- всё будет лучше, чем то состояние, в котором мы пребываем теперь".

Среди резолюций дух РПЦЗ особенно ярко проявился в резолюции по докладу архиепископа Никона "О духовной сущности Московской Патриархии в настоящее время". Ввиду актуальности этой резолюции и для нашего времени, приведём её полный текст:

"Третий Всезарубежный Церковный Собор, выслушав 27 августа/ 9 сент. сего 1974 г. доклад [архиепископа Никона, П. Б.]: "О духовной сущности Московской Патриархии в настоящее время", преклоняется перед величием духа русского народа, который в глубине своего сердца хранит несокрушимой православную веру Христову. Несмотря на все ухищрения безбожной коммунистической власти, порабощённый ею русский народ в значительной своей части всеми доступными ему способами исповедует Христову веру, усердно посещает и молится в немногих открытых в Советском Союзе храмах, выдвигает мужественных исповедников, возносит молитвы Богу в потаенных от безбожной власти местах, не взирая на жестокие гонения, не поддаётся пропаганде безбожия, ведомой коммунистической властью в государственном масштабе и проявляет веру и благочестие в подрастающем молодом поколении. В этом Всезарубежный Церковный Собор видит надежду на грядущее низвержение коммунизма и усердно молит Бога о скорейшем освобождении русского народа от его оков.

Вместе с тем Всезарубежный Церковный Собор выражает свою глубокую скорбь о том, что Московская Патриархия, призванная по существу своему быть выразительницей Христовой истины, со времени злополучной декларации Митрополита Сергия от 1927 г., установила и продолжает своё сотрудничество с безбожной коммунистической властью, укрепляя этим её власть над русским народом и содействуя распространению безбожного коммунизма в свободном мире. Всезарубежный Собор знает, что не все иерархи и рядовое духовенство в Советском Союзе усвоили коммунистическое мировоззрение, тяготятся своим пленом у безбожной власти и надеются, что в русском народе выдвинутся исповедники Христовой веры, призывающие к покаянию как весь русский народ, так и безбожников коммунистов, дабы они в разум истины пришли, о чём усердно молится Русская Православная Церковь Заграницей.

Русская Православная Церковь с благоговением хранит священную память мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову от безбожной власти в Советском Союзе и не может иметь никакого общения с Московской Патриархией, поскольку она находится в сотрудничестве и порабощении у Советской власти. Всезарубежный Собор благодарит Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Митрополита Филарета за его достойный ответ на призыв Московского Патриарха Пимена к Русской Зарубежной Церкви о вступлении в каноническое общение и, следовательно, подчинение Московской Патриархии, а через неё безбожной власти, отвергая возможность какого бы то ни было общения с нею, хотя бы Русской Православной Церкви Заграницей пришлось остаться в полном одиночестве в современном мире. Русская Православная Церковь Заграницей не сойдёт с пути исповедания Христовой истины и будет продолжать молить Бога об освобождении русского народа от коммунистического ига и о возвращении России на путь её тысячелетнего христианского и исторического бытия".

И сегодня, глядя на смуту 1990х годов в РФ; на результаты прошедшего в Москве с 13 до 16 августа 2000 г. "Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви", подтверждающие стояние МП в сергианстве и экуменизме; на торговлю МП сигаретами, спиртным, нефтью и алмазами; на попытки насильственных захватов храмов РПЦЗ по всему миру и в РФ; на приезд в конце августа 2000 г. представителей МП (митрополит Кишиневский и всей Молдавии Владимир, митрополит Волоколамский Питирим, архиепископ Винницкий Макарий, епископ Зарайский Павел и руководитель отдела по связям с общественностью ОВЦС МП протоиерей Всеволод Чаплин) в Нью-Йорк на "Саммит тысячелетия" при ООН (сборище около 1000 представителей "религий мира", от кардиналов до знахарей австралийских аборигенов) и на их участие в открытии "саммита" барабанным боем -- медитацией японского культа синтоистов -- так и хочется заключить вышеприведенную резолюцию словами: Воистину так!

Испрашивая ваших святых молитв,
Пётр Николаевич Будзилович
Нью-Йорк, США, 20 октября 2000 г.