arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

ПРОТОКОЛ №2. Среда, 6/19 ноября 2008 года. V Всезарубежный Собор PDF Напечатать Е-мейл

ПРОТОКОЛ №2  V Всезарубежный Собор

Среда, 6/19 ноября 2008 г.

 
Присутствовали 42 делегата.

Председатель и Счетная Комиссия объявляют, что вчера и сегодня поступило много нареканий делегатов Собора на вчерашнее голосование относительно выборов или не выборов Первоиерарха РПЦЗ уже на этом Соборе, т.к. многие не были уверены в формулировке поставленного на голосование вопроса и требовали внести ясность. С целью исключения каких-либо сомнений в результатах волеизлияния делегатов Собора, Счетная комиссия приняла решение провести повторное голосование бюллетенями, где значились только две возможности для выбора: избирать Первоиерарха уже на этом Соборе или не избирать Первоиерарха. Делегатам розданы бюллетени для повторного голосования.

Далее речь идет о выборы членов Архиерейского Синода и Высшего Церковного Совета.
 
Иерей Александр Липин заявил по процедуре, что имеет доверенность от своих архиереев, в результате чего имеется у него возможность голосовать 3-мя голосами, но не все члены Собора согласны на это.

Председатель говорит, что не все доверяют этому праву, некоторые смущаются передачей права голосования, поскольку мнение участников Собора может меняться в процессе живого обсуждения. Он считает более правильным позвонить отсутствующему делегату при важном голосовании, разъяснить ему сложившуюся обстановку и запросить его мнение.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы создать Архиерейский Синод РПЦЗ в составе имеющихся архиереев: Преосвященного Агафангела, Преосвященного Андроника, Преосвященного Софрония и Преосвященного Георгия?

Голосовали: за – 38, против – 2, воздержалось – 1.

Постановили: воссоздать Архиерейский Синод РПЦЗ в составе имеющихся архиереев: Преосвященного Агафангела, Преосвященного Андроника, Преосвященного Софрония и Преосвященного Георгия.

Участники Собора выражают свои чувства по поводу результатов голосования аплодисментами.


Председатель: Таким образом, действовавшее до настоящего времени ВВЦУ РПЦЗ с момента учреждения нового состава Архиерейского Синода упраздняется. Теперь у нас есть полноценный постоянный орган церковного управления.


Далее поднимается вопрос о Высшем Церковном Совете.


Председатель выступил с сообщением о том, что он предлагает не вносить ничего нового в действующее ныне Положение об РПЦЗ, чтобы не изменить и не нарушить его юридического статуса относительно имущественных споров, которые могут возникнуть после печальных событий 17 мая 2007 года, о чем ведутся консультации с юристами. Пока что можно создать временный консультативный орган из клириков и мирян при Архиерейском Синоде. Предложен для рассмотрения Собором Проект Положения о Высшем Церковном Совете (прилагается отдельным документом).


Петр Колтыпин задал вопросы: "Кто составлял нынешнее Положение об РПЦЗ? Можем ли мы его сейчас изменить?"

Председатель ответил, что действующим Положением об РПЦЗ является то, что принято Архиерейским Собором РПЦЗ 1964 года. Текущий Собор имеет полномочия изменить или дополнить это Положение. Однако Председатель не видит в этом пока что пользы. Еще, заметил Владыка, нам нужен орган, который бы реально работал. Многочисленный Совет может оказаться слишком громоздким организационно и финансово. У нас нет соответствующих финансовых средств.

Иерей Виктор Добров цитирует Окружное Послание Восточных Патриархов в контексте обсуждаемого вопроса, приводит соответствующее Определение Поместного Собора 1917-1918 гг., разъясняет систему разделения полномочий с соответствии с этим каноническим актом, напоминает, что именно в совместном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета был принят Патриархом Всероссийским Тихоном исторический Указ № 362 и избран членом ВЦС будущий митрополит Анастасий, в последствии – Первоиерарх РПЦЗ. Далее выступающий дает историческую справку относительно сути и формы церковного управления – Высшем Церковном Управлении, имевшего место в РПЦЗ от первого Собора в Сремских Карловцах до упразднения его Указом № 348 Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского. Батюшка высказывает мнение, что только случайность не дала возродить Высший Церковный Совет в Зарубежной Церкви с того момента. "Теперь же, - заметил выступающий, имеется историческая возможность это исправить. Такой орган – очень важен для решения сложных вопросов в Церкви и совместные решения уже никак не смогут потом быть кулуарно перетолкованы Синодом. Прошу проголосовать за воссоздание Высшего Церковного Совета".


Иерей Владимир Петренко предложил рассмотреть важнейшие вопросы Положения о ВЦС при Архиерейском Синоде в виде совещательного органа. Постоянных членов ВЦС он предлагает избирать на собраниях всех уровней в присутствии архиереев.

Иерей Виктор Добров вносит проект изменений и дополнений в Проект Положения о ВЦС РПЦЗ (прилагаются отдельным документом).

Евгений Магеровский присоединяется к словам иерея Виктора Доброва о необходимости воссоздания ВЦС. Последствий бояться не надо, т.к. канонические и юридические вопросы согласно законодательству США не пересекаются, хотя в других странах мира подобные коллизии вполне возможны.

Протоиерей Георгий Петренко отметил, что не везде повторяется ситуация подобной той, что есть в США. Недавний визит большой делегации РПЦ МП в Латинскую Америку показал их явное желание найти общий язык и добиться взаимопонимания с местными властями. Сегодня существует реальная угроза, что местные власти левого толка в Латинской Америке найдут общий язык с РПЦ МП как представительницей Правительства Российской Федерации.

Председатель вновь предлагает отложить на более поздние сроки предлагаемые внесения изменений в Положение о РПЦЗ.

Протоиерей Грегори Вильямс снова обратил внимание на то, что все упоминаемые юридические документы очень важны, но до сих пор они еще не переведены на английский язык. Батюшка попросил не забывать, что в РПЦЗ есть англоязычные клирики и паства.
 

Иерей Александр Липин говорил о том, что нет ясности о составе будущего ВЦС. Не появится ли угроза личного влияния Предстоятеля РПЦЗ на состав ВЦС в случае принятия такого предложения.

Председатель сказал, что все еще нет ясности о численности ВЦС, т. к. этот состав должен определиться только после окончания выборов. Весьма вероятно, что в составе ВЦС будут дополнительно приглашаться лица, необходимые для разбирательства по отдельным вопросам.

Преосвященный Софроний отметил, что предложенное Положение требует корректировки. Пункт 5 Положения может дать Первоиерарху право личного выбора и замены кандидатур в состав ВЦС. В этой связи необходимо более четко уточнить сферу влияния самого Первоиерарха. Может иметь место злоупотребление прещениями и другими механизмами удаления членов ВЦС.

Председатель разъяснил, что мнения мирян и клириков необходимы для церковной рецепции на обсуждаемые Священным Синодом вопросы. Однако, по Положению об РПЦЗ, все равно окончательные решения принимает Собор епископов.

Иерей Леонид Пляц заявил, что, по его мнению, ВЦС должен быть консультативным органом для подготовки вопросов, обсуждаемых затем Архиерейским Синодом и Собором РПЦЗ.

Иерей Александр Липин вновь предложил уточнить формулировки данного проекта.

 
Чтец Александр Хитров предложил определить состав ВЦС перечнем стоящим перед ним практических задач.

 
Марк Котляров говорит Собору, что технологические возможности современной связи дают возможность взаимодействия на любых расстояниях, поэтому считает, что следует голосовать исходя из пользы Церкви, и не бояться расходов. Молодые члены Церкви, и молодые делегаты Собора готовы за эту работу взяться.

Иерей Александр Липин предложил отложить принятие проекта Положения на 2 дня в связи с его значимостью и необходимостью обдумать написанное.

Протоиерей Олег Миронов поддержал выступление иерея Леонида Пляца.


На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы образовать Высший Церковный Совет при Архиерейском Синоде, как временный консультативный орган РПЦЗ? 

Голосовали: за – 37, против – нет, воздержалось – 5.

 

Постановили: образовать Высший Церковный Совет при Архиерейском Синоде, как временный консультативный орган РПЦЗ.

Председатель предложил кандидатуры трех клириков из бывшего ВВЦУ РПЦЗ: игумен Иоанн (Шмельц), протоиерей Валерий Кравец, протоиерей Георгий Петренко.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы в новообразованный Высший Церковный Совет при Архиерейском Синоде ввести бывших членов ВВЦУ РПЦЗ в пресвитерском достоинстве: игумена Иоанна (Шмельц), протоиерея Валерия Кравец, протоиерея Георгия Петренко?

Голосовали: за – единогласно.

Председатель предложил также ввести в состав Высшего Церковного Совета иерея Леонида Пляц.

Голосовали: за - большинство.

Постановили: в новообразованный Высший Церковный Совет при Архиерейском Синоде ввести бывших членов ВВЦУ РПЦЗ в пресвитерском достоинстве: игумена Иоанна (Шмельц), протоиерея Валерии Кравец, протоиерея Георгия Петренко и иерея Леонида Пляц.

Делегаты Собора выдвигают кандидатуры мирян. Мирянские места в составе ВЦС РПЦЗ могут быть замещены лицами в диаконском достоинстве.

Председатель предложил провести рейтинговое голосование среди диаконов и мирян – делегатов Собора – немедленно, по спискам делегатов Собора.

Джон Хербст заявил о своем самоотводе.

По результатам рейтингового голосования были избраны, в порядке убывания рейтинга:

- Марк Котляров;

- Димитрий Гончаров;

- Николай Тимченко;

- протодиакон Василий Якимов.

Марк Котляров заявил о своем самоотводе.


Следующий по рейтинговому голосованию оказался чтец Даниил Олсон. Таким образом, оформился следующий список проголосованных рейтинговым голосованием членов Высшего Церковного Совета РПЦЗ:

- Димитрий Гончаров;

- Николай Тимченко;

- протодиакон Василий Якимов.

- чтец Данил Олсон.
 

Счетная комиссия сообщает о готовности огласить результаты голосования бюллетенями по вопросу голосование относительно выборов или невыборов Первоиерарха РПЦЗ уже на этом Соборе. Результаты таковы:

- я голосую за избрание Первоиерарха РПЦЗ уже на этом Соборе - 23

- я голосую против избрания Первоиерарха РПЦЗ уже на этом Соборе – 19

 
Решение об избрании Первоиерарха РПЦЗ уже на этом Соборе принято большинством голосов делегатов Собора в соответствии с Положением об РПЦЗ и наказом Собора.

Участники Собора выражают свои чувства по поводу результатов голосования аплодисментами. 

Председатель делает заявление, что в списки кандидатов для выборов Первоиерарха РПЦЗ вносятся все присутствующие на Соборе иерархи РПЦЗ. Он также напоминает, что для определения Первоиерарха, в соответствии с традиционной практикой таких выборов в РПЦЗ, кандидату необходимо набрать 2/3 голосов присутствующих делегатов Собора в первом туре, либо, если первый тур не выявит окончательного результата, необходимо простое большинство голосов делегатов Собора во втором туре голосования, на который выносится два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее число голосов.

Счетная комиссия раздает бюллетени для голосования по кандидатуре Первоиерарха.

Идет голосование.

Счетная комиссия оглашает результаты (в порядке убывания):

 
- за Преосвященного Агафангела – 19 голосов;

- за Преосвященного Софрония – 12 голосов;

- за Преосвященного Андроника – 2 голоса;

- за Преосвященного Георгия – 2 голоса.


 
Протоиерей Константин Бусыгин обращается к Председателю назначить дальнейшие выборы Первоиерарха путем жребия, приводя в пример Поместный Собор 1917-1918 гг.
Председатель предлагает следовать практике избрания Первоиерарха, в том виде, какой она была на Соборе, когда выбирали митрополита Лавра. Жребий можно тянуть, если два первых кандидата наберут одинаковое количество голосов во втором туре.

Счетная Комиссия назначает второй тур выборов. Раздаются бюллетени для голосования во втором туре по кандидатуре Первоиерарха.

Идет голосование.

 

Счетная комиссия оглашает результаты (в порядке убывания):

- за Преосвященного Агафангела – 23 голосов;

- за Преосвященного Софрония – 17 голосов.



Собор стоя возглашает "Многая лета" избранному VI-му Первоиерарху РПЦЗ, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Агафангелу. 

Состоялась краткая полемика с мест относительно дальнейшей процедуры Собора.

Председатель объявил перерыв в заседание Собора и пригласил Преосвященных на заседание Архиерейского Собора РПЦЗ.         

После перерыва объявлено, что Архиерейский Собор РПЦЗ только что утвердил избранного V-м Всезарубежным Собором кандидата на должность Первоиерарха РПЦЗ. Объявлено об изменениях в порядке Богослужений Собора, связанных с избранием Первоиерарха РПЦЗ.

Димитрий Гончаров делает сообщение о деятельности Фонда помощи РПЦЗ, созданного в июне 2007 г. Средства Фонда собираются по приходам РПЦЗ и расходуются по решениям его руководства (прилагается отдельным документом).
 
3. Собор перешел к рассмотрению пункта 3 Повестки дня об "Акте о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП"


Председатель доложил, что суждение о т. н. "Акте о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП" состоит, в том числе, из всех решений, принятых до 15 мая 2007 г. Этот "Акт" в РПЦЗ (МП) так и не был утвержден соборно. В числе соборных событий, не дававших бывшему священноначалию РПЦЗ и бывшему Синоду права на такое скоропалительное и безусловное объединение с РПЦ МП, Владыка назвал пастырское совещание в Наяке в 2004 году и Резолюцию IV-го Всезарубежного Собора. За основу взаимоотношений с духовенством и мирянами РПЦ МП предлагается принять Положение о приходах РПЦЗ в России, утвержденное в 1990 г. Также, остается сегодня без изменений и Сборник нормативных документов РПЦЗ, выпущенных в 1990 г. Для исключения имеющих место недоразумений и устранения соблазнов, нашему Собору необходимо дать оценку означенному документу.

Протоиерей Валерий Алексеев напомнил, что приходы МП в Европе служат по новому стилю и подобные нарушения катились к этому решению поэтапно, вплоть до подписания "Акта", положения которого нарушают Святоотеческое Предание.

Чтец Александр Хитров сообщил, что к указанному Акту существует немало Приложений, которым тоже было бы хорошо дать оценку Собора. Акт, по мнению выступающего нужно оценить как результат ранее наметившегося отступления от Священного Писания, от Священного Предания и традиций Зарубежной Церкви.

Иерей Виктор Добров заявил, что в последней редакции Устава, который является важнейшим документом МП, в п. 17 называет РПЦЗ исторически сложившейся частью РПЦ. Наши бывшие архиереи делали заверения в том, что они якобы имеют возможность свободного выхода из общения с МП. Однако, на самом деле "самоуправляемое" положение РПЦЗ в составе МП полностью определяет Архиерейский Собор МП.

Джон Хербст отметил необходимость более четкого пояснения основных вероисповедальных различий между РПЦ МП и РПЦЗ. Следует отметить факт большого количества сторонников этой унии, основывающихся на незнании или непонимании. Переговорная комиссия РПЦЗ даже не настаивала на наличие в РПЦ МП проблемы "сергианства". Делегаты IV-го Всезарубежного Собора не поддержали идею об объединении с РПЦ МП, в чем с ними единодушен и этот Собор. Он считает, что необходимо составить пояснение, почему мы не принимаем Акт о каноническом общении.

Председатель предлагает Джону Хербсту совместно с иереем Леонидом Пляцем составить проект этого документа.

Иеромонах Арсений (Манько) сообщил, что до сих пор в РПЦ МП не прославлена большая часть Новомучеников и Исповедников Российских, например – жертвы террора февраля-ноября 1917 года, святителя Иосифа Петроградского, других. Память Царственных мучеников и Их верных слуг живет в церковном народе, но попирается высшим священноначалием – Патриарх Московский до сих пор не совершил в усыпальнице Романовых ни одного соответствующего Богослужения. 

Председатель предложил поставить на голосование вопрос об отвержении Акта о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы признать недействительным и не соборным "Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП" от 17 мая 2007 года со всеми сопутствующему этому Акту документами?


Голосовали: за – единогласно.

Постановили: признать недействительным и не соборным документом т.н. "Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ МП" от 17 мая 2007 года со всеми сопутствующими этому Акту документами.

Далее речь идет о Концепции взаимоотношений РПЦЗ с другими церквями.

Председатель предложил определить Концепцию взаимоотношений РПЦЗ с другими церквями на основе Положения 1990 г. "О приходах РПЦЗ в России". Владыка предложил продолжить практику приема клириков РПЦ МП как отступивших от Церкви, первым чином в сущем сане (кроме архиереев), мирян – через Исповедь.

Преосвященный Георгий согласился, что мнения есть разные, а споры на эту тему очень опасны беспочвенными разделениями. Опасны также суждения о благодатности таинств в РПЦ МП.

Иерей Александр Липин говорил, что небезопасно принимать через покаяние клириков, рукоположенных, возможно, сотрудниками нынешней ФСБ.

Юрий Сосюрко, юрист из Киева, предлагает изменить формулировки в п.2, которые противоречат Конституциям большинства постсоветских стран и могут привести ряд общин к снятию с регистрации.

Иеромонах Арсений (Манько) напомнил, что Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 гг. запрещает любые прещения клирикам и мирянам по политическим взглядам и убеждениям, однако, запрещает клирикам использовать амвоны для политической агитации, избираться в органы государственной или политической власти. Есть ряд вопросов по этому поводу к катакомбникам, если те утверждают свое преемство от Всероссийской Православной Церкви и, следовательно, от ее Поместного Собора.

Евгений Магеровский считает, что предложенная Концепция только повторяет суть Определение ВВЦУ декабря 2007 года.

Протоиерей Олег Миронов предупредил, что следует быть очень осторожными во вступлении в общение с экзотическими церковными сообществами, в которых процветают более чем сомнительные взгляды и верования, которые следует сначала исследовать, чтобы не попасть на скользкий путь.

Иерей Валерий Леоничев заметил, что по совести члены РПЦЗ могут разделять исключительно политические взгляды монархического направления, с отказом от других политических взглядов.


Иерей Виктор Добров считает, что Положение 1990 г. "О приходах РПЦЗ в России" было написано по свежим следам только начавшихся перемен. За 20 лет стало ясно, что никто уже больше к нам не перейдет, но рано закрывать двери клирикам РПЦ МП, которых принимали по икономии. Если раньше было не слишком удобно говорить о грехе людям, находившимся под гонениями, то теперь сами они говорят, что никаких гонений нет. Следовательно, нужно называть вещи своими именами.

Иерей Леонид Пляц считает, что не стоит в рамках Собора поднимать для обсуждения и полемики всю глубину экклезиологических вопросов, затронутых в данном документе, ибо у нас просто не хватит времени из этих глубин выплыть, т. е. все эти проблемы сейчас разрешить.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы без принятия отдельного Положения далее пользоваться традиционными нормативными документами РПЦЗ по указанному вопросу?

Голосовали: за – единогласно. 

Постановили: без принятия отдельного Положения далее пользоваться традиционными нормативными документами РПЦЗ по вопросу взаимоотношений с Московской Патриархией и другими группами, отделившимися от РПЦЗ.

Иерей Никита Григорьев зачитал доклад о "сергианстве", подготовка которого была ему поручена, и над которым он работал около полугода (прилагается отдельным документом).

После прочтения доклада заседание второго дня работы Собора объявляется закрытым.