САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1964-1985 гг. митр. Филарет arrow 5. митр. Филарет arrow Архиепископ Аверкий (Таушев) о модернизме, сергианстве и советской «церкви». Выдержки из 1- го тома

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Архиепископ Аверкий (Таушев) о модернизме, сергианстве и советской «церкви». Выдержки из 1- го тома PDF Напечатать Е-мейл

Архиепископ Аверкий (Таушев) о модернизме, сергианстве и советской «церкви». Выдержки из 1- го тома

 
 
Страшно то, когда мы сознательно отступаем от истины, сознательно становимся на путь лжи и строим всю свою жизнь, всю свою деятельность на ложном основании, попирая Христову истину, хранимую лишь Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью…

Так вступила на путь лжи учрежденная в СССР безбожными коммунистами советская «патриархия», провозгласившая ложь, будто богоборческая большевицкая власть «от Бога», хотя св. Ап. Павел, на слова которого она лживо ссылается, ясно говорит, что носитель законной власти «есть Божий слуга», поощряющий добро и наказывающий зло (Рим. 13: 3-4), а не безбожник, поступающий наоборот, как это мы видим у большевиков, власть которых эта «патриархия» лживо восхваляет и пропагандирует на весь мiр, пытаясь ввести этим все человечество в заблуждение.(т.1 стр.51-52)

В основе церковного устройства и управления должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения… но и первый ничего да не творить без разсуждения всех». Было указано, что против этого основного канона погрешили как иерархи, сделавшие себя слепым орудием богоборческой власти в так наз. Советском Союзе, так и иерархи, отколовшиеся от единой Русской Церкви заграницей. Епархиальное Собрание высказало решительное осуждение, как самочинно отделившимся от Русской Церкви, так и подчинившим Св. Церковь безбожной диктатуре, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному в вышеприведенном 34-м Апостольском правиле.(т.1 стр.119)

В значительной части своей отвергли русские люди и более тонкий соблазн - «легализацию» Церкви богоборческой советской властью и противоестественный союз с нею, приведший к созданию советской патриархии, которая сделалась послушным орудием коммунизма для распространения его владычества во всем мiре. И в этом православный русский народ вполне естественно усмотрел отступление от веры Отцов и создал так наз. «Катакомбную Церковь».(т.1 стр.188-189)

Неужели наша Русская Зарубежная Церковь «неканонична» лишь потому, что желает сохранить свою полную духовную свободу и, не порабощая себя безбожникам, служить только Одному Христу-Спасителю, выполняя свою высокую миссию духовного окормления русских изгнанников?

Неужели «каноничны» все те, кто выполняют политическая задания богоборческой советской власти там в СССР и разрывают, в угоду ей, наше церковное единение здесь заграницей?

Нет! Храни нас Бог от такого подлинно-фарисейского лицемерия, от такой подлинно-диавольской лжи и лукавства!(т.1 стр.200)

Не то же ли мы наблюдаем и у нас на Родине? Сначала - страшные кровавые гонения, а потом - порабощение Церкви, пленение ее ложью. Может ли быть ложь страшнее той, которая официально провозглашена там с высоты патриаршего престола в книге, изданной пол заглавием: «Правда о религии в России». (Московская Патриархия 1942)? И пусть нам не говорят о каком-то «подвиге мученичества лжи», лукаво измышленном и якобы спасающем Церковь. Такого «подвига» никогда не знала да и не может знать наша Св. Церковь, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). Спасалась и утверждалась Церковь совсем иным подвигом - не ложью, а безбоязненным исповеданием истины, которое запечатлевалось пролитием крови. По выражению знаменитого апологета Тертуллиана, эта кровь мучеников была семенем христиан - она-то и явилась основанием Церкви. За это Церковь и прославляла святых мучеников, не боявшихся проливать за Христа кровь свою, но мы не знаем ни одного святого, который был бы прославлен Церковью за «мученичество лжи». Те, кто во время гонений, страшась мук, притворно воздавали поклонение идолам, разсматривались, как падшие, но ни одного из них Церковь не ублажала, как «спасителей веры и Церкви».

Никоим образом наша христианская совесть не может примириться с такой страшной и безсовестной ложью, как утверждение, будто в СССР никогда не было и нет никаких гонений на веру и Церковь, что новые мученики Российские это - «политические преступники» и «пособники черного дела». Не может быть приемлемым для нашего христианского сознания прославление богоборца и палача русского народа Джугашвили-Сталина (ныне «развенчанного» даже своими недавними сотрудниками и приспешниками), как «избранника Божия, ведущего наше отечество к славе и благоденствию», как «первого часового мiра», исполненного будто бы «великою любовью к людям», чествование его всею Русскою Православною Церковью в СССР в день его 70-летия, стояние у гроба его в почетной страже иерархов этой Церкви, служение по нем панихид, участие представителей Церкви в коммунистической пропаганде по всему свету и т. п.

Мы не восхищаем суда Божия над творящими таковая, но не можем не отмежевываться от них со всею решительностью, ибо не желаем приобщаться их лжи и через это терять нашу духовную свободу, А тем, кто защищает их поведение, напомним слова Христовы: «Никто не может служить двум господам» (Матф. 6,24). Коммунистическая власть открыто провозгласила лозунг: «Религия есть опиум для народа» и нисколько не скрывает, что ее главная задача - искоренение веры в Бога и в духовный мiр вообще. Как же могут служители официальной Церкви в СССР признавать ее властью, данною от Бога, и даже идти ей в услужение, прославляя ее и способствуя торжеству ее, а, следовательно, и торжеству безбожия, во всем мiре? - Или совсем уж забыто изречение Апостола: «что общего у света со тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6, 14-15).

Вот почему наша Русская Зарубежная Церковь, руководствуясь исключительно голосом христианской совести, должна была стать на путь временно - самостоятельного существования. Не желая подвергаться игу рабства, во исполнение слов Христовых, приведенных нами выше (Галат. 5,1), она избрала путь духовной свободы. При создавшемся положении, этот путь нельзя не признать единственно-правильным, а, следовательно, и каноничным, ибо канонично то, что приносит пользу Церкви, а не вред ей. И никакими канонами не может быть оправдан противоположный путь - путь духовного порабощения Церкви богоборческой власти, сколь бы ни старались об этом современные казуисты - апологеты советской патриархии.(т.1 стр.202 -204)

Подлинная, внутренняя, сердечная верность Христу, как Богу и Спасителю, до крайности оскудела. Остался только внешний “образ благочестия” - сила же его отвергнута.

Только благодаря этому и могли возникнуть в наше время такие уродливые, духовно-извращенные явления, как “живоцерковничество” и “обновленчество”. Пренебрежение догматом Церкви, легкомысленное попрание его и утрата живого церковного сознания повела ко вступлению представителей поместных православных церквей в так называемое “экуменическое движение”, а в Советской России - к возникновению так называемого “сергианства” и затем “советской церкви”, вполне солидаризирующейся с богоборческой советской властью и сделавшей себя послушным орудием безбожных коммунистов в страшном деле осуществления их человекоубийственных адских планов в мiре.

Все это и есть как раз та “широкая область Отступления”, о которой повествует нам в своем толковании на 2-е послание к Солунянам наш ученый богослов и великий наставник христианского благочестия святитель Феофан, Вышенский Затворник, говорящий буквально так:

“Хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это - только видимость, внутри же отступление истинное” (стр. 492).

Разве мы этого не видим уже теперь?

Разве не одна “видимость” служения Христу у тех церковных иерархов, которые ставят себя в зависимость от всяких явных и тайных богоборческих и антихристианских обществ и организаций, и в своей деятельности обязуются выполнять их предначертания?

Что от того, если уста их произносят Имя Христа, а сердца их далече отстоят от Него? И не только далече отстоят от Него, но, следуя приказу лукавых господ, строят ковы против Него и против истинных последователей и служителей Его?

Эта страшная область Отступления на наших глазах все более и более расширяется. Дух обновленчества, или церковного “модернизма”, глубоко противного духу подлинного Православия, дух “экуменизма” - признания равноправия и равноценности всех вероисповеданий, и “сергианства” - сотрудничества с богоборческой властью и антихристианскими обществами и организациями, стремительно захватывает все более широкие круги во всех поместных православных церквах, начинается повальное отречение от верности Христу во имя подчинения Велиару в лице богоборческого начала, постепенно порабощающего себе весь современный мiр

Глядя на все то, что сейчас происходить в поместных православных церквах: на то, как иерархи их ездят на поклон в красную Москву и возлагают венки на гробницы гонителей веры и Церкви, как стремятся они к слиянию с чуждыми истинному христианству группировками, под благовидным предлогом общего единения, как улетучивается в них дух подлинного православного благочестия и насаждается дух “обновленчества”, как “модернизируется” у них даже весь внешний облик церковной жизни, вплоть до внутреннего оборудования храмов, наружности и поведения священнослужителей, - нельзя не вспомнить подлинно-пророческих слов Епископа Игнатия (Брянчанинова):

“Времена, чем далее, тем тяжелее… Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его…

У нас есть еще наша Русская Зарубежная Церковь, которая хранит свое историческое преемство от прежней Российской Православной Церкви. Против нее давно уже идет борьба, заметным образом усиливающаяся в последнее время. Не будем слишком смущаться этой борьбой: будем всячески оберегать и ограждать нашу Церковь, как последнее прибежище наше в этом мiре, от увлечения “духом времени”, о котором говорит Епископ Игнатий.

Не будем бояться остаться в “меньшинстве”: главное для нас - это оказаться в составе того малого остатка спасающихся, который Сам Господь назвал “малым стадом”, говоря:

“Не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство” (Луки 12, 32).

И кто всей душой принадлежит к этому “малому стаду” спасающихся, тому ничто в современном отступническом мiре не страшно, того ничто не в силах будет поколебать в его исповеднической твердости, в его стоянии за Правду Божию, ибо с ним всегда вся полнота пасхальной радости - с ним Сам Христос Воскресший, Победитель ада и смерти.( т.1 стр. 365-367, 368-369)

Но что сказать о людях, которые и не стремятся к такой молитве - которые привыкли молиться лишь наружно? Еще хуже, если молятся с какой-либо целью напоказ. Бывает и это.

Но совсем страшно, когда люди только видь делают, что молятся, не веруя вовсе в Бога и не желая приносить поклонения Богу, а поклоняясь на деле врагу Божию и врагу человеческого спасения - диаволу. А ведь такие люди есть, и в настоящее время их становится все больше и больше!

Еще ужаснее, когда такие люди оказываются в среде духовного сословия, когда они облечены в священный сан и состоят в высоких иерархических степенях. Будучи сами отступниками от Христа в душе, при сохранении одной лишь видимости верности Ему, они губят вверенные им души, увлекая за собой на путь отступления верующих.

Они и составляют собою ту “церковь лукавнующих”, о которой говорил еще Псалмопевец: “Возненавидих церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду” (Пс. 25, 5).

Эта “церковь лукавнующих” в настоящее время, хитроумными происками врага человеческого рода, не безуспешно стремится подменить собою и совсем заменить для верующих истинную Церковь - подлинную Церковь Христову.

Все мы, кажется, более или менее хорошо знаем богоборческую сущность человеконенавистнического учения, сгубившего нашу несчастную Родину-Россию, так называемого “коммунизма”, или “большевизма”. Ни для кого не тайна, что одним из самых основных положений этого разрушительного учения является полное отвержение всякой религии, всякой веры в Бога, в духовный мiр и решительная, непримиримая борьба “не на жизнь, а на смерть” с Церковью Христовою. При этом особенно ненавистен богоборцам-коммунистам величайший и радостнейший христианский праздник Пасхи, как день победы нашего Господа и Спасителя над силою ада. Чего только ни предпринимали они, к каким только ухищрениям и насилиям ни прибегали, лишь бы искоренить в русском народе торжественное празднование этого дня! Характерно в этом отношении признание, сделанное однажды издававшейся в Советской России газетой “Безбожник”: “Партия стремится выкорчевать праздник Пасхи по следующим соображениям: христианская церковь учит, что Пасха - праздник любви, братства… Христианские священники в дни Пасхи говорят верующим: “Простите друг другу обиды, обнимите друг друга, простите врагам вашим”. Партия считает это учение совершенно неприемлемым для народов: Пасха христианская сеет в народных массах вредные идеи….” (1 апр.).

Откровенное признание! Куда уж идти дальше?

И вот, несмотря на все это, богоборческая советская власть, не будучи в силах “выкорчевать праздник Пасхи” и уничтожить веру во Христа в русском народе путем воздвигнутых ею страшных кровавых гонений, в настоящее время, в очах искусно введенных ею в заблуждение людей, выступает чуть ли не в роли покровительницы Православной веры и Церкви. Среди русской церковной иерархии она нашла нескольких лиц, весьма податливых и готовых на всякие компромиссы, которые согласились сотрудничать с нею в достижении ее страшных богоборческих целей. Служа по наружности Христу, они служат теперь в действительности безбожной коммунистической партии, послушно выполняя все ее задания, даже в мiровом масштабе.

Так возникла советская “церковь лукавнующих”, начало которой положил в 1927 году митрополит Сергий, издавший свою известную “декларацию”, в коей он призывал православную русскую паству “выразить всенародную благодарность” советской власти за “внимание к духовным нуждам православного населения” (это лютой-то гонительнице Христовой веры и Церкви!), признать ее законной “властью от Бога” и повиноваться ей “не только из-за страха, но и по совести”, признавая ее радости и успехи своими радостями и успехами, а неудачи - своими неудачами.

Во время второй мiровой войны безбожная советская власть также весьма искусно использовала в своих целях подъем религиозного и патриотического чувства в русском народе. Митрополит Сергий был сделан “патриархом” и в благодарность за это издал ужасную, исполненную лжи и клеветы на исповедников веры и новомучеников Российских, книгу: “Правда о религии в России”, в которой ставил себе целью “доказать”, что никаких гонений на веру и Церковь в Советской России не было и нет и что “Церковь не может жаловаться на власть” (см. стр. 24-25).

Стал выходить даже периодический церковный журнал. Но достаточно прочесть хоть несколько номеров этого издаваемого “церковью лукавнующих” с “благословения” богоборческой советской власти “Журнала Московской Патриархии”, чтобы видеть, как верно служит она врагам Христовым, какую интенсивную пропаганду коммунистического режима ведет она во всем мiре, без зазрения совести, выдавая ложь за истину и истину провозглашая ложью.

Этою “церковью лукавнующих” широко пользуется в настоящее время безбожная коммунистическая партия для того, чтобы с ее помощью распространить свое влияние и власть на Православном Востоке и даже во всем инославном мiре. И как мы видим теперь - во многом уже успевает.

Кто не пережил большевизма в России, тот никогда не поймет до конца, какой ужас он собою представляет. Поэтому не приходится особенно удивляться тому, что народы, даже и симпатизировавшие прежде России, перенесли свои симпатии на современную большевицкую Россию, считая ее законной преемницей и продолжательницей дела прежней царской России.

Но сколь велико перед Богом, перед истинной Церковью и перед подлинной национальной Россией преступление служителей этой “церкви лукавнующих”, которые всеми силами стараются утвердить всех в этом заблуждении!

Действуют они при этом и на их воображение, стремясь поразить его представлением мнимого величия и мощи современной “Русской Церкви”, будто бы совершенно свободной и даже еще более свободной, чем она была в царской России. Широко используют они и слабости человеческой природы, падкой на честолюбие и сребролюбие.

Но разве не странно это? Лютые богоборцы, открыто исповедующие свою ненависть ко Христу, и Его Божественному учению и давно уже провозгласившие “отделение Церкви от государства”, оказывают теперь всемерную и всестороннюю поддержку преемнику митрополита Сергия - нынешнему новому своему избраннику “патриарху Московскому и всея Руси” Алексию. Они охотно позволяют ему и его ближайшим сотрудникам ездить заграницу. Они поощряют чрезвычайно частые, как никогда в прежние времена, приезды в Россию представителей поместных православных церквей, вплоть до самих патриархов, и разных инославных делегаций, и при этом оплачивают все расходы по таким поездкам. Мало того: такие посетители получают щедрые дары, а некоторые, по их собственному откровенному признанию, даже регулярную материальную помощь, в виде периодически выплачиваемого им денежного пособия.

Так, например, в том же “Журнале Московской Патриархии” (№ 5 от 1945 года) в статье: “На приеме у Сталина” мы находим сообщение митрополита Николая о том, как патриарх Алексий благодарил правительство СССР за то, что оно “предоставило транспортные средства для прибытия из заграницы приглашенных на собор почетных гостей, теплую одежду для пребывания их у нас на зимние дни, помещение и питание в Москве для всех членов собора, автомобили и автобусы для их поездок в Москве”

Ведь, кажется, совершенно ясным, что убежденные противники всякой религии не станут всего этого делать даром!

В результате мы читаем в том же журнал безконечные восторженные отзывы представителей православных поместных церквей, а равно и инославных делегаций и гостей о своем пребывании в СССР и о необыкновенной свободе и расцвете религиозной и церковной жизни в Советской России.

Мало, очень мало остается ныне людей, даже среди служителей Церкви, способных на исповеднический и мученический подвиг за истину Христову. И много, очень много падких на разного рода искушения и обольщения, - особенно же на искушения честолюбием и корыстолюбием. В наш век почти полного оскудения истинной духовности, искреннего стремления безкорыстно поклоняться Богу в духе и истине, редко-редко кто устоит перед подобными искушениями. А денежные дары многим совсем ослепляют их духовные очи - так что они готовы “черное” называть “белым”, а “белое” - “черным”.

И вот мы наблюдаем теперь жуткую и скорбную картину того, как растет повсюду влияние советской “церкви лукавнующих”, которую многие уже ныне склонны признавать истинной, законной Русской Церковью, несмотря даже на полное попрание церковных канонов ее основателями и вершителями ее судеб. И как всегда в подобных случаях, несмотря на вопиющую очевидность, которая свидетельствует о противном, они придумывают всякие благовидные соображения и предлоги к ее признанию. А в этом враг человеческого спасения, конечно, всегда придет на помощь: казуистика, ложь, обман, клевета - его обычные орудия.

В связи с этим, происходит в мiре “отсеивание”. Все более одинокой становится в этом мiре, подлинно как никогда теперь во зле лежащем, в своем неуклонном стоянии за правду Божию, наша Русская Зарубежная Церковь. И мы уже чувствуем, как все силы зла готовятся обрушиться на нее, чтобы поколебать ее в ее твердом стоянии за Истину. Видь она, почти одна только, до сих пор решительно отметает все искушения лукавой современности, желая сохранить неизменной свою верность Христу Воскресшему. Она хочет быть и остаться Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью и никак не желает стать “церковью лукавнующих”. И пастыри ее искренно стремятся приносить Богу поклонение в духе и истине, а не лгать пред Богом и людьми, устами призывая Имя Христово, а на деле служа Велиару, в лице страшного богоборческого начала, готового уже подчинить своей власти весь человеческий мiр.

Братие, не будем малодушными! С нами Христос Воскресший, Победитель ада и смерти.(т.1 стр. 371-376)

Только там, где свято и нерушимо хранится и безбоязненно открыто исповедуется эта чистая и неповрежденная вера в Божество вочеловечившегося, «нас ради человек и нашего ради спасения», Сына Божия, и есть истинная Церковь Христова. Все же остальное, где нет этой ясно-выраженной веры в Божество Христово, или где эта вера так или иначе, искажена или извращена, там нет истинной Церкви. Нет ее, конечно, и там, где, только прикрываясь именем Христа, служат не Ему, а кому-то «другому», угождают другим господам, служат совсем «иным» целям, удовлетворяют «иным» стремлениям, выполняют «иные задания», ничего общего не имеющие с делом спасения, для которого основана Церковь.

А это последнее теперь очень и очень распространено. Ведь «сам сатана», по учению св. Апостола Павла, «преобразуется во ангела светла», а потому «не великое дело», как далее говорит он же, «если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Коринф. 11. 14-15).

Вот почему нисколько не удивительно, что в наше лукавое время возникло столько всевозможных мнимых «церквей», или, лучше сказать, как их здесь называют, «деноминаций», претендующих на наименование церквей, которые ничего общего не имеют с истинной Церковью.

Но совсем страшно становится, когда представители и духовные возглавители отдельных поместных церквей, действительно входящих в состав Единой Истинной Церкви Христовой, забывая о своем высоком призвании быть служителями дела Христова на земле, вступают в дружественные отношения и даже в самый тесный союз с врагами веры и Церкви и отдают себя в полное подчинение и рабское повиновение служителям сатаны, уже не о служении Христу-Спасителю помышляя, а лишь об угождении своим новым господам. Самая злая и опасная идея современности - это идея примирения, «сосуществования» со злом. И этой идее в настоящее время весьма многие, не исключая служителей Церкви, поддаются.

Но разве может истинная Церковь Христова как-то примириться со злом, происходящим от врага человеческого спасения - диавола? Разве может она «сосуществовать» с ним, не ведя против него самой решительной борьбы?

Конечно, нет, ибо, по слову Христа-Спасителя, никто не может служить двум господам (Матф. 4, 24). А потому и живоцерковничество и обновленчество, ставящие себе идеей примирение христианства с мiром сим, во зле лежащем, и «сергианство», проповедующее «сосуществование» с богоборческой властью коммунизма, и участие в так наз. «экуменическом движении», признающем равноправие и равночестность всех религиозных группировок и «деноминаций», все это есть по существу уже отпадение от истинной Церкви.

Может ли быть Церковью та организация, которая призывает к «лояльности» служителям сатаны?

Это, конечно, уже не Церковь, а лже-церковь, или «церковь лукавнующих», по выражению Слова Божия (Псал. 25, 5), и состоять в такой «церкви» не только не спасительно, а наоборот - губительно.

Спрашивается, зачем мы об этом так часто говорим и пишем?

Затем, что наш святейший пастырский долг - предостеречь наших верующих от тех безчисленных тонких соблазнов, которые повсюду теперь во множестве разсеяны: мы обязаны научить их распознавать истинную Церковь - уметь отличить ее от лже-церквей и «церкви лукавнующих». Христос-Спаситель дал нам высокое обетование, что Церковь Его не одолеют врата адовы, то есть все силы ада в их максимальном напряжении. Но отдельные верующие, отдельные пастыри и даже отдельные иерархи и целые поместные церкви, возглавляемые ими, могут отпадать от Единой Истинной Церкви, уготовляя себе и своим последователям вечную погибель в глубинах адовых.

Не напрасно Христос-Спаситель называл членов Своей Церкви «малым стадом» и предрекал, что когда Он вторично придет на землю, то едва ли «обрящет веру на земли?» (Лук. 12, 32 и 18, 8). Круг истинно-верующих во Христа, чуждающихся всякого компромисса с диавольским злом, ко времени кончины мiра и Второго Пришествия Христова, как об этом свидетельствует Слово Божие, будет все более и более сужаться и, соответственно этому, объем истинной Церкви Христовой будет все более и более уменьшаться. Но истинная Церковь Христова, не запятнавшая себя «сосуществованием» с диаволом и не пошедшая на поклон к Антихристу, не прекратит своего существования, несмотря на все тяжкие испытания, потрясения и гонения, которым она подвергнется, до скончания века. Она будет существовать до самого Второго Пришествия Христова, хотя бы в ней оставался лишь, один сохранивший верность Христу-Спасителю епископ с самой незначительной группой клириков и мiрян.(т.1 стр. 379-381)

Но самое страшное это то, что Отступление вошло уже внутрь нашей Церкви. Вызвав пагубный раскол в Христианской Церкви одиннадцатого столетия, а затем полное отпадение от истинной веры и Церкви множества всевозможных протестантских и сектантских обществ, начиная с шестнадцатого века, Отступление во всю свою ширь развернулось в нынешнем «прогрессивном» двадцатом веке и стремится теперь «взорвать» изнутри нашу Православную Церковь.

В самом деле. Разве не отступление от Христа - признание «властью от Бога» той власти, которая главной своей задачей ставит вполне сознательную борьбу за искоренение веры Христовой в сердцах людей, выражение благодарности этой власти за ее мнимую заботу о духовных нуждах верующих, активное сотрудничество с нею в ее стремлении к мiровому господству, поддержка ее силою своего духовного авторитета?

Разве не отступление от Христа - хулить новомучеников Российских, кровь свою проливших за Христа и за Его Святую Церковь, называя их «пособниками черного дела», и не стыдиться стоять «на вытяжку» в почетном карауле у гроба лютого гонителя Христовой веры?

Разве не отступление от Христа - «относиться с полным братским уважением» к таким «иерархам», «ни в чем их не упрекая» и, следовательно, вполне солидаризируясь с ними?

Об этом мы прочтем еще ниже.

Разве не отступление от Христа - близкое дружественное, а иногда даже молитвенное, вплоть до совместного «причащения», взаимообщение с отступниками от истинной веры и Церкви, вопреки ясному и совершенно-категорическому наставлению св. Апостола Павла: «Еретика, после перваго и втораго вразумления, отвращайся» (Тит. 3, 10)?

Разве не отступление от Христа - тесное сближение с теми, которые позволяют себе гнусно хулить Его Пречистую Матерь, совместные собрания и съезды с ними и провозглашение якобы возникающей таким путем «третьей космогонии» или какой-то «новой эры» в христианстве?

Разве не отступление от Христа - перетолкование и даже литературное искажение текста священных книг Слова Божия, под предлогом мнимой необходимости «нового перевода», в явное угождение отступникам от истинной веры Христовой? или устранение из текста священных книг всех тех мест, которые неприятны врагам Христовым, с извращением истины?

Разве не отступление от Христа - пожертвовав истинной Церковью, стремиться создать из всех безчисленных вероисповедных отступнических обществ какую-то новую «церковь» - «interchurch», на место той единой истинной Церкви, которую основал Сам Христос, сказав: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Матф. 16, 18)?

Вот как далеко зашло Отступление уже в недрах самой нашей Православной Церкви!(т.1 стр.401-402)

«Однако не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие, и самое пагубное единомыслие. Но должно любить только добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом… Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщаться лукаваго кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее - бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины» (Его же слово 6, т. I, стр. 192).

Воистину золотые слова! Но многие ли в наше время им следуют?!

Эти слова одного из величайших святителей Христовой Церкви - достойный ответ всем современным пропагандистам «недоброго мира» и «пагубного единомыслия» с сеятелями лжеучений и глашатаями мирного сосуществования с диавольским злом.

Знаете ли вы эти слова - все вы, ради карьеры и денег, идущие, в угоду «требованиям времени» и безбожным «властителям», на предательство Истины?

Страшитесь и трепещите, ибо ничего нет ужаснее такого предательства!

Погибель ваша не дремлет (2 Петр. 2, 3)!

Для нас же всех, желающих, несмотря ни на что, сохранить свою верность Христу, не может быть и речи о мире там, где так очевидно явное нечестие. С этим нечестием, с этим лукавым предательством Истины у нас может быть только борьба, к которой мы, как «добрые воины Иисус Христовы», по выражению Слова Божия (2 Тим. 2, 3), естественно призываемся, - вплоть до готовности «злопострадать» за Христа, если потребуется, даже до смерти.(т.1 стр.408)