arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

ПРОТОКОЛ №1. Вторник 5/18 ноября 2008 года. V Всезарубежный Собор. PDF Напечатать Е-мейл
ПРОТОКОЛ №1

Во вторник 5/18 ноября 2008 года, Божественную Литургию в Свято-Сергиевском храме, Валлэй-Коттедж, Нью-Йорк, возглавил Преосвященнейший Агафангел, епископ Таврический и Одесский в сослужении Преосвященнейшего Андроника, епископа Оттавского и Северо-Американского, Преосвященнейшего Софрония, епископа Санкт-Петербургского и Северо-Русского, Преосвященнейшего Георгия, епископа Болградского с собором священников при протодиаконах Иове Чемереве, Василии Якимове и диаконе Димитрии Добронравове.
По заамвонной молитве совершено молебное пение с приложением сугубых прошений и молитв о благословении и снисхождении на предстоящее соборное действо благодати Пресвятого Духа.

Преосвященнейший Агафангел по отпусте Божественной Литургии  сказал краткое слово и объявил V-й Всезарубежный Собор открытым.
 

Преосвященнейший Амвросий, епископ Мефонский, представляющий вместе с Преосвященнейшим Климентом, епископом Гардинским, официальную делегацию наблюдателей Собора от Синода Противостоящих – Греческой Православной Церкви Старокалендаристов, зачитал с амвона Приветственное Послание своего Синода (прилагается отдельным документом).

 

После Божественной Литургии, в 12:00 делегаты Собора собрались в зале заседаний. Присутствует 46 делегатов, а также представители Греческой и Болгарской Старостильных Церквей. Начало работы предваряется пением "Царю Небесный"

 

Председатель: Преосвященнейший Агафангел, епископ Таврический и Одесский.

Заместитель Председателя: протоиерей Георгий Петренко.

Председатель открывает заседание первого дня работы Собора.
 

Преосвященный Георгий зачитывает Наказ и нормативные документы Собора.
 

Утверждается состав Комиссий Собора:

секретариат: Секретарь Собора – преосвященный Георгий, Заместитель Секретаря – иеромонах Арсений, Секретари – иеромонах Мефодий, иерей Виктор, чтец Александр;

мандатная: Дмитрий Гончаров, Марк Котляров

счетная: иерей Владимир Петренко, Александр Мутилин

Председатель читает проект Повестки дня (прилагается отдельным документом).

Иерей Леонид Пляц предлагает внести вопросы о приеме в общение катакомбных архиереев с их паствой, а также по вопросу о порядке принятия таинств, совершенных в юрисдикции Киевского Патриархата;
 
Евгений Магеровский с предложил внести вопрос о необходимости Соборного заявления о продолжении нами исторического курса РПЦЗ; 

Иерей Виктор Добров с предложением вынести на обсуждение вопрос о сути понятия "сергианство" и об отношении к Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 г., в частности – выслушать доклад иерея Никиты Григорьева;

Николай Чертков предложил начать работу Собора с рассмотрения вопроса об обстоятельствах приема в общение катакомбных архиереев с их паствой. 

Председатель заметил, что данные вопросы входят в повестку дня в составе текущих вопросов, и что таким образом никаких существенных новаций высказано не было.

 

Постановили: принять предложенную Повестку дня.


1. Доклад Председателя ВВЦУ РПЦЗ о событиях и решениях от 17 мая 2007 года по текущий момент (прилагается отдельным документом). 

Председатель просит разрешить присутствие на Соборе в качестве наблюдателя епископа РИПЦ Стефана (Сабельника).          

Священник Валентин Тодоров представитель Предстоятеля Болгарской Старостильной Православной Церкви епископа Триадского Фотия зачитал Приветственное обращение к Собору (прилагается отдельным документом).

Собор поблагодарил выступающего за Приветствие.
 
 

Преосвященный Софроний сделал сообщение об обстоятельствах, предваряющих прием в общение катакомбных епископов с их паствой. Он пояснил, что более года занимался изучением церковной жизни этих общин, посещал их, изучал каноничность их преемственности. Согласно со своей архипастырской совестью, он заявил о своей рекомендации  ВВЦУ и Собору принять их тем чином, который и был совершен.

Николай Чертков заметил, что это решение ВВЦУ отменило соборное решение РПЦЗ от 15 мая 1990 г. по аналогичному поводу, на что, по его мнению, не имело права.

Иерей Александр Липин выступил с репликой, что он является представителем именной той духовной иерархии катакомбной Церкви, к которой относились 14 священников, принятых в общение в 1974 году Митрополитом Филаретом. Батюшка также высказал мнение, что об иерархии необходимо судить не по документам, которых не могло быть у катакомбников, а по Дарам Святого Духа, которые на них почивают. Выступающий сделал присутствующим экскурс в печатные материалы Православной Церкви, где часто упоминается, по его мнению, единоличные хиротонии епископов, что он считает нормальным при условии согласия других епископов. Он также привел опубликованные Московским Патриархатом архивные свидетельства, подтверждающие некоторые моменты церковной жизни его иерархии.

Преосвященный Георгий: указанное решение Собора РПЦЗ от 15 мая 1990 г. совершено на основании голословного свидетельства архиепископа Лазаря (Журбенко) без приглашения на Собор этих священников. Тем более, что в последствии были обнародованы документы о наличии у них апостольского преемства.

Олег Родзянко: есть люди, которые верят всему, другие же требуют неоспоримых доказательств и потому, чтобы угодить тем и другим  можно по формуле: "аще не рукоположен…" перерукоположить их во все степени".

Преосвященный Георгий заметил, что в Положении об РПЦЗ говорится, что каноническим основанием ее бытия является  Указ №362. В межсоборный период ВВЦУ, по его мнению, является органом, наделенным полнотой церковной власти. Четыре епископа на основании Положения о РПЦЗ и ради пользы Церкви  приняли решение о принятии в общении  этих епископов, и это решение действует, и что неприятие его есть "маловерие".

Иерей Виктор Добров заявил, что считает указанную группу катакомбных православных христиан "тихоно-серафимово-геннадиевской" ветвью бывшей единой Поместной Российской Православной Церкви, к которой надо было проявить максимальную икономию. Рукоположение Святейшим Патриархом Тихоном епископа Серафима (Поздеева) в викарии Смоленской епархии, что подтверждает конфиденциальный, но достойный всякого доверия источник. 

Протоиерей Игорь Гребинка напомнил собранию 1-е Апостольское правило "епископа поставляют два или три епископа" и высказал мнение, что "бумага терпит все", в частности – пассажи описателей событий, которые впоследствии можно трактовать как единоличные хиротонии. "Необходимо знать церковную историю и руководствоваться ею". Батюшка призвал более внимательно и критически оценивать книжные публикации по церковной истории, внимательно прежде изучая библиографию в конце книг.

Протоиерей Грегори Вильямс заметил, что сам он тоже никогда не заботился о документальном подтверждении своей пресвитерской хиротонии, и не смог бы ее подтвердить сейчас, если бы возникло недоверие. Батюшка поддержал предыдущего выступающего и призвал к главному принципу – братскому  доверию. 

Иерей Леонид Пляц заявил, что с радостью относится к тому, что состоялся прием катакомбных иерархов и их паствы, но отметил, что важно правильно их принимать. Не подтвержденный факт хиротонии еп. Серафимом (Поздеевым) игумена Геннадия (Секача) заставляет быть нас осторожными. Батюшка со ссылкой на Апостольские Правила утверждает, что человек, несущий священный сан, должен позаботиться о соответсвующих доказательствах его получения. Поступило предложение дополнить принятие катакомбных иерархов и их паствы через повторную хиротессиями всех степеней священства, начиная с чтеца. Однако, батюшка подчеркнул, что готов смириться с любым решением Собора по этому поводу.

Протоиерей Сергий Клестов заявил, что епископ Агафангел смущает паству своими заявлениями, а также фактом неканоничного, по его мнению, приема в общение катакомбных иерархов и их паствы. Батюшка выразил Председателю свое публичное недоверие и заявил, что он "против Владыки".       

Председатель ответил на выступление протоиерея Сергия Клестова замечанием о праве каждого участника Собора иметь собственное мнение, но при этом недопустимости навязывания его другим. "Наличие собственного мнения вовсе не исключает смирения перед соборными решениями. Традиция РПЦЗ отличалась уважением к личным мнениям  своих членов. Я принимаю Вас таким, как Вы есть" - сказал Владыка.

Иерей Александр Мартыненко призвал Собор меньше рассуждать, а быстрее созидать нашу Церковь. Вспоминая о разрушительных плодах правления архиепископа Лазаря и митрополита Лавра, батюшка сказал что дело Господне - собирать, а дело дьявола - разрушать нашу Церковь. "Мы не  должны идти зилотскими путями", -  сказал он – Вифлеемские младенцы крестились своей кровью. Возможно, недостатки катакомбных иерархий омыты их кровью и страданиями. Мы не сергиане, не глобалисты и не экуменисты, - наша главная проблема в недостатке веры и братской любви."

Протоиерей Георгий Петренко заметил, что окончательный суд принадлежит лишь Богу, мы же должны следовать канонам. 

Преосвященный Андроник поддержал мысль о собирании  Церкви в духе Любви и Истины, приводя примеры из Евангелия: в притче о подобранных учениками Спасителя колосках в субботу, а также о заповеди царя Давида. "В случае с катакомбниками мы поступили совершенно правильно. Нужно различать – суббота для человека или человек для субботы. Если возможна икономия – она должна быть применена." 

Протодиакон Василий Якимов заявил о своем желании приветствовать епископа РИПЦ Стефана (Сабельника). Отец Василий вспомнил, что учился с ним в семинарии и о своем присутствии 3-м Всезарубежном Соборе, а также заявил о необходимости скорейшего объединения всех "осколков" РПЦЗ.

Протоиерей Олег Миронов напомнил, из "Книги правил" Святителя Василия Великого, об отказе человеку в просьбе о его повторном крещении из-за факта единственного погружения. Этот отказ сопровождался объяснением о наличии благодатности многолетнего пребывания в церковном общении. Мы должны, говорит батюшка, руководствоваться в случаях оценки отношений с другими "осколками" РПЦЗ только "духом любви".

Председатель пояснил, что согласно традиционному мнению РПЦЗ, таинства, совершенные вне Церкви имеют только форму, которая наполняется благодатным содержанием в момент воссоединения с Истинной Церковью. Саму форму повторять не обязательно, если она соответствует нашей практике. "Божественная Благодать, всегда немощная врачующая, и оскудевающая восполняющая", совершает все необходимое – в этом говорил основатель РПЦЗ, митрополит Антоний (Храповицкий). Над принятыми уже читались молитвы о поставлении их в дьяконы и священники, а совершенная над ними архиерейская хиротония исполняет благодатью все, что в данном случае подвергается сомнениям. 

Протоиерей Алексей Микриков заявил о необходимости держаться заветов Митрополита Филарета (Воскресенского) о том, что любви не бывает без истины. Мы должны соединяться в истине, а не на основании субъективных решений только одного человека. Батюшка считает, что через хиротессию надо принимать чтецов и диаконов, а хиротония для клириков и архиереев. В обсуждаемом случае, считает выступающий, имеет место субъективное решение и нарушена соборность. Также выступающий сомневается, понимает ли Председатель разницу между хиротессией и хиротонией. 

Председатель заметил, что в данном случае разница действительно не так уж велика, ибо все епископы возложили руки, были прочитаны все молитвы и совершены все действия, подобающие поставлению в архиерейское достоинство.
 

Иерей Владимир Петренко напомнил о том, что Митрополит Филарет (Вознесенский) принимал под свой омофор 14 российских священников, не посылая туда епископа. Тогда этого нельзя было сделать из-за гонений, а теперь это все-таки уже можно. Т.е., должна быть перерукоположена вся священная иерархия обсуждаемой катакомбной ветви, чтобы не было смущения среди нашего духовенства.
 
Иеромонах Арсений (Манько) согласился с мнением протоиерея Игоря Гребинки о необходимости  более критического отношения к изданиям по церковной истории. Аналогично он предложил делегатам Собора относиться к выступлениям, в которых нет ссылок на Священное Писание, Священное Предание или точные каноны Церкви. Клирикам, позволяющим себе высказывать публично голословные обвинения и недоверие своим епископам, батюшка напомнил, что у 15-го правила Двукратного Собора есть не только вторая, но и первая части: "кто отпадет от общения с епископом, да будет низвержен". Если вы не доверяете епископу, как вы можете продолжать его апостольским даром служить у Престола, поминая его имя? Смысл хиротонии - это благое произволение архиереев, молитва и возложение рук. Все это имело место. Мне кажется, что ВВЦУ поступило с катакомбниками несколько спешно, но в духе Любви, и поэтому вынесло это свое решение на утверждение Собора. От себя прошу Собор проголосовать "за".

Сергий Савченко попросил всех присутствующих подумать о том, что мы не только просто приняли двух епископов, а повлияли на церковные судьбы и спасение сотен людей.

Олег Родзянко говорил о своем  желании увидеть мир в нашей церкви. Ради этого мира следует провести для катакомбников еще одну хиротонию. Выступающий предложил поставить вопрос на закрытое голосование.

Иерей Владимир Петренко предложил уточнить - какое голосование мы проводим,- в целом по докладу или по каждому пункту? Открытое же или тайное голосование?

Председатель пояснил, что вопрос поддержки Собором решения ВВЦУ РПЦЗ о принятии в общение катакомбных архиереев с их паствой выделен в отдельное обсуждение и голосование.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы провести открытое голосование по указанному вопросу?

Голосовали: за – 33, против – 4, воздержалось – 1. Отсутствовали в зале заседаний 8 делегатов. 

Постановили: Провести открытое голосование.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы утвердить указанное решение ВВЦУ РПЦЗ и одобрить последующие действия архиереев?

Голосовали: за – 34, против – 4, воздержалось – 4. Отсутствовали 4 делегата. 

Постановили: решение ВВЦУ РПЦЗ и последующие действия архиереев утвердить и одобрить.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы утвердить и одобрить деятельность ВВЦУ РПЦЗ за период от момента его создания по текущий соборный момент?

Голосовали: за – 40, против – 4, воздержалось – 2. 

Постановили: утвердить и одобрить деятельность ВВЦУ РПЦЗ за период от момента его создания по текущий соборный момент.

2. О священноначалии.


Председатель выступает с инициативой воссоздать центральные органы управления РПЦЗ. Для чего – упразднить ВВЦУ РПЦЗ, образовать постоянное управление в виде Священного Синода. При Священном Синоде создать временно консультативный орган их клириков и мирян. Владыка высказал мнение, что избирать Первоиерарха РПЦЗ на этом Соборе ему кажется преждевременным. 

Иерей Владимир Петренко зачитал послание Собору от клириков и паствы Аргентины и Бразилии. (Письма прилагаются отдельным документом).

Протоиерей Олег Миронов предложил вернуться к коллегиальной форме управления Церковью, существовавшей до Поместного Собора 1917-1918 гг. в виде Святейшего Правительствующего Синода и упразднить должность и полномочия Первоиерарха потому, что на одного человека легко воздействовать извне, что мы видели на примере митрополита Лавра. 

Иерей Виктор Добров высказал свое предложение о необходимости скорейшего выбора на данном Соборе Предстоятеля РПЦЗ и Высшего Церковного Совета. Батюшка читает свою аналитическую заметку по данному вопросу. Заметка превышает регламент выступление, для чего выступающему передают свое время Преосвященный Софроний и еще двое делегатов. (Заметка прилагается отдельным документом)

Иерей Александр Липин озвучивает по доверенности от Преосвященных Афанасия и Иоанна, а также от себя как делегата Собора, мнение, что на этом Соборе надлежит непременно избрать Первоиерарха.

Сергей Савченко выступил с замечанием, что каноны Церкви и положение об РПЦЗ не предусматривают существование центральных органов управления церковного без возглавления их Первоиерархом. Поэтому нужно выполнять предписанное и Первоиерарха – избрать немедленно.

Николай Чертков комментирует свое пониманием выступления иерея Виктора Доброва относительно выборов Первоиерарха и выступает с предложением – не избирать, и все вопросы решать коллегиально. Корме того, он считает невозможным создавать Синод, т.к. не хватает необходимых, по его мнению, семи архиереев в соответствии с Положением об РПЦЗ. 

Преосвященный Георгий делает замечание, что Положение об РПЦЗ не содержит прямого указания на необходимость именно семи архиереев и что в соответствии с Положением 1964 года нет никаких препятствий для выборов Первоиерарха и Синода РПЦЗ.

Иерей Леонид Пляц заметил, что церковный центр не обязательно должен находиться в Нью-Йорке и в  США и поддержал предложение избрать Первоиерарха, т.к. обязательно должен быть первый епископ.

Иерей Александр Мартыненко привел аналогию с кризисом власти в Украине, где слабый Президент не может эффективно управлять государством, а Парламент и Правительство перебирают на себя несообразные функции. Батюшка приводит в подтверждение своих соображений другие исторические факты. Заканчивает выступление предложением избрать Первоиерарха РПЦЗ со всей полнотой его иерархической власти.

Петр Колтыпин высказался о своей готовности  поделиться опытом для восстановления аппарата управления Церковью и рассказал о деятельности для сохранения РПЦЗ Общества Ревнителей Памяти Митрополита Антония Храповицкого. По утверждению выступающего его обязанностью в этом Обществе было, в частности, налаживание контактов с клириками РПЦЗ по всему миру. Он говорит, что в личных и телефонных переговорах множество клириков исторической РПЦЗ высказывали готовность воссоединиться с иерархией ВВЦУ РПЦЗ, если у той достанет стабильности и желания воссоздать все исторические институции власти и управления Церковью.
 

Протоиерей Грегори Вильямс выступил с предложением к выступающим избегать неразрешимых претензий друг к другу. Батюшка проинформировал, что ему известно, что многие наблюдают за происходящими у нас процессами с заинтересованностью. Также выступающий заметил, что для правильного решения поставленного вопроса нужно пользоваться собственной утвержденной базой нормативных документов РПЦЗ. Отец Грегори высказал доверие Преосвященному Агафангелу, как иерарху, показавшему себя делом.

Протоиерей Игорь Гребинка выступил с замечанием, что для решения вопросов необходимо заглянуть в церковную историю, и что не может произойти ничего нового – в истории есть все. Также выступающий задался вопросом: "Где взять духовный авторитет, если его нет?"

Иеромонах Арсений (Манько) предложил точно определиться – какой именно нормативной базой канонических документов будет придерживаться Собор для выработки единой позиции: нормами последнего российского Поместного Собора или Положением об РПЦЗ 1964 года? По мнению выступающего эти документы содержат неодинаковые положения о церковном управлении. Выступающий высказал свое мнение, что нормы Поместного Собора имеют несомненный канонический приоритет, и, кроме того, непреходящее значение для духовной жизни. В соответствии с ними необходимо немедленно избрать Первоиерарха, Священный Синод и Высший Церковный Совет в понятиях, терминах и полномочиях, определенных Поместным Собором 1917-1918 гг. 

Иерей Никита Григорьев предложил избрать Первоиерарха, как и положено, пожизненно. Выступающий заметил, что Первоиерарх и Священный Синод достаточно разделяют церковную власть для ее баланса. Батюшка также предложил духовно прислушаться к мнению бесспорного, по его мнению, кандидата на должность митрополита, который предложил вначале на этом Соборе Первоиерарха не избирать, т.к. если не прислушаемся – это может негативно отразиться в будущем.

 

Иерей Владимир Петренко поддержал выступление отца Никиты. 

Иерей Леонид Пляц предположил, что отказ от выборов Первоиерарха может привести к абсурдной ситуации в церковном управлении.

На голосование поставлен вопрос: Кто за то, чтобы избирать Первоиерарха уже на этом Соборе?

Голосовали: за – 23, против – 16, воздержалось – 7.

Постановили: избирать Первоиерарха уже на этом Соборе.

Заседание первого дня работы Собора закончилось общей молитвой.