САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1985-2000 гг. митр. Виталий arrow 6. митр. Виталий arrow Иподиакон Николай Савченко. VIII Генеральная ассамблея ВСЦ в Хараре.

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Иподиакон Николай Савченко. VIII Генеральная ассамблея ВСЦ в Хараре. PDF Напечатать Е-мейл
 
 
 

Иподиакон Николай Савченко. VIII Генеральная ассамблея ВСЦ в Хараре.

 

1998г. 
 
Восьмая Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей (ВСЦ) прошла с 3 по 14 декабря 1998 года в Хараре (Зимбабве). Как сообщается в ее официальных документах, на ассамблее присутствовало около 960 представителей от 332 церквей-членов ВСЦ.

 

Ассамблея открылась 3 декабря общей экуменической службой. Чинопоследование этой службы во многом напоминало искаженную православную литургию, только без Евхаристического канона. Так, например, служба содержала пение предначинательных псалмов, пение Святый Боже московского распева, чтение Апостола, завершившееся пением Аллилуиа киевского распева, чтение Евангелия, совместное чтение Символа веры и Отче наш. Служба завершилась своего рода «экуменическим отпустом» с общим благословением словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» (II Кор. 13: 13). В то же время, служба сопровождалась барабанной дробью, звуками африканских духовых инструментов и протестантскими песнями под современную музыку. Перед пением Святый Боже все участники хором прочли молитву покаяния за «грех разделения». В этой своеобразной общей экуменической исповеди говорилось: «Ты сделал нас соседями, мы же воздвигли между собой разделительные стены, как будто все мы более не являемся чадами Божиими. Почему мы не обращаемся к Тебе, милостивому Богу? Почему мы не стремимся предаться радости Твоего юбилея?» (имеется в виду юбилей 50-летия ВСЦ). После произнесения слов покаяния все собрание погрузилось в молчание. Интересно, что в этой исповеди не было упомянуто никакого другого греха, кроме «греха» разделения и нежелания участвовать в юбилейной ассамблее. Это позволяет сделать вывод, что для экуменического движения самый великий грех есть грех разделения интернациональной церкви, уклонения от участия в экуменической ассамблее, этом «Божьем юбилее», в то время как другие вопиющие грехи современного экуменического движения его участники считают столь незначительными, что даже не упоминают о них, а, возможно, и вовсе не считают их грехами.

 

Все обряды, молитвословия и чтения на экуменической службе были глубоко символичны и исполнены мистического смысла. В связи с этим интересен смысл Апостольского чтения, прозвучавшего на этой службе. Ассамблее был предложен текст первой главы Послания св. Апостола Павла к Колоссянам. После слов о том, что Спаситель есть «глава тела Церкви» (ст. 18), кульминационно прозвучали следующие слова: «Вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его» (ст. 21-22). Эти слова совершенно невозможно истолковать иначе, как заявление о примирении в «теле» единой экуменической церкви «отчужденных» конфессий, «врагов» «по расположению к злым делам». Вслед за таким экуменическим исповеданием последовало пение Аллилуиа киевского распева - так, как оно поется в Православной Церкви после чтения Апостола.

 

После совместного исповедания Никео-Константинопольского Символа веры (без Filioque) участники прочли две молитвы Богу, содержавшие прошения об успехе экуменического движения и скором объединении всех церквей. Эти молитвы читались между совместным чтением Символа Веры и Отче Наш, т. е., по замыслу составителей, в том месте, где в православной литургии Святой Дух молитвенно призывается на Святые Дары.

 

Большинство православных делегатов приняло участие в этой службе, а некоторые части службы совершались под руководством представителей православной иерархии. Ранее представители поместных церквей принимали участие в составлении всех основных чинопоследований этой службы.

 

Особым экуменическим смыслом была также наполнена специальная межконфессиональная служба «Подтверждение верности ВСЦ» («Recommitment to WCC»), проведенная 9 декабря. Служба состояла из пяти частей: «Призыв к единству» («Call to unity»), «Видение Церкви» («The Vision of the Church»), «Путешествие» («The Journey»), «Видение экуменического движения» («The Vision of the Ecumenical Movement») и «Верность» («The Commitment»). Служба началась барабанной дробью и общим возгласом: «Иисус Христос, призвавший нас быть едиными, посреди нас!» Вслед за этим исповеданием был торжественно исполнен гимн «Основание единой церкви» («The Church's One Foundation»), после которого к собранию по очереди обратились представители всех частей света, в том числе и поместных православных церквей, с одним и тем же обращением: «Как христиане из (здесь произносилось название региона) мы благодарим за то, что Триединый Бог сблизил наши церкви друг с другом в вере и жизни, проповеди и служении». В завершение церемонии приветствия прозвучало пение Святый Боже киевского распева.

 

Часть службы под названием «Видение Церкви» («The Vision of the Church») состояла из чтения фрагментов апостольских Посланий и общих заявлений о верности «единой церкви». Первым и главным апостольским чтением стал отрывок из 4-й главы Послания св. Апостола Павла к Ефесянам: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде; Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех» (Еф. 4: 4-6). Вслед за этим исповеданием уже существующей «единой экуменической церкви», сделанным вместе со всеми и православными представителями, прозвучало следующее заявление: «Мы вдохновлены видением церкви, которая приведет всех людей в общение с Богом и друг с другом, в которой будет совершаться одно крещение, преподаваться одно святое причастие и будет утверждено общее служение» («We are drawn by the vision of a church that will bring all people into communion with God and with one another, professing one baptism, celebrating one holy communion, and acknowledging a common ministry»). После этого совместного заявления собрание погрузилось в молчание; затем последовал удар в гонг.

 

Центральным актом службы стала церемония обмена крестами между всеми участниками. Эта часть службы носила характер своего рода клятвы на верность экуменическому движению с совершенно еретическими заявлениями и абсолютно безусловными обязательствами, например: «Мы желаем видимого единства тела Христова» («We long for the visible oneness of the body of Christ»); «Мы открываем себя культуре диалога и солидарности, ...ища взаимодействия с приверженцами других религий» («We open ourselves for a culture of dialogue and solidarity... and seeking encounter with those of other faiths»); «Ни неудачи, ни сомнения, ни опасения, ни угрозы не ослабят нашего стремления идти вместе по пути к единству» («Neither failures nor uncertainties neither fears nor threats will weaken our intention to continue to walk together on the way to unity»); «Мы подтверждаем, что объединяющее нас сильнее того, что нас разъединяет» («We affirm that what unites us is stronger than what separates us») и т. д. Надо заметить, что последнее заявление для высокопоставленных православных экуменистов не ново: 9 ноября 1997 г. эти же слова патриарх Константинопольский Варфоломей произнес в своей речи в Чикаго пред собранием индуистов, буддистов, иудеев, мусульман и представителей прочих нехристианских конфессий). После произнесения заявлений все участники говорили «Аминь» и обменивались своими крестами.

 

Высокие «православные» представители участвовали во всем этом наравне с представителями других конфессий, молились и исповедывали свое единство со всеми присутствовавшими, даже с представителями многочисленных союзов гомосексуалистов и лесбиянок. Все это они делали от лица своей церкви, официально давшей им такие полномочия. Из всех поместных церквей, участвовавших в работе ассамблеи, в этой мистической церемонии не приняла участие только делегация Московской патриархии (но к концу ассамблеи и делегация МП изменила свое решение и участвовала в службе закрытия ассамблеи).

 

 

* * *

 

Проблемы взаимоотношения ВСЦ с поместными православными патриархатами оказались на деле не столь значительными как казалось. Сам Конрад Райзер, генеральный секретарь ВСЦ, заявил, что после его встречи с руководством некоторых поместных церквей эти отношения улучшились (в начале 1998 г. он встречался с патриархом Алексием II и митр. Кириллом). Высокопоставленные экуменические функционеры отметили, что, кроме выхода из ВСЦ Грузинской и Болгарской церквей и численного сокращения делегации Московской патриархии, других осложнений не произошло. Даже Сербская церковь приняла активное участие в ассамблее. По словам Жана Лава, члена ЦК ВСЦ от Методистской церкви, экуменическая активность православных церквей «на высоте». «Никто не должен предполагать, что православные недостаточно привержены экуменизму, - сказал другой экуменический представитель. - Их верность ему так же глубока и основательна, как и у других участников ассамблеи». Вместе с тем, никто из участников ассамблеи не сказал, равно как и не говорил никогда ранее, о том, что руководство поместных церквей, или поместные церкви в своей полноте, или каждая из них в своей полноте являются противниками экуменизма. Если на заседаниях ВСЦ и заходит речь о сопротивлении православных экуменизму, то об этом всегда заявляется, как о частном, даже «оппозиционном», течении внутри церквей, не отражающем мнение руководства. Так, в ходе слушаний, посвященных отчету Генерального секретариата ВСЦ, было признано, что руководство совета не смогло осознать опасности неприятия экуменизма церковным народом в некоторых Православных церквах, а также понять «насущную необходимость уделять намного больше времени и сил для помощи и содействия этим церквам». Именно с этой целью, по решению ассамблеи, программы ВСЦ по религиозному образованию отныне должны уделять главное внимание работе с православными церквами.

 

Сенсацией прозвучал на ассамблее доклад представителя Константинопольского патриархата при ВСЦ протопресвитера Георгия Цециса о развитии и углублении отношений православных и евангелических церквей. По его словам, несмотря на различия обеих церквей, «мы можем найти общий подход по некоторым вопросам». Отец Георгий сообщил, что тесная дружба двух церквей, или, как он игриво выразился, «любовная история православных и евангелистов» («love story between Orthodox and Evangelicals»), началась в конце 80-х гг. Развитию этого взаимодействия послужили международные встречи в 1991 г. в Канберре, в 1995 г. в Александрии и в 1998 г. в Гамбурге. На заседании семинара, где обсуждался этот вопрос, с оптимизмом было заявлено, что диалог представляет собой «медленный и болезненный процесс, в котором обе стороны должны посвятить себя конечной цели христианского единства». Было также отмечено, что диалог пока развивается на уровне руководства церквей, иерархии и богословов, но не охватывает рядовых верующих. Слова протопресвитера Георгия Цециса позволили агентству ENI дать отчету о работе семинара название «Православные и евангелисты: любовная история».

 

На ассамблее было также констатировано углубление экуменизма на локальном уровне в Болгарии и Румынии.

 

 

* * *

 

В ходе одного из своих выступлений генеральный секретарь ВСЦ Конрад Райзер сообщил, что после его собеседований с представителями православных церквей он может сказать, что вопрос о рукоположении женщин в священный сан в этих церквах не закрыт. Райзер сослался на специальное богословское исследование этого вопроса, проведенное двумя известными богословами православных церквей: епископом Каллистом (Уэр) и Елизаветой Бер-Сигель. Исследователи пришли к выводу, что «в православном предании не существует догматических или канонических причин для запрета рукополагать женщин». Д-р Райзер охарактеризовал это исследование как открывающее новые перспективы для Православия, поскольку ранее, в ответ на аргумент представителей всех церквей, что Бог сотворил мужчину и женщину равными во всем и поэтому они имеют и равные иерархические права, православные делегаты ссылались на Предание и каноны Церкви. Теперь же, после этого нового исследования, ссылки на каноны Церкви будут считаться не верой Церкви, а лишь одним из частных богословских мнений. «Систематическое отстранение женщин от служения не может иметь чисто богословских обоснований», - сказал генеральный секретарь, комментируя новое богословское исследование. Таким образом, это исследование убеждает протестантов не только в правоте их богословских положений, но также и в правильном, якобы, понимании ими канонов и традиций Церкви.

 

В ходе ассамблеи генеральный секретарь ВСЦ сообщил о подготовке «всеобщего Христианского собора» («А universal Christian council»), который будет призван «разрешить вопросы, из-за которых церковь разделена». По мнению Райзера, подобный всеобщий собор будет организован по принципу Вселенских Соборов. Отвечая на вопрос, почему созыв собора не был провозглашен ассамблеей, генеральный секретарь сказал, что он надеется, что созыв собора будет намечен специальным экуменическим совещанием «если не в 2000, то в 2001 году». В настоящее же время этот проект разрабатывается специальной комиссией ВСЦ.

 

 

* * *

 

Важное место в работе ассамблеи занимали содомиты. Им было посвящено 12 семинаров. В ходе одного из семинаров была высказана рекомендация о введении в курс богословских учебных заведений всех конфессий предмета, изучающего содомию и вопросы сексуальной ориентации. Один из участников заседания, англиканский священник-гомосексуалист Дуглас Тор, подверг ВСЦ острой критике за «явно недостаточное» количество публикаций по «богословию гомосексуализма». Все участники семинара сошлись во мнении о необходимости введения этого вопроса в повестку дня ВСЦ для более полного богословского изучения.

 

Активность содомитов на ассамблее была очень велика. Участие в работе экуменического форума приняли такие организации, как Европейский форум церквей лесбиянок и гомосексуалистов, Международная комиссия по правам гомосексуалистов и лесбиянок, Движение христианских гомосексуалистов и лесбиянок и другие международные, региональные и местные организации с подобными порочными названиями, а также ряд «специализированных» церквей для гомосексуалистов, например Metropolitan Community Church. В ходе ассамблеи эти организации совместно составили призыв ко всему мировому сообществу оказать давление на представителей идеологии «гомофобии» на государственном уровне. Призыв был немедленно распространен мировыми средствами массовой информации, в том числе и агентством ENI, принадлежащим ВСЦ; в целом же мнения и выступления содомитов освещались агентством ENI шире, чем мнения и выступления представителей поместных экуменических патриархатов.

 

В результате работы форума одна из церквей приняла решение открыть в столице Зимбабве специальный приход для этих грешников, которые, по слову Апостола, «достойны смерти» (Рим. 1: 32) и «Царства Божия не наследуют» (I Кор. 6: 9-10). Делегаты поместных православных церквей никаких заявлений о своем отношении к этому греху не сделали.

 

Один из семинаров ассамблеи целиком был посвящен вопросу интеграции содомитов в церкви. На этом семинаре своим опытом делились представители трех протестантских церквей Голландии, в которых 12 лет назад содомия была полностью разрешена. Эти три церкви в настоящее время насчитывают соответственно 2 миллиона, 700 тысяч и 50 тысяч верующих. Участники семинара сошлись на положительной оценке этого процесса. По их словам, подобное решение заставило противников этого противоестественного греха «жить в условиях плюрализма в церкви». «Когда они [содомиты] пришли в церковь, - сказал глава одной из голландских церквей, - простая встреча людей полностью изменила сознание каждого, и стало значительно сложнее оставаться в оппозиции». Представительница другой голландской церкви, делясь опытом введения содомии, сказала: «Это был большой шаг вперед для многих и привел к отделению некоторых, но 12 лет спустя все приходы очень счастливы и нет никакой дискриминации». Семинар освещался в средствах массовой информации таким образом, чтобы у всех сложилось мнение о целесообразности и необходимости скорейшего полного разрешения содомии.

 

Руководство ВСЦ в ходе ассамблеи активно содействовало содомитам. Так, Конрад Райзер приложил много усилий для того, чтобы побудить африканские церкви начать диалог с местными группами содомитов об их полной интеграции, однако эта цель не была достигнута. Сообщив об этом в своем интервью швейцарской газете «Le Temps», генеральный секретарь заметил, что африканские церкви еще не готовы к обсуждению этой проблемы. В том же интервью глава ВСЦ сообщил, что «большинство православных церквей будут подготовлены к тому, чтобы признать, что гомосексуалисты должны иметь те же политические и гражданские права, как и другие люди». К. Райзер также рассказал, как во время подготовки декларации ассамблеи по правам человека планировалось упомянуть о необходимости повсеместного соблюдения прав содомитов, но представители православных церквей были против этого. Однако при этом он отметил, к позору этих представителей, что отказ был мотивирован «мнением некоторых из членов их церквей»; о мнении же самих представителей Райзер этого не сказал. Таким образом, руководитель ВСЦ по-прежнему остается в убеждении, что тяжкий противоестественный грех отвергается лишь «некоторыми из членов» православных церквей, но не самими православными церквами. Трудно предположить, что подобное убеждение было внушено руководству ВСЦ кем-либо, кроме самих православно-экуменических церквей. Возможно, что руководство ВСЦ было еще раз утверждено в терпимости поместных церквей к содомии после ознакомления с текстом дамасского совещания православных церквей-членов ВСЦ (май 1998 г.), где от лица большинства поместных церквей говорилось, что вопрос содомии и абортов не должен разделять христиан (см. «Вдъ-Информ», июнь 1998 г.).

 

 

* * *

 

Совершенно новым вопросом, до сих пор не рассматривавшемся на ассамблеях ВСЦ, стал вопрос о допустимости многоженства (полигамии) для мирян и духовенства. Его обсуждение было вызвано прошением одной из африканских протестантских церквей (т. н. Небесной церкви Христа /Celestial Church of Christ/), в которой разрешена полигамия среди епископов и пасторов, о приеме ее в состав ВСЦ. Первоначально руководство ВСЦ ответило отказом, однако, такой ответ немедленно вызвал возражения. С речью в защиту полигамии выступил генеральный секретарь Зимбабвийского Совета церквей Дэнсэн Мафинуани. «Многие церковные руководители - многоженцы, - сказал он об африканских протестантских церквях, - это не проблема для местных церквей. Этих руководителей признают в их церквах, их последователи допускают, как особенность культуры то, что глава племени имеет более одной жены. Местные церкви не видят в этом ничего плохого». Действительно, еще в середине 70-х гг. протестантские церкви Африки прекратили требовать от переходивших в их веру язычников оставлять себе только одну жену. Дело в том, что протестанты заинтересованы в приеме людей с высоким материальным достатком или занимающих высокое положение в обществе. Такие люди в Африке имеют, как правило, много жен. Генеральный секретарь выразил мнение, что с точки зрения борьбы со СПИДом лучше, чтобы люди имели по несколько жен, чем внебрачные связи. В своем желании оправдать полигамию Дэнсэн Мафинуани дошел до того, что во всеуслышание выразил сомнение, что противники многоженства в ВСЦ сами не имеют других тайных жен. Результатом активного давления сторонников полигамии на ВСЦ стало решение его руководства принять в свой состав т. н. Небесную церковь Христа. Эта церковь имеет штаб-квартиру в Нигерии, широко представлена в Африке, Европе, Северной Америке и Гайане и насчитывает около шести миллионов членов. Такая большая по численности церковь несомненно будет отныне играть одну из главных ролей в ВСЦ. Руководство ВСЦ постаралось смягчить решение о принятии упоминанием, что в настоящее время эта церковь требует от своего нового духовенства моногамных браков, однако прецедент признания многоженства уже создан и православные экуменисты состоят ныне в одной организации не только с содомитами, но и с многоженцами.

 

 

* * *

 

Атмосфера на ассамблее была проникнута и другими местными языческими обычаями. В промежутках между заседаниями участники ассамблеи развлекались страстными африканскими танцевальными представлениями. Были исполнены «танец урожая», глубоко насыщенный языческими символами и оккультной духовностью, «танец охоты на бабуина» и другие. Танцы сопровождались пронзительными криками и сексуальными телодвижениями, причем африканки бесстыдно демонстрировали делегатам ассамблеи обнаженные части тела.

 

 

* * *

 

Ассамблея проводила активную работу по продвижению межрелигиозного диалога на всех уровнях, и эти устремления полностью разделялись африканскими церквами. От лица местных церквей в защиту африканской языческой духовности выступил генеральный секретарь Зимбабвийского Совета церквей Дэнсэн Мафинуани. Он высказал мнение, что отношение к африканскому язычеству как к заблуждению является большой ошибкой. «Мы не желаем, чтобы наша христианская вера была ограничена стереотипами, сложившимися в Европе, откуда она пришла, - сказал он. - Это богословие слишком узко для того, чтобы вместить то, что Бог творил в жизни африканцев задолго до того, как пришли миссионеры - те миссионеры, которые выбросили наши древние религиозные обычаи и священные верования, как языческие». От имени всего Зимбабвийского Совета церквей он призвал ВСЦ дать больше места языческим верованиям, чтобы «наша вера обогатилась».

 

Вопросы развития и углубления межрелигиозных отношений нашли место в различных документах ассамблеи. В области межрелигиозных отношений руководство ВСЦ должно в будущем, как говорится в отчете одной из комиссий, направлять церкви в сторону большего «понимания религиозного плюрализма», «дать возможность ВСЦ установить связи с другими религиозными сообществами и иметь представительство в религиозных и межрелигиозных организациях всего мира». Так, в частности, ВСЦ уже финансирует три программы, направленные на сближение с исламом, и развивает с этим сообществом богословский диалог на международном и региональном уровнях. Большое место в усилиях ВСЦ в области межрелигиозной политики занимает иудео-христианский диалог, значительно усилившийся и утвердившийся в последние годы. Если до ассамблеи в Канберре (1991 г.) ВСЦ вел только международный иудео-христианский диалог, то в последние годы были организованы диалоги на местном уровне, в том числе в Юго-восточной Азии, Индии, Африке, Иерусалиме и Салониках. Кроме того, в период после последней ассамблеи ВСЦ в Канберре был сделан серьезный шаг в деле организации богословского диалога с индуизмом и периодических межрелигиозных молитв, а также исследований в области их богословского обоснования. В 1995 г. была создана специальная комиссия для проведения межрелигиозных молитв с участием высоких представителей буддизма и индуизма и богословского изучения этого вопроса.

 

 

* * *

 

Ассамблея обсудила и приняла большой итоговый пакет документов, посвященный проблемам глобальной политики. Он стал ключевым документом, отражающим мнение всех церквей по проблемам государственного долга, процесса глобализации (т. е. подготовки к объединению человечества на началах «нового мирового порядка») и т. п. В вопросе мирового государственного долга ВСЦ выступил с предложением полного прощения долга с одновременным введением жесткого контроля над всеми государствами-должниками. «ВСЦ согласен с тем, что правительства стран-должников должны быть поставлены в жесткие условия», - говорится в документе. Несомненно, что в числе подконтрольных новому мировому сообществу стран подразумевается и Россия. Документ призывает мировое сообщество выработать процедуру решения этой проблемы посредством консультаций со всеми церквами и межконфессиональными организациями, т. е. к включению церквей и межконфессиональных организаций в систему принятия решений на общемировом уровне в структурах Международного валютного фонда и Всемирного банка. На практике этот процесс уже начался. Как указано в отчете комиссии по международным отношениям, взаимодействие ВСЦ с Международным валютным фондом и Всемирным банком развивается с 1994 г. в рамках совместного долгосрочного проекта решения проблемы мирового государственного долга.

 

Один из документов напрямую посвящен отношению церквей к установлению «нового мирового порядка» и носит название «Глобализация». Этот вопрос, как указано в предварительном отчете комиссии по международным отношениям, еще не фигурировал во время проведения ассамблеи в Канберре, в настоящее же время он является одним из ключевых. Документ подробно излагает отрицательные стороны нынешнего этапа этого всемирного объединительного процесса, называя среди них социальную несправедливость, унификацию культуры, неравенство наций, политическую и военную гегемонию США, несовершенство мировой финансовой системы, нео-либеральную теорию развития общества и т. п. Вместе с этим, ВСЦ выражает свое стремление к активному участию в этом процессе с целью исправления его изнутри для построения единого мирового сообщества на основе идеалов духовности и справедливости, отличных от нынешних. «Мы посвящаем себя вместе с другими труду по созданию эффективных институтов глобального управления», - говорится в документе. При этом особо подчеркивается, что вопрос об отношении к проблеме глобализации, т. е. вопрос об участии ВСЦ и церквей в работе структур глобального управления, «должен быть поставлен в центр работы ВСЦ».

 

Убежденность членов ВСЦ в необходимости активного участия в «мониторинге» процесса глобализации уже широко проявилась в организационных мероприятиях. С 1991 г. совет стал гораздо теснее взаимодействовать с Организацией объединенных наций и все шире привлекается к участию во всемирных конгрессах, проводимых под эгидой ООН. За последние годы представители ВСЦ приняли участие в работе шести всемирных конгрессов. Особо важным в этой связи был конгресс ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на котором рассматривались вопросы глобального управления. Одновременно с работой этого всемирного конгресса ведущих политических сил мира ВСЦ провел, как часть его, конференцию «В поисках нового неба и новой земли».

 

Для реализации некоторых проектов ВСЦ получал финансовую помощь от ООН, которая, как указывалось в отчете комиссии по международным отношениям, все больше понимает значимость Совета и отдельных церквей в деле решения различных социальных задач