САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow Деяния Архиерейского Собора  arrow 1971 г. Определение Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 г. о выборах Патриарха в Москве

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

1971 г. Определение Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 г. о выборах Патриарха в Москве PDF Напечатать Е-мейл

1971 года. Определение Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 г. о выборах Патриарха в Москве

 
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 года имели суждение о состоявшемся в Москве с 30-го мая по 2-е июня сего года собрании, именующем себя Всероссийским Церковным Собором для избрания Патриарха Московского и всея Руси.
Это собрание объявило Митрополита Пимена избранным на означенный Престол. Обсудив все обстоятельства этого собрания Собор Епископов, представляющих свободную часть Русской Православной Церкви, пришел к следующему заключению:

1. Для избрания Главы Поместной Церкви необходимо, чтобы это избрание было совершено по законам данной Церкви и было бы свободным, являясь подлинным выражением ее голоса.

2. В 1917 году Всероссийский Собор принял определение о восстановлении в России Патриаршества и избрал на Патриарший Престол Святейшего Патриарха Тихона. В состав этого собора входили все канонически поставленные епископы Российской Церкви, избранные от епархий представители клира и мирян и приглашенные Синодом, на основании составленного им Положения, представители монашествующего духовенства и православных Духовных Академий. Все представители от епархий были свободно избраны на трехстепенных выборах: приходских, благочиннических и епархиальных собраниях. Самые выборы Патриарха совершались по чину, который обезпечивал свободу в указании кандидатов для избрания. Последние намечались тайным голосованием, причем первоначально было указано много кандидатов. Из их числа, последовательным отбором получивших наибольшее число голосов было указано три кандадата, из коих один был окончательно избран по жребию. Такая система выборов, обеспечивающая полную свободу и утвержденная Всероссийским Церковным Собором, никогда не была отменена свободным и равнозначащим ему Собором. Поэтому выборы Патриархов, совершенные в ином порядке, не будучи свободными, не выражают голоса Русской Православной Церкви и не являются законными.

К таковым незаконным выборам относятся не только выборы нынешнего, именующего себя Патриархом, Пимена, но и выборы двух его предшественников (Сергия Страгородского и Алексея Симанского). Сторонники их не могут в оправдание этих выборов говорить о внешних условиях гонения на Веру, как препятствующих осуществлению законного порядка выборов, потому что, вопреки очевидности, они постоянно твердят о якобы полной свободе религии в Советском Союзе. Подобные заявления делал и ныне избранный Патриарх Пимен. При всех трех выборах Патриархов никто не решился и не имел возможности назвать какого-либо кандидата, кроме заранее указанного представителями гражданской власти.

3. Нарушение законного преемства высшей Церковной власти в Российской Церкви началось с 1927 года, когда тогдашний Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополит Нижегородский Сергий, нарушил указания Митрополита Крутицкого, которого он замещал и подписал соглашение с атеистичекой гражданской властью, на каковое не соглашались ни Митрополит Петр, ни другие старейшие иерархи.

Советская власть стала заключать в тюрьму всех несогласных с Митрополитом Сергием иерархов, расчищая ему таким образом путь к возглавлению Русской Церкви. Он, со своей стороны, не считаясь со старейшими иерархами, составил Синод по своему личному назначению и, при жизни Митрополита Крутицкого Петра, которому по положению принадлежало управление Московской епархией, незаконно присвоил себе титул Блаженнейшего Митрополита Московского с правом ношения двух панагий. В 1943 году по указанию безбожника и злейшего гонителя Церкви Сталина он, во исполнение политических планов последнего, наскоро, в 4 дня, собрал Собор из освобожденных для этого Сталиным из тюрем по особому подбору епископов, в коем, считая самого Митрополита Сергия, было только 19 епископов, которые и избрали его Патриархом. В 1945 году после кончины Патриарха Сергия, Митрополит Ленинградский Алексий собрал Собор, на который были приглашены и представители автокефальных Церквей. Собор, кроме незадолго до того рукоположенных епископов, состоял из представителей клира и мирян, подобранных без выборов, предусмотренных о выборах Патриарха и, покорно выполняя указания атеистической гражданской власти, единогласно выбрал Патриархом Митрополита Алексия Ленинградского.
По смерти последнего, таким же незаконным порядком был составлен в нынешнем году т.н. Всероссийский Собор для избрания Патриархом Митрополита Пимена, не столько известного благочестием и богословскими познаниями, посколько он не получил никакого богословского образовавния, сколько своим усердием в исполнении указаний атеистической власти, направленных к разрушению Церкви и проведению политических планов Советского Правительства.

4. Все выборы Патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30 правила Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора, согласно которому, "аще который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним". Значение, которое придавали такому преступлению Отцы Вселенского Собора явствует из самого факта необычного для церковных правил двойного наказания за нарушение его, т.е. не только извержением из сана, но и отлучением.

Знаменитый толкователь канонов, Еп. Далматинский Никодим, дает следующее пояснение к 30 правилу Св. Апостолов: "Если Церковь осуждала незаконное влияние светской власти при поставлении епископа в то время, когда государи были христианами, то тем более, следовательно, она должна была осуждать это, когда последние были язычниками и, тем более тяжкие наказания она должна была налагать на виновных, которые не стыдились обращаться за помощью к языческим государям и подчиненным им властям, чтобы только получить епископство. Настоящее (30) правило и имеет в виду подобные случаи". Если в опровержение этого положения приводят примеры некоторых Константинопольских Патриархов, возводимых на Престол по произволу Турецких Султанов, то на это можно сказать, что никакая аномалия не может быть признаваема нормой и одно нарушение канонов не может оправдывать другое. 
Принимая во внимание все вышеизложенные основания, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, как представляющий свободную часть Русской Церкви, определяет:

Избрание Пимена (Извекова) Патриархом Московским и всея Руси на именующем себя Всероссийским Церковным Собором в Москве 2 июня сего года в силу 30 правила
Св. Апостолов и 3 правила Седьмого Вселенского Собора и других, приведенных в настоящем определении оснований, признает незаконными и недействительными и все его акты и распоряжения не имеющими никакой силы".

 

2. О Катакомбной Церкви:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, единственной свободной части Русской Церкви, со скорбью взирает на страдания, которым подвергаются верующие в пределах Советского Союза. К открытым преследованиям атеистической власти, которая ставит себе целью уничтожение всякой религии, присоединяются и искушения от лжебратий.

В 1927 году, когда покойный Митрополит Нижегородский Сергий, позже именовавший себя Московским Патриархом, издал свою известную декларацию, старейшие епископы Русской Церкви и в том числе, указанные Патриархом Тихоном в его завещании для временного возглавления Русской Церкви, не согласились с ним, видя пагубность для православных душ в том новом курсе, по которому он повёл Церковь, вопреки указаниям Митрополита Крутицкого Петра. Имена Митрополитов Петра, Кирилла, Иосифа, Архиепископа Угличскаго Серафима и многих других иерархов, клириков и мирян, войдут в историю Церкви наравне с знаменитейшими исповедниками Православия перед лицом гонений, нечестия и ересей.

Свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душей и сердцем с исповедниками веры, которых в антирелигиозных руководствах именуют «истинно-православными христианами», а в общежитии именуют нередко «Катакомбной Церковью», ибо им приходится скрываться от гражданской власти подобно тому, как в первые века христианства скрывались верующие в катакомбах. Собор Епископов сознаёт своё духовное единство с ними и Русская Зарубежная Церковь всегда молится о всех тех, кто в условиях гонения так или иначе хранит истину и «не преклоняется под чужое ярмо с неверными», сознавая, что нет ничего общего у света с тьмою и согласия между Христом и Велиаром. (II Кор.6, 14-15)

Свободная часть Русской Церкви кроме молитвы старается помочь своим страждущим за Веру братьям на Родине ещё тем, что неизменно старается открывать миру истинное положение Церкви в Советском Союзе, разоблачая ту ложь о якобы благополучии ея, которую стараются распространять заграницей приезжающие оттуда лжепастыри, прославляющие гонителей и уничижающие гонимых.

В тех тяжёлых обстоятельствах, которые приходится переживать нашим братьям в Советском Союзе, утешением для нас служит пример первых веков Христианства, когда гонители Христа тоже старались физически уничтожить Святую Церковь. Но мы помним ободряющие слова Спасителя «не бойся малое стадо» (Лук.12,32). Помним мы также ободряющие слова Спасителя и для тех, кому Господь судил быть на этой земле в последние дни ея существования: «тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лук.21, 28)

3. О возможных прещениях со стороны Московской Патриархии:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей 1/14 сентября 1971 г. ознакомился с постановлением т.н. Всероссийского Церковного Собора в Москве, согласно которому Московская Патриархия намерена «осуществить в ближайшее время необходимые канонические санкции» по отношению к Русской Православной Церкви Заграницей.

Это постановление, как и ряд других постановлений того же Собора, явно сделано в угоду Советской атеистической власти. Не напрасно оно стоит в ряду с определением одобрения политических выступлений умершего Патриарха Алексия и свидетельством об одобрении политики СССР.

Обсудив это постановление, Собор Епископов определяет: Для того, чтобы какое либо постановление имело силу и значение, требуется, чтобы лицо, о котором оно находится, находилось в каноническом ведении того лица или учреждения, которое выносит о нём суд. Постановление собравшихся в Троице-Сергиевской Лавре лиц, именующих себя Всероссийским Собором, вынесено об иерархии, которая не имеет к ним никакого отношения.

Русская Православная Церковь Заграницей, основанная 50 лет тому назад и имеющая свой канонический фундамент в определении Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода в соединённом присутствии с Высшим Церковном Советом от 7/20 ноября 1920 г. за №362, никогда не состояла ведении нынешней Московской Патриархии. Порабощённое состояние последней у атеистической власти и незаконные выборы трёх последних Патриархов указывают на то, что и ныне продолжают существовать условия для автономного существования Русской Церкви и Заграницей, которые указаны в означенном определении.

Самые нападки на западный мир, которые содержаться в «обращении Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира» свидетельствуют о том, что Зарубежная Церковь и Московская Патриархия находятся в разных частях мира, политически глубоко разделённых и иногда не менее, чем в разных странах, между которыми находится военный фронт. Поэтому, даже в том случае, если выборы Патриарха не вызывали сомнений в своей законности, надлежало бы сохранить нынешний статус свободной части Русской Церкви Заграницей на основании постановления 7/20 ноября 1920 г.

За истекшие 50 лет весь состав Зарубежной иерархии переменился и нынешние правящие епископы приносили присягу на верность своей заграничной Церковной Власти. Они никогда не имели никаких обязательств в отношении нынешней Московской Патриархии и не могли иметь таковых, поскольку признают её канонически незаконной и нарушившей верность Христовой истине с тех пор, как Митрополит Сергий в 1927 году в основу её положил одновременное служение Христу и Велиару.

Поэтому если Московская Патриархия попытается применить к иерархии свободной части Русской Церкви какие либо канонические санкции, то это будет актом незаконным и не действительным.

«Церковная жизнь», №7-12, 1971 г., с.35-39.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послание Собора свободных епископов Русской Церкви православным русским людям на родине

Доколе, Господи, Ты терпишь страшное иго воинствующих богоборцев над верующими в Тебя и любящими Тебя? Доколе оставляешь их на муки страдания за имя Твое? За что предоставляешь их на волю врагов Твоих, так что каждый из них может повторить слова Твои на кресте: «Боже мой, Боже мой! Для чего Ты меня оставил?» (Марк. 15, 34).

Это «доколе» возносится к престолу Вседержителя со скорбной нашей Русской Земли из уст миллионов мучеников и исповедников, гонимых и преследуемых безбожниками.

Но кроткий Страдалец за род человеческий может ответить им: «Прежде чем вас возненавидеть, — возненавидели Меня, прежде чем вас начали гнать, — гнали с ненавистью Меня, прежде чем вас распинать, — распяли Меня». Своим состраданием человеку сделал Себя Христос Спаситель ближним и родным нам, Своею любовью со креста соединил нас с Собою на веки. Он не обманывает нас, когда говорит: «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Опытом своих страданий и мук верующие во Христа знают, что Он с ними и в концентрационных лагерях, и в тюрьмах, и на непосильных работах, и в холоде, и в голоде. С ними Он и в психиатрических лечебницах, куда заключают верующих во Христа, чтобы ядом «лекарств» сломить их волю и способность к сопротивлению. За границей известны имена более шестидесяти жертв подобного «лечения».

Вот свидетельство одного из заключенных в психиатрическую лечебницу: «Выведут меня на свиданье с женой слюнявого, хихикающего...». «Есть прогресс, — скажет лечащий врач, — уже в Бога не верует. Соображает, правда, еще с трудом и языком еле ворочает, но ведь и раньше у него была только внешняя логика, а по существу то ведь бредил...». Но заключает он исповеданием полной покорности воли Божией: «Да будет воля Твоя во всем... Сведут ли меня с ума, оставят ли в разуме, все хорошо и прекрасно под небом Всевышнего. Все принимаю, что посылает Бог, все принимаю, как ребенок из рук отца, — и сладость, и горечь, и разум, и безумие, и свет, и тьму, и любое злодейство, и всякую доброту» (Г. М. Шиманов. «Записки из красного дома», журнал «Грани», №79).

Вот таково безграничное доверие верующей души к Богу, предание себя на волю Того, Кто говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Матф. 16, 24). Возьми крест свой, как бы ни был он тяжел, и следуй за Мною на муки и страдания, ибо блаженны вы будете, когда будут поносить вас, гнать, злословить и лгать на вас за то только, что носите вы Мое имя. Радуйтесь и веселитесь, хотя и будете иметь скорби в этом мире, дерзайте, так как Я победил мир. Мое воскресение дало вечную победу жизни над смертью, любви над злобой и ненавистью, добра над злом, свободы над бесправием, правды над ложью, веры в Меня над безбожием.

Трепещут богоборцы, сознавая свое бессилие. Без Бога не могут они осмыслить жизни человека на земле, не могут осветить ее духовной свободой, не в состоянии утвердить доверия и добрых отношений между людьми, не могут изжить той страшной лжи, начиная со лжи о несуществовании Бога, которая стала их второй природой, которой они живут и действуют.

Отрекшись от Бога, отвергли безбожники и творение Божие — человека. Они попирают человеческую личность, стремясь низвести людей до состояния стада животных, лишенных способности и права мыслить, верить и любить.

Обезличив человека, убивая его душу, безбожники-убийцы вот уже на протяжении пятидесяти лет взывают о том, чтобы еще более «усилить, активизировать деятельность атеистов и пропаганду материалистического мировоззрения» и сокрушаются о том, что «религиозная идеология едва ли не самая живучая..., а ее защитники имеют тысячелетний опыт борьбы со свими идейными противниками» («Правда Украины», 18-го авг. 1971 г.).

Но не в «тысячелетнем опыте» дело, а в том, что человек — образ и подобие Божие. Отрицая наше богоподобие, богоборцы на деле столкнулись с ним и оказались побежденными. Каждым новым воплем об усилении антирелигиозной пропаганды они подписывают новое признание своего бессилия изгладить Образ Божий из человеческой души.

«Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (I Иоан. 5, 4) -- говорит Апостол Иоанн Богослов. Мы сильны силою Христовою, мы крепки Его крепостью. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?», говорит Апостол, «как написано: «За Тебя (Христа Спасителя) умерщвляют нас всякий день; считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Господа)» (Рим. 8, 35-37).

Среди многих тысяч христиан, которые измене Христу предпочли мученическую смерть, стало особенно широко известно имя исповедника и новомученика Бориса Владимировича Талантова, скончавшегося 4-го января этого года в тюрьме в Вятке.

В июне 1966 г. Б. В. Талантов вместе с группой мирян Вятской епархии направил патриарху Алексию открытое письмо в поддержку известного выступления московских священников о. Николая Элишмана и о. Глеба Якунина.

В августе 1967 г. Б. В. Талантов, в одной из своих статей, ставших широко известными через Самиздат, писал: «Московская патриархия и большинство епископов тайно участвуют в организованных действиях атеистической власти, направленных на закрытие церквей, ограничение распространения веры и подрыв ее в нашей стране... Поистине атеистические вожди русского народа и князья Церкви собрались вместе на Господа и на Христа Его».

Выдвинувшиеся при поддержке богоборцев, несвободные возглавители патриархии и руководители ее политической и «пропагандистской» деятельности за границей предают Церковь, используя так называемое экуменическое движение не для истинного воссоединения отторженных от св. Православия братьев, а для подрыва и уничтожения устоев христианства в иностранном мире.

Возглавители патриархии предают Церковь ради служения политическим целям богоборцев, кощунственно преподавая Таинства лицам не воссоединившимся с Православной Церковью, и тем самым осуществляя беспринципную унию Русской Церкви с Римом, за что подвергались обличению и Греческой Церкви, и многих богословов и верующих.

Возглавители патриархии предают Церковь, не следуя светлому исповедническому примеру Патриарха Тихона, митрополитов Петра Крутицкого, Кирилла Казанского, Иосифа Петроградского и сонма других исповедников, которые не допускали использования церковного управления в целях внешней и внутренней политики богоборческой власти.

Возглавители патриархии предают Церковь, отказываясь от проповеди Евангелия вне храмов своим православным чадам и «всем языкам», и даже требуя от представителей других поместных церквей отказа от обсуждения таких вопросов, как методы борьбы против атеизма и иных ложных учений, что имело место на Всеправославном Совещании на Родосе в 1961 году.

Нынешние несвободные возглавители Московской патриархии предают Церковь и свой народ, отказывая в моральной поддержке общественному движению за восстановление правового порядка и законности, которое охватывает более широкие круги нашего народа. Требование о предоставлении православным гражданам свободы совести выдвигают не официально возглавляющие патриархию иерархи, а рядовые священники, писатели, ученые и общественные деятели, в том числе и нецерковные и даже неверующие.

Долг свободных Епископов Русской Церкви заграницей скорбно свидетельствовать о малодушии и предательстве тех епископов, которые выступают ныне в качестве мнимых возглавителей Русской Церкви.

Свободные епископы Русской Церкви отдают себе отчет в том, в каких тяжких обстоятельствах приходится жить истинно православным епископам, священству и мирянам в порабощенной богоборцами России, молятся Господу Сил о ниспослании всем им стойкости в вере, мудрости и сил для несения подвига исповедания святого Православия.

Свободные епископы Русской Церкви благословляют и призывают православных русских людей сплотиться на защиту Христовой Церкви, на прославление своих исповедников и мучеников, на обличение засылаемых в ограду Церкви волков в овечьих шкурах, на борьбу за восстановление законного порядка в Русской Церкви.

Тот же исповедник ее, Борис Владимирович Талантов, убеждал чад Церкви в том, «что из-за развращения и предательства епископов верующие не должны расходиться по домам и организовывать отдельные секты, но, сохраняя единство, они должны начать всенародное обличение развращенных лжепастырей и очистить от них Церковь».

Свободные епископы Русской Церкви благословляют и призывают русских людей на стояние в вере, на проповедь слова Божия, на борьбу за душу молодого поколения — за душу грядущей России.

Закончим словами молитвы нашего почившего Первоиерарха Митрополита Анастасия: «Боже, просвети, вразуми, примири и соедини нас всех Твоею благодатию, и не ищущим Тебя явлен буди, дабы они обратились к Тебе всем сердцем и исповедали Твое величие, силу и славу, которые Ты искони являл в судьбах нашего великого Отечества».

Председатель Архиерейского Собора:
+ Митрополит Филарет
Члены Собора:
+ Никон, Архиепископ Вашингтонский и Флоридский
+ Серафим, Архиепископ Чикагский и Детройтский
+ Филофей, Архиепископ Берлинский и Германский
+ Виталий, Архиепископ Монреальский и Канадский
+ Антоний, Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский
+ Аверкий, Архиепископ Сиракузский и Троицкий
+ Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский
+ Серафим, Архиепископ Бразильский, Сан-Паульский и Венесуэльский
+ Феодосий, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский
+ Павел, Епископ Штуттгартский и Южно-Германский
+ Лавр, Епископ Манхэттенский
+ Константин, Епископ Брисбенский

Сентябрь 1971 г.