САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1917-1920 гг. патр. Тихон arrow 2. патриарх Тихон arrow 1919. ПОСЛАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА СОВНАРКОМУ ВЪ СВЯЗИ С ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНОЙ ОКТЯБРЬСКАГО ПЕРЕВОРОТА

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

1919. ПОСЛАНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА СОВНАРКОМУ ВЪ СВЯЗИ С ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНОЙ ОКТЯБРЬСКАГО ПЕРЕВОРОТА PDF Напечатать Е-мейл

ПОСЛАНІЕ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (БЕЛЛАВИНА), ПАТРІАРХА МОСКОВСКАГО († 1925), СОВНАРКОМУ ОТЪ 13/26 ОКТЯБРЯ 1918 ГОДА ВЪ СВЯЗИ СЪ ПЕРВОЙ ГОДОВЩИНОЙ ОКТЯБРЬСКАГО ПЕРЕВОРОТА.


«Вс? взявшіе мечь, мечемъ погибнутъ».
(Мат?. 26, 52).

Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нын?шніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя «народными» комиссарами. Ц?лый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи, но р?ками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народъ дов?риться вамъ, какія об?щанія давали вы ему и какъ исполнили эти об?щанія?
Поистин?, вы дали ему камень вм?сто хл?ба и зм?ю вм?сто рыбы (Мат?. 7, 9-10). Народу изнуренному кровопролитной войной, вы об?щали дать миръ «безъ аннексій и контрибуцій».
Отъ какихъ завоеваній могли отказаться вы, приведшіе Россію къ позорному миру, унизительныя условія котораго даже вы сами не р?шались обнародовать полностью? Вм?сто аннексій и контрибуцій, великая наша родина завоевана, умалена, расчленена и въ уплату наложенной на нее дани вы тайно вывозите въ Германію не вами накопленное золото.
Вы отняли у воиновъ все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили ихъ, недавно еще храбрыхъ и непоб?димыхъ, оставить защиту родины, б?жать съ полей сраженія. Вы угасили въ сердцахъ воодушевлявшее ихъ сознаніе, что «больше сія любви никто не имать, да кто душу свою положитъ за други своя» (Іоан. 13, 15). Отечество вы подм?нили бездушнымъ интернаціоналомъ, хотя сами отлично знаете, что, когда д?ло касается защиты отечества, пролетаріи вс?хъ странъ являются в?рными его сынами, а не предателямя.
Отказавшись защищать родину отъ вн?шнихъ враговъ, вы, однако, безпрерывно набираете войска.
Противъ кого вы ихъ ведете?
Вы разд?лили весь народъ на враждующіе между собою страны и ввергли его въ небывалое по жестокости братоубійство. Любовь Христову вы открыто зам?нили ненавистью, и, вм?сто мира, искуссно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войн?, такъ вы стремитесь руками русскихъ рабочихъ и крестьянъ доставить торжество призраку міровой революціи.
Не Россіи нуженъ былъ заключенный вами позорный миръ съ вн?шнимъ врагомъ, а вамъ задумавшимъ окончательно разрушить внутренній миръ. Никто не чувствуетъ себя въ безопасности; вс? живутъ подъ постояннымъ страхомъ обыска, грабежа, выселенія, ареста, разстр?ла. Хватаютъ сотнями беззащитныхь, гноятъ ц?лыми м?сяцами въ тюрьмахъ, казнятъ смертію часто безъ всякаго сл?дствія и суда. Казнять не только т?хъ, которые передъ вами въ чемъ либо провинилисъ, но и т?хъ, которые даже предъ вами зав?домо ни въ чемъ не виновны, а взяты лишь въ качеств? «заложниковъ»; этихъ несчастныхъ убиваютъ въ отместку за преступленія, совершенныя лицами, не только имъ не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вамъ по уб?жденіямъ. Казнятъ епископовъ, священниковъ, монаховъ и монахинь, ни въ чемъ неповинныхъ, а просто по огульному обвиненію въ какой то расплывчатой и неопред?ленной контръ-революціонности. Безчелов?чная жизнь отягчается для православныхъ лишеніемъ посл?дняго предсмертнаго ут?шенія — напутствія Св. Тайнами, а т?ла убитыхъ не выдаются родственникамъ для христіанскаго погребенія.
Но есть ли это верхъ безц?льной жестокости со стороны т?хъ, которые выдаютъ себя благод?телями челов?чества и будто бы сами когда то много претерп?ли отъ жестокихъ властей.
Но вамъ мало, что вы обагрили руки русскаго народа его братскою кровью, прикрываясь различными названіями контрибуцій, реквизицій, и націонализацій, вы толкнули его на самый открытый и беззаст?нчивый грабежъ. По вашему наущенію разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скотъ; грабятъ деньги, вещи, мебель, одежду.   С н а ч а л а   подъ именемъ «буржуевъ», грабили людей состоятельныхъ, потомъ, подъ именемъ «кулаковъ» стали уже грабить и бол?е зажиточныхъ и трудолюбивыхъ крестьянъ, умножая такимъ образомъ, нищихъ, хотя вы не можете не сознавать, что съ разореніемъ великаго множества отд?льныхъ гражданъ уничтожается народное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнивъ темный и нев?жественный народъ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его сов?сть и заглушили въ немъ сознаніе гр?ха; но какими бы названіями не прикрывались злод?янія, — убійство, насиліе, грабежъ всегда останутся тяжкими и вопіющими къ Небу объ отомщеніи гр?хами и преступленіями.
Великое благо — свобода, если она правильно понимается, какъ свобода отъ зла не ст?сняющая другихъ, не переходящая въ произволъ и своеволіе. Но такой то свободы вы и не дали; во всяческомъ потворств? низменнымъ страстямъ толпы, въ безнаказанности убійствъ и грабежей заключается дарованная вами свобода. Вс? проявленія какъ истинной гражданской, такъ и высшей свободы челов?чества подавлены вами безпощадно. Это ли свобода, когда никто безъ особаго разр?шенія не можетъ провезти себ? пропитаніе, нанять квартиру, пере?хать изъ города въ городъ? Это ли свобода, когда семьи, а иногда населеніе ц?лыхъ домовъ выселяются и имущество выкидывается на улицу, и когда граждане искусственно разд?лены на разряды, изъ которыхъ н?которые отданы на голодъ и на разграбленіе. Это ли свобода, когда никто не можетъ высказать открыто свое мн?ніе, безъ опасенія попасть подъ обвиненіе въ контръ-революціи. Гд? свобода слова и печати, гд? свобода церковной пропов?ди? Уже заплатили своею кровію мученичества многіе см?лые церковные пропов?дники; голосъ общественнаго и государственнаго обсужденія и обличенія заглушенъ; печать кром? узко-большевистской, задушена совершенно.
Особенно больно и жестоко нарушеніе свободы въ д?лахъ в?ры. Не проходитъ дня, чтобы въ органахъ вашей печати не пом?щались самыя чудовищныя клеветы на Церковь Христову и ея служителей, злобныя богохульства и кощунства. Вы глумитесь надъ служителями алтаря, заставляете епископовъ рыть окопы (епископъ тамбовскій Гермогенъ) и посылаете священниковъ на грязныя работы. Вы наложили свою руку на церковное достояніе, собранное покол?ніями в?рующихъ людей и не задумались нарушить ихъ посмертную волю. Вы закрыли рядъ монастырей и домовыхъ церквей, безъ всякаго къ тому повода и причины. Вы закрыли доступъ въ Московскій Кремль — это священное достояніе всего в?рующаго народа. Вы разрушаете исконную форму церковной общины — приходъ, уничтожаете братства и другія церковно-благотворительныя просв?тительныя учрежденія, разгоняете церковно-епархіальныя собранія, вм?шиваетесь во внутреннее управленіе Православной Церкви. Выбрасывая изъ школъ священныя изображенія и запрещая учить въ школахъ д?тей в?р?, вы лишаете ихъ необходимой для православнаго воспитанія духовной пищи.
«И что же еще скажу. Не достанетъ мн? времени» (Евр. 11, 32), чтобы изобразить вс? т? б?ды, какія постигли родину нашу. Не буду говорить о распад? н?когда великой и могучей Россіи, о полномъ разстройств? путей сообщенія, о небывалой продовольствонной разрух?, о голод? и холод?, которые грозятъ смертью въ городахъ, объ отсутствіи нужнаго для хозяйства въ деревняхъ. Все это у вс?хъ на глазахъ. Да, мы переживаемъ ужасное время вашего владычества и долго оно не изгладится изъ души народной, омрачивъ въ ней образъ Божій и запечатл?въ въ ней образъ зв?ря. Сбываются слова пророка: «Ноги ихъ будутъ ко злу и они сп?шатъ на пролитіе невинной крови, мысли ихъ — мысли нечестивыя, опустошенія и гибель на стезяхъ ихъ» (Ис. 59, 7).
Мы знаемъ, что наши обличенія вызовутъ въ васъ только злобу и негодованіе и что вы будете искать въ нихъ лишь повода для обвиненія Насъ въ противленіи власти: но ч?мъ выше будетъ подниматься «столпъ злобы» вашей, т?мъ в?рн?йшимъ будетъ то свид?тельствомъ справедливости нашихъ обличеній.
Не ваше д?ло судить о земной власти! всякая власть отъ Бога допущенная привлекла на себя Наше благословеніе, еслибы она воистину явилась «Божіимъ слугою» на благо подчиненныхъ и была «страшная не для добрыхъ д?лъ, а для злыхъ» (Рим. 13, 34). Нын? же къ вамъ, употребляющимъ власть на пресл?дованіе ближнихъ и истребленіе невинныхъ, простираемъ Мы наше слово ув?щанія: отпразднуйте годовщину своего пребыванія у власти освобожденіемъ заключенныхъ, прекращеніемъ кровопролитія, насилія, разоренія, ст?сненія в?ры; обратитесь не къ разрушенію, а къ устроенію порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный имъ отдыхъ оть междоусобной брани. А иначе взыщется отъ васъ всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лук. 11, 51) и отъ меча погибнете сами вы, взявшіе мечь (Мат?. 26, 52)».
Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи.       
13/26 Октября 1918 г.

Источникъ: Посланіе Свят?йшаго Патріарха Тихона. // Православный приходской листокъ. Изданіе русскаго Свято-Николаевскаго Ка?едральнаго собора въ Нью Іорк?, № 9. — Сентябрь 1919 года. — 4 с.