arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

Иеромонах Серафим (Роуз). В поисках православия PDF Напечатать Е-мейл

Иеромонах Серафим (Роуз) 1934-1982. В поисках православия

Иеромонах Серафим (Роуз)Нам вручена святая православная вера, мы видим, как многие ищут и находят ее, - но не надо себя обманывать: православие - это не технологический процесс. Каждый из нас может отпасть от веры; или же мы окажемся столь скверными образцами православия для себя самих и для окружающих, что оно не принесет плодов; или же новообращенный верующий останется в стороне от православной жизни. Поэтому давайте разберем наши типичные ошибки, которые лишают нас плодов святой веры и заглушают голос нашего свидетельства о ней. Знать о них должны все - и те, кто в Церкви издавна, и новообращенные верующие, и те, кто приблизился к православию, и даже те, кто еще далек от него.

Либерализм

Первый серьезный промах - это свободное, “либеральное” отношение к православию. Происходит оно от невежества: некоторые представляют себе Православную Церковь наподобие, например, Епископальной, - только для русских или греков. При таком образе мыслей, разумеется, навряд ли кто станет трудиться над обращением людей в православие.

В этом состоит дефект экуменического движения, которое организует всякие встречи и конференции с неправославными, не ради того, чтобы привести их к православию, а для улучшения общественных отношений. Обсуждают второстепенные предметы общего характера, а на различия закрывают глаза - между тем как осознание этих различий могло бы привести их к православной вере. Ошибкой было бы утверждать, что любые контакты или официальные встречи такого рода недопустимы, - однако эти встречи и контакты обязаны нести православное свидетельство неправославному миру. А в той форме, какую они обычно принимают, такого свидетельства нет.

При всем уважении к другим конфессиям мы должны показать окружающему миру, чем православие от них отличается. При этом вовсе не обязательно вступать в дискуссию о вере (хотя такие дискуссии могут возникнуть по мере интереса к православию): если мы всерьез принимаем свою обязанность жить так, как того требует наша вера, то одно это уже служит веским свидетельством о Православной Церкви.

“Болезнь новообращенных”

Другой промах, в чем-то близкий к первому, поскольку он также сопряжен со свободным взглядом на православие, характерен для новообращенных. Его можно определить как фантазерство - и как попытку жить в собственных фантазиях вместо реального мира.

Наверное, вам приходилось слышать такую фразу: “болезнь новообращенных”. Идет она от самих новообращенных в православие и говорит об их духовной борьбе. При этом в России новообращенные подвержены тем же самым промахам, что и в Америке, и на Западе.

Так появляются у нас отшельники-пустынножители, неспособные провести хотя бы неделю в послушании в обычном монастыре; иные толкуют о возвышенных молитвенных состояниях, не упуская возможности огрызнуться по любому малейшему поводу; другие мечтают об обращении целых городов и штатов, не в силах ужиться даже со своими ближними; и т.д. Сами по себе такие мечты еще не грех: они действительно вдохновляли православных подвижников прошлого. Но если они отрываются от конкретной решимости день за днем вести православную жизнь в ее самой простой, будничной форме - они останутся безплодными.

Исходя из своего собственного подчас горького опыта, один русский епископ, воспользовавшись игрой слов (convert = новообращенный) как-то сказал: “Я не против конвертов, но уж слишком легко они расклеиваются…” В этой шутке - важная правда. Мы должны серьезно учиться на опыте повседневной духовной борьбы, учиться хранить и укреплять нашу православную веру. Тогда даже самые дерзкие мечты обратятся в реальность, принесут плоды и нам самим, и окружающим.

Холодный формализм

Еще один промах, который встречается среди православных, и особенно болезненный для тех, кто еще не пришел к вере, можно назвать “холодным формализмом”: все внимание - внешней стороне православия, словно наша вера заключается в помпезных церемониях и официальных актах. В такую же ошибку впадали первосвященники и фарисеи во времена Спасителя: если церковная жизнь организована и отлажена, если все делается по официальному указанию священноначалия, если службы выполняются без ошибок и выглядят внушительно, - тогда можно преспокойно забыть, о чем говорит Евангелие, и распять Самого Христа без зазрения совести…

Нередко холодный формализм соединяется с полным равнодушием к практической работе: зачем такие усилия? Зачем помогать ближнему? Зачем безпокоиться о каком-то общем православном деле? Именно под такой личиной сплошь и рядом выступает православие на экуменических встречах, и оно, конечно, не может привлекать к себе искателей истины.

“Осадное положение”

Последнее заблуждение - это склад ума, который можно назвать “осадным положением”: иным кажется, что если православие - это истинная вера, то в наши тревожные времена все усилия надо сосредоточить на защите ее от подступившего со всех сторон врага. Очень часто подобный взгляд распространяется на поиски “предателей” и “еретиков” в православной среде; причем столь много внимания уделяется собственному “соблюдению правил” и “несоблюдению” у оппонентов, что не остается никаких сил на проповедь Евангелия спасения даже среди православных, не говоря уж об окружающем мире. Нужно помнить, что первосвященники и фарисеи постоянно обвиняли Самого Христа в “несоблюдении правил”, и что “соблюдение” само по себе ничего нам не дает (и может даже послужить нашей гибели), если у нас нету важнейшего, “единого на потребу” для спасения - живой веры.

Нам, американцам, еще в каком-то смысле повезло, что православных у нас так мало по сравнению с инославным, а в последнее время и с иноверным, населением. Повезло потому, что это неправославное большинство, эти массы людей, ищущих истинной веры, всегда у нас перед глазами. Так что мы, стремясь работать Господу, волей-неволей обращаем на них внимание, говорим с ними о православии, выбирая доступные для них слова. А вот в Греции, например, почти все население православное, там никто не ищет истинной веры; в результате распространяются внутрицерковные споры и ссоры, и впустую уходит драгоценная энергия, которая так нам нужна для миссионерской проповеди.

“Русский пастырь”, Сан-Франциско