САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1985-2000 гг. митр. Виталий arrow 6. митр. Виталий arrow Епископ Григорий (Граббе)- К ИЗБРАНИЮ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЯ II, (проект послания Арх.Синода РПЦЗ

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Епископ Григорий (Граббе)- К ИЗБРАНИЮ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЯ II, (проект послания Арх.Синода РПЦЗ PDF Напечатать Е-мейл
Епископ Григорий (Граббе)

К ИЗБРАНИЮ ПАТРАРХА АЛЕКСИЯ II

(проект послания Архиерейского Синода РПЦЗ)

Не без волнения и беспокойства мы ожидали избрания нового Всероссийского Патpиаpха. В преддверии этого события мы читали сообщения прессы и пропагандистов о, якобы, коренном изменении положения Российской Православной Церкви при новой политике и так называемой "перестройке". Мы не знали, можно ли надеяться на то, что на Всероссийском Собоpе появяться новые церковные силы и сменится ведущий состав сотрудничавших с коммунистическим правительством епископов.

Многие верующие у нас начинили думать, что коренная перемена уже наступила. Некоторые выражения в начале послания Собоpа, созванного для избрания нового Патpиаpха как будто могли нас в этом обнадеживать. "Церковь наша и весь народ, - вещает новый Патpиаpх, - вступили в эпоху больших перемен, отмеченную новыми возможностями и новой ответственностью". Послание справедливо говорит: "И ныне, как может быть никогда раньше, нам необходимо критически осмыслить свое прошлое и свое нынешнее состояние, осудить в себе не только те внутренние болезни, которые порождались стеснениями и внешними условиями церковного бытия, но и то, что происходило от нашей слабости и несовершества, дабы всем нам "ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4)".

Однако далее послание не останавливается на сути упомянутых в нем "внутренних болезней", а переходит к необходимости устранения некоторых пастырских и администратичвных недостатков текущей церковной жизни, не касаясь корней их происхождения. Тем более, не может оно устранить тревоги, вызываемой сfмой личностью новоизбранного Патpиаpха.

Отводяя много места в Послании вопросу об отношении к Русской Православной Церкви Заграницей, Патpиаpхия ставит его только в плоскость "раздора" и потому, возможного примерения, вынося за скобки подлинную глубокую принципиальную причину нашего разделения: вопроса о служении истине или лжи. "Мы ничего так горячо не желаем и не желали, как примерения с нашими братьями и сестрами", - пишет новый Патpиаpх Алексий.

Христианам легко "мириться", когда дело заключено только в области личных обид, устраняемых взаимной любовью и взаимной просьбой о прощении. Но, как сказать "Христос посреди нас", когда с одной стороны доргая сердцу истина, составляющая основу Церкви Христовой, а с другой - чуждая ей ложь?

Мы вынуждены напомнить, что путь Московской Патpиаpхии, несшей эту ложь, обозначен с 1927 года Митpополитом, впоследствии Патpиаpхом Сергием, когда он, ради сохранения внешней церковной организации, провозгласил, что радости и скорби враждебной Церкви власти, являются также рабостью и скорбью возглавленной им Русской Церкви. Не согласившиеся с этой кощунственной ложью Митpополиты Петр и Кирилл, вместе с их бесчисленными последователями составили украшающий Русскую Церковь лик мученников и исповедников.

Тогдашинй возглавитель зарубежной части Русской Церкви, Блаженнейший Митpополит Киевский и Галицкий Антоний, будучи личным другом Митpополита Сергия, с великой скорбью обличил его новый путь лжи.

6 мая 1933 года Митpополит Антоний писал ему: "Умоляю Вас, как бывшего ученика и друга своего: освободитесь от соблазна, отрекитесь во всеуслышание от всей той лжи, которую вложили в Ваши уста Тучков и другие враги Церкви, не остановитесь перед вероятными мучениями.

Если сподобитесь мученического венца, то Церковь земная и небесная сольются в прославлении Вашего мужества и укрепившего Вас Господа, а если останетесь на том пространном пути, ведушим в погибель (Мф. 7, 13), на котором стоите ныне, то он безусловно приведет Вас во дно адово и Церковь до конца сових дней не заабудет Вашего предательства".

Однако, возглавленная Митpополитом Антонием иерархия ничего не могла делать, кроме такого обличения ложности пути Патpиаpха Сергия и его последователей, а также открытия всему миру истинных сведений о преследовании Веры в России. Епископов, независимых от атеистических правителей, там на свободе уже не было. А когда, кроме подчинению Церкви управлению атеистов, прибавилась ради советской политики измена православному учениюо единстве Церкви и вовлечение ее в Мировой Совет Церквей, - наше разделение еще больше углубилось.

Московская Патpиаpхия оказалась вовлеченной в новую для истории Церкви ересь, отрицающую учение Символа Веры, Святых Апостолов и Вселенских Собоpов, что на земле спасителем основана только одна истинная Церковь (Еф. 4, 5). Вне ее осчтаются разнообразные еретики и различные религии. С ними, представители Московской Патpиаpхии совершают совместные молитвы, называемые "экуменическими".

Каноны Вселенских Собоpов и Святых Отцов решительно огораживают православных христиан от всякого молитвенного общения с еретиками.

Таких канонов в Книге Правил больше двенадцати. В канонах и вообще в Церковном Предании, отношения верующих с еретикками ограничиваются проповедью им Православия. Сношений с ними по делам общественным или экономическим это, кончно, не касается. Только в двадцатом веке на Западе появилась практика "диалога", т. е. обсуждения с еретиками на равных началах церковной истины в поисках компромисса. Даже после разделения с Зарубежной Церковью в 1927 г. - Московская Патpиаpхия в 1947 г. держалась этого принципа на Совещании в Москве с представителями Восточных Православных Церквей. Только после этих лет, вступив в угоду граждапнской власти в служение потребному ее политике "миротворчеству", Московская Патpиаpхия окончательно предала забвению учение о Церкви святых отцов и соскользнула на путь широкого экуменизма. Подобный грех теперь уже всех Восточных Церквей для нас, Русской Церкви, не указ. Особенно ярким проявлением такого бесчиния было участиедвух епископов Патpиаpхии в возглавленной Римским Папой общей молитвы с всевозможными еретиками и даже язычниками в Ассизи.

Новоизбранный Патpиаpх участвовал во многих экуменических конференциях и уже 22 года состоит Председателем Конференции Европейских Церквей. Каким образом вовлекли Русскую Церковь на этот путь, мы узнаем от ведавших церковными делами Фурова и Харчева. В докладе Фурова значится "Постоянный и непреклонный контроль деятельности Синода ведется чинами Совета по Религиоззным Делам, которые ведут сстематическую воспитательную работу с членами Синода, заключая довериьтельные договоры с ними и оформляя их патриотические позиции и взгляды. Через членов Синода таким образом и с их помощью мы могли оказывать необходимое влияние на весь епископат".

Далее в докладе Фурова дается оценка степени надежности разных членов епископата с коммунистической точки зрения. На первое место он поставил Патpиаpха Пимена, а на второе, - ныне избранного Патpиаpхом Ленинградского Митpополита Алексия.

Харчев тоже докладывал совсем недавно об успешной "воспитательной" работе по подготовке духовенства Московской Патpиаpхии к сотрудничеству с коммунистами и усвоение ими новых взглядов.

О том, что коммунистическая партия, независимо от "перестройки", не оставляет Московскую Патpиаpхию вне своего внимания, недавно поведал журналистам генерал КГБ Олег Калугин. Он сообщил им, что несмотря на кампанию по ликвидации прежнего социально-психологичекого образа действий его ведомства, оно продолжает внедрять свою агенткуру в отечественные организации, причем, диапазон этой деятельности огромен: "от бастующих шахтеров, до Синода Русской Православной Церкви" ("Новое Русское Слово" N 16-17, 1 июня 1990 г.).

Может ли все это служить для нас свидетельством господства подлинно церковных начал при избрании Ленинградского Митpополита Алексия Московским Патpиаpхом? - Конечно, нет. Меньше всего может нас к этому распооложить похвальный отзыв о нем Фурова, поставившего его на одно из первых мест среди иерархов, которые "доказали свою лояльность не только на словах, но и на деле" и "соблюдая законы о религиозных обрядах, наставляют настоятелей приходов и прихожан в том же духе. Они знают о правительственной линии не расширять религию и роль Церкви в обществе и поэтому не стремятся распространить влияние религии на народ". Этого ли ждут верующие от Патpиаpха?

Такой человек, что бы он ни писал в изменившихся условиях, не может заслуживать доверия паствы. И когда он старается заклеймить нас именем "раскольников", когда старается приписать нам якобы нарушение данной при хиротонии верности Московскому священоначалию, - мы прежде всего должны напомнить ему, что в нашей среде нет ни одного епископа, давшего такую клятву на верность нынешней Московской Патpиаpхии.

А что касается "раскола", да будет известно, что экуменические вольности Московской Патpиаpхии, и, в частности, ее нового Патpиаpха, будучи погрешностями догматическими, дают нам полное каноническое основание не вступать с ним в молитвенное общение.

Мы руководствуемся тут пятнадцатым правилом Двухкратного Константинопольского Собоpа. Оно сначала напоминает об обычном порядке подчинения священноначалию, но потом переходит к особым условиям, когда это священноначалие впадает в ересь, как это случилось с Московской Патpиаpхие, принявшей экуменизм. Тут перестают действовать обычные правила канонического порядка. "Ибо отделяющийся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Собоpами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в Церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборного рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимьи, но и достойны чести, подобающей правславным. Ибо они судили не епископов, а лежеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились хранить Церковь от расколов и разделений".

Если новоизбранный Патpиаpх действительно хочет объединиться с нами, пусть покажет, что действительно теперь освобождается от указаний уполномоченнывх гражданских власей, что заботится о православном просвещении и верности святоотеческому учению о единстве Церкви и растущей в России пропаганде безнравственности. Но, поскольку ему трудно приобрести доверие глубоко верующих людей вследствие прежнего сотрудничества с КГБ, лучше ему найти в себе смелость и решимость, чтобы признать, что он слишком скомпрометирован, чтобы получить общее доверие верующих чад Церкви.

Мы с горечью видим, что направление, принятое Московской Патpиаpхией по указаниям Совета по делам религии, привело кому, что не только новый Патpиаpх, но и покорно избравшие его иерархи, привыкли во всем своем проявлении не столько заботиться о распространении и укреплении Веры, сколько о послушании уполномоченному атеистических и гражданских властей. А они направляли все свои силы скорейшему искоренению веры и благочестия. В результате верующие не видят в составе Московской Патpиаpхии архипастырей, которого могли бы вести их по пути подлинного духовного возрождения. Они поэтому обращаются за помощью к Зарубежной Церкви, как сохранившей каноническую иерархию и церковные начала, насаждавшиеся с таким трудом Патpиаpхом Тихоном и его верными последователями.

Исполненные любви к подвижникам Веры в России, мы не можем оставаться безучастными к их нынешним духовным нуждам. Мы с любовию отзываемся на этот зов и хотим, насколько мы в силах, способствовать возрождению дооргой нам Церкви, подлинно православных приходов, превозмогающих искушения века сего.

Нам надлежит помнить, что наступившее по милости Божией облегчение ограничений для религиозной жизни в России ставит перед нам вопрос: приносим ли мы за это благодарение Богу и готовы ли мы усердно пользоваться новыми условиями для оживления своего участия в церковной жизни?

Вспомним тех подвижников, которые в пррошлом вели такую жизнь, пренебрегая всеми опасностями. Каждый верующий должен следовать примеру наших оотцов и матерей, строя нашу семейную и общественную жизнь на церковных началах.

Церковная жизнь, свободная от неправославных соблазнов, в некоторых местах в России может быть теперь только в зачатке. Тем более требуется от нас жертвенное усердие для ее возрождения, пользуясь для этого периодом наступившей свободы. Надо много усердия и жертвенности для восстановления православного быта в нашей жизни, особенно приходской и семейной.

Учитесь же сему, братие и сестры. Узнавайте от искусных, как создавался он нашими благочестивыми предками и следуйте их примеру, который доступен нам при любых политических условиях у вас. Начинайте все молитвою и помните, что Бог дал нам жизнь для того, чтобы с помощью Церкви, каждый из нас берегся от распространенных ныне нравственных соблазнов и готовился к озаренной воскресением будущей жизни в Райских Чертогах.

В этом, по молитвам всех святых в Земле Российской просиявших, Господь да поможет всем нам.