САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1917-1920 гг. патр. Тихон arrow 2. патриарх Тихон arrow 1905 г. Что ждетъ Россию? Сергей Нилусъ. (По запискамъ Н. А. Мотовилова)

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

1905 г. Что ждетъ Россию? Сергей Нилусъ. (По запискамъ Н. А. Мотовилова) PDF Напечатать Е-мейл

Что ждетъ Россію?
Сергiй Нилусъ. (По запискамъ Н. А. Мотовилова)

 

Сергей Нилус

I

Россію невидимая рука вовлекла въ стихійный круговоротъ нев?роятнаго страданія: событія — одно страшн?е другаго, преступленія — имени которымъ н?тъ на обыкновенномъ челов?ческомъ язык?, хаосъ мыслей, чувствъ, настроеній — и надъ вс?мъ торжествующе? царство ненависти, нечелов?ческой злобы и общей муки, на кровавыя клочья рвущихъ сердца вс?хъ, кто еще не утратилъ того, что прежніе люди звали сердцемъ.

Кто живетъ жизнью своей Матери — Православной Церкви, тотъ знаетъ, откуда и за что ниспосылаются эти муки, знаютъ они также и къ чему готовятъ челов?чество эти страданія, но... Прочіе же люди, которые не умерли отъ этихъ язвъ, не раскаялись въ д?лахъ рукъ своихъ, такъ чтобы не покланяться б?самъ и золотымъ, серебряннымъ, м?днымъ, каменнымъ и деревяннымъ идоламъ. которые не могутъ ни вид?ть, ни слышать, ни ходить, и не раскаялись они въ убійствахъ своихъ, ни въ чарод?йствахъ своихъ, ни въ блудод?яніи своемъ, ни въ воровств? своемъ"... (Апок. IX, 20. 21).

Такъ не къ этимъ „прочимъ" я теперь обращаю это слово, — „духъ заблужденія" такъ властно овлад?лъ теперь ихъ душой, что „в?рить они могутъ только лжи", — а къ т?мъ „избраннымъ", ради которыхъ должны сократиться дни эти, въ подкр?пленіе и въ радость ихъ в?ры: пусть къ нимъ идетъ, если Богу угодно, слово мое,  да не „поклонятся они зв?рю, говоря: кто подобенъ зв?рю сему и кто можетъ сразиться съ нимъ?"

Отецъ Амвросій Оптинскій, говоря о близости исполненія временъ и объясняя 7-й стихъ второй главы втораго посланія къ ?ессалоникійцамъ, въ которомъ указывается прихзнакъ времени явленія антихриста, — той „тайны беззаконія", которая „не совершится до т?хъ поръ, пока не будетъ взятъ отъ среды удерживающій теперъ, — подъ „теперь удерживающимъ" разум?лъ Царя, или Царскую, Самадержавную, нич?мъ и ник?мъ неограниченную властъ. Толкованіе великаго старца, подвижника и прозорливца, еще такъ недавно отшедшаго отъ насъ ко Господу, живо еще въ памяти вс?хъ его современниковъ, свято чтущихъ и соблюдающихъ въ своихъ о немъ воспоминаніяхъ каждое его даже вскользь пророненное слово.

Признакъ этотъ близкаго пришествія антихриста указанъ и св. отцами Православной Апостольской Церкви, и истолкованъ ими въ томъ же смысл?.

II

Изв?стный вс?мъ благогов?йнынъ чтителямъ святой памяти преподобнаго Серафима Саровскаго и всея Россіи чудотворца, Николай Александровичъ Мотовиловъ сохранилъ въ своихъ о немъ запискахъ сл?дующую, еще досел?, не безъ Божьей воли, сохранившуюся въ моихъ бумагахъ бес?ду свою съ нимъ о Царской Власти. Привожу безъ изм?ненія подлинныя слова записки, озаглавленной Мотовиловымъ такъ: „Копія съ отв?та моего сл?дств?нной Коммисіи — секретно спрашивавшей мн?нія моего о житіи батюшки отца Серафима, прочитанного мною въ рукописи, сочиненной бывшимъ іеродіакономъ и пов?реннымъ Саровской пустыни, нын? же (1844 года) іеромонахомъ и казначеемъ Святыя Троицко-Сергіевскія Лавры, отцемъ Сергіемъ — написаннаго во святой Саровской Пустыни 1840 года 1 или 2 сентября и сего 1844 года съ 26 на 27 октября тамъ же начавшагося переписываться мною: 
„Тамбовской Духовной Консисторіи члену Соборному Ключарю, протоіерего Никифору Телятинскому и города Кадома Соборному Протоіерею, Іоанну Розанову. 
„Симбирскаго Пом?щика, Д?йствительнаго Студента Николая Александрова Мотовилова 
„Объясненіе"...

Пропуская начало этого объясненія,—по содержанію своему представляющее многое уже изв?стное читателямъ Московскихъ В?домостей, частью изъ моего очерка о Мотовилов?, частью изъ великой бес?ды Преподобнаго Серафима „о ц?ли жизни христіанской", — я приведу зд?сь ту только часть его, въ которой р?чь ведется Преподобнымъ о царской власти, не безъ пророческаго, по моему разум?нію, указанія на событія и лица, намъ современныя.


III

Вотъ что, въ ночъ съ 26 на 27 октября 1844 года въ Саровской пустыни было написано Мотовиловымъ: 
...„а въ доказательство истинной ревности по Бог? приводилъ онъ (преподобный) святаго пророка Илію и Гедеона и, по ц?лымъ часамъ распространяясь о нихъ своею боговдохновенною и усладительн?йшею бес?дой, каждое сужденіе свое о нихъ заключалъ прим?неніемъ къ жизни собственно нашей и указаніемъ на то, какіе мы и въ какихъ наибол?е обстоятельствахъ жизни можемъ изъ житій ихъ извлекать душеспасительныя наставленія. Часто поминалъ мн? о Святомъ Цар?, Пророк? и Богоотц? Давид?, и тогда приходилъ въ необыкновенный духовный восторгъ. Надобно было вид?ть его въ эти неземныя минуты! Лицо его, одушевленно? благодатію Духа Святаго, сіяло тогда подобно солнцу, и я, поистин?, говорю, что, глядя на него, я чувствовалъ ломъ въ глазахъ, какъ бы при взгляд? на солнце. Невольно приводилъ я себ? на память лицо Моисея, только-что сшедшаго съ Синая. Душа моя, умиротворяясь, приходила въ такую тишину, исполнялась такою великою радостію, что сердце мое готово было вм?стить въ себя не только весь родъ нашъ челов?ческій, но и все твореніе Божіе, преизливаясь ко вс?мъ Божественною любовью.

Преподобный Серафим Саровский

— „Такъ-то, ваше боголюбіе, такъ ,—говаривалъ батюшка, скача отъ радости (кто помнитъ еще сего святаго старца, тотъ скажетъ, что и онъ его иногда видывалъ какъ бы скачущимъ отъ радости), — „избрахъ Давида, раба Моего, мужа по сердцу Моему, иже исполнить вся хот?нія Моя"...—и прибавлялъ: „блаженно царство, им?ющее такого царя!"

„Разъясняя же, какъ надобно служить Царю и сколько дорожить Его жизнью, онъ приводилъ въ прим?ръ военачальника Давида, Авессу.

— „Однажды онъ,—такъ говорилъ батюшка Серафимъ, — для утоленія жажды Давидовой прокрался въ виду непріятельскаго стана къ источнику и добылъ воды и, несмотря на тучу стр?лъ изъ непріятельскаго стана, пущенныхъ въ него, возвратился къ нему ни въ чемъ невредимымъ, неся воду въ шлем?, сохраненъ будучи отъ тучи стр?лъ только за усердіе свое къ Царю. Когда же что когда приказывалъ Давидъ, то Авесса отв?тствовалъ: "только повели, о Царю, и все будетъ исполнено по-твоему." Когда же Царь изъявлялъ желаніе самъ участвовать въ какомъ-либо кровопролитномъ д?л? для обозр?нія своихъ воиновъ, то Авесса умолялъ его о сохраненіи своего здравія и, останавливая его отъ участія въ с?ч?, говорилъ: „Насъ много у тебя, а ты, Государь, у насъ одинъ. Еслибы и вс?хъ насъ побили, то лишь бы ты былъ живъ, Израиль ц?лъ и непоб?димъ. Если же тебя не будетъ, что будетъ тогда съ Израилемъ?.."

IV

„Батюшка отецъ Серафимъ пространно любилъ объясняться о семъ, хваля усердіе и ревность в?рноподданныхъ къ Царю, и, желая явственн?е истолковать, сколько сіи дв? доброд?тели, христіанскія угодны Господу, говаривалъ: 
— „Посл? Православія они суть первый долгъ нашъ русскій и главное основаніе истиннаго христіанскаго благочестія.

„Часто онъ отъ Давида переводилъ разговоръ къ нашему Великому Государю Императору, и по ц?лымъ часамъ бес?довалъ со мною о Немъ и о царств? Русскомъ; жал?лъ о зломыслящихъ противу Всеавгуст?йшей Особы Его. Явственно говоря мн? о томъ, что они хотятъ сд?лать, онъ приводилъ меня въ ужасъ, а разсказывая о казни, уготовляемой имъ отъ Господа и удостов?ряя меня въ словахъ своихъ, прибавлялъ: 
— „Будетъ это непрем?нно: Господь, видя нераскаянную злобу сердецъ ихъ, попуститъ ихъ начинаніямъ на малое время, но бол?знь ихъ обратится на главу ихъ и на верхъ ихъ снидетъ неправда пагубныхъ замысловъ ихъ. Земля Русская обагрится р?ками кровей, и много дворянъ побіено будетъ за великаго Государя и ц?лость Самодержавія Его, но не до конца прогн?вается Господь и не попуститъ разрушиться до конца земл? Русской, потому что въ ней одной преимущественно сохраняется еще Православіе и остатки благочестія христіанскаго.

„Когда же, устрашенный его разсказомъ, я спросить хот?лъ о Государ?: что будетъ тогда съ Нимъ? — то онъ, не давъ мн? и выговорить, отв?чалъ мн? на мысль мою: 
— „А ты ужъ, батюшка, не о Немъ пекись — Его Господь сохранитъ: Онъ великъ передъ Богомъ — Онъ — въ душ? христіанинъ! 
„И это всегда почти любимыя выраженія его о Государ?, которыя онъ и въ прочихъ бес?дахъ своихъ со мною о Немъ говаривалъ, приводя къ тому и доказательство. И это я самъ лично слышалъ изъ устъ его, и готовъ сказать во всеуслышаніе не только Россіи, но и ц?лому міру, повторяя съ отцомъ Серафимомъ: 
„Блаженны мы, что им?емъ такого Царя!" 
„Кстати, не могу умолчать и о томъ, что, по словамъ келейника его, Павла, батюшка отецъ Серафимъ, въ день самаго бунта 14 декабря 1825 года, поутру въ этотъ день, спокойно перекладывая дрова возл? своей келліи, вдругъ сталъ б?гать, восклицая: 
„Драка! Драка!" 
„И на вопросъ отца Павла: 
„„О чемъ это ты, батюшка, кричишь такъ!""—отв?тствовалъ: 
— „Въ Петербург? бунтъ противу Государя!"— и сталъ подробно объяснять, что тамъ въ это время происходило. 
„Когда же, черезъ н?сколько посл? того дней, взошелъ на престолъ нын? благополучно царствующій Государь Императоръ, Николай Павловичъ, то батюшка отецъ Серафимъ, еще до полученія о томъ изв?стій, говорилъ: 
— „Ну, вотъ, это такъ! Слава Богу, слава Богу! Царя Богоизбраннаго даровалъ Господь земл? Русской. Самъ Господь избралъ и помазалъ Его на царство! 
„И тому же келейнику своему, Павлу, въ радости духа, неоднократно говаривалъ онъ, ублажая мудрость и попечительность о благ? Август?йшаго Дома Государыни Императрицы, Маріи ?еодоровны, и прибавлялъ: 
— „Я всегда молюсь, чтобы Господь продлилъ дни жизни Ея для счастія Россіи. 
„До сихъ поръ — разсказъ отца Павла, келейника, который и подтвердить все это не откажется. Дал?е же пом?щать буду мои собственныя св?д?нія о батюшк? отц? Серафим?."

V

„Однажды былъ я въ великой скорби, помышляя, что будетъ дал?е съ нашею Православною Церковью, если современное намъ зло будетъ все бол?е и бол?е размножатьея и, будучи уб?жденъ, что Церковь наша въ крайнемъ б?дствіи, какъ отъ пріумножающагося разврата по плоти, такъ равно, если только немногимъ бол?е, отъ нечестія по душ? чрезъ разс?иваемые повсюду нов?йшими лжемудрователями безбожные толки, я весьма желалъ знать, что мн? скажетъ о томъ батюшка Отецъ Серафимъ.

„Распространившись подробно бес?дою о святомъ пророк? Иліи, какъ я выше помянулъ, онъ сказалъ мн? между прочимъ: 
— „Илія ?есвитянинъ, жалуясь Господу на Израиля, будто весь онъ преклонилъ кол?но Ваалу, говорилъ въ молитв?, что ужъ только одинъ онъ, Илія, остался в?ренъ Господу, но уже и его душу ищутъ изъяти... Такъ что же, батюшка, отв?чалъ ему на это Господь? — Седмь тысящъ мужей оставихъ во Израили, иже не преклонища кол?нъ Ваалу... Такъ, если во Израильскомъ царств?, отпадщемъ отъ Іудейскаго, в?рнаго Богу, царства и пришедшемъ въ совершенное развращеніе, оставалось еще седмь тысящъ мужей, в?рныхъ Господу, то что скажемъ о Россіи? Мню я, что во Израильскомъ царств? было тогда не бол?? трехъ милліоновъ людей. А у насъ, батюшка, въ Россіи сколько теперь? 
„Я отв?чалъ: около шестидесяти милліоновъ. 
„И онъ продолжалъ: 
— „Въ двадцать разъ больше. Суди же самъ, сколько теперь у насъ еще обр?тается в?рныхъ Богу! Такъ-то, батюшка, такъ-то ихже предув?де, сихъ и дредъизбра; ихже предъизбра, сихъ и предустави; ихже предустави, сихъ и блюдетъ, сихъ и прославитъ. Такъ о чемъ же унывать-то намъ?! Съ нами Богъ! Над?ющіеся на Господа, яко гора Сіонъ, не подвижется въ в?къ живый во Іерусалим?. Горы окрестъ его, и Господь окрестъ людей своихъ. Господь сохранитъ тя, Господь покровъ твой на руку десную твою. Господь сохранитъ вхожденіе твое и исхожденіе твое отнын? и до в?ка. Во дни солнце не ожжетъ тебе, ниже луна нощію. „И когда я спросилъ его, что значитъ это, къ чему гово-ритъ онъ мн? о томъ,— 
— „Къ тому,—отв?тствовалъ батюшка отецъ Серафимъ,— что такимъ-то образомъ хранитъ Господь, яко зеницу ока Своего, людей своихъ, то есть православныхъ христіанъ, любящихъ Его и вс?мъ сердцемъ, и всею мыслію, и словомъ, и д?ломъ, день и нощь служащихъ Ему. А таковы — хранящіе всец?ло вс? уставы, догматы и преданія нашей Восточной Церкви Вселенской и устнами испов?дующихъ благочестіе Ею преданное и на д?л? во вс?хъ случаяхъ жизни творящихъ по святымъ запов?дямъ Господа нашего Іисуса Христа. 
Въ подтвержденіе же того, что еще много на земл? Русской осталось в?рныхъ Господу нашему Іисусу Христу православныхъ и благочестиво живущихъ, батюшка отецъ Серафимъ сказывалъ н?когда одному знакомому моему, — то ли отцу Гурію, бывшему гостиннику Саровскому, то ли отцу С?меону, хозяину Маслищенскаго двора, — что однажды, бывши въ дух?, вид?лъ онъ всю землю Русскую, и была она исполнена и какъ бы покрыта дымомъ молитвъ в?рующихъ, молящихся ко Господу."

VI

На этомъ м?ст? прерывается Мотовиловская рукопись. Не нуждается она въ комментаріяхъ; для в?рующаго ея значеніе и смыслъ ясны, какъ св?тъ Божій. Устами Преподобнаго говоритъ Господь, и для нашихъ временъ съ угрозой подтверждаетъ блюсти ц?лость и неприкосновенность Самодержавія, которое „посл? Православія суть первый долгъ нашъ русскій и главное основаніе христіанскаго благочестія."

Кому это сказано? Всякому православному христіанину — отъ Самого Царя до посл?дняго Его православнаго подданнаго.

На Запад? царство антихристу врагами Христа уже подготовлено: власть самодержавная см?нилась властью республиканской и конституціонной толпы, управляемой невидимою, но мощною рукой заклятой вражды ко Христу Господу.

Одна Россія во всемъ мір? держится и кр?пко стоитъ противъ незримаго врага, сильная своею в?рою и своимъ Самодержцемъ. Вотъ откуда къ ней общая ненависть, вс? козни, западни, с?ти, капканы, въ которые ее и заблудшихъ, несчастныхъ д?тей ея заманиваютъ безъ числа и м?ры расплодившіеся враги всего христіанства!

Православные! Вы, седмь тысячъ не подклонившихъ своихъ кол?нъ Ваалу, вы милліоны, молитвы которыхъ еще окутываютъ дымомъ кадильнымъ землю Русскую, изъ боговдохновенныхъ р?чей святыхъ Угодниковъ нашихъ знайте, откуда идетъ антихристъ, и кто еще держитъ его связаннымъ, — знайте, что въ тотъ день, въ который совершится взятіе отъ среды предержащей власти Самодержавнаго Царя нашего, ограниченнаго какими бы то ни было выборами изъ народа, — отступитъ отъ васъ благодать Божія, и поклонитесь вы уже не Православному Государю, а „зв?рю изъ бездны!"

Не мои это слова,—слова Божіи, запов?данныя Его Угодниками.

 

С. Нилусъ. 
„Мос. В?д." 1905 г. № 68.

 
 
rusorthodox.com