arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

РПЦЗ - РЕЗОЛЮЦИЯ ОТ 11/24 ОКТЯБРЯ 2000 г. PDF Напечатать Е-мейл

РЕЗОЛЮЦИЯ ОТ 11/24 ОКТЯБРЯ 2000 г.  

Постановили: После всестороннего обсуждения, принять следующий текст резолюции:

Архиерейский Собор, выслушав 4/17 октября 2000 года доклад Преосвященного епископа Евтихия о состоявшемся в августе 2000 года Архиерейском Соборе Московской Патриархии, вынес следующую резолюцию:

Архипастыри Русской Православной Церкви Заграницей всегда старались внимательно и объективно следить за церковной жизнью в России, как в советские времена, так и последнее десятилетие. Когда какая-то часть официальной Церкви в России шла на компромиссы в вопросах веры и благочестия, а также отрекалась от мучеников за веру нашего века, архипастыри Русской Зарубежной Церкви вставали на защиту чистоты Православия и защиту славы Русской Церкви ХХ века – святых Новомучеников Российских. Любое отступление воспринималось со скорбью и с молитвой о том, чтобы рано или поздно восторжествовала Правда на Руси. А когда духовенство и верующие в России подвергались гонениям, тогда иерархи свободной части Русской Церкви, сострадая им, поднимали свой голос в их защиту.

За каждой литургией в течение более 80 лет в наших храмах не прекращалась молитва о том, чтобы в страждущей стране Российстей никто из людей, искупленных честной Кровью Господа нашего Иисуса Христа, не погиб, но «всемъ имъ спастися и въ разумъ истины прiити». Поэтому собравшиеся на Архиерейский Собор иерархи Русской Зарубежной Церкви с особой надеждой и благодарностью Господу Богу восприняли решение Архиерейского Собора Московской Патриархии о причислении к лику святых всего сонма Новомучеников Российских, в том числе и Царя-мученика Николая со своим святым царским семейством. Мы уповаем, что это прославление является начальным актом покаяния, и что оно благотворно скажется не только на церковной жизни в России, но и на общероссийской. Мы уповаем, что ставшая теперь действительно всероссийской молитва Царю- мученику принесет многострадальному русскому народу возрождение истинной веры, мира и благоденствия. Мы также считаем, что одна из причин разделения нашей Церкви и Московской Патриархии, изложенных в Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 1987 г., по милости Божией, большей частью устранена.

На Архиерейском Соборе Московской Патриархии был частично преодолен и другой вопрос, нас разделяющий, т.н. «сергианство»: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении...» (из Основ социальной концепции РПЦ-МП). Впервые на соборном уровне Московская Патриархия пытается отстаивать независимость Церкви и отмежеваться от власти, таким образом отступая от принципов, изложенных в печальной памяти Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и косвенно признавая достойным похвалы путь исповедников, не принявших курс м. Сергия.

Определения Архиерейского Собора Московской Патриархии об отношении к инославию, и, следовательно, к экуменизму, не достачно четки и часто двусмысленны. По своей широте некоторые положения Определения приемлемы ревнителям Православия, а другие положения – на радость экуменистам. Особо вызывает тревогу, что в Определениях нет ни слова о недопустимости совместных молений с инославными, а также полное оправдание всей прошлой и нынешней экуменической деятельности. Таким образом вопрос об участии МП в экуменизме обретает первостепенную важность в вопросе разделения Русской Православной Церкви Заграницей и Московской Патриархии.

Принимая во внимание все вышеизложенное, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает, что на последнем Соборе Московской Патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни в России. Этот первый положительный шаг Московской Патриархии на соборном уровне не может не вселять в нас надежду. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает целесообразным в настоящее время создать при Архиерейском Синоде постоянно действующую комиссию по вопросам единства Русской Церкви.

Постановили: Принять предложенную резолюцию по докладу прот. Николая Артёмова в следующем порядке:

Собор Епископов РПЦЗ в Нью-Йорке, числа 8/21 октября 2000 г., выслушав доклад прот. Николая Артемова «Положение Русской Зарубежной Церкви и значение ее в современном мире» и принимая к сведению, что

1)в исторической науке современной России имеются предпосылки для свободного исследования и обсуждения доселе недоступных для добросовестной исторической дискуссии тем;

2)известны имена историков (например: В. Антонов, А. Никитин, И. Осипова, академик Н. Покровский, академик С. Фирсов, М. Шкаровский), потрудившихся над этими вопросами в целях создания объективной картины, и отчасти уже публиковавшихся в изданиях РПЦЗ;

3) внутри Московской Патриархии в связи с прославлением свв. Новомучеников и Исповедников Российских открылся потенциал для беспристрастного обсуждения путей Православной Русской Церкви в ХХ веке как, например, издания Свято-Тихоновского института («Акты Святейшего Патриарха Тихона», «За Христа пострадавшие» и др.), или три тома о Свв. Новомучениках игумена Дамаскина (Орловского), а также другие издания, основанные на новооткрываемых архивных данных,

Архиерейский Собор определяет:

1) Содействовать созыву конференции, посвященной историческому осмыслению путей Православной Российской Церкви в период преследований богоборным коммунистическим режимом, с целью углубленного понимания всех сторон этого периода.

2) Конференции иметь место на удобной для участников, но нейтральной территории (не Россия), однако не исключая в дальнейшем проведения подобных следующих конференций в Москве или Санкт-Петербурге, если результаты первой окажутся плодотворными.

3) Включить в конференцию потрудившихся над этой тематикой членов РПЦЗ, с возможностью привлечь потрудившихся над этой тематикой членов Московской Патриархии, не опорочивших себя недобросовестным подходом к истории.

4) В темы конференции в обозримом будущем следует включить для скорейшего уяснения:

а) значение для всецелой Православной Российской Церкви патриаршего Указа 362 от 7/20 ноября 1920 г.;

б) позиции новосвященномученика Кирилла, митрополита Казанского и Свияжского (Смирнова), ныне прославленного и в Московской Патриархии;

в) позиции новосвященномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого и Коломенского, Местоблюстителя патриаршего Престола, уже ранее прославленного в Московской Патриархии;

г) значение для Православной Российской Церкви деяний митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского);

г) создание набора, с точки зрения исторической, опровергнутых и ложных, но все еще бытующих, равно как сомнительных и спорных утверждений, касающихся какой бы то ни было из частей Православной Российской Церкви, с целью устранения преград для будущего общения в Истине.

Постановили: Прославить включением в список прославленных святых:

– Святителя Игнатия (Брянчанинова); 30 апр./13 мая

– Святителя Феофана (Говорова), Затворника; 10/23 января

– Святителя Филарета (Дроздова), Московского; 19 нояб./2 дек. и

– Старца Феофила КиевскогоР (Рпреставление 28 окт. 1853 г.)

Постановили: Возобновить деятельность Ученой Комиссии при Архиерейском Синоде, включив в состав Комиссии: Преосвященных архиепископа Марка, епископа Александра и протоиерея Александра Лебедева.

Обращение к старообрядцам

Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся Старого Обряда, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!

Возлюбленные братья и сестры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!

В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, мы, Собор Епископов РПЦЗ, собравшихся в богохранимом граде Нью-Йорке, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Российская вследствие богослужебных изменений, установленных в ХVII веке.

Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь Старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его. Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со Старообрядцами, и на своем Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы, наложенныя в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отмененными и яко не бывшими.

И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причиненных Старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братия и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безразсудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в соделанном вам и испрашивают прощения».

В ХХ веке на Православную Российскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже бессовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Стараго Обряда нашими предшественниками.

Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.

Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.

Мы искренно желаем встретить представителей Церквей Старого Обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас, и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к возстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить Старый Обряд в лоне Русской Церкви.

Председатель Архиерейского Собора

Члены Архиерейского Собора

13/26 октября 2000 г.

Постановили: Хиротонисать игумена Агапита (Горачек) и прот. Iоакима Лапкина во епископы как представлено в ходатайствах архиеп. Марка и еп. Евтихия.

14/27 октября постановили: назначить архиеп. Лавра как Заместителя Председателя Арх. Синода со всеми полномочиями, вторым Заместителем Архиеп. Алипия.

Архиерейский Синод избирается в следующем составе:

Митрополит Виталий – Председатель
Архиеп. Лавр – секретарь,
Архиеп. Алипий,
Архиеп. Марк,
Еп. Кирилл,
Еп. Гавриил – Заместитель Секретаря,
Еп. Михаил – (по России).

Запасные:

Архиеп. Иларион,
Еп. Амвросий.