САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ и СЕВЕРО-РУССКАЯ ЕПАРХИЯ  arrow 1964-1985 гг. митр. Филарет arrow 5. митр. Филарет arrow Архиепископ Аверкий (Таушев) о Московской Патриархии и об экуменизме

arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

 

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний




989

 sipz

sips

ottawa

sipz

roca
 
 979


HotLog

Яндекс.Метрика

Архиепископ Аверкий (Таушев) о Московской Патриархии и об экуменизме PDF Напечатать Е-мейл

Архиепископ Аверкий (Таушев) о Московской Патриархии и об экуменизме

 
«Соль обуевает» — так писал о нашем времени приснопамятный владыка Аверкий (Таушев). Настоящая тема сейчас особенно нуждается в серьёзном труде, освящающем наследие выдающихся православных святителей, начиная с XIX века и по нынешние времена, поскольку труды и жизнь, например, таких наших представителей, как митрополит Филарет1) и архиепископ Аверкий, протопресвитер Михаил Польский2), профессор Иван Андреевский3) и многих других, чья жизнь и образ мыслей не отделимы от самой сущности Русской Зарубежной Церкви, уже сейчас не поддерживают нас на пути, предпринятом некоторой частью РПЦЗ, а напротив, довольно нелицеприятно обличают».

Епископ Агафангел (Пашковский), РПЦз(Л)

         «...Но вот что, действительно, страшно: это то, что не мало теперь христианских и даже православных священнослужителей, которые, ради денег, снискания себе популярности и карьеры, в большей или меньшей степени, так или иначе, открыто или прикрыто, «идут в ногу» с этой антихристианской – антихристовой пропагандой, или... упорно молчат о ней, не желая предостерегать свою паству от нея, и даже другим запрещают говорить об этом, конечно, делая это в угоду «кому-то». Закрывая глаза на все к небу вопиющие факты, они как будто охотно мирятся со всеми этими уродливыми явлениями антихристианской современности, предлагая иногда деятелям ея даже свое сотрудничество, а проповеди свои говорят на чисто-отвлеченные темы, нисколько не касаясь конкретных ужасов, какие сейчас в мiре происходят. Они словно ничего не видят и не слышат.

         Какой страшный ответ понесут они за это свое молчание, которым подлинно «предается Бог», по выражению великого святителя Григория Богослова!

         Ведь Господь поставил пастырей быть «стражами дома Израилева», то есть вверенной им паствы, по слову Писания, и «взыщет кровь» всех заблудившихся и сбившихся с правого пути «от руки их» (Иезек. 3, 17).

         Как же тогда можно молчать о том, о чем сейчас, кажется, самые камни готовы возопиять!

         И уж совсем жутко, когда служители Церкви полностью солидаризируются с лютыми врагами Христа-Спасителя, вступая с ними в те или иные соглашения, делая им те или иные уступки и даже лицемерно объясняясь им в любви и восхваляя их, как своих друзей, благодетелей и покровителей.

         На этот жуткий путь – путь лицемерной лжи, которой не должно быть места в истинной Церкви Христовой, в своё время, у нас, в нашей порабощённой безбожниками России стало «сергианство», последовательным продолжением коего является нынешняя «Московская Патриархия». Какое страшное предательство креста Христова в пресловутой «Декларации» Нижегородского Митрополита Сергия от 1927 года и в неоднократных заявлениях его и патриарха Алексия, что богоборческая коммунистическая власть есть «власть от Бога» и что ей нужно «выразить благодарность за заботы о нуждах православного населения»!

         По такому же приблизительно пути, быть может, только иногда в более смягчённых формах, пошло и иерархическое руководство других поместных православных церквей, оказавшихся на территории коммунистических стран.

         Не решаемся строго судить их, ибо не всякий способен на подвиг исповедничества и мученическую смерть, но более чем странно, живя на свободе, оправдывать и даже одобрять такой путь, делая себя, таким образом, участником в их преступной лжи.

         Впрочем, едва ли, однако, многим лучше в странах так называемого «свободного мiра», где нет пока такого открытого кровавого гонения на крест Христов и его верных последователей. И здесь наблюдается какая-то «несвобода» – какая-то связанность многих представителей церковной иерархии, какая-то подчинённость, какая-то зависимость их от врагов креста Христова. Мощным орудием этих врагов стало столь модное теперь «экуменическое движение», которое в самое последнее время достаточно ярко выявило своё антихристианское лицо, прикрывая его лукаво обольстительным для многих лозунгом «христианской любви» и всеобщего «единения».

         Особняком стоит пока наша Русская Зарубежная Церковь, но, конечно, более чем наивно думать, что она может быть оставлена «вне поля зрения» врагов креста Христова. Тут, с нашей стороны, требуется самая строжайшая бдительность и принятие самых решительных мер к пресечению всяких малейших попыток как-то подчинить нас себе. Всякое легкомыслие и чрезмерная наивная доверчивость тут непростительны! Не может быть у нас никакого общения ни с явными, ни с тайными врагами креста Христова ни на религиозной почве, ни на бытовой. Не безопасно сотрудничество с ними и на почве «благотворительности», ибо деньги всегда сохраняют свою способность «покупать» и делать совесть человека «эластичной».

         Надо всегда помнить: служение Церкви богоборческой власти или антихристианскому экуменизму – всё равно! – это отказ Ея от Христова оружия – креста Господня, это духовная капитуляция, сдача в плен врагу Божию и врагу человеческого спасения – диаволу. Одна внешняя видимость Церкви, хотя бы и очень пышная и наружно привлекательная, это ещё – не Церковь истинная, какой единственно Церковь должна быть.

         Об этом так предрекал, говоря о последних временах, наш великий российский светильник святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Тогда, хотя имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но всё это – только видимость, внутри же отступление истинное» (Толков. на посл. Сол. 2-ое гл. 2).

         Остановить же это «Отступление» немощною рукою своею, по словам другого нашего духоносного наставника святителя Игнатия (Брянчанинова), мы безсильны, ибо оно – «попущено Богом», но «устраниться, охраниться от него» мы должны. А для этого надо «ознакомиться с духом его, изучить его, чтоб по возможности избегнуть влияния его» («Отечник», стр. 549).

         Вот почему молчать в наше время о совершающемся на наших глазах Отступлении – преступно и перед самими собою и перед нашими ближними.

         У нас свой – прямой и честный путь, от которого не должно быть никаких, ни малейших отклонений.

         Никаких компромиссов с совестью, тем более ради временных благ этой жизни!

         В нынешнее страшное время повсюдного уже гонения на наше великое и спасительное знамение – Крест Христов не только не позволим себе как-то стыдиться его, в угоду «кому-то», но наоборот: вооружимся им, готовя себя на исповеднический подвиг, если понадобится, даже до смерти, взывая мысленно вместе со св. Апостолом Павлом: «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мiр распяся, и аз мiру» (Гал. 6, 14).

         И, взяв каждый крест свой, как призывает нас Христос-Спаситель, пойдём за Ним этим нашим прямым и честным путём, ныне совсем особым, отдельным путём, отличным от других, ставших отступниками креста Христова.

         ...Итак, несмотря на всё подлинно-страшное, совершающееся сейчас в мiре, не взирая ни на каких отступников, даже в нашей собственной среде, будем только твёрдо помнить, что Крест Христов – это наше знамя и, одновременно, наше непобедимое оружие и, что, в конечном итоге, Кресту Христову принадлежит окончательная и полная победа над всеми силами современного мiрового зла, что Крест Господень – наша слава и утверждение, и упование на него нас никогда не посрамит».

         (Архиепископ Аверкий, «Слова и речи», том 2-й, Jordanville, 1975 г., сс. 557-561).

Новосвященномученик Виктор (Островидов), Епископ Глазовский и Воткинский:

         «В деле расточения Церкви вместе с предательством Митр. Сергий произвел и тяжкую хулу на Духа Святаго, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни…

         Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии вопреки слову Божию «верных с неверными» (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ее, Митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным, по безблагодатности священнодействующаго, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нем подлежат сугубому осуждению…

         Являясь во всей своей деятельности еретиком антицерковником, как превращающий Святую Православную Церковь из дома благодатного спасения верующих в безблагодатную плотскую организацию, лишенную духа жизни, Митр. Сергий в то же время через свое сознательное отречение от истины и в своей безумной измене Христу является открытым отступником от Бога Истины...». (Из Послания 1928 года, «Акты Святейшего Патриарха Тихона», стр. 634-635).

1) Митрополит Филарет, третий Первоиерарх РПЦЗ:

         «Все русские люди, казалось бы, должны были сразу отойти — но нет! Несколько отдельных приходов примкнули к нам, а подавляющее большинство осталось. Идут и говорят, как будто бы нет никакого общения, никакого соединения с Московской Патриархией и с коммунистами и с атеистами, от которых получили автокефалию. А ещё они считают советскую иерархию для себя матерью церковью. А так как советская иерархия на поводу у коммунистов, то ясно в чём дело! Нет, закрывают глаза, как страус, который прячет голову под крыло, потому что запротестовать — это связано с какими-то неприятностями, со сложностями, с затруднениями. Предпочитают жить так, как будто в каком-то блаженном неведении. «Но их безумие обнаружится пред всеми». Так и у них, в конце концов, безумие обнаружилось: те, кто увидал это безумие, те вышли. Но, к сожалению, мало».

         «...и я спрашиваю Вас: Неужели Вы, по архиерейской совести, считаете служителей КГБ, облачившихся в рясы и клобуки, действительно, истинными духовными руководителями и возглавителями Русской Церкви? Неужели Вы не видите того, что в той организации советской, с которой Вы себя связали, на дне лежит дохлая крыса?».

         «Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!»

         «Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати».

2) Протопресвитер Михаил Польский:

         «В СССР антихристы состряпали фальшивую Церковь, внешне похожую на Церковь Христову, но фальшивую! Советская Церковь есть на самом деле — учреждение советского противохристианского, тоталитарного государства, исполняющее его поручения, служащее его целям, не могущее ни свободно судить, ни свободно молиться, ни свободно блюсти тайну исповеди. Советская церковь осуществляет во всех своих выступлениях не волю Церкви, а волю советчины. А слепцы и лицемеры спешат ей навстречу».

3) Профессор Иван М. Андреевский:

         «Советская церковь нарушила не только св. каноны. Она попрала и основной догмат Православия — ДОГМАТ О ЦЕРКВИ. Ведь разве к Советской церкви, после всех ее «дел» и «слов» (а «слова» церкви — это ее «дела») применимы слова св. догмата: «Единая, святая, соборная и Апостольская Церковь»? Не звучит ли это теперь кощунством? Ибо нет в ней ни единства, ни святости, ни соборности, ни Апостольского духа.

         Не целостное единство, а суммарный конгломерат, не духовный организм «Тела Христова», а лишь формальная церковная организация, в которой нет и намёка на святость (ибо святость и принципиальная ложь — не совместимы), ни, главное, Апостольского духа любви и ревности к чистоте и правде — вот что собою представляет понятие нынешняя «советская церковь».

         Эта церковь совершила нечто еще более страшное, чем нарушение канонов и догматов: ОНА ИЗМЕНИЛА СВ. ДУХУ, солгав перед всем миром, что в России, именуемой теперь СССР, владычествует не богомерзкое правительство богоборческого самовластия антихристова духа, ненавидящее и гонящее Христа и верную Ему до конца истинную Православную Церковь, а «избранник Господень, ведущий наше отечество к благоденствию и славе». «Кто может со спокойным сердцем слышать эту постыдную лживую похвалу», – написал по этому поводу в своем послании Первосвятитель Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий, – «где человекоугодничество граничит уже с богохульством. В самом деле, — можно ли допустить, чтобы человек, обагренный кровью с головы до ног, покрытый преступлениями, как проказой и глубоко отравленный ядом безбожия, мог быть назван «избранником Господним», предназначенным вести нашу Родину к благоденствию и славе»? «Не значит ли это, — продолжает митр. Анастасий, – возводить клевету и хулу на Самого Бога Всевышнего, Который в таком случае являлся бы ответственным за все зло, которое творится уже много лет на нашей земле большевистской властью, возглавляемой Сталиным»?

         «Наша религиозная (а вовсе не политическая, как клевещут на нас враги) СОВЕСТЬ не позволяет нам не только «сыновне кланяться» трудам и подвигу (!) патриарха Алексия, но даже МОЛЧА СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ, как «кланяются» и защищают советскую церковь другие.

         Если мы не правы – обличите нас, ответьте нам по существу, покажите, что мы не правы, но не клевещите на нас, не называйте нас фарисеями. Вовсе не с чувством гордого превосходства, какое вы приписываете нам, а с чувством искренней любви к Истине, и с чувством ужаса и святого гнева перед ложью – мы хотим поделиться со всеми братьями во Христе, нашим трагическим и мучительным опытом лицезрения ЗЛА БЕЗ МАСКИ».

         «Советская церковь сохранила не только ОДЕЖДЫ Русской Православной Церкви (внешний вид храма, внешнюю сторону богослужения), но и ТЕЛО ЕЕ (обрядовая сторона и формальная церковная организация) и даже ДУШУ ЕЕ (душевные переживания молящихся), но не ДУХ Православия, ДУХ ХРИСТОВОЙ ПРАВДЫ, который животворит душу и тело. А ведь сказано: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19).

         Безблагодатная церковь страшна не для ДУШЕВНЫХ ЛЮДЕЙ (ибо они получают то душевное утешение и удовлетворение, которого они ТОЛЬКО и ищут), а для ДУХОВНЫХ, которые ищут чисто ДУХОВНОГО благодатного утешения в св. таинствах – и не находят. Душевные слезы приносят и душевные утешения в советских храмах. Эстетические восприятия благолепия храма и прекрасного церковного пения – приносят и эстетическое услаждение в этих храмах, но ДУХОВНЫЕ слезы, жаждущие таинственной благодатной помощи свыше – утерты в советской церкви быть не могут. Вот почему люди духовные, «живущие в церкви», а не заходящие в нее только – духовно задыхаются в советских храмах, потому что не могут не чувствовать ЛЖИ И ОБМАНА, ФАЛЬШИ и других мерзостей духовного «запустения» на святом месте».

         «...от какого бы то ни было общения с советской церковью мы ОТКАЗЫВАЕМСЯ, ибо СОМНЕВАЕМСЯ В ЕЕ БЛАГОДАТНОСТИ».

Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ:

         «Это высшее правление Московской патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а ее члены просто государственные чиновники в рясах. Найдутся такие «умники», которые скажут, что это послание – только личное мнение самого митрополита. На это отвечу, что меня заставили написать это послание бесконечные протесты со всего великого нашего русского рассеяния. Значит, это мое послание есть глас нашей заграничной Святой Руси, а я только его выразил во всеуслышание» (Из Послания: «Русская Православная Зарубежная Церковь и Её современное значение»).