arhBishop-Sofrony1

 Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Санкт-Петербургский и Северо-Русский

Форум РПЦЗ

Регистрация

Боголюбивые
православные
братия и сестры
Вы сможете комментировать и публиковать свои статьи
Имя

Пароль

Запомнить
Вспомнить пароль
Нет регистрации? Создать
Благодарим Вас!

RSS Новости

Баннеры РПЦЗ

Санкт-Петербургская и Северо-Русская епархия РПЦЗ, архиепископ Софроний

 

Kondakov_BANNER1


HotLog

Яндекс.Метрика

1918 PDF Напечатать Е-мейл

1918


1/14 янв.

Слово Патриарха Тихона в Храме Христа Спасителя перед новогодним молебном.

«...Минувший год был годом строительства Российской Дер­жавы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства?..
...И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только не­счастный русский народ, но и весь мир, и далее народы го­раздо более нас культурные. И эту высокомерную затею их по­стигает та же участь, что и замыслы вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Желая сделать нас бога­тыми и ни в чем не имеющими нужды, они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих (Апок. 3,17). Вместо так еще недавно великой, могучей, страшной вра­гам и сильной России, они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, пожирающее в междоусобной войне одна дру­гую. Когда читаешь «Плач Иеремии», невольно оплакиваешь словами пророка и нашу дорогую Родину...
...И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочислен­ных советах, парламентах, предпарламентах? Нет. Они полага­ются только на свои силы. Желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши. Подлинно праведен Ты, Гос­поди, ибо мы не покорны были слову Его (Пл. Иерем., 1,18).
Забыли мы Господа. Бросились за новым счастьем, бегать за обманчивыми тенями, прильнули к земле, хлебу, к деньгам, упились вином свободы, — и так, чтобы всего этого достать как можно больше, взяли именно себе, чтобы другим не оста­валось. Заботимся о том, что преходит — прилежати лее о душе—вещи бессмертней—совсем забываем. Оттого и наши заботы о создании «храмин и житниц» постигает неудача. Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно пре­дупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге...»
Церк. Вед., 1918, № 1


  5/18 янв.

Расстрел демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде.
Известия ВЦИК. 1918. 7 янв.  


5/18 янв.

Открытие Учредительного Собрания.
Количество депутатов по результатам выборов: русских с.-р. 338; с.-р. других национальностей 99; большевиков 168; меньшевиков 18; других социалистов 16; «буржуазных» и националистических партий 64.
Собралось около 400 депутатов, из них за избрание председателем Чернова — 244; против — 153 (большевики и левые эсеры). Депутатов «буржуазных» партий ( в том числе к.-д.) были единицы.
Из речи Бухарина; «...Вопрос о власти партии революционного пролетариата есть коренной вопрос текущей действительности, который будет решен гражданской войной».
Из речи Церетели: «...С того момента, как вы вступили на путь диктатуры меньшинства, линия гражданской войны прошла через сердце демократии, и единства в рядах этой демократии нет».
Разгон Учредительного Собрания в ночь с 5 на 6 января.
1. Известия ВЦИК, 191S, 6 янв. 2. Милюков, т. 2, стр. 12-14


  9/22 янв.

Похороны жертв расстрела 5 янв. в Петрограде, Расстрел демонстрации в Москве («по предварительному подсчету» число «случайных жертв» — убитых более 50, раненых — более 200),
Известия ВЦИК. 1918. 11 янв.


  12/25 янв.

Статья М. Рейснера в «Известиях» о разделении Церкви и государства в связи с готовящимся декретом.
Известия ВЦИК. 1918. 12 янв.


  14/27 янв.

«Россия в проказе...» Слово Патриарха Тихона, сказанное им при служении в Николо-Воробьинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле).
«...Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей (Матф. 13,58), и, с другой стороны, Гос­подь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия — войны, глады, моры, землетрясения — изрек, что избранных ради пре­кратятся эти тяжелые дни (Матф. 24,22). Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно Евангель­ским прокаженным, ставши издалеча, вознесем глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны (Лук. 17,12-13). Да не взыщеши дел, оправдывающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистого помилуеши, ничтоже дивно , достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви милость Твою (из вечерн. молитвы) и спаси ны, прежде даже до конца не погибнем».
Церк. Вед., 1918. № 11-12


19 янв./l февр.

Послание Патриарха Тихона с анафематствованием уча­стников расправы над невинными людьми и гонителей Церкви,
«...Где же пределы этим издевательствам над Церковью Христовой? Как и чем можно остановить это наступление на Нее врагов неистовых?
Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей.
Враги Церкви захватывают власть над Нею и Ее достоя­нием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, ко­торый остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строите­лями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.
А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами Святого Апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч». (Рим. 8,35).
А вы, братие архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в нашем духовном делании, с пламенной ревностью зови­те чад ваших на защиту попираемых ныне прав Церкви Пра­вославной, немедленно устрояйте духовные союзы, зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления, и Мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою креста Христова, ибо непре­ложно обетование Самого Божественного Крестоносца: "Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ей".
Церк. Вед.. 1918, № 2


  19 янв./l февр.

Попытка красногвардейцев проникнуть в Александро-Невскую лавру. Убийство о. Петра Скипетрова.
Церк. Вед., 1918. № 2. стр. 82-83


Февраль

Выступления инославного и иноверного духовенства в пе­чати в защиту Русской Православной Церкви (по поводу событий в Александро-Невской лавре).

Евангельский пастор Вальтер:
«Нельзя не высказаться против тех фактов, которыми со­провождается отделение церкви от государства- Религиозные чувства людей, привыкших с особым трепетом входить в храм, не могли не быть глубоко оскорблены в тяжелые недавние дни... Каковы бы ни были теоретические решения, положение Пра­вославной Церкви в настоящую минуту является очень трагич­ным, и в этом наши глубокие симпатии всецело на ее стороне».

Священник армяно-григорианской Церкви Тер-Грегорян:
«В переживаемый нами вообще и Православной Церковью в частности момент... нельзя останавливаться на разрешении теоретических вопросов: слишком трагическая яркая картина развертывается перед нами в церковной жизни, чтобы не при­влечь к себе всю силу нашего внимания своими тяжелыми по­дробностями. Не останавливаясь на фактах последних дней, нельзя не высказаться определенно и прямо против всего того, что глубоко оскорбляет религиозное чувство верующих, ибо есть вещи, к которым нельзя прикасаться так жестоко, как ко всему остальному».

Петроградский раввин Каценелеибоген:
«С чувством особого волнения может говорить еврей о том, чему подвергается в настоящее время Православная Церковь. Только сам носивший кандалы, носивший их долго и беско­нечно тяжело, может понять переживания того, кому хотят эти кандалы надеть. Мы знаем одно: религиозное чувство, в те­чение ряда веков бывшее единственным прибежищем миллио­на людей, задето... Мы, только несколько месяцев тому назад освободившиеся от кошмара религиозного гнета, не можем не высказать Православной Церкви и всем ее сынам нашего глу­бокого сочувствия, не можем отделаться от великой и искрен­ней печали. Однако такое пассивное сочувствие недостаточно. Нужно заявить о нем громко и прямо. Поэтому я считаю необ­ходимым, чтобы евреи, своими долгими страданиями купившие себе право быть первыми в ответе на угнетения, выступили с решительным протестом против фактов, подобных имевшим место в Александро-Невской лавре».

Магометанский имам Давлеканов:
«Мы, мусульмане, так бережно охраняющие заветы своей религии, относимся с громадным уважением к религиозному чувству инако верующих, и потому с особою грустью мы сле­дим за терниями, выпавшими на долю Православной Церкви и ее прихожан».
Самарские Еп. Вед; 1918, N- 6, стр. 262-263


20 янв./2 февр.

Оповещение ЧК по охране Петрограда о предстоящем 21 января крестном ходе и запрещение препятствовать ему.
Известия, 1918, 21 янв., M 16  


20 янв./2 февр.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.
Известия, 1918, 21 янв., № 16


  20 янв./2 февр.

Открытие 2-ой сессии Собора.
Деян. Соб., 20 янв.


  21 янв./З февр.

Крестный ход в Петрограде,
Церк. Вед., 1918, № 2. стр. 85-87


  22 янв./4 февр.

Постановление Собора об одобрении послания Патриарха Тихона от 19 янв./l февр. 1918 г.
Деян. Соб., 22 янв.


22 янв./4 февр.

Воззвание большевиков к населению Москвы по поводу Декрета,
«...Церковь владела не только человеческими душами, но и большими капиталами. Церковные власти и монахи наживали свои богатства не на небе, а на земле; огромные народные бо­гатства отнимали у бедных и нуждающихся, чтобы создать удобную и сытую жизнь духовным властям, церковным служа­щим и многочисленным тунеядцам... Народные комиссары все это отныне отняли у церковников и возвратили народу. Пусть церковное имущество принадлежит тем, кто его создал... Что народ дал, то он же теперь и взял».
Реслер


24 янв./б февр.

Передовая статья в газ. «Известия» по поводу Декрета об «отделении» Церкви от государства.
Известия, 1918, 24 янв., № 18


25 янв./7 февр.

Убийство в Киеве митрополита Владимира.
Польский, т. 1, стр. 20-24


  25 янв./7 февр.

Статья в «Известиях» В. Славского: «Последняя ставка». По поводу Патриаршей анафемы.
Известия, 1918. 25 янв.. № 19


  25 янв./7 февр.

Постановление Собора «на случай болезни, смерти и дру­гих печальных для Патриарха возможностей, предложить ему избрать нескольких блюстителей патриаршего престола, кото­рые в порядке старшинства и будут блюсти власть Патриарха и преемствовать ему».
3/16 февр. при обсуждении вопроса о порядке местоблюстительства кн. Трубецкой упоминает о «закрытом заседании Собора», на котором «было постановлено, что вся полнота прав Патриарха переходит к местоблюстителю», и о том, что «не­удобно в открытом заседании говорить о всех мотивах при­нятого решения».
В 1926 г., в одном из своих писем митр. Агафангелу, митр. Сергий сообщал об этом факте:
«...Собор 1917-18 гг. сделал Св. Патриарху поручение, в изъятие из правил, единолично назначить себе преемников или заместителей на случай экстренных обстоятельств. Имена же этих заместителей Патриарх должен был, кроме их, не объяв­лять, а только сообщить Собору в общих чертах, что поручение исполнено. Я знал о таком поручении Собора Патриарху, но на заседании том не был. Преосвященный же Прилукский Васи­лий (Зеленцов) подтверждает, что он был и на первом (закрытом) заседании, когда Патриарху было дано поручение, и на втором, когда Патриарх доложил Собору, что поручение исполнено».
1. Церк. Вед., 1918, 8, стр. 160 2. Деян. Соб. 76-е, кн. 6, стр. 249 3. Письмо митр. Сергия митр. Агафангелу от 17/30 апр. 1926 г.


26 янв./8 февр.

Расстрел крестных ходов в г. Воронеже и г. Шацке Там­бовской губернии.
Церк. Вед; 1918, № 9-10


  27 янв./9 февр.

Публичные доклады в Петрограде помощника наркома образования Л. Шпицберга с призывами «отвергнуть Царя Небесного», с сообщением, что готовятся декреты о запрещении причащения как «колдовского акта», об изъятии священных сосудов, закрытии церквей и объявлении духовенства «контр­революционным». Прозрачные намеки: «Патриарх еще жив...» (Л. Шпицберг — член одной из комиссий Синода по пригла­шению обер-прокурора В. Н. Львова).
1. Церк. Вед., 1918, № 5, стр. 205 2. Реслер


29 янв./11 февр.

Прекращение деятельности Святейшего Синода в Петро­граде ввиду отобрания властями его помещений.
Церк. Вед: 1918. № 34


30 янв./12 февр.

Статья на 1-й стр. «Известий»: «Воинствующая Церковь».
Известия, 1918, 30 янв„ № 23  


30 янв./12 февр.

Открытое письмо Патр. Тихона свящ. Томской епархии Николаю Троицкому.
Церк. Вед., 1918, № 5


1/14 февр.

Статья «Известий» «В Александро-Невской лавре» — о предложении нескольких служащих лавры поставить на голосование вопрос о передаче помещений лавры Комиссариату Призрения.
Известия, 1918, 14(1) февр., № 25


2/15 февр.

Расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т. ч. 2 рабочих оружейного завода.
Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с «Декретом» и гонениями на Церковь.
Церк. Вед., 1918. № 5, стр. 209


2/15 фавр.

Статья В. Славского в «Известиях»: «Мобилизация Церкви».
Известия, 1918, 15(2) февр.


3/16 февр.

Сообщение Патриарха Тихона об убийстве митр. Владимира.
Деян, Соб.. 3 февр., кн. 6


3/16 февр.

Открытие в Москве заседаний новых органов высшего церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета.
Церк. Вед; 1918,7-8


3/16 февр.

Обсуждение на Соборе вопроса о местоблюстительстве (при нормальном ходе церковной жизни).
Деян. Соб. 76-е, кн. 6


6/19 февр.

Статья в «Известиях» С. Данилова «Черное воинство», направленная против духовенства.
Известия, 1918, 19(6) февр.


7/20 февр.

Статья в «Известиях» Рюрика Ивикова: «Великий гнев или великое кощунство» — о Патриаршей анафеме.
Известия, 1918, 20(7) февр.


7/20 февр.

Извещение в советской печати о «трагической гибели митр. Владимира Киевского от "неизвестных лиц".
Известия, 1918, 20(7) февр.


7/20 февр.

Публикация молитвы о спасении Церкви Православной для чтения на литургии.
Церк. Вед., 1918. № 5


9/22 февр.

Расстрел толпы верующих при реквизиции имущества Белогорского подворья (Пермская епархия).
Тобольские Еп. Вед.. 1919. № 15-16


 11/24 февр.

Статья в «Известиях» С. Данилова: «Отделение Церкви от государства» с оценкой размеров церковных земель,
Известия, 1918, 24(11) февр.


1—9/14—22 февр.

Обсуждение и принятие Собором определения о епархиальном управлении.
Некоторые пункты определения:
«1. Епархией именуется часть Православной Российской Церкви, канонически управляемая епархиальным архиереем».
«15. Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви, управляющий епархией при соборном содействии клира и мирян».
п. 16 предусматривает правила избрания епархиального архиерея клиром и мирянами епархии.
Примеч. I к п. 16: «В исключительных и чрезвычайных случаях, ради блага церковного, допускается назначение и перемещение архиереев высшею церковною властью».
«18. Архиерей пребывает на кафедре пожизненно и остав­ляет ее только по церковному суду или по постановлению выс­шей церковной власти, в случаях, указанных выше, в примеч. к ст. 16».
«19. Архиерей пользуется, по Божественному полномочию, всей полнотой иерархической власти в делах веро- и нраво­учения, священнодействия и пастырского душепопечения».
Опр. и Пост; вып. 1, стр. 17-33


15/28 февр.

Постановление Св. Патриарха Тихона и Св. Синода с на­ставлением о действиях пастырей и мирян в защиту гонимой Церкви.
Церк. Вед.. 1918, № 7-8


15/28 февр.

Доклад Собору депутации, посетившей народных комиссаров.
Церк. Вед., 1918, № 13-14, стр. 472


15/28 февр.

Торжественное заседание Собора, посвященное памяти убиенного митр. Владимира. Речи Патр. Тихона, арх. Серафима Челябинского, митр. Арсения Новгородского, прот. И, Восторгова и др. лиц.
Церк. Вед„ 1918, № 9-10, стр. 339-358


2/15 марта

Публикация послания Патриарха Тихона с призывом к прекращению междоусобной брани.
«...К ужасам жизни, полной бедствий, скорбей и лишений, когда голод, холод и страх за свою жизнь сковали помыслы всех одною заботой о нуждах земных, когда в междоусобной кровавой борьбе земля наша, по слову Псалмопевца, «упоена кровми неповинных сынов и дщерей наших» (Пс. 105, ст. 37), прибавилось ныне еще новое, тягчайшее для любящего Роди­ну сердца русского, горе: тот сильнейший враг, с которым уже более трех лет вел русский народ кровавую брань, в борьбе с которым погибли целые миллионы лучших сынов русской зем­ли, ныне устремляясь с своей боевой силой в глубину нашей Родины, чтобы овладеть и «главою» и «сердцем» ее, с неслы­ханной дерзостью шлет нам свои требования и предписывает принять самые позорные условия мира. И позор совершился: условия приняты... Куда же девалась былая мощь нашей Родины?
...Ведь гремят же орудия смерти во взаимной братоубий­ственной брани; ведь в жестоких кровавых боях, только не с врагами отчизны, а с братьями же вашими по крови и вере, проявляется и сила мышц ваших, и пламенная ревность ваше­го сердца... А с поля ратного, пред лицом врага иноземного, бежите вы с оружием в руках, чтобы этим же оружием рас­стреливать друг друга в междоусобной борьбе... Поистине «осквернися земля наша в делах ваших и заблудились вы в на­чинаниях своих» (Пс. 105, ст. 39).
...Исстрадавшиеся сыны Родины нашей готовы даже мало­душно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них я под их властью успокоения жизни общественной, прекраще­ния ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестрое­ния, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обес­силить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли...»
Церк. Вед,. 1918, № 7-5


3/16 марта

Приветствие лютеран Св. Патриарху Тихону с выражением возмущения насилием над Православной Церковью и с по­желанием успеха трудам Собора.
Церк. Вед., 1918, № 9-10


5/18 марта

Послание Патриарха Тихона о Брестском мире,
«Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех угото­вал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непре­станно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что во­сторжествует на земле правда Христова и соединит враждую­щих братьев в единое стадо под водительством единого небес­ного Пастыря. И несчастный русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждет ми­ра, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который бы напоил свой народ чудодейственной водой, и не ко Господу своему Благо­детелю воззвал народ о помощи — явились люди, отрекшиеся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир.
Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ?...
...А между тем у нас продолжается все та же распря, гу­бящая наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столиц мирных жителей, не знающих, где им преклонить голо­ву. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращающиеся из полков воины не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними часто прибегают к ужасному самосуду.
Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу не­строения? Не принесет ли он еще больших скорбей и несча­стий? Увы, оправдываются слова пророка: «Они говорят мир, мир, а мира нет». Нет мира и нет радости, спутницы мира.
Святая Православная Церковь, искони помогавшая русско­му народу собирать и возвеличивать государство русское, не может оставаться равнодушной при виде его гибели и разло­жения...
...Этот мир, подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет зало­гов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества...
К тебе же, обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостию до смерти. «Оскудеша очи мои в слезах, смутися сердце мое» (Плач Иеремии, 11,11) при ви­де твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больших скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира при­зываем Мы вас, Православные люди, а горько каяться и мо­литься пред Господом,
Пред лицем страшного, совершающегося над страной на­шею суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца на­ши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он да­ровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили от­торгнутых и собрали расточенные...»
Церк. Вед., 1918. № 9-10


11/24 марта

Ответ Чичерина кардиналу Каспари с отрицанием факта гонения на Церковь.
«После отделения церкви от государства, произведенного в России, религия рассматривается как частное дело, поэтому безусловно ошибочно говорить о преследованиях представи­телей религии в России. Принимая во внимание тот особый интерес, который Вы проявляете по отношению к религии, которую римско-католическая церковь рассматривала как ере­тическую и которую Вы рассматриваете теперь как право­славную, я могу Вам гарантировать, что ни один представи­тель этой религии не потерпел за свои религиозные убеж­дения.
Свидетельство солидарности церквей является к нам в тот самый момент, когда наши власти вывели на чистую воду тот обман, при помощи которого клир обманывал народные мас­сы,
Считаю необходимым отметить, что как раз в момент на­ших ограничений по отношению к духовенству были произве­дены многочисленные зверства врагами русского народа. Истинная человечность, за которую борется наша революция, не уважается теми, которые рассматриваются как Ваши при­верженцы».
1. Известия, 1919, М 57. 2. Рев. и Церк., 1919, № 3-5 3. Тобольск. En. Вед., 1919, № 8-9, стр. 144


16/29 марта

Постановление Патриарха и Синода о поминовении Патриарха на великом входе во время литургии-
Церк. Вед., 1918. № 13-14


19 марта/1 апр.

Назначение арх, Тамбовского Кирилла (Смирнова) митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским.


31 марта/13 апр.

Заупокойная литургия по убиенным за веру и Церковь Православную, совершенная Патр, Тихоном в храме Моск. Дух. Семинарии.
Из проповеди прот. Павла Лахостского:
«...Мы собрались на Священный Собор, дабы благоуст­роить, или даже, как смело выражаются некоторые, «обновить нашу церковную жизнь»-. Ясно, что дело благоустроения жиз­ни церковной — угодное Богу. Но «обновление» жизни Церкви придет только свыше, от Главы Церкви. А Он, Спаситель наш, «стяжал Церковь честною кровию Своею», на земле утвердил и укрепил Ее, «яко багряницей и виссоном», кровию (подч. о. Па­вел. — Л. Р.) святых мучеников. Очевидно и ныне Он Сам, Всемогущий, увенчивая наше дело благоустроения церковно­го, возрождает и обновляет Церковь кровию новых священно-мучеников и мучеников...»
Форма молитвенного возношения:
«О упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных: (далее имена) и иных многих священного, иноческого и мирского чина, их же имена Ты, Господи, веси».
Мученики, помянутые Патр. Тихоном за литургией 31 марта;
Митр. Владимир
Протоиереи: Иоанн (Александрович Кочуров, Петроградск. епархии) Петр (Иоаннович Скипетров, Петрогр. епархии) Иосиф (Смирнов, Костромской еп.)
Павел (Александрович Дернов, гор. Елабуга Вятской еп., и чада его)
Игумен:
Гервасий (Брянского Успенского м-ря)
Иереи:
Павел (Кушников, Новгор. еп.) Петр (Покрывало, Тульск. еп.) Феодор (Афанасьев, Орловск. еп.) Михаил (Чафранов, г, Севастополь) Владимир (Ильинский, Костр. еп.) Василий (Углянский, Симфер. еп.) Константин (Снятиновский, Владим. еп.)
Иеромонах Герасим (Брянск. Успенского м-ря) Диакон Иоанн (Касторский, Костром, еп.)
Послушник Антоний (Брянск
Yen. м-ря) Раб Божий Иоанн (Павлович Перебаскин, смотритель Солигаличского дух. училища)
(Фамилии и места служения мучеников указаны в «Церк, Ведомостях» в примечании).
Церк. Вед., 191S, № 15-16, стр. 501-505, 519



Весна 1918
Отказ Патриарха Тихона благословить Белое Движение.
Сообщение кн. Г. И. Трубецкого в газ. «Руль», 1923 г., 17 июля: при «моем посещении Патриарха Тихона перед отъездом на юг России, в начале добровольческого движения», «я не просил разрешения Патриарха передать благословение его войскам Добровольческой Армии, и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от Его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным, настолько он держался в стороне от всякой политики...»
Валентинов. стр. 160-161


5/18 апреля

Определение Собора «о мероприятиях, вызываемых про­исходящим гонением на Православную Церковь».
«1. Установить возношение в храмах за Богослужением особых прошений о гонимых ныне за Православную Веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.
2. Совершить торжественные моления: а) поминальное об упокоении со святыми усопших и б) благодарственное о спа­сении оставшихся в живых.
3. Установить во всей России ежегодное молитвенное по­миновение в день 25-го января, или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую го­дину гонений исповедников и мучеников.
4. Устроить в понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с про­славлением в слове священной их памяти.
5. Преподать благословение от Священного Собора «всем исповедникам»,
«17. От имени Священного Собора оповестить особым по­становлением, что Священный Собор Православной Россий­ской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Пре­освященными Иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единствен­ный законный высший распорядитель церковных дел, охрани­тель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного иму­щества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Бо-жиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполно­моченной им церковной власти, не имеет права распоряжать­ся церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедующие даже христиан­ской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога».
Опр. и Пост.. вып. 3. стр. 55-57


Ночь со 2 на 3 (с 15 на 16) апр.

Арест еп. Гермогена Тобольского.
Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 1.2


5/18 апреля

Деяние Собора о прославлении Святителя Софрония, епископа Иркутского.
Церк. Вед., 1918, № 19-20


6/19 апреля

Определение Собора «о мероприятиях к прекращению не­строений в церковной жизни» — по поводу епископов, кли­риков и мирян, противящихся церковной власти, прибегаю­щих к «враждебному Церкви гражданскому начальству» и «навлекающих через то на Церковь... многоразличные беды».
Опр. и Пост., вып. 3, стр. 58-60


6/19 апреля

Сообщение об открытии спец. комиссии при Нар. Комиссариате Юстиции по проведению в жизнь декрета об отделе­нии Церкви от государства, с целью упорядочения действий местных органов власти и выяснения осложнений с Церковью.
Известия, 1918, 19 стр., № 77

7/20 апреля

Окончание 2-й сессии Собора.
Церк. Вед.. 1918, № 15-16


14/27 апреля

Перевод Императора Николая и части семьи из Тобольска в Екатеринбург.
Известия, 1918, 16 мая


15/28 апреля

Крестный ход в Тобольске на Вербное Воскресение во главе с еп. Гермогеном.
Тобольск. Еп. Вед., 1919. № 1-2


15/28 апреля

Статья М. Горева в «Известиях»: «Задачи комиссии по проведению в жизнь церковного декрета».
Известия, 1918, 28 стр., № 85


9/22 мая

Крестный ход в Москве.
Орловск. Еп. Вед; 1918. № 11


15/28 мая

Послание Патриарха Тихона Константинопольскому Патриарху Герману V о воздвигнутых на Церковь Божию в России гонениях.

".В братоубийственной распре, под влиянием тлетворных человеческих страстей, распались многовековые связи, объеди­нявшие благочестивый русский народ в благодатном союзе спасаемых смиренною верою во Христа... Широким потоком разлился по русской земле дух своеволия и любостяжания и, как последствие его, всякие злодеяния и братоубийственная брань... В тесноте своей обращаем духовные взоры наши к Великой Константинопольской Церкви... И будет любовь Цер­кви Матери и Сестры елеем радости для страждущей Церкви Российской, верим, что взойдут молитвы их к престолу Божию..."
ЧС-1


15/28 мая

Письмо Патриарха Тихона последователям протестантско­го вероисповедания в России (ответ на их обращение от 3/16 марта).
«С душевным умилением восприняли Мы и Священный Собор Православной Российской Церкви исполненное глубо­ким христианским чувством послание последователей проте­стантского вероисповедания по поводу постигшего Русскую землю лихолетья и угнетающих Церковь Православную «тесноты и гонения» (Рим. 8, 35); по выслушании в заседании 26 марта (8 апр.) сего послания Священный Собор постановил бла­годарить Вас через наше смирение.
Повинуясь велению сердца, выражаем Вам и Вашим братьям по вере искреннюю благодарность за любовь и пожела­ние успеха трудам Священного Собора Православной Российской Церкви и молим Господа, да не оставит Вас Благий Чело­веколюбец без небесной награды за сострадательный отклик на скорби чающих Христова утешения. В печалях и бедах по­стигшего Православную Церковь гонения Мы непрестанно па­мятуем о Христе Иисусе, ублажающем «плачущих и изгнанных за правду» (Матф. V, 4,10), и твердо уповаем, что Небесный Пастыреначальник «не попустит нам быть искушаемыми сверх сил» (I Кор., Х,13), но «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 11,18).
В совершенном с Вами единомыслии исповедуем, что на всем протяжении своего нередко скорбного исторического пути русский народ лишь под знаменем Креста и сению Церкви мог достигать духовного развития и исполнять свое мировое призвание; и ныне Мы несокрушимо уверены, что лишь поло­жив в основу своего возрождения духовного и государствен­ного животворные начала Христова Евангелия, русский на­род преодолеет испытания, навлеченные им на себя отступле­нием от исторических заветов веры и правды.
Православная Церковь, всегда отдававшая Свои силы и достояние на спасение Своих чад и благо родной земли, и те­перь не останавливается даже до мученической крови Своих служителей и впредь не остановится ни перед какими жертва­ми для возрождения Родины и для обновления в сознании и сердцах русских людей духа Христова. Труды Священного Со­бора, основанные на Слове Божием, как на краеугольном кам­не, полагают твердое основание устроению и укреплению жиз­ни церковной и, объединяя в ограде Церкви верных чад Ее, окажут могучее содействие воссозданию единства и мощи Ро­дины.
В Вашем любезном послании Мы желали бы видеть также верный залог того, что христиане всех вероисповеданий вместе с нами положат свои силы во благо Родины и подвигнутся за едино противостать «во всеоружии Божием» (Еф. VI,11) «вра­там ада» (Матф. XVI,18) и светом Христовым разогнать объяв­шую Россию тьму христоборчества, дабы «в лето Господне бла­гоприятное» (Лук. VI,19) на общей пажити единого стада Хри­стова (Ин. X. 9,16) совершать свое спасение во славу Божию. Аминь».
Церк. Вед., № 17-18


10/23 мая

Письмо еп. Гермогена из тюрьмы с просьбой к Собору и Патриарху «пребывание в тюрьме и всякое другое насильст­венное задержание вне епархии считать за продолжение его служения во вверенной ему епархии».
Тобольск, Еп. Вед; 1919, № 1-2, стр. 21


Конец мая

Аресты церковных деятелей в Москве: прот. И. Восторгова, еп. Ефрема, свящ. Д. Корнеева, старосты Успенского Собора Н. Н. Ремезова.
Орловск. Еп. Вед., 1918. № 12


Июнь

Начало широкого гонения на Церковь.
Газетная кампания, кощунственные процессии, закрытие помещений 3-й сессии Собора, обвинение Патриарха в участии в заговоре Хонгара, опись церковных имуществ, закры­тие домашних церквей, закрытие всех духовно-учебных за­ведений, прекращение преподавания Закона Божия в школе на частные средства, начало осквернении мощей и массовых расстрелов духовенства.
Из лекции проф. Н. Н. Фиолетова 9/22 февр. 1919 г. в Омске.
Тобольск. Еп. Вед., 1919, № 6, стр. 101-102


 25 мая/8 июня

Статья в «Известиях»: «Коммерческая сделка Патриарха Тихона, протоиерея Восторгова и К°» (по поводу предоставленного последним денежного займа «до благоприятного времени»). Возбуждение следствия против «контрреволюционной» группы духовенства.
Известия, 1918, 8 июня, № 116


29 мая/11 июня

Прибытие Патриарха Тихона в Петроград и торжествен­ная встреча его верующим народом.
Тобольск. Еп. Вед; 1919. № 21-22


Ночь 2—3 (15—16) июня

Убийство еп. Гермогена Тобольского. (Утоплен в р. Тоболе с камнем на шее. Останки через месяц извлечены и захоронены).
Тобольск. Еп. Вед; 1919. № 5


Ночь 4—5 (17—18 июня)

Арест архиепископа Пермского Андроника.
Описание ареста в «Тобольск. Еп. Вед.» (перепечатка из газ. «Уральская Жизнь»):
«С 14 июня окружающим архиепископа стало известно, что с часа на час надо ждать ареста Владыки, однако, хотя на сто­роне епископа стояли приходские советы, имеющие за собою тысячи прихожан, готовых пострадать за любимого архипасты­ря, было решено активно на его защиту не выступать, во из­бежание пролития крови.
Знал о предстоящем аресте и сам архиепископ Андроник и относился к этому вполне спокойно.
В ночь с 17 на 18 июня, едва лишь пробило 12 час. ночи, к парадному крыльцу подошла банда красноармейцев, состоя­щая из мотовилихинских рабочих, руководимых каким-то не­русского типа брюнетом. Взломав входную дверь и наполнив коридор, красноармейцы, хватая всех встречных, направились вверх в покои Владыки.
Спокойно встретил, в сообществе двух священников, бодр­ствующий Владыка собравшихся и, когда предводитель спро­сил: «Который из вас архиепископ Андроник?» — он ответил:
«Я».
...Предводитель заявил, что он явился арестовать архиепис­копа, однако никаких мандатов, несмотря на требование тако­вых со стороны архиепископа, предъявлено не было.
Как раз в этот момент произошло событие, внесшее смя­тение в группу явившихся в покои Владыки красноармейцев.
Монах о. Михаил забрался на колокольню соборной цер­кви, заперся и ударил в набат.
Красноармейцы спешно увезли архиепископа в Мотовилиху. По колокольне открыли ружейный и пулеметный огонь. Всех захваченных в архиерейском доме повезли в Чрезвычайку.
Архиепископ попал в руки кровавого руководителя мотовилихинского застенка Мясникова, Этот зверь в образе человека, как передают, подвергнув Владыку самым тяжелым пыткам, в конце концов закопал его живым в землю». (Это сообщение, видимо, ошибочно — закопан был другой человек, похожий на арх. Андроника. Очевидец сообщил, что видел его в группе арестованного духовенства еще в декабре 1919 г. Тогда же, видимо, он и был расстрелян вместе с другими. — «Тобольск. Еп. Вед.», 1919, № 17 — Л. Р.).
Среди посмертных бумаг найден конспект одной из его речей:
«1. Моя речь кратка: радуюсь быти судимым за Христа и Церковь, Вы дорого стоите, а моя жизнь — плевок.
2. Контрреволюция! Политика — не мое дело. Ибо погиб­шая Россия (не) спасется в нашей взаимогрызне от отчаян­ности.
3. Но церковное дело святыня моя. Всех всюду зовя, от­лучаю, анафематствую восстающих на Христа и посягающих на Церковь.
4. Кто слов не принимает, тот может быть убоится Суда Божия за захват Священного,
5. Посему, только через мой труп захватите святыню. Это мой долг, почему и христиан зову к стоянию до смерти.
6. Судите меня, а прочих освободите — они должны ис­полнять мою волю, пока христиане. Иначе — анархия, развал, презрение от всех».
Тобольск. Еп. Вед., 1919. № 6. стр. 96


12/23 июня

Сообщение «Известий» о манифесте Михаила Романова, в котором он говорит, что отказался от власти лишь условно, предоставив решение этого вопроса Учредительному Собранию, сообщает о своем намерении водворить порядок и об амни­стии всем участникам переворота.
Известия, 191S, 25 июня, № 129


15/28 июня

Сообщение в «Известиях»: «слухи об убийстве Николая Романова — провокация».
Известия. 1918, 28 июня, № 132


19 июня/2 июля

Первое частное совещание членов Собора, собравшихся на 3-ю сессию, созванное в связи с отобранием зданий Московской Духовной Семинарии.
ЧС-1 Выписка из деяния 132-го


5/18 июля

Заседание ВЦИК под председательством Свердлова, одобрившее расстрел Императора Николая, имевший место «16 июля в Екатеринбурге», «ввиду опасности приближения чехословацких войск».
Принятие окончательного текста Конституции Российской Социалистической Федерат. Республики.
Известия, 1918. 19 июля, n 151


6/19 июля

Резолюция Патриарха Тихона на протоколе совещания Со­борного Совета, созванного по вопросу о служении соборной панихиды по расстрелянном бывшем Императоре Николае II:
«Благословляю Архипастырей и пастырей молиться о сем на местах».
Плаксин


8/21 июля

Сообщение прот. П. Н. Лахостского Собору о сяове, про­изнесенном после литургии в Казанском Соборе Патриархом Тихоном, записанном Лахостским и просмотренном Патриар­хом, — по поводу убийства Николая Романова.
«...На днях совершилось ужасное дело: расстрелян быв­ший Государь Николай Александрович... и высшее наше пра­вительство—Исполнительный Комитет—одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстре­лянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его... Пусть за это называют нас контрреволюционерами, пусть зато­чат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в упования, что и к нам будут отнесены Слова Спа­сителя нашего: «Блаженны слышащие Слово Божие и хранящие е».
ЧС-1 Выписка из 132-го деяния Собора


15/28 июля

Внесение гроба с останками еп. Гермогена в Тобольский кафедральный собор. Проповедь с паперти при встрече гроба прот. Владимира Хлынова.
«...Второй раз пришлось приветствовать тебя при вступле­нии в этот, дорогой для тебя, наш кафедральный собор 6 де­кабря минувшего года, когда ты явился в наш тихий город То­больск из Москвы после неслыханной, небывалой еще в исто­рии России братоубийственной бойни между так называемы­ми большевиками с одной стороны и лучшей частью русско­го общества в лице самоотверженно настроенной интеллигент­ной молодежи с другой. Тогда ты обратился к нам с горячим призывом к миру и в знак того, что твои слова не пустой звук, ты тут же дал нам поразительный пример братского примире­ния. О, как глубоко расстрогала нас эта душу потрясающая картина истинно христианского, истинно братского примирения!
...По поводу мученической кончины нашего дорогого Ар­хипастыря наша совесть ставит перед нами очень острый, жгу-чиЙ вопрос: за что?.. За что так жестоко пострадал этот мо­литвенно настроенный старец, этот талантливый проповедник, этот замечательный человек нашего времени?..
О, дорогие братие! Если мы вдумаемся в этот вопрос, то несомненно решим его в том смысле, что наш дорогой Архипа­стырь пострадал за нас, явившись жертвою за наше неустрой­ство, за наши беспорядки, за все зло и за всю жестокость пе­реживаемого нами времени. Разве мы не видим, что настала полоса в нашей жизни, когда неизбежными становятся чело­веческие жертвы? Разве мы не слышим, не знаем и не читаем, какими широкими потоками уже в течение целого года лилась и до сего времени льется человеческая кровь на всем пространстве обширной матушки Руси? Разве мы укажем, разве мы на­зовем хотя бы один город, где бы не было пролито человечес­кой крови, где бы не было принесено человеческих жертв кро­вавому Молоху революции?
...Эта кровавая участь, эта доля явиться жертвою, эта не­обходимость восприять мученический венец выпала на дорого­го для нас Владыку Гермогена... К нему в полной мере прило-жимы слова пророка: «Он дал душу свою в избавление за мно­гих»... Он принес себя в непорочную, чистую жертву и этим заставил содрогнуться человеческие сердца от кошмарного зре­лища той сатанинской злобы, жертвою которой он пал. Он до наглядности очевидно убедил в том, что нельзя, что некуда идти дальше по пути человеческого озлобления, что необходи­мо осмотреться, остановиться, покаяться и твердо встать на путь всяческого исправления — и нравственного, и экономи­ческого, и государственного — словом, исправления народно­го, чтобы вновь зажить не звериною, а человеческою жизнью, чтобы кончилось бессмысленное зверское самоистребление русских людей, сменившись братскою любовию и взаимною поддержкою...»
Тобольск. Еп. Вед., 191S, № 21-22, стр. 350-355


20 июля/2 авг.

Торжественная панихида в Тобольском Кафедральном со­боре по еп. Гермогену.
Из проповеди свящ. Ильи Фокина.
«...Выросло зло в нашей жизни, расширилось, заполнило собою все. Дерзко вознеслась к небу Вавилонская башня со­временной гордыни, неверия, богоборства и себялюбия. И об­рушились удары назревшего зла на хранительницу истины — Церковь Христову, и потребовались от Нее жертвы великие, лучшие, святые. Потребовалось искупление смрада и греха на­шей жизни, великое очищение ее страданием и даже кровью лучших сынов Церкви Божией. И вот пролилась кровь правед­ников, и праведники взошли на Голгофу и приняли тяжкие муки за спасение и возрождение всех. И когда они взошли на эту Голгофу и выпили до самого дна чашу искупительных стра­даний, то тем самым и дали нам великие, навеки незабвенные и яркие уроки. А мы, если не умерли духовно, если есть слух и слышание у нас, — должны понять и усвоить эти уроки, с Голгофы современных мучеников нам принесенные. Ибо не понявши их, умрем духовно, погибнем нравственно, явим при­мер пустыни бесплодной, неисправимой жестоковыйности и ко­нечного падения. Тогда скажется нам последнее и страшное:
«Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23,38), тогда сгинет Святая Русь и останется звериное царство диких злодеев...
...Перед гробницей мученика — кайся же во грехе против­ления Богу, православная Русь! Пролей свои слезы, народ поби­вающий камнями своих пророков и апостолов, «найдя себя в себе», познай свои неправды, отрекись от своих заблуждений языческих!
«...Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10,28), — гласит навеки слово Христово. На костях и страданиях возросла Вселенская Церковь и «кровь мучеников была семенем христианства!» Яркие цветы и зелень на этом гробе мученика — показательный символ вечной жизни, они свидетельствуют, что жизнь жительствует, что «свет во тьме светит и тьма его не объяла» (Ин. 1,5).
...Так оставим же, христиане, оставим все «крест, яко ярем вземши» печаль и уныние: Церковь наша жива. Церковь наша славится новыми мучениками, в ней подлинная жизнь духа, в ней одной Путь, Истина, вечная Правда!
А те, которые как наш святитель-мученик, пришли, по слову Откровения, от великой скорби, те, которые омыли и убелили одежды свои кровью Агнца, что же они? Они, по слову Откровения, за это пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, кото­рый среди престола, будет пасти их и водить на живые источ­ники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7, 14-17).
Вот их награда на небе. А на земле им всяческая любовь, вечная преданность их слову и учению, па земле им вечная, вечная память».
Тобольск. Еп. Вед.. 1918, № 21-22, стр. 362-367


Июль ?

Обращение к пастве епископа Томского Анатолия о новых мучениках.
«...В Ветхом Завете Господь установил жертвы. В жертву умилостивления за грехи человеческие приносились непороч­ные животные. Кровь этих животных, вместо крови человечес­кой, являлась очистительным приношением. Господь наш Иисус Христос пролил Свою собственную кровь за грехи всего мира и, приняв крестное страдание и смерть, явился искупительною жертвою за грехи всего мира.

Ветхозаветные агнцы являлись только прообразом сего не­порочного и чистого Агнца. Он искупил человечество от греха, проклятия и смерти, показав пример, путь и нам для борьбы со грехами человеческими и злом. Весь мир, по апостолу, лежит во зле, и грех царствует в нем. Только путем крестным, путем  борьбы и страданий и даже смерти достигается победа над ними. Всегда побеждающая мир — есть только вера наша.
Никогда зло и грех, которые есть беззаконие, не поднима­ли так высоко головы своей, как в наши дни. Удивительно ли, что потребовались агнцы искупления и кровавые жертвы и из нашей среды. Эти жертвы являются искупительными за всех нас и победой над тем злом и грехами, которые царят в среде нашей... Все наше отечество сделалось полем борьбы и усеяно бесчисленными жертвами.
...Наш долг преклонить свои главы пред подвигом тех, кто пал жертвой борьбы. Их Господь избрал агнцами и они закла­ны быта, яко же агнцы. Наш долг пред ними — молиться. Мы все должники перед ними...»
Тобольск. Еп. Вед., 1918, № 18-20. стр. 271-274


26 июля/8 авг.

Послание Патриарха Тихона ко «всем верным чадам Пра­вославной Российской Церкви с призывом к всенародному по­каянию в грехах, в связи с наступающими днями Успенского поста.
"...Еще продолжается на Руси эта страшная и томитель­ная ночь, и не видно в ней радостного рассвета. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её...
...Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телес­ную мощь русских людей. Грех сделал то, что Господь, по слоау пророка, отнял у нас и посох и трость и всякое под­крепление хлебом, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливого и старца (Ис. 111,1-3).
Грех помрачил наш народный разум и вот мы ощупью ходим во тьме, без света, и шатаемся, как пьяные (Иов, ХП,25).
Грех разжег всюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемой братской рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою.
Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу.
Мы не отвергли этого искушения, как отверг его Христос Спаситель в пустыне. Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословен­ной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд
и на все начинания рук наших.
Грех тяжкий, нераскаянный грех — вызвал сатану из бездны, извергающего ныне хулу на Господа и Христа Его и воздвигающего открытое гонение на Церковь...»
Томские Еп. Вед., 1919, № 10


28 июля/10 авг.

Определение Собора о Местоблюстителе Патриаршего Престола (общее положение, в отличие от чрезвычайного постан. от 25 янв. 1918 г.).
«По освобождении патриаршего престола», под председательствует на Соборе. В период междупатриаршества во Церк. Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из числа присутствующих членов Св. Синода. Местоблю­ститель созывает Собор для избрания Патриарха и председательствует на Соборе. В период междупатриаршества во всех храмах возносится моление о Местоблюстителе и о Св. Синоде.
Опр. и Пост., вып. 4, стр. 7-8


31 июля/13 авг.

Определение Собора о порядке избрания Святейшего Патриарха.
В трехмесячный срок по освобождении патриаршего пре­стола созывается Собор. Тайным голосованием в два этапа избираются три кандидата в Патриархи, после чего избрание совершается жребием. В случае единогласного избрания жребий не применяется.
Опр. и Пост; вып. 4, стр. 3-6


2/15 авг.

Определение Собора о возможности восстановления в свя­щенном сане лиц, лишенных сана по церковному суду.
«1. Лица, лишенные священного сана приговорами духов­ных судов, правильными по существу и по форме, не могут быть восстановлены в сане.
2. Приговоры суда о лишении священного сана, признан­ные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными».
Опр. и Пост., вып. 4, стр. 45


2/15 авг.

Определение Собора о признании недействительным ли­шение сана священнослужителей по политическим мотивам:
применение этого положения к арх. Арсению Мацеевичу и свящ. Григорию Петрову.
Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой, но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность и чтобы не стре­мился вредить Церкви своей политической деятельностью.
Изложение определения. Снычев, §12


13/26 авг.

Определение Собора о восстановлении дня памяти всех святых Российских.
Опр. и Пост; вып. 4, стр. 27


21 авг./З сент.

Определение Собора о порядке прославления святых к местному почитанию.
«3. Для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника бы­ла засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его».
«5. При проверке чудес заявители о них и свидетели дают показания под присягой о действительности записанных чудесных знамений».
«б. Свидетельствование и открытие мощей для причтения угодника Божия к лику местно чтимых святых необязательно...»
Опр. и Пост., вып. 4, стр. 25-26


30 авг./12 сент.

Определение Собора об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания.
«1. Святые храмы и часовни со всеми священными пред­метами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоя­щее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно верующих чад ее, возглавляемых Бого-учрежденною иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие».
«10. Лишившаяся храма и его святынь община православ­ных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и литургии, в част­ном доме или ином приличествующем помещении».
«11. Необходимые для Богослужения предметы приобре­таются в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо вам, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилия и гонения бессильны отнять у нее главное сокро­вище — святую веру, залог ее вечного торжества, ибо «сия есть победа, победившая мир: вера наша» (I Ин. 5,4)».
Опр. и Пост., вып. 4, стр. 28-30


13/26 окт.

Послание Патриарха Тихона Совету Народных Комиссаров.

«Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26,52).
Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынеш­ние вершители судеб нашего отечества, называющие себя «народными» комиссарами. Целый год держите в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годов­щину Октябрьской революции. Но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, во­пиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды.
Захватывая власть и призывая народ довериться вам, ка­кие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания?
Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7,9-10). Народу, изнуренному кровопролитной вой­ною, вы обещали дать мир «без аннексий и контрибуций».
От каких завоеваний могли отказаться вы, приведшие Рос­сию к позорному миру, унизительные условия которого даже вы сами не решались обнародовать полностью? Вместо аннек­сий и контрибуций великая наша Родина завоевана, умалена, расчленена, и в уплату наложенной на нее дани вы тайно вы­возите в Германию не вами накопленное золото.
Вы отняли у воинов все, за что они прежде доблестно сражались. Вы научили их, недавно еще храбрых и непобеди­мых, оставить защиту Родины, бежать с полей сражения. Вы угасили в сердцах воодушевлявшее их сознание, что «больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други свои» (Ин. 15, 13). Отечество вы подменили бездушным интернационалом, хотя сами отлично знаете, что, когда дело касается защиты отечества, пролетарии всех стран являются верными его сынами, а не предателями.
Отказавшись защитить Родину от внешних врагов, вы, однако, беспрерывно набираете войска.
Против кого вы их ведете?
Вы разделили весь народ на враждующие между собою станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубий­ство. Любовь Христову вы открыто заменили ненавистью и, вместо мира, искусственно разожгли классовую вражду. И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян поставить тор­жество призраку мировой революции.
Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, а вам, задумавшим окончательно разрушить внутренний мир. Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целы­ми месяцами в тюрьмах, казнят смертью, часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного, вами введенного суда. Казнят не только тех, которые перед вами в чем-либо провинились, но и тех, которые даже перед вами заведомо ни в чем не виновны, а взяты лишь в качестве «заложников», этих несчастных убивают в отместку за преступления, совершенные
лицами не только им не единомышленными, а часто вашими же сторонниками или близкими вам по убеждению. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невин­ных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывча­той и неопределенной «контрреволюционности». Бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего пред­смертного утешения — напутствия Св. Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения.
Не есть ли все это верх бесцельной жестокости со стороны тех, которые выдают себя благодетелями человечества и буд­то бы сами когда-то много потерпели от жестоких властей.
Но вам мало, что вы обагрили руки русского народа его братскою кровью: прикрываясь различными названиями — контрибуций, реквизиций и национализации—вы толкнули его на самый открытый и беззастенчивый грабеж. По вашему наущению разграблены или отняты земли, усадьбы, заводы, фабрики, дома, скот. грабят деньги, вещи, мебель, одежду. Сначала под именем «буржуев» грабили людей состоятельных, потом, под именем «кулаков», стали уже грабить более зажи­точных и трудолюбивых крестьян, умножая, таким образом, нищих, хотя вы не можете не сознавать, что с разорением великого множества отдельных граждан уничтожается народ­ное богатство и разоряется сама страна.
Соблазнив темный и невежественный народ возможно­стью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его со­весть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы назва­ниями ни прикрывались злодеяния — убийство, насилие, гра­беж всегда останутся тяжкими и вопиющими к Небу об от­мщении грехами и преступлениями.
Вы обещали свободу...
Великое благо — свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой-то свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнака­занности убийств, грабежей заключается дарованная вами сво­бода. Все проявления как истинной гражданской, так и выс­шей духовной свободы человечества подавлены вами беспо­щадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, когда семьи, а иногда население целых домов, выселяются, а иму­щество выкидывается на улицу, и когда граждане искусствен­но разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение, без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кро­вью мученичества многие смелые церковные проповедники голос общественного и государственного осуждения и обли­чения заглушен; печать, кроме узко большевистской, задушена совершенно.
Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Не проходит дня, чтобы в органах вашей печати не поме­щались самые чудовищные клеветы на Церковь Христову и ее служителей, злобные богохульства и кощунства. Вы глу­митесь над служителями алтаря, заставляете епископов рыть окопы (епископ Тобольский Гермоген) и посылаете священ­ников на грязные работы. Вы наложили свою руку на церков­ное достояние, собранное поколениями верующих людей, и не задумались нарушить их посмертную волю. Вы закрыли ряд монастырей и домовых церквей, без всякого к тому пово­да и причины. Вы заградили доступ в Московский Кремль — это священное достояние всего верующего народа. Вы разру­шаете исконную форму церковной общины — приход, уни­чтожаете братства и другие церковно-благотворительные про­светительные учреждения, разгоняете церковно-епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православ­ной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая учить в школах детей вере, вы лишаете их необхо­димой для православного воспитания духовной пищи,
«И что еще скажу. Не достанет мне времени» (Евр.
11.32), чтобы изобразить все те беды, какие постигли Родину нашу. Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России, о полном расстройстве путей сообщения, о небывалой продо­вольственной разрухе, о голоде и холоде, которые грозят смертью в городах, об отсутствии нужного для хозяйства в деревнях. Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужа­сное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя- Сбываются слова пророка — «Ноги их будут ко злу и они спешат на пролитие невинной крови, мысли их — мысли нечестивые, опустошения и гибель на стезях их» (Ис. 59,7).
Мы знаем, что Наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование и что вы будете искать в них лишь повода для обвинения нас в противлении власти, но чем выше будет подниматься «столп злобы» вашей, тем вернейшим будет оно свидетельством справедливости наших обличении.
Не наше дело судить о земной власти, всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы на себя Наше благословение, если бы она воистину явилась «Божиим слугой» на благо подчиненных и была «страшная не для добрых дел, а для злых» (Рим. 13, 34). Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних, истребление невинных, простираем мы Наше слово увещания: отпразднуйте годовщину своего
пребывания у власти освобождением заключенных, прекраще­нием кровопролития, насилия, разорения, стеснения веры; обра­титесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности, дайте народу желанный и заслуженный им отдых от междо­усобной брани. А иначе взыщется от вас всякая кровь пра­ведная, вами проливаемая (Лук. 11, 51) и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52).
Тихон
Патриарх Московский и всея России.
 Томск. Еп. Вед.. 1919, № 13-14. 2. Вестник РСХД, 1968. № 89-90